Вид на Кимры с колокольни церкви Вознесения Господня.
Кимры - город с поразительным прошлым, незавидным настоящим и сомнительным будущим.
В позапрошлом веке Кимры входили в состав Корчевского уезда. Меня всегда интересовал вопрос - почему Корчева тихо хирела и в конце концов была уничтожена при строительстве Иваньковского водохранилища, а Кимры из села в Корчевском уезде превратились в город. Да есть тут и элемент случайности, чисто от географического положения, но главное, на мой взгляд, это предпринимательский дух, поспособствовавший бурному развитию Кимр в те времена. Был бы такой дух в Корчеве, развилась она до большей территории, на момент строительства водохранилища, то возможно судьба города была бы другой.
Но вернёмся к Кимрам. Больше всего меня поразил один момент из истории этого города - освобождение от крепостного права. Кимряки стали свободными в 1846 году, то есть за 15 лет до официального отмены крепостного права. Причём решали они этот вопрос не индивидуально, а всем селом - соорганизовались и выкупились из владения помещицы Юлии Павловны Самойловой за 495 тыс руб серебром, которые одолжили у правительства под проценты на 37 лет. Это какая же крепкая общность была у кимряков, чтобы договориться и решить этот вопрос всем селом? Это какое же "прогнившее насквозь" государство было в те времена, когда небольшой городишко мог достучаться до правительства и получить помощь в решении важного для себя вопроса? Возможно ли что-то подобное сейчас?
Ну, а о самих предпринимателях того времени, превративших Кимры в обувную столицу России, можно судить по их домам, которые, хоть и в ужасающем виде, но в небольшом количестве ещё остались в Кимрах. Таких уникальных домов, со столь разнообразными архитектурными излишествами, я пока не встречал больше нигде в небольших городах на просторах России.
О настоящем и будущем. К сожалению, всё чем можно сейчас восхищаться в Кимрах, относится к далёкому прошлому, впрочем, как и в подавляющем большинстве городков провинциальной России. Всё, что создано в советские времена, явно не украсило этот старинный город, но Кимрам не повезло несколько больше, видимо здесь окопались особо рьяные потомки "шариковых" и "швондеров". Убогие пятиэтажки вперемешку с исторической застройкой смотрятся здесь более вызывающе, нежели, например в Торжке, а теплотрассы вытащенные наружу каким то приезжим норильчаниным, волей провидения затесавшийся в городские начальники, вообще отчасти превратили красивейший город в некое подобие промышленной зоны.
Кстати о промышленной зоне. От былого величия "обувной столицы" России в Кимрах осталось пять предприятий, занимающиеся производством обуви, два из которых работает на ВПК. Из того что удалось посмотреть в единицах кимрских магазинов, торгующих местной обувью, эта продукция явно не претендует на нишу законодателей моды в обувной промышленности. Ещё ВПК представлен в Кимрах Савёловским машиностроительным заводом в котором сейчас трудится пара сотен человек (в советские времена работало несколько тысяч) Так что в основном горожане ездят на заработки в столицу и здесь Кимры, увы, не уникальны.
Резануло в Кимрах большое количество людей, распивающих пиво в самых разных местах и отсутствие занимающихся спортом, коих стало много появляться во всех российских городах, но видимо до Кимр эта мода пока не дошла.
Чем больше путешествую по российским провинциальным городкам, тем больше убеждаюсь, что может мы и движемся "к светлому будущему", но придём мы к нему (если конечно придём) без российской провинции. Воображение рисует пустую страну, вдоль и поперёк изрезанную газо- и нефтепроводами, с десяток крупных мегаполисов и тысячи военных городков, набитых самым современным вооружением. Только возникает вопрос - кому нужна такая Россия?
Церковь Вознесения Господня 1813 год. Настоятель храма, протоиерей Андрей Лазарев является ещё и основателем центра помощи наркозависимым "Радуга".
При подъёме на колокольню, через проёмы первого яруса, открывается очень красивый вид на церковные купола.
Ну, а в основном Кимры выглядят с высоты не впечатляюще.
Спасо-Преображенский собор. Заложен 21 июля 1902 года в честь выздоровления в 1900 году царя Николая II
Вид с набережной Волги на автомобильный мост, соединяющий две части города.
Архитектура деревянных домов в Кимрах впечатляет. Насколько же были состоятельны и изобретательны, в своё время, жители города, что такое могли сотворить. На фото дом А.Е. Рыбкина, 1912 год.
А это дом братьев Лужиных, построенный в начале XX века. Дом погибает. Принадлежит он, естественно, государству, хотя сейчас вроде или продан, или находится в состоянии продажи. Было бы здорово, если бы этот дом не был потерян.
Дома деревянного модерна времен НЭПа, 1920-е годы...
...и ещё один того же времени, построенный вроде Макаром Андреевичем Рыбаковым, который был и сапожником-кустарём, и бухгалтером, а главное он был быто-описателем Кимр, написавшим трилогию "Пробуждение", "Лихолетье", "Бурелом".
Очень понравилась кое-где сохранившееся деревянная отделка этого дома.
Дом Серепьевых, крупных Кимрских торговцев, построенный конец XIX начало XX веков. Пластиковые окна в старинных домах просто убивают!
Впрочем, как и теплотрасса, вытащенная из земли наружу одним из "почитателей" кимрской старины, руководившим городом в конце прошлого века. Теперь такие виды очень распространены в Кимрах.
Встреча двух поколений - одна из границ старой и новой застройки Кимр. Здесь хоть домик из кирпича построен "с претензией", хотя мне и не нравится, а в основном в Кимрах перемешаны пятиэтажки со старой застройкой.
А это дом врача Н.А. Жардецкого, 1920-е годы (на переднем плане) в соседстве с домом купца Теплова, 1906 год.
При ближайшем рассмотрении дом купца Теплова представляет жалкое зрелище. Принадлежит дом, естественно государству, а находится там одно из подразделений дворца культуры.
Очень не радует взгляд непомерное количество всевозможной рекламы на исторических зданиях...
...а это уже "шедевр" советского прошлого. К дому О.В. Потапенко (слева), известному в своё время кимрскому предпринимателю-обувщику пристроили безликое убожище.
Один из закоулков кимрского рынка. Сегодня в "обувной столице" России торгуют уже лишь дешёвой китайской обувью. На заднем плане ещё одно здание, принадлежащее государству. До недавнего прошлого в нём находилась муниципальная библиотека, сейчас здание пустует. Не надо быть провидцем, чтобы представить во что оно превратится, если ещё пару зим останется бесхозным.
Примеры работ кимрских обувщиков начала прошлого века из местного краеведческого музея. Сегодня в Кимрах осталось пять обувных предприятий, часть из них работают на военных. Из того, что я увидел в кимрских магазинах, производимое ими, на мой взгляд, не имеет будущего. Музейные экспонаты далёкого прошлого выглядят намного интереснее..
21. Вообще в Кимрах очень замечательный краеведческий музей. В нём, представлена достойная коллекция производимой в Кимрах обуви, есть интересный раздел, посвящённый известному жителю Кимрской земли А.Н. Туполеву. А ещё организованные группы встречают вот такие фольклорные коллективы (на фото).
Ещё в музее очень понравилось вот это лоскутное панно.
И о Туполеве. Благодаря музейной экспозиции узнал, что работы над тактическими беспилотниками...
...и дальними беспилотниками у нас уже давно проводились и тема беспилотников отнюдь не изобретение запада, как я считал раньше. Другое дело, что, видимо, из вновь обретённой любви к западному миру, в конце прошлого века, мы перестали этим заниматься и сильно отстали в этой технологии.
Ну и немного о вечном... А жизнь продолжается... один из видов на Волгу.
01/06/2014 09:29
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Тверская область
- Отзыв о поездке: Городня, апрель 2014
- Отзыв о поездке: Село Волговерховье, осень 2013
- Отзыв о поездке: В гостях у сказки..., май 2013
- Отзыв о поездке: Рыбинское море - Питер, май 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.