В последнее воскресенье сентября в городе Жодино отмечается День Машиностроителя, который по совместительству является также днём города. В этот день на двух крупнейших предприятиях города проходит день открытых дверей. Естественно, большая часть посетителей идёт на БелАЗ, забывая при этом про кузнечный завод (КЗТШ), а зря. На мой взгляд, кузнечный завод значительно интереснее.
Завод вступил в строй 25 декабря 1981 года, когда был введен в эксплуатацию цех колес, предназначенный для выпуска 11,5 тысяч тонн ободьев для автомобилей "БелАЗ". На сегодняшний день предприятие специализируется на изготовлении поковок и штамповок из сортового проката, штамповке на кривошипно-горячештамповочных прессах, штамповочных молотах, молотах свободной ковки с последующей термообработкой и очисткой, а также на изготовлении лонжеронов, картеров заднего моста, балки передней оси, ободьев колес семейства автомобилей МАЗ и БелАЗ.
Начнём нашу экскурсию с кузнечного цеха
Несмотря на то, что в цеху довольно холодно, жар от печи просто чудовищный. У этой печи даже установлен водяной заслон. Также в цеху рядом с печами установлены ванны с водой на случай возгорания одежды
в печь загружаются болванки-заготовки
Там они нагреваются
и отправляются на ковку под 5-ти тонный молот
Проследуем к участку свободной ковки
Печь. Здесь 286 килограммовая заготовка нагревается до температуры 1200 градусов
Задвижка открывается
И оттуда выкатывают раскаленную заготовку
и при помощи специального подъёмника переносят под молот
цилиндрическую заготовку сплющивают, после чего кладут на подставку с полостью по середине. Напомню, вес заготовки 286 кг, а температура 1200
и прошивают отверстие с помощью прошивня
Получается вот такая торообразная заготовка
Масштаб завода впечатляет
участок производства дисковых ободов
Отправляемся в термичку. Кстати, обращаю внимание, пол выложен металлическими плитами
Участок термической обработки. Для предания металлам и их сплавам свойств упругости, пластичности, увеличения прочности применяют различные методы термической обработки, такие как термомеханическая обработка и химико-термический метод. Для подготовки изделий к дальнейшим технологическим операциям используется так называемый предварительный вид обработки – отжиг, то есть нагрев и выдержка изделия при высокой температуре и последующим постепенным охлаждением для повышения пластичности материала.
Тут происходит термообработка поковок
вероятно это отжиг
двери печи открывается, и очередная партия заготовок уходит в печь
не думал я, что такие агрегаты ещё где-то встречаются
Вернёмся в кузнечный цех. Это пресс с усилием 6300 тонн
а это станок для плазменной резки
Идём дальше и попадаем в цех, где происходит перфорация лонжеронов
Вот изначальное состояние лонжеронов
А это уже после перфорации
А вот и сам дыропробивочный комплекс фирмы Soenen
Перейдём в корпус вспомогательных цехов
здесь находятся ремонтно-механической, штампо-механический, механосборочный цеха, энергоцех и другие объекты вспомогательного производства
Пила Геллера, не правда ли, внушительно
Кстати, вращается она не так быстро, как на первый взгляд может показаться.
а вот и результат распила
металлическая стружка прекрасна
Штампы для молотов
А это уже один из конечных продуктов производства, задняя ось.
Если вдруг, в последнюю субботу сентября вы окажетесь в городе Жодино (это около 50 км от Минска), непременно посетите кузнечный завод. Не часто удаётся увидеть металлургическое предприятие в процессе работы. Да и ещё и погулять по цехам, почти в полном одиночестве.
10/05/2014 10:22
Материалы по теме
- Страны: Белоруссия
- Отзыв о поездке: По следам отступающего Наполеона, октябрь 2013
- Отзыв о поездке: Витебск-2013, новый год 2013
- Отзыв о поездке: Наваградак или Новогородок или Новогрудок - по тропам истории, осень 2012
- Отзыв о поездке: "Польское" путешствие. Гольшаны, лето 2013
- Фоторепортаж: Витебск, 20.11.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.