Музей Эдо-Токио. Зарисовки



    Возле станции Рёгоку находится одно замечательное место, которое иностранные туристы обходят стороной. Зато здесь полно японцев со всех городов, поскольку все, что тут показывается, настолько выпукло говорит о преемственности жизни и быта в Токио, бывшем Эдо, и в то же время показывает прошлые реалии, как жизнь на другой планете. По сути, внешне в современном Токио нет ничего, что напоминало бы жизнь японцев в прошлых веках. Однако суть многих вещей и явлений остается прежней. Музей Эдо-Токио расположен в современном огромном футуристическом здании, которое невозможно спутать ни с чем. Внутри воспроизведены - иногда в виде макета, иногда в натуральную величину - картины и детали жизни в Эдо начиная с того времени в 17-м веке, когда он был небольшой деревней, потом превратился в резиденцию сёгуна, потом стал столицей и крупнейшим мегаполисом Японии, а потом и Азии, потом стал Токио, был разрушен (сгорело 90% зданий) в 1945 году и вновь возродился. Заглянем туда...

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    В первых залах поставлены макеты типичных домов Эдо эпохи сёгуната. Надо сказать, что город изначально затевался не как мегаполис, но по приказу сёгуна все даймё, т е наследственные князья-губернатора провинций, должны были часть времени жить при дворе, а детей просто оставляли в столице на постоянное время, как бы в заложники. Этим достигалась стабильность и предотвращались мятежи и междуусобные войны. Однако это привело к тому, что дворы даймё в Эдо разрастались, слуги, самураи и их обслуживающий персонал строили свои дома, поселялись поодиночке и семьями, появились торговцы, универмаги и в конце концов Эдо превратился в переполненный людьми город. Столь неожиданный и стремительный рост приводил к тому, что с городским хозяйством всегда были большие проблемы. Пожары, наводнения, разные стихийные бедствия делали жизнь в Эдо опасной и непредсказуемой. но выгод от проживания тут было гораздо больше, и потому каждый старался попасть в Эдо и поселиться тут. Это было сложно, т к свободы перемещения по Японии во времена сёгуната не существовало, для путешествия в другие города требовалось разрешение. Улицы Эдо были прямы и просторные, все нижние этажи домов занимали лавки и магазины. В Эдо было более 1000 синтоистских храмов. Но основная масса строений представляли варианты "нагая", прямоугольные бараки-общежития, состоявшие из секций-ячеек, рассчитанных на семью из 1-2 человек.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Одни из множества городских ворот - в натуральную величину.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Макет нагая. Число комнаты было различно, но как правило, в каждом доме жило от 50 до 80 человек. В соответствии с японской традицией делить жизнь на внешнюю и внутреннюю (как сохранилось это и до сих пор), все эти дома торцами выходили на улицу и заканчивались лавками и магазинами. Они предназначались для пришельцев из внешнего мира, прохожих и путешественников. Жилые помещения располагались строго внутри барака, там же были колодец и туалет, и снаружи жизнь в бараке невозможно было увидеть. Как говорится, "сор из избы" выносить было не принято.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Кварталы, образованные нагая. В нагая жили, в основном, рядовые самураи и горожане-разночинцы. Самураи селились в нагая, расположенных по периметру вокруг резиденции хозяина, в просторечии хатамото. Во внутренний двор нагая можно было попасть через единственный охраняемый вход, пришельцев туда не пускали. В других нагая жили и владельцы недвижимости (в лучших, просторных комнатах), и арендаторы - торговцы и беднота. Частная собственность была священной и охранялась законом, за аренду комнат в нагая все обязаны были платить, несмотря на сословное состояние, неплательщиков выгоняли немедленно.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Макет центра старого Эдо, грандиозное сооружение. Все фигурки индивидуальны. Надо сказать, что в силу временности положения в городе и постоянной скученности и тесноты, японский дом был чрезвычайно прост. Человек только сложил постель, убрал в нишу, и комната опустела. Внутренние помещения разделялись тонкими перегородками, окна - от пола до потолка, выходили во двор. Габаритной мебели не было. Ты был всегда один посреди пустого пространства. таково ощущение японского дома, сохранившееся до сих пор.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Макет знаменитого моста Эйтай на реке Сумида. Мост был построен в 1648 году и долгое время был единственным в городе. Это его рисовали знаменитые художники времен Эдо. В 1807 году на мосту случилось большое несчастье. Мост Эйтай содержался за счет казны, а это значит, что денег на ремонт никогда не было. 19 августа на реке отмечали большой праздник, и на время прохода по реке больших прогулочных судов мост перекрыли. Потом его открыли для гуляющих, и разгоряченная толпа, стремясь увидеть зрелище, кинулась за мост. Мост сов семи людьми рухнул прямо на праздничные суда. Погибло более 1500 человек.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Теснота в коммунальных домах в Эдо была страшная. Достаточно сказать. что скоро правилом жизни стало - "одна комната - одна семья - одна квартира". В справочнике за 1878 год отмечено, что в Эдо-Токио было 128638 строений, в которых проживал 825191 человек. То есть, по подсчетам жилой площади это означало около 6,3 кв.м на человека. Теснота и отсутствие личного пространства гнали людей из дома, и большую часть свободного времени люди проводили на улицах, в парках, садах, в ресторанах или харчевнях. Удивляющий нас до сих пор бытовой аскетизм японцев возник не сам по себе, а стал результатом суровых жилищных условий прошлого.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    В бараках жили в основном несемейные люди, семьи старались снять комнаты на втором этаже или уезжали из Это в провинцию, где было просторнее и можно было построить собственный дом. В Японии сёгунов семейная жизнь считалась роскошью, доступной только успешным людям. Содержание семьи требовало больших доходов и времени, а это могло помешать исполнению воинского долга, поэтому многие самураи также не могли иметь семей по кодексу бусидо. Бытовые удобства были общими, содержались коллективно, кухонь в нашем представлении не было, еду готовили во дворах, на огне перед общим входом.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Интересно, что по традиции туалеты в бараках сооружались только с нижней частью двери в кабинку, чтобы сидящий в уборной мог видеть всех, и все видели его могли с ним разговаривать в это время. Это было удобно, так как выглянув в любое время из комнаты, можно было сразу понять, занят туалет или нет. Эта традиционная конструкция сохранилась в Японии до сих пор. Как это ни странно, но общественные туалеты, особенно в провинции. до недавних пор строились с таким расчетом, что находящийся в кабинке мужчина был хорошо виден с улицы. Меня это тоже весьма подивило, но это факт.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Комфорта в таких домах нагая тоже не было: в жару все умирали от зноя, а зимой мерзли. Спасались от жары тем, что пол поливали водой. Отсюда традиция в Японских городах поливать улицы водой в жару до сих пор.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Сцена из традиционного театра кабуки. Кстати. это отсутствие личного пространства заставляло людей все время проводить вне дома, а развлекаться в общественных помещениях. Этим объясняется то. что до сих пор Япония считается одной из самых веселых и изобретательных стран по части общественных увеселений и развлечений для всех возрастов.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Любопытно, что как и в китайском театре, женщинам в 17-м веке играть в театрах запретили, и женские роли исполняли мужчины в масках.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    Впрочем, театр был не самым ярким зрелищем. Но считался самым утонченным и изысканным. Представления шли по много часов.

    Музей Эдо-Токио. Зарисовки / Япония
    // sindzidaisya.livejournal.com/

    В музее Эдо-Токио есть масса иных разделов, от конца 19-го века, когда вся жизнь в Токио изменилась, и до 30-х годов 20-го века, когда Токио считался восточным Парижем. Но об этом как-нибудь в другой раз.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    sindzidaisya
    17/04/2014 12:36


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Японии

    27.07.24 Паром из Владивостока будет ходить до Японии
    29.01.24 В Японии ограничат количество поднимающихся на Фудзияму
    08.12.23 Turkish Airlines возобновит рейсы из Стамбула в Осаку
    26.10.23 Возобновилось морское сообщение между Россией и Японией
    05.10.23 Etihad Airways полетела из Абу-Даби в Осаку
    07.07.23 В Токио открылся крупнейший в мире крытый парк развлечений "Вселенной Гарри Поттера"
    29.05.23 Etihad Airways предложила стыковочные рейсы из Москвы в Осаку
    28.04.23 Япония досрочно отменяет антиковидные ограничения
    04.04.23 Япония отменяет антиковидные ограничения на въезд
    25.09.22 Япония отменяет ограничения для индивидуальных туристов