Возле станции Рёгоку находится одно замечательное место, которое иностранные туристы обходят стороной. Зато здесь полно японцев со всех городов, поскольку все, что тут показывается, настолько выпукло говорит о преемственности жизни и быта в Токио, бывшем Эдо, и в то же время показывает прошлые реалии, как жизнь на другой планете. По сути, внешне в современном Токио нет ничего, что напоминало бы жизнь японцев в прошлых веках. Однако суть многих вещей и явлений остается прежней. Музей Эдо-Токио расположен в современном огромном футуристическом здании, которое невозможно спутать ни с чем. Внутри воспроизведены - иногда в виде макета, иногда в натуральную величину - картины и детали жизни в Эдо начиная с того времени в 17-м веке, когда он был небольшой деревней, потом превратился в резиденцию сёгуна, потом стал столицей и крупнейшим мегаполисом Японии, а потом и Азии, потом стал Токио, был разрушен (сгорело 90% зданий) в 1945 году и вновь возродился. Заглянем туда...
В первых залах поставлены макеты типичных домов Эдо эпохи сёгуната. Надо сказать, что город изначально затевался не как мегаполис, но по приказу сёгуна все даймё, т е наследственные князья-губернатора провинций, должны были часть времени жить при дворе, а детей просто оставляли в столице на постоянное время, как бы в заложники. Этим достигалась стабильность и предотвращались мятежи и междуусобные войны. Однако это привело к тому, что дворы даймё в Эдо разрастались, слуги, самураи и их обслуживающий персонал строили свои дома, поселялись поодиночке и семьями, появились торговцы, универмаги и в конце концов Эдо превратился в переполненный людьми город. Столь неожиданный и стремительный рост приводил к тому, что с городским хозяйством всегда были большие проблемы. Пожары, наводнения, разные стихийные бедствия делали жизнь в Эдо опасной и непредсказуемой. но выгод от проживания тут было гораздо больше, и потому каждый старался попасть в Эдо и поселиться тут. Это было сложно, т к свободы перемещения по Японии во времена сёгуната не существовало, для путешествия в другие города требовалось разрешение. Улицы Эдо были прямы и просторные, все нижние этажи домов занимали лавки и магазины. В Эдо было более 1000 синтоистских храмов. Но основная масса строений представляли варианты "нагая", прямоугольные бараки-общежития, состоявшие из секций-ячеек, рассчитанных на семью из 1-2 человек.
Одни из множества городских ворот - в натуральную величину.
Макет нагая. Число комнаты было различно, но как правило, в каждом доме жило от 50 до 80 человек. В соответствии с японской традицией делить жизнь на внешнюю и внутреннюю (как сохранилось это и до сих пор), все эти дома торцами выходили на улицу и заканчивались лавками и магазинами. Они предназначались для пришельцев из внешнего мира, прохожих и путешественников. Жилые помещения располагались строго внутри барака, там же были колодец и туалет, и снаружи жизнь в бараке невозможно было увидеть. Как говорится, "сор из избы" выносить было не принято.
Кварталы, образованные нагая. В нагая жили, в основном, рядовые самураи и горожане-разночинцы. Самураи селились в нагая, расположенных по периметру вокруг резиденции хозяина, в просторечии хатамото. Во внутренний двор нагая можно было попасть через единственный охраняемый вход, пришельцев туда не пускали. В других нагая жили и владельцы недвижимости (в лучших, просторных комнатах), и арендаторы - торговцы и беднота. Частная собственность была священной и охранялась законом, за аренду комнат в нагая все обязаны были платить, несмотря на сословное состояние, неплательщиков выгоняли немедленно.
Макет центра старого Эдо, грандиозное сооружение. Все фигурки индивидуальны. Надо сказать, что в силу временности положения в городе и постоянной скученности и тесноты, японский дом был чрезвычайно прост. Человек только сложил постель, убрал в нишу, и комната опустела. Внутренние помещения разделялись тонкими перегородками, окна - от пола до потолка, выходили во двор. Габаритной мебели не было. Ты был всегда один посреди пустого пространства. таково ощущение японского дома, сохранившееся до сих пор.
Макет знаменитого моста Эйтай на реке Сумида. Мост был построен в 1648 году и долгое время был единственным в городе. Это его рисовали знаменитые художники времен Эдо. В 1807 году на мосту случилось большое несчастье. Мост Эйтай содержался за счет казны, а это значит, что денег на ремонт никогда не было. 19 августа на реке отмечали большой праздник, и на время прохода по реке больших прогулочных судов мост перекрыли. Потом его открыли для гуляющих, и разгоряченная толпа, стремясь увидеть зрелище, кинулась за мост. Мост сов семи людьми рухнул прямо на праздничные суда. Погибло более 1500 человек.
Теснота в коммунальных домах в Эдо была страшная. Достаточно сказать. что скоро правилом жизни стало - "одна комната - одна семья - одна квартира". В справочнике за 1878 год отмечено, что в Эдо-Токио было 128638 строений, в которых проживал 825191 человек. То есть, по подсчетам жилой площади это означало около 6,3 кв.м на человека. Теснота и отсутствие личного пространства гнали людей из дома, и большую часть свободного времени люди проводили на улицах, в парках, садах, в ресторанах или харчевнях. Удивляющий нас до сих пор бытовой аскетизм японцев возник не сам по себе, а стал результатом суровых жилищных условий прошлого.
В бараках жили в основном несемейные люди, семьи старались снять комнаты на втором этаже или уезжали из Это в провинцию, где было просторнее и можно было построить собственный дом. В Японии сёгунов семейная жизнь считалась роскошью, доступной только успешным людям. Содержание семьи требовало больших доходов и времени, а это могло помешать исполнению воинского долга, поэтому многие самураи также не могли иметь семей по кодексу бусидо. Бытовые удобства были общими, содержались коллективно, кухонь в нашем представлении не было, еду готовили во дворах, на огне перед общим входом.
Интересно, что по традиции туалеты в бараках сооружались только с нижней частью двери в кабинку, чтобы сидящий в уборной мог видеть всех, и все видели его могли с ним разговаривать в это время. Это было удобно, так как выглянув в любое время из комнаты, можно было сразу понять, занят туалет или нет. Эта традиционная конструкция сохранилась в Японии до сих пор. Как это ни странно, но общественные туалеты, особенно в провинции. до недавних пор строились с таким расчетом, что находящийся в кабинке мужчина был хорошо виден с улицы. Меня это тоже весьма подивило, но это факт.
Комфорта в таких домах нагая тоже не было: в жару все умирали от зноя, а зимой мерзли. Спасались от жары тем, что пол поливали водой. Отсюда традиция в Японских городах поливать улицы водой в жару до сих пор.
Сцена из традиционного театра кабуки. Кстати. это отсутствие личного пространства заставляло людей все время проводить вне дома, а развлекаться в общественных помещениях. Этим объясняется то. что до сих пор Япония считается одной из самых веселых и изобретательных стран по части общественных увеселений и развлечений для всех возрастов.
Любопытно, что как и в китайском театре, женщинам в 17-м веке играть в театрах запретили, и женские роли исполняли мужчины в масках.
Впрочем, театр был не самым ярким зрелищем. Но считался самым утонченным и изысканным. Представления шли по много часов.
В музее Эдо-Токио есть масса иных разделов, от конца 19-го века, когда вся жизнь в Токио изменилась, и до 30-х годов 20-го века, когда Токио считался восточным Парижем. Но об этом как-нибудь в другой раз.
17/04/2014 12:36
Материалы по теме
- Страны: Япония
- Города: Токио
- Отзыв о поездке: Сеул. Обзорная экскурсия, 10 марта 2014
- Отзыв о поездке: Японский альбом. В Асакусе, зима 2014
- Отзыв о поездке: Япония - путешествие на 8 дней, весна 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.