Последняя часть рассказа про турецкий город Бергама и античный город Пергам.
Это удивительное ощущение, когда в большом отеле завтрак только для нас двоих, потому что никого тут больше нет.
Идём через города по главное улице в сторону развалин Асклепиона. Они находятся за городской чертой, но всего в 15 минутах ходьбы от центра.
Восстановленные хамамы (турецкие бани) 16 века. Действующие.
Утро понедельника. А говорят у нас в России хмурые прохожие.
Олдскульный автобус.
Дальше эта дорога ведёт в старый город, а мы пойдём перпендикулярно от неё налево. Можно идти через муравейник малоэтажной хаотичной застройки, или по специально пробитой для туристических автобусов широкой дороге (так скучнее).
Сразу за городом начинаются поля и коровы.
Крайние домики Бергамы на фоне патриотичного холма.
Главный вход. Археологический памятник с юга фактически совмещён с воинской частью, поэтому много заборов, за которыми выглядывают казармы, камуфлированная техника и ходят автоматчики. С остальных сторон тоже забор, к которому примыкают пастбища.
Вид от входа в Асклепион на римские руины (амфитеатр).
и на акрополь:
План комплекса. Мы находимся в правом верхнем углу в начале сохранившегося отрезка древней дороги длиной 350 метров ведущей к основным развалинам.
Дорога. Абсолютно прямая, выложенная каменными плитами с колоннами и остатками фундаментов каких-то сооружений по сторонам.
Фундамент.
Вид назад. Чтобы не ломать ноги по камням вдоль дороги заботливо проложен деревянный настил.
Невысокие стены из булыжников неизвестного предназначения в которых прячутся местные жители.
Если присесть рядом и подождать в тишине минут пять, они вылезут погреться на солнце:
Мимикрия.
Наблюдатель. Они хоть и не любят к себе излишнего внимания, но не очень пугливые.
Большой.
Итак, святилище Асклепия.
С 4 веке до н.э. на этом месте вокруг родника стали возникать культовые сооружения и был построен частный храм в честь бога врачевания Асклепия (Эскулапа). Во время расцвета Пергамского царства во 2 веке до н.э. святилище приобрело государственный статус и было перестроено в виде архитектурного ансамбля как для религиозных, так и для лечебных надобностей. Позже при римлянах Асклепион приобрёл мировое значение и ко второму веку нашей эры был воздвигнут весь комплекс зданий и сооружений, останки которого можно наблюдать сейчас.
Римская дорога заканчивалась пропилеями (на переднем плане), справа от которых располагалась библиотека. От библиотеки к театру вела крытая северная галерея, от которой сохранились (были восстановлены) части колоннады и задней стены.
Колоннада.
Слева от пропилей находился непосредственно римский храм Асклепия:
От него остался только большой круглый фундамент.
Чуть дальше за фундаментом храма выглядывают руины главного здания Асклепиона - лечебницы.
Это было также круглое сооружение, ещё большего размера чем храм и с подземными помещениями. Лечили тут главным образом сном и покоем. Видимо тогда уже понимали, что болезни - они в основном от нервов.
Спустимся вниз и походим по развалинам центра европейской медицины 2-го века:
От лечебницы к источникам, находящимся с другой стороны комплекса, ведёт стометровый подземный ход:
Ров с колоннадой, ограничивающий Асклепион с юга.
На соседнем холме пасутся овцы.
Лягушка. Так как тут есть родник, периодически встречаются лужи, в которых водится всякая живность.
Тут во мне проснулся юный натуралист.
Муравьиная тропа.
По-видимому, это и есть один из священных источников. А может просто пруд.
Тут обитают несколько водоплавающих черепах.
Ещё одна лягушка.
Стрекозы.
Театр. Можно представить себе масштабы Пергама в римскую эпоху, если в нём тогда одновременно действовало целых три театра плюс амфитеатр.
Архитектурный элемент с буквами Σ Τ Ε Α Λ Λ Ο.
I See You.
Ещё один источник или бассейн. Кстати на территории довольно свободно ходят бродячие собаки. Кошек нет.
Вид на театр с самой верхотуры. Он вмещал более 3 тысяч зрителей и видимо являлся элементом лечебного процесса. Судя по сцене используется и сейчас.
вид с той же точки в другую сторону:
Грамотное использование окружающей территории: танки с одной стороны, овцы с другой, коровы с ослом с третьей. Турция.
Общий вид на санаторий. На переднем плане северная колоннада. Внутренний двор имеет площадь 130 на 110 метров, в центре него вырисовываются немногочисленные фундаменты каких-то сооружений.
Архитектурная доминанта римского Пергама - храм Траянеум на вершине акрополя. Оттуда, с обзорной площадки я накануне пытался безуспешно высмотреть руины Асклепиона. Несмотря на расстояние менее 2,5 километров они абсолютно теряются в складках местности.
Ряд кипарисов на заднем плане - единственный ориентир, который видно издалека:
С западной стороны от комплекса в сторону отходила ещё одна галерея.
Остатки колоннады:
Они продолжаются метров сто, потом исчезают.
Реконструкция внешнего вида. С дальней стороны библиотека, пропилеи, храм и лечебница. С трёх сторон крытые галереи, слева театр. На ближнем плане слева небольшой эллинистический храм, около которого был священный источник. Здание в центре подписано как "Sleeping Rooms".
Ремонт священных источников.
Выход из туннеля, ведущего в лечебницу.
Организованные туристические группы ушли и мы, воспользовавшись моментом, ещё немного побродили по территории в тишине. Впитав многовековую энергию здоровья и покоя (или наоборот болезненности и стресса) мы отправились в археологический музей.
Римская дорога и акрополь.
Спускаемся от Асклепиона в современные городские кварталы:
Суровые турецкие байкеры.
Бергама - город контрастов.
А в археологический музей мы попасть не смогли, поэтому дожидались вечернего автобуса в Стамбул в тёплом уютном номере перед телевизором, что тоже в принципе неплохо.
10/04/2014 14:00
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Регионы: Эгейское побережье
- Города: Бергама
- Отзыв о поездке: Пергам, 2013
- Отзыв о поездке: Турция зимой, январь 2011
- Отзыв о поездке: Поездка в Турцию в месяц Рамадан, октябрь 2006
- Отзыв о поездке: Античное ожерелье Турции, май 2003
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.