Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа



    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Уютно светит ночник в купе, приглушенно стучат колеса, и, ведомый мощным тепловозом поезд, катится где-то по боковой, соединяющей БАМ с Транссибом, 400-километровой ветке, среди бескрайней заснеженной тайги Дальнего Востока России. Поезд остановился у перрона Комсомольска около семи утра, еще до рассвета. Было по-зимнему морозно, из печек стоявших на путях вагонов струился сероватый дымок, наполнявший воздух приятным энтузиастским ароматом путешествий. На вокзале не составило труда прикупить карту города, а в привокзальной кафешке варили на удивление приятный эспрессо, по паре чашек которого мы с Серёгой с наслаждением испили в ожидании восхода солнца. А попив крепкого горячего кофе, сориентировавшись по карте и набросав план энтузиастских действий, можно смело отправляться навстречу неизведанному. Итак, нас ждет знакомство с Комсомольском-на-Амуре, крупнейшим промышленным центром российского Дальнего Востока.

    Расписание движения пассажирских поездов по станции Комсомольск-на-Амуре. Город стоит на БАМ в месте ответвления от неё ветки на Хабаровск. Из Советской Гавани через Комсомольск проходит поезд на Хабаровск и Владивосток, курсирует местный поезд между Комсомольском и Хабаровском, а на запад по БАМу 963 маршрут связывает Комсомольск со столицей БАМ, Тындой.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Железнодорожный вокзал Комсомольска-на-Амуре морозным ноябрьским утром:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре расположен в 400 километрах к северо-востоку от Хабаровска на пересечении транспортных путей: в западном направлении - Байкало-Амурская Магистраль, в северо-восточном - водный путь по реке Амур до Николаевска-на-Амуре и далее в Охотское море, а также газо- и нефтепроводы с острова Сахалин; в восточном - железная дорога до морского порта Ванино и города Советская Гавань; в юго-западном - река Амур, железная дорога и автодорога до Хабаровска, и далее, к побережью Тихого океана, портам Владивосток и Находка.

    В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края. В январе 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.

    Комсомольск-на-Амуре основан в 1932 году силами политических заключённых, вольнонаёмных граждан, а также комсомольцев-активистов из центральных районов Советского Союза. 10 мая 1932 года пароходы "Коминтерн" и "Колумб" высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таежный край советские граждане жили в бараках, шалашах и армейских палатках. Впоследствии о том, что при строительстве Комсомольска-на-Амуре широко использовался труд заключённых Дальлага, было принято умалчивать.

    Ныне Комсомольск-на-Амуре - крупнейший промышленный центр российского Дальнего Востока и третий по величине город в этом регионе (после Хабаровска и Владивостока). Население Комсомольска по данным на 2010 год составляет 270 тысяч человек. Комсомольск - центр сосредоточения производств военно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке России: Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (ОАО "КнААПО") выпускает истребители Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, ПАК ФА и их модификации, а также реализует гражданские авиационные программы, производя сегменты фюзеляжа и крылья для среднемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100; Амурский судостроительный завод занимается производством атомных и дизельных подводных лодок, а также судов гражданского назначения; металлургический завод "Амурметалл" специализируется на чёрной металлургии; Комсомольский НПЗ - крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс на Дальнем Востоке, принадлежащий компании "Роснефть" (нефть сюда поступает из западной Сибири по железной дороге и с острова Сахалин по нефтепроводу от города Оха).

    Комсомольск-на-Амуре находится в своеобразном "оазисе" - амурской пойме, ширина которой достигает 20 км. Город протянулся вдоль левого берега Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км. В советское время Комсомольск был одним из самых благоустроенных городов страны, куда стремились попасть тысячи специалистов из разных уголков Союза. Несмотря на то, что город расположен посреди тайги и дальневосточных сопок, его не баз основания называли "город-сад" - широкие проспекты и зеленые бульвары, скверы и фонтаны, во всех отношениях отлично развитая инфраструктура и транспорт, много молодежи со всей страны. Сейчас город несколько обветшал, но и в наше время его не покинула аура далёкого комсомольского прошлого - не даром в 2007 году Комсомольск был удостоен 3 места в конкурсе "Самый благоустроенный город России" в категории малых городов. Мне Комсомольск также очень понравился.

    Итак, знакомство с Комсомольском-на-Амуре.

    Широкий Проспект Первостроителей, проходящий от железнодорожного вокзала через весь центр до Амура - центральная улица города:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Церковь Казанской иконы Божией Матери:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Один из барельефов на стенах домов - атомный ледокол:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Центральная библиотека и памятник Островскому:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Проспект Первостроителей поражает своей масштабностью:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Перпендикулярно проспекту Первостроителей и параллельно Амуру проходит Аллея Труда:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Дом Культуры:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Утро. Ноябрь. Мороз...

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Идем через парк к Амуру.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1934 года:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Более 20 лет работал скульптор С.В. Николин над этим монументом, который был установлен на набережной Амура в 2002 году.

    В решении кадровой проблемы Комсомольска-на-Амуре огромное значение имело создание осенью 1933 года особого военно-строительного корпуса. У него было две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Корпус из 15 тысяч военных строителей был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов. Солдатами стали комсомольцы и молодежь призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России.

    Приказ о создании особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е. Ворошиловым. На его формирование и сборы давалось всего 45 дней. И уже в декабре, точно в установленный срок, отдельные части корпуса эшелонами по Транссибирской железной дороге направились к месту службы и работы на Дальний Восток. Семь недель первая бригада (6 тысяч военных строителей) добиралась через всю страну в Комсомольск-на-Амуре. 23 декабря 1933 года эшелон теплушек прибыл в Хабаровск, а 26 декабря было приказано выступить в Комсомольск.

    Особенно трудно пришлось первой бригаде. Это она совершила в лютые морозы 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. Переход был крайне тяжёл: пронизывающий ветер, мороз 40 градусов, метели, а впереди - 15 дней такого пути по бездорожью от одного поселения к другому, разбросанных вдоль Амура. В распоряжении батальона были лошади и машины, которые везли имущество и продовольствие. Красноармейцы навьючены были не меньше. Они несли на себе, кроме оружия, вещмешки и скатки, фляги и противогазы. Проходили в день 25 - 30 километров. Иногда это расстояние при попутном ветре или тихой погоде удваивалось. В этих случаях выступали в 4 - 5 часов утра, а приходили на новый ночлег где-то в полночь. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам. Но вот уже на высоком берегу темнеет село Вознесенское. Жители не спят, наперебой приглашают к себе уставших бойцов, угощают, чем могут, отводят им лучшие места в горницах.

    Все знали: последний переход самый длинный - 60 километров. От Пивани через Амур стали встречаться вешки из еловых ветвей. Это позаботились строители города, чтобы гости не сбились с дороги. Первая колонна 9 января 1934 года вступила в Комсомольск, вторая вошла в город на следующий день. Встречать подкрепление вышло почти всё население города со знамёнами и оркестром. Митинг освещали автомобильные фары. Голова колонны уже достигла толпы встречающих, а конец ещё терялся в сумерках. День и ночь сооружали жильё для бойцов. Барак, который строили комсомольцы для нового пополнения, был ещё без окон. Но это не смутило бойцов. Завесили окна одеялами и палатками, натопили печи, и ночь провели сносно. А утром уже строились повзводно и уходили на строительные объекты.

    В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона, отшагав 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек. Бойцы особого военно-строительного корпуса внесли огромный вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре. Сбылось обещание, данное В.К. Блюхером в памятный июньский день 1933 года: "Красная Армия вам поможет". Люди в островерхих красноармейских шлёмах возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов. Они были не просто строителями - они были воинами, и когда грянул час Великой Отечественной войны, особый корпус составил костяк одного из боевых соединений, сражавшихся с немецко-фашисткими захватчиками.

    Итак, памятник участникам ледового перехода 1934 года:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    А мы минуем парк и выходим на набережную Амура. Ещё один монументальный памятник первостроителям города:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Извиваясь между сопками, словно гигантская змея, Амур могучей лентой течет к Охотскому морю:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Некогда парадная набережная и речной вокзал Комсомольска:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Несколько фотографий Амура и окрестностей...

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Мост через Амур в Комсомольске. Всего на данный момент через могучий Амур построено два моста. Первый - Хабаровский, построенный еще при Николае II (автодорожная часть мостового перехода появилась относительно недавно, в 90-х годах), а второй - в Комсомольске. Этот мост, являющийся одним из главных мостов Байкало-Амурской магистрали, общей длиной 1400 м с русловыми пролетами по 159 метров, также совмещенный - железнодорожное движение по нему было открыто в 1975 году, а автодвижение - в 1981 году.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    "Грачи улетели"...

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Ещё некоторые амурские зарисовки:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Речной вокзал Комсомольска-на-Амуре:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Где-то потерялась буква "К"...

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Цеха судостроительного завода:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Время около 11-ти утра, но нам предстоит еще 400-километровая обратная дорога в Хабаровск. Поэтому, разведав расписание движения автобусов на автовокзале, продолжаем прогулку - у нас еще минут 40 до автобуса.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Раритетный трамвай на Проспекте Мира. В городе есть пять трамвайных маршрутов, один из которых (маршрут номер 4) в настоящее время приостановлен в связи с его нерентабельностью. Сейчас большую долю рынка городского транспорта отвоевали муниципальные, частные автобусы и маршрутные такси, превосходящие трамваи по количеству маршрутов и единиц транспорта.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Памятник на набережной, где 10 мая 1932 года высадились первостроители города.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Прогулка по Проспекту Мира, Аллее Труда и окрестностям.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Ещё один раритетный трамвай. Впрочем, они в Комсомольске все такие, аутентичные.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    И ещё трамвай:.

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Одно из многочисленных зданий сталинской постройки:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    На улицах и проспектах Комсомольска:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Почётные граждане:

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Даёшь лыжные виды спорта!

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    А вот и автовокзал. Люблю снимать раритеты! Подобно вышеописанным трамваям, теплоходам 860 проекта, самолётам Ту-154, кругломордым рижским электричкам или вот таким вот ЛиАЗам. Пройдет несколько лет, и они останутся лишь в наших воспоминаниях. Сколько морских миль пройдено на таких автобусах в детстве! Знакомый салон, знакомый звук, знакомый запах - какая прелесть!

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Ну а мы загружаемся в куда более современный и при этом совершенно не энтузиастский корейский междугородный автобус "Daewoo". Началась обратная дорога - впереди 400 километров до Хабаровска!

    Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа / Россия
    // uritsk.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    uritsk
    05/03/2014 16:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    07.05.24 "Россия" будет выполнять рейсы из Хабаровска в Магадан
    04.05.24 "Уральские авиалинии" возобновят рейсы из Екатеринбурга в Харбин
    Вечером 4 мая изменится график движения поездов "Аэроэкспресс"
    03.05.24 "Россия" полетит из Хабаровска во Владивосток
    "Уральские авиалинии" предоставляют бесплатные билеты ветеранам Великой Отечественной войны
    Многодетные семьи получат скидки на отдых по всей стране
    Nordwind начала выполнять рейсы между Казанью и Якутском
    02.05.24 "ИрАэро" в летнем сезоне возобновляет рейсы из Красноярска в Маньчжурию
    Из России в Абхазию можно поехать по "единому" билету
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Домодедово будут обслуживать в VIP-зале