Здесь проходил кубок мира. Здесь 144 км трасс катания. По крайней мере, столько заявлено. По факту эти 144 км трасс не ощущаются. За полный день катания по горкам, можно успеть прокатиться по всем основным и большей частью дополнительным склонам. А если задаться целью, то по всем. Хотя, с другой стороны, зачем?
На территории Зольдена 3 вершины горы, из них 2 приходится на территорию ледника. Там снег лежит круглый год. Поэтому курорт является круглогодичным. Правда, на ледник летом можно добраться на машине по серпантину. Отелей там нет, они все находятся в долине.
Если верить рекламным буклетам Зольдена, то летом тут также много чем есть заняться. В первую очередь хайкингом по горам. Зимой сей вид спорта также практикуется.
Со всех трёх вершин в сезон можно спуститься на лыжах в долину. Трассы продуманы так, что можно спуститься к любому из 2 основных подъёмников, откуда уже в кабинке едешь обратно наверх. Как вариант, ровно посередине курорта есть ещё один лифт-подъёмник. В горы на нем не поднимешься, зато им удобно пользоваться, если вы живёте неподалёку и не хочется ждать вечером ски-бус.
Мы отдыхали в середине февраля. С погодой нам не очень повезло: солнце и сухой снег были лишь 2 дня из 6. Как только приехали, в горах был туман, и катание, в основном, было 'по ощущению'. Благо, трассы в Зольдене преимущественно широкие. Потом пошёл снег. К утру навалило порядка 10 см, и следующим утром мы катались по 'пухляку', идеальным склонам для сноуборда и сложным для горнолыжников.
Тем не менее, даже если ты оказался где-то в тумане или в облаке, на территории курорта вполне реально найти место, где есть солнце или хотя бы светло. Нужно лишь немного подняться или опуститься. Ближе к долине снега мало. Доехать до долины можно, но снег внизу влажный, шуршит как песок, преимущественно с накопанными буграми, а местами снег стёрт до земли - легко поцарапать лыжи. Тем не менее, к плюсам курорта можно отметить наличие снега как такового. Когда мы покупали тур, во всей Европе снега не было вообще. Путёвки в Чехию, Болгарию и прочую Европу стоили копейки, но люди, по отзывам, катались в лучшем случае 1 день в неделю. В какой-то момент при выборе путевки мы метнулись в сторону итальянских Альп, но потом посмотрели видеокамеры, ничего на них из-за дождя не увидели и решили не рисковать.
Зольден относится к тем курортам, когда сани нужно готовить летом. Если вы хотите жить в хорошем месте за хорошие деньги, то имеет смысл беспокоиться сильно заранее. Это правило действительно, пожалуй, для многих горнолыжных курортов. Но до этого мы ездили на Украину в Карпаты, и за месяц-другой до поездки поиск отеля не составлял большого труда. В этот раз мы опомнились аккурат после новогодних каникул. И несмотря на огромное количество отелей в самом Зольдене и в его окрестностях, мест уже нигде не было. Букинг.ком показывал, что на запрашиваемые даты забронировано 97% отелей, плюс/минус месяц роли не играли. Оставались варианты по цене от 1500 евро за неделю. И тут на руку сыграли предложения турагентств. С одной стороны, если бы мы побеспокоились сильно заранее, то поездка нам обошлась бы на 10-15% дешевле, с другой стороны, очень тяжело угадать, что там будет через месяц-другой. При всем этом турфирма ПАК-Групп, с которой мы ездили, никаких нареканий не вызвала, все было очень чётко, максимально вежливо и удобно. Вот что значит, хочешь выжить в современных условиях, когда организация зарубежной поездки перестала быть чем-то из ряда вон выходящим, - умей вертеться. Туристов, кстати, завозят на курорт пачками. Только Пак-Групп завез в тот день три автобуса. Также мы видели несколько автобусов от Туи и Санрайз-тур. И это только русские. Были также нерусские автобусы, хотя европейцы едут, в основном, на машинах.
В итоге мы жили в самом центре Зольдена, уютном гестхаусе Александр Хаус, в окружении ресторанов, баров и магазинов. В соседнем доме был супермаркет Спар, куда ближе к вечеру стекались все отдыхающие. Тетушка-хозяйка была очень внимательна. Говорила на немецком. Я, было, спросила, понимает ли она по английски, но та быстро отреагировала, что я же знаю немецкий, и тема была закрыта.
В общем, нас спасали мои школьные знания. Несмотря на популярность Зольдена у не только германо-, русско- и англоязычных, но и многих других стран (мы встречали в большом количестве поляков, чехов, голландцев, румын, шведов и многих других), местное население говорит преимущественно по немецки. По началу тяжело, но потом привыкаешь, и через пару дней начинаешь даже о чем-то шутить с хозяйкой за завтраком; в голове всплывают целые фразы, ещё через какое-то время начинаешь спокойно реагировать на непонятные тирады местного населения и даже что-то отвечать.
В ресторанах, кстати, можно встретить меню на английском и даже на русском. Ценник в ресторане от этого необязательно будет выше. В среднем, везде стоит поесть одинаково. Как ни странно, на горе немного дешевле, чем в долине. Но много там не съешь, т.к. потом становится либо лениво, либо тяжело кататься. Порции большие. Даже я, со своим прославленным аппетитом, не могла осилить все блюдо. О том, чтобы заказать к основному блюду салат, суп или десерт, не могло быть и речи. Примерный расклад цен: суп 4-5 евро (особенно хорош гуляш, в котором обязательно плавает много мяса), пицца и паста 10-15 евро, горячее блюдо 12-20 евро, чай, кофе, пиво и вино идут примерно по одной цене 3-5 евро.
Еда вкусная, немного жирновата, но есть из чего выбрать. Нередко чуток пересоленная. Я так понимаю, это местная особенность. Ведь даже их знаменитый крендель посыпан крупной солью. Хлеб, кстати, разнообразный и вкусный, австрийцы едят его в невероятном количестве. Были и дорогие рестораны. Например, на вершине горы Гайаслахкогль вино стоит 1000 евро. Зато открывается замечательный вид из окна. И даже если вы засидитесь допоздна, для вас специально пустят подъемник, чтобы вы могли спуститься вниз.
Раз речь пошла про рестораны, продолжим темой Апре-ски. Зольден идеален для тех, кто любит весело провести вечер. Здесь невероятное количество баров, где принято задержаться на часок-другой после окончания катания. Тебе даже делать ничего не нужно, чтобы с кем-то познакомиться. Как только ты заходишь в бар послушать музыку, то оказываешься в окружении тех, кто хочет с тобой пообщаться. Из минусов: в барах можно курить, и некоторые посетители дымят не останавливаясь. И даже если тебе все нравится, ты бы с удовольствием послушал музыку, долго высидеть в баре не получится.
Помимо баров в долине, на курорте каждую среду проходит Тирольский вечер. На промежуточной станции горы Гайаслахкогль для вас споют, станцуют, а также нальют глинтвейн, чтобы вы не заскучали. Немного странно, но тем не менее весело наблюдать за притоптывающими на месте мужичками, одетые в кожаные шортики несмотря на минус на улице. По пятницам после обеда на горе Гигийох проходит Open Air. Мы, правда, туда не поехали, т.к. хотелось кататься, а погода была в тот день идеальной.
Ну и самое главное. Каково оно кататься на горнолыжных склонах курорта Зольден? Если одним словом, то хорошо. Теперь подробнее.
Склоны Зольдена, как и на остальных курортах, поделены на синие, красные и чёрные. Их соотношение: 67, 48 и 27 км соответственно. Есть зеленые, но это для чуть ли не полуторагодовалой малышни. Лучше всего раскатываться на склоне горы Гигийох по трассе 13. Она широкая и места вполне достаточно. Есть неплохие перегибы, чтобы начать чувствовать лыжи. На 13 трассу поднимается два подъёмника-креселки (С34 и С35). Рекомендую тот, что слева, т.к. наверху С35 узковатый выезд, и на неразмятых ногах имеет смысл туда не соваться. На этом же склоне инструктора ставят своих учеников на лыжи. 13-й склон сливается с 15-м, тоже синеньким. Здесь даже попроще будет, вот только выкат с подъемника не очень большой, и бОльшую часть этой площади занимают обувающиеся сноубордисты. Опытные ещё ладно, чаще всего отъезжают в сторонку, а вот дети нередко усаживаются там, где видят свободное пространство. В общем, надо быть аккуратным. Ещё 15-ая трасса хороша тем, что если уйти чуть левее трассы, то вы попадёте на территорию BMV Х-Drive. Сначала вы спускаетесь просто с горки вниз на скорость. Во время спуска вас ещё и фотографируют, свою фотографию можно увидеть на сайте skiline.cc.
Чуть дальше себя можно попробовать в трассе а-ля слалом-гигант. А-ля, потому что трасса совсем не крутая и вешки стоят очень аккуратно. Ваш заезд также снимает видеокамера. Видео, как вы едете вниз по вешкам, также можно посмотреть и скачать на сайте skiline.cc.
После обеих трасс хорошие пологие выкаты, и остановиться после спуска не проблема.
Что касается меня, то я ехала по принципу "лучше дольше, но безопаснее" и "главное - не упасть". Поэтому на скоростном спуске я притормаживала в начале трассы (а не расталкивалась палками как делали многие австрийцы), а на слаломе за километр объезжала вешки.
Не на все синие трассы в первый день я решилась поехать, не говоря уже про красные и чёрные. Тем не менее, впоследствии выяснилось, что многие красные трассы будут положе синих, а по чёрным трассам нередко спуститься бывает в разы легче, чем по красным: на красных нередко были накопаны бугры плюс было людно. Чёрные трассы же в своём преимуществе ровные, мало кем тронутые и малонаселённые. А по углу наклона они мало чем отличаются от красных. Просто уже.
С самой высокой горы-ледника для того чтобы спуститься, больших навыков в катании не требуется. Поставил лыжки прямо и расслабился. Иногда даже приходится отталкиваться палками, чтобы ехать. Сноубордисты так вообще снимают борд, садятся на него как на санки и, отталкиваясь руками, едут как на санках.
В общем, в чем логика трасс курорта, было не до конца понятно. Сноубордистов, кстати, на курорте совсем немного. В процентном соотношении около 20%, не больше.
Людей на трассах много. Даже не так. Очень много. Чтобы утром уехать вверх на подъёмнике (который берет по 8 человек за раз), нужно простоять в очереди минут 20. И это при лучшем раскладе, если вы окажетесь у подъемника до 9 утра. Придете немного позже, и очередь удлинится еще минут на 10.
Как ни странно, несмотря на количество катающихся, столкновения друг с другом встречаются редко. Более того, за 6 дней катания я лично видела лишь пару случаев, да и произошли они на пологих трассах, когда народ расслабляется и перестаёт держать правильную стойку, не держит равновесие.
Тем не менее, культура катания в Зольдене меня немного разочаровала. Поскольку опыт небольшой, приведу в пример Буковель (Карпаты, Украина). Если кто-то неважно по какой причине упал, к нему подъезжают, спрашивают, как у него дела, помогают подняться и только потом уезжают. И это правило. В Зольдене же спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Если кто упал, на него никто не обращает внимания. Наблюдала девушку-сноубордистку, которая вылетела с трассы и без больших успехов пыталась заползти обратно. Тем не менее, братия сноубордистов проезжала мимо, не обращая внимания. Когда мы подъехали, девушка уже почти справилась, и помощь была не нужна.
Другой случай. Стоим на подъёмник-креселку. Мы слева, сноубордисты-немцы (австрийцы?) справа. В стороне стоят другие сноубордисты. Открываются ворота, и сноубордист что справа делает вираж и встаёт ровно перед нашими лыжами, чтобы их друзья также смогли уехать. Получается 6 человек на 4 места. О чем думал тот, что нас таким образом продвинул, - непонятно. Возникла неприятная суматоха. А сноубордист даже не извинился.
Либо стоит очередь на спуск слалом-гигант. Особенность спуска в том, что камера снимает не обоих, а того, кто едет быстрее. Поэтому некоторые (например, дети) стоят отдельно без пары, чтобы камера успела их снять чуть дольше, чем 2 секунды старта. И родитель или сопровождающий просит ближайших в очереди подождать и не вставать в пару. С конца очереди вдруг начинает ломиться какой-нибудь немец и, не обращая внимания ни на кого и ни на что, встаёт в пару ребёнку и съезжает вниз.
Опять-таки в Буковеле первое правило, которому обучают инструктора, - это не стоять посередине склона, а отойти в сторону к обочине. Если упал, то лучше отползи на край склона или к пушке, где тебя не сшибут. Прежде чем начать движение, нужно посмотреть наверх, чтобы убедиться, что никто не едет в твоём направлении и чтобы избежать столкновения. В Зольдене же эти правила не соблюдаются даже инструкторами. Выстроят учеников школы (а их обычно 7-10 человек) перпендикулярно склону и что-то им рассказывают. Все бы ничего, но таких школ на склоне стоит много и объехать их порой бывает сложно. Начинают они своё движение очень часто, не глядя наверх. И неважно, что ты едешь в ту же сторону на скорости. Все бы ничего, но после такого обучения и люди так катаются. Встанут ровно посередине узкой трассы втроём и отдыхают.
Возможно, я слишком многого ожидала от цивилизованной страны. И ещё раз повторю, что столкновений таких как в Буковеле, я не встречала.
Инструкторов много. Но на что мы обратили внимание: обучение в основном заключается в том, чтобы ученики ехали след-в-след своему инструктору. Мы не заметили, чтобы кто-то делал упражнения на технику. Возможно, это и правильно. По крайней мере, австрийцы умеют кататься, это факт. На них приятно смотреть. Своих детей они ставят чуть ли не с горшка.
И результат виден. Меня поразило наличие малышей на более чем крутых горках. На слаломе детвора 10 лет выдавала результат в среднем 25-30 секунд на трассу. Это очень хороший результат. Лучший результат лучшего лыжника из нашей группы был 31 секунда. В пятницу на учебном склоне проходили соревнования для малышей в формате слалом-гиганта. Одного из карапузов, едва научившегося ходить, папа вёз по вешкам. Очень трогательно. Не забывают и про инвалидов. Я была удивлена увидеть слепого парня, который катается по склонам с инструктором-поводырем, держась за специальную палку. Разговаривая с местными, узнали, что школьников зимой вывозят каждую неделю на день в горы. И неважно, Боде Миллер ты или нет, деваться тебе некуда и ты вынужден кататься на горных лыжах. Возможно поэтому у австрийцев и немцев хорошие результаты в горнолыжных видах спорта.
Среди моментов, которые меня удивили, это то, что ратраки, которые готовят трассы, могут ездить по склонам одновременно с горнолыжниками. Из плюсов, это то, что они включают сигнальные огни и пищат, так что всегда есть возможность скорректировать маршрут или остановиться в стороне, чтобы пропустить его. Рядом с ратраком , кстати, ощущаешь себя машинкой Молнией МакКуин из мультфильма Тачки, когда он со своим другом разбудил огромный комбайн в поле.
В качестве разнообразия помимо склонов Зольдена, можно на скибусе доехать до курорта Хохгургль-Обергургль. По времени поездка займёт 10-15 минут в один конец. На этом курорте 110 км трасс, соотношение синих, красных и черных 35/55/20 км соответственно. По своей сути курорт очень логично разделен на 3 части-горки. На одной преимущественно синие пологие трассы, на другой - красные. Есть горка со смешанными трассами. Еще этот курорт прекрасен для любителей фри-райда. В целом, чтобы накататься всласть на Обергургле, одного-полутора дней достаточно. Поэтому, покупая скипасс в Зольдене, имеет смысл доплатить 10 евро сверху, чтобы иметь возможность кататься 1 день на Обергургле. Если вы решите уже потом туда поехать, то придется платить уже не по льготному, а по регулярному тарифу (45 евро / день).
Шопинг. Магазины работают до 18.30. В 90% случаев посвящен теме горнолыжного спорта. Цены, в целом, одинаковые. Все стоит как в Москве или даже больше. Потому как курорт. На скидки особо не рассчитывайте, даже если вы едете в конце сезона. Будьте готовы, что на курорте отдают предпочтение наличным, а не банковским картам. Если наличных немного, то в магазинах отдавайте пластик. В ресторанах же у вас могут взять комиссию. В практически во всех магазинах предлагают ски-сервис. Сюда входит 1) обработка лыж воском, 2) заточка кантов, 3) обработка царапин. Расклад цен: (1) стоит 15 евро, (1+2) стоит 25 евро, (1+2+3) стоит 35 евро. Работа отличная. Я тот еще лопух, но поверив, что в Москве ски-сервис стоит сильно дороже, решила сделать. Лыжи после скисервиса вдруг сами полетели, а сама я стала гораздо более уверенно чувствовать себя на снегу. В общем, рекомендую.
03/03/2014 09:00
Материалы по теме
- Страны: Австрия
- Регионы: Тироль
- Города: Зёльден
- Отзыв о поездке: Зельден без штруделя. Пошли все в баню, зима 2013
- Фоторепортаж: Горнолыжные курорты Зёльден и Обергургль - Хохгургль, 21.03.2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.