Увидеть Великий Новгород хотелось всегда, еще со школы, много читала и слышала об этом древнерусском городе. Поэтому, приехав в очередной раз в мой любимый Питер на свадьбу племянника, отгуляв, рванули в Новгород на два дня , где уже давно живет наш давний друг, с которым "съели" не один пуд соли в студенческие годы. Благо, ехать на электричке 3.5 часа от Санкт -Петербурга , 180 км. Великий Новгород встретил нас сильным дождем, пришлось переждать непогоду в здании вокзала, время зря не теряли, пообщались, поделились новостями со свадьбы, посмотрели фотографии. По тому, как люди потянулись к выходу,поняли, дождь прошел. Сели в автобус и поехали в центр. Но свинцовое небо и мысли, что вскоре опять ливанёт, присутствовали все время.
В 2009 году Великий Новгород отметил 1150 - летие, ни один из древнейших городов России не сохранил такое множество архитектурных сооружений с древней настенной живописью, как этот город - музей под открытым небом. Великий Новгород называют "отцом городов русских". Это крупный средневековый центр торговли и ремесел. Первое упоминание о Новгороде, как о древнейшей крепости, встречается в летописи 859 года.
Где находилась древнейшая новгородская крепость - сказать трудно, наиболее вероятно, что она была сооружена на том холме, который уже в начале XII века фигурирует в новгородских летописях под именем "Городище". Этим словом в древнерусском языке называли древние, заброшенные укрепления.
К 1044 году новгородские летописи относят строительство князем Ярославом каменного Детинца или, как часто его называли в древнем Новгороде, "каменного города". Следов этой постройки до нас не дошло, ведь в последующие годы новгородский Детинец неоднократно перестраивался. Однако, археологические исследования до
Вид стен уже изнутри Кремля. С севера, запада и юга Кремль окружает ров. Крепостные стены стоят на земляном валу, армированном деревянными конструкциями. Толщина стен - от 3,6 до 6,5 м, высота - от 8 до 15 м. Стены башен не вертикальны, а из-за утоньшения кверху слегка наклонены к центру. На территории Новгородского Кремля построены: Собор Софии Премудрости Божией, церковь Андрея Стратилата, церковь Входа Господня в Иерусалим, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского и Евфимиевская Часозвоня.
С конца XII века к воротным башням изнутри детинца пристраиваются надвратные каменные храмы.
В постройках надвратных храмов детинца новгородские князья не принимают ни малейшего участия, главная роль в этом строительстве принадлежит новгородскому архиепископу. Следует вспомнить, что с середины XII века, в связи с формированием нового политического строя Новгородской вечевой республики, роль княжеской власти значительно упала, уступив место не только выборному посаднику, но и архиепископу, который обычно выбирался из крупнейших боярских фамилий и играл важнейшую роль в политической жизни вечевой республики. С начала XII века князья переселяются на Городище, с которым вплоть до присоединения Новгорода к Москве связана вся дальнейшая история княжеской власти. Детинец с этого времени становится оплотом нового вечевого строя Новгорода.
Новой капитальной перестройке новгородский детинец подвергся в первой половине XIV века. В конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве, политическим хозяином Детинца становится московский великий князь. Отныне все постройки и ремонты делаются по приказанию из Москвы, хотя и не всегда на московские средства. Московские князья лишь в некоторой мере, и то более номинально, чем фактически, делят свою власть над Детинцем с новгородским владыкою.
Новгородский Детинец в современном его виде является памятником московского военно-инженерного зодчества конца XV века. Последующие перестройки были сравнительно незначительны и существенно не изменили основного архитектурного облика памятника. В течение XVII века московское правительство неусыпно следило за поддержанием обороноспособности новгородского детинца. В 1701 году, после сражения под Нарвой, Петр I отдал распоряжение об усилении укреплений Новгорода и Пскова. Были отремонтированы стены и башни детинца. Вскоре, в связи с изменением западных границ России, военное значение Новгорода упало. В 1720 году "велено Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть". Однако с 1729 года Новгород вновь оказался на некоторое время в штате крепостей по северо-западной границе.
В XV веке Детинец имел двенадцать башен, из которых доныне сохранилось девять - Владимирская, Федоровская, Митрополичья, Златоустовская, Покровская, Кокуй, Княжая, Спасская, Дворцовая. Шесть башен служили укреплением ворот, остальные усиливали оборону наиболее ответственных участков стен. Стены и башни Детинца сложены из каменных плит, булыги и кирпича. Применение кирпича в качестве облицовочного материала отличает новгородский Детинец от одновременно с ним построенных крепостей на северо-западе Руси - в Ладоге, Копорье, Изборске, которые сооружены из тесаной плиты с забутовкой булыгой внутри стен. Новгородский Детинец в плане представляет неправильный овал, вытянутый по оси север - юг, несколько вогнутый со стороны Волхова. Наружный периметр его стен 1487 м, наибольшая длина с севера на юг 565 м., ширина с запада на восток 220 м. Общая площадь внутри стен 12,1 га.
Памятник "Тысячелетие России" стоит в центре площади в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест. Памятник сооружен по проекту художника М.О.Микешина. Высота памятника 15,7 м. Вес бронзового литья около 100 тонн. С нашим другом Игорем.
В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей.
К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.
На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Торжественное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня. Вот как это выглядело тогда.
Фото esosedi.ru.
Памятник "Тысячелетие России".
Скульптурные изображения делятся на три уровня: 1.Группа из двух фигур - ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра II го лета 1862".
2.Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства, согласно официальной историографии того времени. Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
3.В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 г. Николай I добавлен в последний момент. В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина.
Величественный старинный храм - Софийский собор - построен 1045-1050-х годах. Великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась. Эти две иконы я привезла из Софийского Собора, слева - из Киева очень давно, справа - из Великого Новгорода.
Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.
В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII-XIX вв.
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с креста, город будет им храним. Открыт как для верующих, так и для туристов. Продаются предметы культа.
Софийская звонница,бала построена в 1439 году на месте рухнувшей " колокольницы". Расположена в северо-восточной части Кремля. Первые сведения в летописях относятся к 1437 г. В помещении второго этажа действует выставка "Древние колокола Великого Новгорода", на которой представлены колокола XVI - XVII вв. Самый маленький весит около 24 кг, а самый большой около 320 кг. В настоящее время нигде, кроме Новгорода, не сохранилось полноценного подбора колоколов, начиная со времени их массового производства (XVI в.). Перед звонницей на постаментах установлены колокола, получившие повреждения в годы Великой Отечественной войны.
Издревле Новгород делится на Софийскую и Торговую части, которые соединялись меж собой единственным пешеходным мостом, на нем велись все торги города . Мост так и называется - Торговый. В наше время есть и автомобильный мост, с него открывается живописный вид на реку Волхов и на Новгородский Кремль. Центром Софийской стороны был Кремль, а Торговой - Ярославово Дворище и Древний Торг, на котором, как говорили в старину, " церкви кустом стоят ". Новгородский кремль как часть исторического центра Великого Новгорода входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО (по материалам сайта: http://www.novgorod.ru) Фото сделано с Торгового моста, по которому из Кремля на Софийской стороне мы перешли в Торговую.
Фото сделано с Торгового моста. Слева, вдали виден автомобильный мост.
Торговый мост.
Ярославо Дворище. В летописях именуется как " княжий двор ", расположен напротив Детинца на Торговой стороне. Аркада Гостиного Двора XVII-XVIII века постройки.
Новгородский Гостиный двор - место, где велась торговля, размещались мастерские ремесленников, хранились товары и останавливались на постой купцы. Впервые упоминается как комплекс деревянных построек, наполовину сгоревших в большом пожаре 1606 г. Каменный Гостиный двор был заложен в 1692 г. по указу Петра I. В XIX в. башня неоднократно перестраивалась и меняла свое назначение. В 1770-е гг. Гостиный двор реконструировался: с севера появились присутственные места, с запада - аркада, состоявшая из открытых галерей, примыкавших к торговым рядам. В 1941-1944 гг. здания Гостиного двора были разрушены, до нашего времени сохранился лишь западный ряд аркады, дополненный несколькими звеньями, и восточная Воротная башня, восстановленная в 1948-1950 гг. в формах XVIII-XIX вв. Здесь открыта выставка Христианские древности. Художественный металл XI-XIX вв.
Является архитектурным обрамлением Ярославова Дворища со стороны реки Волхов. Слева на фото видна Воротная башня.
Мне показалось, что Ярославово Дворище - это нагромождение церквей, которые стоят практически вплотную друг к другу, без какого-либо единого архитектурного ансамбля - первый раз такое увидела. С пешеходного моста этого впечатления нет, только вблизи. Каждая церковь в отдельности красива. Историческая ценность Дворища уникальна, не зря же это объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ярославово Дворище. От княжеского двора до наших дней сохранилась единственная постройка - Николо-Дворищенский собор, который изначально был воздвигнут как дворцовая церковь. В 1478 г. Иван III потребовал отдать ему Ярославов двор, вечевой колокол увезти в Москву, недовольных новгородских бояр выслать в московские земли. На их месте поселились московские "гости", среди которых были представители богатого купеческого рода Сырковых. Ими в южной части дворища были построены церкви Жен Мироносиц и Св. Прокопия. Заложен в 1113 году князем Мстиславом Владимировичем . Освящен был спустя 23 года, 5 декабря 1136 года. Именно в этом году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева.Поэтому этот год считается годом основания Новгородской Вечевой республики. С XIII века Новгородский Собор становится главным вечевым храмом Новгорода. По возрасту уступает только Софийскому Собору в Новгородском Кремле. В 1930 году Николо Дворищенский Собор закрыли и передали в пользование Госбанку под контору и клуб. Спустя 15лет, в 1945 году его вернули верующим, на средства прихожан отремонтировали соборную колокольню.
В 1962 году Собор для верующих закрыли вторично. В нем разместили экспозицию научно-атеистического отдела Новгородского гос.объединенного музея заповедника,а в его куполе устроили планетарий. в 1994-1999 годах провели повторную реставрацию Собора.
Колокольня Николо- Дворищенского собора - одна из самых ранних новгородских построек такого типа.
Фасады колокольни имеют четырёхчастное членение на ярусы декоративными фризами из квадратных двухуступчатых ниш и горизонтальных профилированных тяг. Внутреннее же пространство разделено на пять ярусов - нижний перекрыт коробовым сводом, остальные - деревянными перекрытиями. В южной стене устроена каменная лестница, ведущая на второй ярус, остальные ярусы сообщаются открытыми деревянными лестницами с перилами.
Первый колокол для Никольской колокольни, весом 106 пудов, доставили из Москвы. О составе колоколов можно судить из описаний пожара 1745 г. в Никольском соборе, когда сгорело пять колоколов и два разбились. В 1748 г. на колокольню вновь повесили 5 колоколов - большой в 110 пудов, средний в 15, "третий битой" - в 15, два зазвонных - по 8 пудов. Крупным перестройкам колокольня не подвергалась. В 1951-1952 гг. проведен капитальный ремонт с восстановлением всех элементов, утраченных в годы фашистской оккупации. За церковью Cв. Прокопия (на фото справа) выглядывает купол церкви Жен Мироносиц. Николо Дворищенский Собор на Ярославовом Дворище ( на фото справа).
Церковь Жен-Мироносиц но центру, а справа Воротная башня Гостиного двора.
Церковь Жен Мироносиц возведена в 1510 г. на месте неоднократно горевшего и возобновлявшегося храма, основанного, по-видимому, еще в домонгольский период. Строитель храма - московский гость Иван Сырков - родоначальник крупнейшей купеческой фамилии, в конце XV в. переселенной Иоанном III на земли опальных новгородских бояр. В 1537 году внук Сыркова Ивана строит придел в церкви. В конце 16 века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сын Ивана Сыркова, Дмитрий, построил рядом с церковью Жен Мироносиц храм Св. Прокопия (1529 г.), внук Фёдор основал в новгородских землях несколько монастырей. В наши дни - Областной детский культурный центр.
Церковь Cв. Прокопия сооружена в 1529 г. по заказу купца Дмитрия Ивановича Сыркова на месте неоднократно горевшей одноименной церкви (на фото слева - передний план). Её архитектурный облик служит образцом взаимодействия новгородских и московских традиций: одноглавый монолитный объем с восьмискатной кровлей напоминает новгородские храмы XV в., тогда как устройство высокого светового барабана на ступенчато-повышающихся подпружных арках, четкая геометричность линий, связанная со строительной техникой, основанной на применении кирпича - обусловлены московскими вкусами заказчика. В северной части западной стены устроена узкая внутристенная лестница на второй этаж. В диаконнике в 1552 либо в 1565 г. размещался придел Св. Александра Свирского.
1 - Церковь Cв. Прокопия.
2 - Церковь Жен Мироносиц.
Фото с сайта: novgorod.ru
Церковь Параскевы-Пятницы. Первоначально была деревянная,в 1156 году ее построила корпорация новгородских купцов, ведших заморскую торговлю. Названа в часть великомученицы Параскевы - Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. В 1207 году была построена новая каменная церковь, опять таки " заморскими " новгородскими купцами,торговавшими "за морем", то есть заграницей. Современный облик церковь приобрела благодаря реставрации в послевоенные годы с 1954 и почти до 2004 годов. От штукатурки были освобождены участки кладки XIII-XVI веков. Главка XVIII века оставлена без изменений. Сейчас в храме Музей Истории Новгородского Зодчества. На фото справа Николо Дворищенский Собор.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице - храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году жителями улицы Ильина и боярином Василием Даниловичем в память новгородцев, павших во время неудачного военного похода на Торжок. Однокупольный храм, стены расписаны арочками, нишками, поясками, фигурным обрамлением оконных проемов, закладными крестами замысловатых форм( они ставились горожанами во исполнение различных обетов или в благодарность за чудо). На церкви сохранились две наружные фрески, на южном фасаде образ Богоматери(17-18 в.в.) и на западном-образ Богоматери с младенцем(с 14в ). Эта икона была обнаружена случайно в 1831 году, когда внезапно обрушилась штукатурка на храме. Сразу после этого эпидемия холеры,бушевавшая в Новгороде,пошла на спад. Икону стали называть холерной. В 14-15 веках московские митрополиты,посещая Новгород, останавливались именно в церкви Спаса на Ильине,где облачались в подобающие ризы и отправлялись к Софийскому Собору. Церковь знаменита фресками в красно коричневых тонах,исполненными византийским живописцем Фелфаном(Феофаном) Греком, который до этого работал в Константинополе, Халкидоне, Кафе, на Афоне, выполнял росписи в 40 городах, в том числе в Москве и Новгороде. На сегодняшний день роспись сохранилась частично в северо западной части церкви,в алтаре, на куполах, это фрески с изображением Св.Троицы, столпников, пророков. Столпники созерцают Св.Троицу и на них лежит сияние Троицы, вся фигура просвечивает огнем Божественного Света. Для Феофана Грека характерна манера письма короткими энергичными мазками. Рельефность создается наложением белил. Живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов.
Собор Иконы Божьей Матери " Знамение " . В народе именуется как Знаменский Собор. Расположен рядом с церковью Спаса Преображения на Ильине улице. Был построен в 1682 году на месте более древнего, каменного, разобранного до основания. История Собора связана с чудотворной иконой " Знамение ", спасшей Новгород во время битвы с суздальцами. Местная святыня до строительства Собора хранилась в рядом расположенной церкви Спаса Преображение на Ильиной улице. В Знаменском Соборе чудотворная икона находилась вплоть до 20 века и дала ему название. Сейчас икона перенесена в Софийский Собор в Новгородский Кремль.
Собор считается одним из лучших в Европе акустических залов, в нем проводятся время от времени концерты церковного хорового пения,выступали даже камерные хоры Европы. Собор представляет собой монументальный четырехстолпный трехапсидный храм, окруженный двухъярусными галереями, завершенный трехъярусными куполами, лишь центральный считается световым. Собор расписан костромскими мастерами живописцами, иконописные работы были проделаны ведущим мастером Московской Оружейной Палаты Карпом Золоторевым. На территории Знаменского Собора - Собора Иконы Божьей Матери " Знамение ".
Святые Ворота Знаменского Собора. Через эти ворота в Собор принесли чудотворную икону "Знамение".
Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца - две в одной,что не характерно для Новгорода, действующие. Здесь хранится очень почитаемая икона целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной, именно к ней приходят и приезжают со всех краев молиться и молить о здоровье для себя и своих близких. Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца построены в 1527 -1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами, им помогали жители Нутной и Бордовой улиц. Сейчас это пересечении Никольской и Знаменской улиц . Новые церкви располагались на месте разобранной церкви 14 века. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1899 году церковь Николы Чудотворца была почти полностью разобрана, сохранились лишь западная стена, следы на смежной стене церкви Филиппа Апостола и остатки фундаментов. В 1978 г. по проекту Н.Н. Кузьминой началось восстановление той уникальной для всего древнерусского зодчества постройки типа сдвоенных с бесстолпной конструкцией и необычным количеством главок - всего четыре.В настоящее время памятник зрдчества восстановлен в формах 16 века с сохранением западной паперти и колокольни 18 века. Церкви равны по высоте, но различны по площади - апсида одна у церкви Филиппа Апостола, подцерковье и хоры общие. Завершается сооружение двумя большими и двумя малыми главками.
Мемориальная доска на церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца. Именно отсюда мне больше всего не хотелось уходить, от иконы Николая Чудотворца в житии с 12-ю клеймами конца ХVIII века и Богоматери Казанской ХIХ века, иконы Св. Пантелеймона. Их собирали по всей округе для открывавшегося в ноябре 1945 года Никольского собора. После его закрытия иконы переместились вместе с прихожанами в Филипповскую церковь.
В обоих храмах есть замечательные иконы, написанные монахами на святой горе Афон и доставленные в Новгород городскими паломниками. Случилось это еще до Октябрьских событий 1917 года. Иконы, судя по всему, сначала хранились в семьях, а потом уже следующие владельцы передали их церкви. На южной стене Филипповского храма, ближе к солее размещена большая икона Божией Матери с младенцем. Надпись на обратной стороне свидетельствует, что образ написан в афонском монастыре Ватопед. Обе иконы заметно отличаются от новгородских: линией рисунка, красками и привлекают к себе сотни молящихся. В XX в. на протяжении 30 лет церковь Апостола Филиппа оставалась единственным действующим и кафедральным храмом в Новгороде.
В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Филиппа Апостола. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ. В наши дни памятник архитектуры восстановлен, и предстает перед нами, в том виде, каким был в 16 веке, сохранена западная паперть и колокольня 18 века.
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках заложена в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем в честь рождения сына Ивана, а в 1130 году специальной уставной грамотой передана Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших воском и медом.
Ивановская организация купцов ("Ивановское сто") состояла из наиболее богатых новгородских купцов. В состав ивановского купечества входили купцы, внесшие 50 гривен серебром. Взнос давал им звание "пошлых", то есть потомственных, что было связано с рядом преимуществ. При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трех старост от бояр и двух от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам. В церкви Ивана хранились контрольные эталоны мер, такие, как "локоть иванский" для измерения длины сукна, "гривенка рублевая" для взвешивания драгоценных металлов, весы - "скалвы вощаные", "медовый пуд". "Опоки" в названии храма обозначает бело сероватую глину, которую тут находили в древности.
В 1453 году повелением архиепископа Евфимия II древний храм был разрушен, а на его месте построен новый, при сооружении новой церкви не только были использованы фундамент и нижние части стен древней постройки, но и частично повторен ее основной архитектурный облик, как все перестроенные Евфимием II храмы, церковь Иоанна, несмотря на большие размеры, имеет одну главу. В 1934 году была снесена церковная колокольня. Во время Великой Отечественной войны церковь значительно пострадала, полностью утратив барабан, купол, кровлю, получив пробоины в стенах и северной апсиде. Восстановлена в середине 1950-х годов. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мемориальная доска на церкви Иоанна Предтечи на Опоках.
Церковь Георгия Победоносца на Торгу. Построена в 1356 году на месте одноименной деревянной церкви, заложенной князем Всеволодом Мстиславичем в 1133 г, жителями улицы Лубянцы, проходившей через Торг. Нынешний вид церкви относится к 1750-1754 гг., когда, после пожара в 1745 г. и последовавшего за ним обрушения сводов, храм был капитально перестроен, полностью восстановлен в послевоенное время в 1956 году. Ныне в церкви Музей-выставка.
Церковь Дмитрия Солунского, великомученика Христова с колокольней в районе перекрёстка улиц Фёдоровский Ручей и Большой Московской. Построена на личные средства жителей Славковой улицы в 1381-1382 годах в память о победе на Куликовом поле. После окончания строительства вскоре храм рассыпался и через год был воздвигнут вновь. В 1462 году церковь перестроили, богато украсив кирпичным орнаментом верхние части стен. В XV веке в церкви имелось два престола - в честь Дмитрия Солунского и престол Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Позднее добавляется еще два: на хорах - в честь Бориса и Глеба, а в 1810 году - западный, в честь Нила Столобенского. В 20 м к югу от церкви расположена колокольня. Точных данных о её постройке не имеется. Дореволюционные авторы М. Толстой и В. Ласковский, а также архимандрит Макарий относят её появление к 1691 году, не указывая при этом источник сведений. Как показали исследования, колокольня сохранилась почти без перестроек. В прошлом её каменный шатёр (как и сегодня) был покрыт кованым железом, глава была обита белой жестью и увенчана позолоченным крестом. На ярусе звона висели 9 колоколов, самый массивный из которых был отлит в 1735 году и весил 76 пудов. Во второй половине XIX века к колокольне с трёх сторон были пристроены небольшие здания: с запада - каменный двухэтажный жилой дом, с востока - протяжённая одноэтажная деревянная постройка, и некая пристройка с южной стороны. Сегодня вход в колокольню находится с западной стороны. После Великой Отечественной войны из всех колокольных пристроек сохранилась (частично) лишь западная. Впоследствии она была снесена и сегодня колокольня представляет из себя отдельно стоящую постройку.
А это фото сделано уже с автомобильного моста через реку Волхов. Вдали виден Торговый мост.
Мы старались по максимуму все обойти, попробовать запомнить и постараться прочувствовать увиденное, информации для мозгового переваривания много, два дня пролетели очень быстро, конечно, многое осталось за кадром. Что ж, есть повод вернуться и восполнить упущенное, увидеть не увиденное!
26/12/2013 10:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Новгород Великий
- Отзыв о поездке: Великий Новгород, лето 2013
- Отзыв о поездке: Великий Новгород, сентябрь 2012
- Отзыв о поездке: Белая осень под стенами Новгорода, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.