Пост сей обобщает мою поездку на Сулавеси в октябре 2013 г. Зная меня, нетрудно догадаться, что отправился я туда за всякой фауной.
Сулавеси - остров необычный, который мне обязательно хотелось увидеть.
Большие Зондские острова - Ява, Суматра, Борнео - и примкнувший к ним Бали - это, по сути, куски азиатского континента, отрезанные во времена окончания последнего ледникового периода, когда подпитанное ледниковыми водами море поднялось и затопило равнины. Сейчас, конечно, на этих островах разные кусочки природы сохранились по-разному и не похожи друг на друга. Но все равно фауны этих островов - осколки единой южноазиатской континентальной фауны.
Другое дело Сулавеси - большой остров, поднявшийся из морской пучины складчатыми горами и цепочками вулканов на стыке Азиатской и Австралийской континентальных плит, но не бывший частью ни Азии, ни Австралии. Животные, которые туда попадали, развивались по-своему, находили иногда оригинальные способы выживания и стали непохожи на своих родичей по другую сторону моря.
Поездки в дайверские и сноркельные места в этот раз не планировались: нельзя объять необъятное, в другой раз приедем более широким составом, вот тогда и посмотрим и Бунакен, и Лембех. На популярный туристический аттракцион похорон в Тана-Тораджа я также не собирался, а сконцентрировался на лесных местах северной части острова.
Главные ворота Сулавеси и большей части восточной Индозезии - город Макасар. Здесь находится основной транзитный аэропорт, из которого массовые самолеты внутренних рейсов могут долететь без посадки как на запад в Джакарту (и даже в Медан или Банда-Ачех, если бы кто-то решился миновать столицу), так и на восток в Джаяпуру и Тимику. Поэтому в аэропорту база нескольких авиакомпаний, и можно насмотреться на разные модификации Боингов-737 - от пузатеньких карасиков Sriwijaya до длинных 737-900 LionAir (фотографировать не разрешают). Аэропорт удобный - много мягких скамеек, бесплатный интернет, рейсовый автобус в центр города. Сам город - привычный азиатский мегаполис, не отличающийся особой красотой, но вполне функциональный. Как обычно, я не задерживался в городе сверх необходимого. Успел только посетить старинный голландский Форт Роттердам.
Намеченные к посещению природные объекты находились в северной части Сулавеси, вблизи города Манадо. Это хотя и довольно большой город, но в общем-то настоящая глубинка, где нет сетевых магазинов, а дети фотографируют иностранца на телефон.
В Манадо, как и везде в Индонезии, люди доброжелательны, но и здесь некоторые маршруточники попытались взять с меня двойной тариф за то, что якобы рюкзак занимал отдельное место, что было неправда. Маршрутки тесные - ужас: рюкзак дальше как прямо поперек входа поставить физически некуда. Несмотря на яркие лозунги про экотуризм (а скорее, как раз, они это и подтверждают), город находится в видимом упадке. Чем там живут люди - непонятно: не видно ни промзон, ни порта, никакой производственной деятельности. Церквей, правда, достаточно.
В общем, из Манадо удобно улетать домой: в аэропорт добраться легко, пробок нет, я доехал на маршрутке без проблем. Но если вы прилетаете туда в начале путешествия, не следует рассчитывать, что этот город будет удобен как база. Гостиниц не хватает, вместо автовокзала - маленький пустырь на окраине, торговля убога, берег моря изуродован застройкой, в реке мусор плавает.
Но те кусочки природы, которые сохранились вокруг Манадо, компенсируют все неудобства.
Из Манадо я добрался до заповедника Тангкоко-Батуангус-Дуа-Саудара, знаменитого своими долгопятами и кускусами:
Там в первое утро я сходил на экскурсию с гидом, а потом уже гулял сам.
Это очень уютное место. Помимо тропического леса с на склонах вулкана, куда водят на экскурсию, огромный пляж из черного песка тянется вдоль всего побережья, и только в воскресенье на нем появляются люди, и то немного. А в остальное время там можно находиться в одиночестве или в компании целебесских черных макак.
А можно сидеть в хоумстее за компом, есть каждый день жареную рыбу с рисом, слушать деревенские звуки и с темнотой ложиться спать, чтобы рано утром опять пойти в лес.
Затем я направился в национальный парк Богани-Нани-Вартабоне и побывал там в двух точках, чтобы посмотреть птиц. В обе точки доехал маршруткой от офиса парка в городке Котамобагу плюс мототакси. Самая знаменитая из здешних птиц - малео, которая гнездится на геотермальных площадках, чтобы использовать энергию горячих источников как инкубатор, а не высиживать самой. Первая точка и была площадка гнездовая площадка малео в восточной части парка, место называютется Тамбун или Пос-Малео.
Вторая точка - кордон и турбаза Тораут в самой глубине долины, где река Думога вытекает из леса. Увы, посещение леса только с рейнджером. Так что вечером пришлось просто прогуляться на речку и посмотреть, как над лесом летают птицы-носороги. А на утреннем выходе рейнджер действительно показал мне птиц, а их в этом лесу много. И для меня все они были новыми.
Вот еще парочка птиц сулавесских:
Сулавесская альциона (Actenoides monachus)
Сулавесский мюллеров дятел (Mulleripicus fulvus).
Сулавесский гологлазый пастушок (Gymnocrex rosenbergii)
В парке водится и легендарная бабируса, но ее за так с наскоку не возьмешь, это я уже знал заранее, и работники парка подтвердили, что для этого лучше заезжать с запада, со стороны Горонтало.
В общем, Сулавеси оправдал ожидания, обязательно собираюсь приехать снова.
Подробнее:
Долгопяты и кускусы
Целебесские черные макаки (Macaca nigra)
Малео
Птиц много, но но зелени еще больше
Манадо
Форт Роттердам
Практические аспекты.
Перелет AirAsia из Куала-Лумпура в Макасар по распродаже - 1600 руб, обратно 1100 руб.+сбор в аэропорту наличными 100 тыс. IDR ( ок. 300 руб).
В Макасаре хостел New Legend в переулке прямо рядом с остановкой, куда привозит автобус из аэропорта 75 тыс. IDR - ок. 225 руб. Рядом одноименая гостиница и еще несколько гостиниц. Перелет Макасар - Манадо и обратно тоже AirAsia - 500 руб и столько же обратно + багаж + сбор в аэропорту наличными 40 тыс. IDR ( ок. 120 руб) При вечернем прилете в Макасар автобуса в город уже нет, от аэропорта
до дороги общего пользования с маршрутками и до первых гостиниц (от 100 тыс. IDR - ок. 300 руб) ок. 3 км. , такси на это расстояние 80 тыс. IDR - ок. 240 руб, либо пешком. При вечернем прилете в Манадо имеет смысл бронировать гостиницу, т.к. мест может не быть. Гостиницы помимо дешевой Hotel Rex, в которой мест не было - от 120 тыс. IDR - ок. 400 руб (душ из ковшика, вентилятора нет) - т.е. стандарты качества очень низкие в сравнении с Явой, Камбоджей или Лаосом.
Маршрутки типа пазиков в Тангкоко идут с автостанции (конструктивно - небольшого пустыря) Paal-2 10 тыс. IDR (ок. 32 руб). От автовокзала Тангкоко до деревни где вход в заповедник - еще две местные маршрутки с пересадкой на рынке Гириан (Еще 13 тыс. IDR - ок. 45 руб).
Размещение в небольшой гостинице (хоумстей) Tarsius прямо напротив ворот заповедника - комната на одного с трехразовым питанием (рис с жареной рыбой типа скумбрии, овощи, фрукты) - 150 тыс. IDR - ок. 480 руб.
Экскурсия в заповедник (вкл. билет на себя и на фотоаппарат) - 230 тыс. IDR - ок. 750 руб.
Минивэн Манадо - Котамобагу (3 часа) - 65 тыс. IDR - ок. 200 руб.
Маршрутка в нац. парк 15 тыс. IDR - ок. 45 руб. + мототакси 20 тыс. IDR - ок. 60 руб.
Размещение на кордоне Пос-Малео - комната на одного с трехразовым питанием 110 тыс. IDR - ок. 350 руб., помывка на горячем источнике бесплатно. Экскурсия в нац.парк (утро или вечер) 150 тыс. IDR - ок. 450 руб.
Гостиница Виджая в г. Котамобагу - от 55 тыс. IDR - ок. 170 руб. (вентилятор, холодный душ) до 150 тыс. IDR - ок. 450 руб. (кондиционер)
Порция еды в уличном общепите в среднем 20 тыс. IDR - ок. 60 руб., самая дешевая - 12 тыс. IDR - ок. 36 руб.
18/12/2013 10:00
Материалы по теме
- Страны: Индонезия
- Регионы: Остров Сулавеси
- Отзыв о поездке: Sulawesi overland, апрель 2012
- Отзыв о поездке: Последний путь тораджа, Сулавеси, Индонезия, июнь 2009
- Фоторепортаж: Необычные обитатели северного Сулавеси. Истории черного песка, 01.07.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.