Учитывая, что новая зима уже не за горами - самое время начинать морально к ней готовиться. То ли мне было недостаточно холодно дома, то ли снега не хватало, но как-то так получилось, что в начале этого года я упал на хвост небольшой кампании, запланировавшей поездку на самый северный край света Европы - мыс Нордкап. Как бы то ни было, но побывать за Полярным кругом хотелось уже давно - так почему бы для полноты ощущений не сделать это зимой?
Вообще, для того, чтобы попасть на Нордкап, сначала нужно попасть на остров Магерё (что, впрочем, не составялет особой проблемы, ибо он соединен с материком тоннелем), а там добраться до Хоннингсвога.
Сделаю маленькое оступление - объясню, как мы вообще попали в Хоннингсвог. Попали мы туда на автокемпере. Зимой. Через Лапландию. В общей сложности, дорога в одну сторону (со стартом из Таллина) заняла два с половиной дня. Вот, собственно, это чудо буржуйской техники на парковке, откуда мы отправились дальше на Нордкап (и откуда потом само чудо отправилось в Вальхаллу).
Однако на сам Нордкапп подобной технике ходу нет (дальше будет видно почему), поэтому последние 30 километров пути мы как белые люди с комфортом проехали на автобусе. Цена вопроса истинно норвежская - 490 крон с носа (60 евро, иначе говоря). Впрочем, запредельной она кажется только первые пять километров пути, потом вопрос ценообразования обьясняется сам собой.
Водитель автобуса - вполне аутентичный бородатый норвег.
Пока мы грузились в автобус, в порту нарисовался такой вот красивый транспорт. Я теперича умный - знаю, что это дурная примета. Если рядом с какой-то культутовой локацией появился круизник - следом набежит саранча, это уж как пить дать.
Начало маршрута выглядит примерно так.
С одной стороны - скалы.
С другой - фьорды и море.
С дороги видны небольшие домики (наверное, жилища рыбаков?). Подозреваю, что попасть туда можно только на лодке.
Неподалеку - отель. Признаков жизни не видно - впрочем, насколько я понял, он открыт только летом. Очень сомнительно мне, что извращенцев, которые добровольно приехали бы сюда зимой, наберется столько, чтобы это было рентабельно.
Первое препятствие - шлагбаум - появляется когда до Нордкапа остается 25 километров и дорога потихоньку устремляется в горы. На табличке перечислено время, когда проезд открыт. Впрочем, в зависимости от погоды, закрыть его могут в любой момент.
То же самое место, но с другой стороны. Из пяти встреченных машин три - снегоуборочные. Дорожные службы в Норвегии работают как часы.
Чем выше поднимается дорога - тем сильнее ветер. Из-за снега вокруг - белое марево. На фотографии сильно выкручен контраст, на самом деле вживую видны только красные маркеры на обочинах. Буквально - картинка снаружи выглядит как программа загрузки из "Матрицы" - взгляду просто не за что зацепиться.
Небольшой относительно спокойный участок. Впереди виднеется кордон.
Здесь - временная остановка. Нужно ждать, пока сформируется конвой. Не знаю, как в другое время года, но зимой возможности добраться до Нордкаппа очень ограничены. Два захода туда и два обратно. Здесь же все желающие дальше ехать своим ходом проходят фейс-контроль. Если местные ребята не уверены на сто процентов, что машина осилит последний участок - ее придется бросить и дальше ехать на автобусе (как мы, собственно, и поступили). Насколько я понял, среднестатистическая легковушка тоже сразу же получит от ворот поворот.
Обычно конвой состоит из двух машин, оборудованных всем необходимым, чтобы оперативно вытащить попавший в беду транспорт (или уже спихнуть к черту в пропасть, чтобы проезду других не мешал). Возглавляет колонну вот эта симпатичная Скания с гипертрофированным отвалом.
Она же - вид сзади. Мощная техника, ничего не скажешь.
По рации сообщают, что скоро прибудет пополнение. Да-да, та самая саранча с круизного лайнера. В количестве четырех битком набитых автобусов.
Кстати, по форме одежды видно, что климат на самом севере Европы - мягкий, арктический. Почти курорт.
Кстати говоря, мы-таки были не единственные, кто на Нордкап в феврале на машине приперлись. Но остальные энтузиасты явно подготовились посерьезней. Вот, к примеру, британцы на Дефендере - лебедка, полный обвес. Всё как полагается. Фейс-контроль, конечно, прошли. Еще голландцы были на жипе. С нами в автобусе - девочка с украины и с ней парень из турции (но эти сжульничали - добрались самолётом). Если бы не саранча на круизнике - было бы вообще тихо и комфортно.
Пока ждали, поснимал немного окрестности. Довольно живописная усадьба.
Там же, только чуть ближе.
Место для пикника. На фотографии не очень понятно, но до столика пилить метров триста, не меньше - проваливаясь по колено в сугробы.
Наконец дали добро на отправку - все бросились по машинам, конвой пошел.
Нам досталось самое стратегически выгодное место - аккурат за ведушей машиной. Пользуясь случаем, я уселся рядом с водителем и получил неплохой обзор и возможность полюбоваться дорогой, сидя буквально в первом ряду.
Пейзажи за окном - суровые, северные. Минималистические.
Несколько раз попадались дома. Уж не знаю, кто там живёт и чем занимается, сам бы я от постоянно дующего ветра там просто сошел с ума. Архитектура - предельно лаконичная. Квадратиш, практиш, гут.
Еще один фрагмент минимализма.
В какой-то момент относительно спокойная дорога заканчивается - конвой постепенно выруливает к побережью.
Очередной перевал - и видимость резко падает. Вообще, небо меняет свой цвет каждые пару минут - то совершенно белое, то серое, то тёмное, свинцовое.
На этой фотографии, небо, кстати, тоже присутствует. Но разглядеть, где именно оно переходит в горы - нет никакой возможности.
Чем выше забираемся в горы, тем темнее становится небо. Полдень, светлое время суток.
Дорога постоянно петляет - особо не погоняешь. В случае чего - вниз лететь достаточно далеко.
Самая неприятная часть пути - дорога идет по западному склону, который постоянно продувается всеми ветрами. По идее, предыдущий конвой был всего полчаса назад, но дорогу уже занесло.
Головная машина прокладывает путь.
Местами зарывается в сугробы. Думаю, одинокая легковушка не прошла мы и километра - постоянно дующий боковой ветер дорогу заносит буквально на глазах.
Вот это место мне особенно понравилось - дорога резко забирает вверх, огибая скалу. Слева, внизу - черные воды Баренцева моря и фьорды. Чертовски красиво, но толком эту красоту запечатлеть - нет никакой возможности. Думаю, что любая задержка на этом участке - ЧП.
Наконец, прибыли на Нордкап. Поездка заняла ровно час. Скания пробивается через заносы на парковку.
Здание с шаром на куполе - туристический центр. Не знаю, как у тех, кто добирался на своих машинах, а в нашем случае входные билеты уже были включены в цену проезда на автобусе.
Ресторан. Уж не знаю, какой был смысл здесь его строить. Может быть, летом оно актуально. Зимой же времени на всё про всё дается час - потом конвой выдвигается обратно в Хоннингсвог. Иначе говоря, только и успеваешь, что выскочить на утес, пробежаться галлопом по зданию, купить-пару тройку сувениров и всё - бегом назад, на автобус.
Главная цель - вот этот утес со смотровой площадкой и чугуниевым глобусом на постаменте. Есть ли смысл сюда ехать - вопрос открытый. Для галочки - безусловно. Но, откровенно говоря, маршрут от Таллинна до Нордкапа на зрелища не шибко богат. Хотя, последний отрезок пути оставил-таки очень сильные впечатления.
Главный пункт обязательной программы на Нордкаппе - фоточка рядом с глобусом. Для этого нужно быстро-быстро вскарабкаться по скользким ступенькам на постамент и постараться замереть на пару секунд в более-менее вертикальном положении (стараясь, что в этот момент нафиг не сдуло с площадки).
Второй обязательный пункт программы - вот эта пирамидка.
Вообще, формально говоря, Нордкапп не является самой северной точкой - с одной стороны, расположенный по соседству мыс Кнившеллоден севернее аж на полтора километра. С другой - оба они находятся на острове, а самая северная континентальная точка и вовсе находится на мысе Нордкин. Но это, в общем-то детали, интересные только буквоедам. Для обычных туристов - Нордкап самый что ни на есть край света.
Вот, кстати говоря, тот самый Кнившеллоден - чудесным образом просматривается со смотровой площадки. Для отдельных ценителей экзотики туда проложена пешая тропа - от Нордкапа нужно пройти порядка 8 километров. Подозреваю, что зимой удовольствие более чем сомнительное - чтобы сделать пару кадров в западном направлении, на ветер пришлось чуть ли не ложиться - а камеру буквально вырывало из рук.
Кнившеллоден, чуть более крупным планом. Мне в ту сторону даже смотреть было холодно.
Еще один кадр - в том же направлении. Сделан буквально через пару минут, но пейзаж уже накрыло снегом. Вьюга-с.
Вид на туристический центр со смотровой площадки. Пока там стоял, постоянно было ощущение "дежа вю" - никак не мог вспомнить, где я это видел? Потом сообразил - все это здорово напоминает декорации к пятому эпизоду Звездных войн, ледовую планету. Кстати говоря, та часть как раз в Норвегии и снималась.
Вообще, на смотровой в относительно спокойной обстановке у нас было от силы минут пять. Потом десантировались туристы с круизного лайнера.
Буквально через пару минут на площадке стало очень шумно и людно.
Туристы. Экипировка у всех довольно продуманная.
По сути, на самой площадке мы от силы минут десять провели - дольше там находится достаточно сложно. Как бы ты не утеплялся - постоянно дующий ветер достаточно быстро утомляет. Оставшееся время бродили по туристическому центру.
Набор аттракционов внутри достаточно своеобразный. Большой сувенирный магазин, почтовое отделение (зимой не работает), ресторан, кинотеатр (до которого я сам дойти не успел) и небольшая выставка макетов, рассказывающая об освоении мыса Нордкап.
Сам центр был построен сравнительно недавно - только в 2010 году.
Кроме того, внутри имеется совершенно футуристическая часовня.
И, внезапно: тайский музей. Экспозиция небольшая, но довольно занятная.
Когда выбрались из центра грузиться на автобус - видимость окончательно упала. На обратную дорогу, опять же, понадобился час - и за это время уже успело стемнеть. Кстати говоря, фотография с паромом, которую показывал выше - как раз и была сделала сразу по приезду в Хоннингсвог. Так что разницу вполне можно почувствовать. По сути, хоть поездка на Нордкапп и обратно занимает всего три часа - в феврале это фактически весь световой день, от рассвета до заката.
Любопытный нюанс - на обратной дороге машины сопровождения почему-то поменялись местами. Причем, вместо отвала второй грузовичок оборудован сугробом. Между тем, дорожные условия за пару часов успели заметно испортиться. Впрочем, пока ехали назад - я насчитал четыре снегоуборочных машины. Я так понимаю, они там курсируют без остановки - так что вариантов где-либо застрять в любом случае не было.
Вообще, если суммировать мои впечатления от всей этой поездки - мне показалось, что за "настоящим" Севером ехать нужно в Россию. Не знаю даже, что ожидал увидеть, но у меня сложилось ощущение, что в скандинавских странах все слишком сильно окультурено и заточено под туристов. Прямо какая-то избыточная цивилизация.
03/10/2013 09:00
Материалы по теме
- Страны: Норвегия
- Фоторепортаж: Нордкап без Нордкапа, или Миссия невыполнима, 22.08.2013
- Фоторепортаж: Мурманск-Нордкап. Самая северная точка Европы, 01.08.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.