
Тибет - это не только горы, но еще и монастыри. Здесь практикуют ваджраяну, то есть тибетскую версию буддизма, также известную как ламаизм. Это запутанная и сложная религия, вобравшая в себя элементы индуизма, шаманизма и, Будда знает, чего еще! Возможно, верны утверждения, что она миролюбива, хотя её внешние признаки иногда говорят об обратном. Сегодня расскажу про храмы и монастыри Лхасы.

Квартал Баркхор в центре тибетской столицы. Прошлый раз мы изучали здесь городскую моду, а теперь понаблюдаем за паломниками. Что-то они жгут на площади дымное и вонючее. Дымовая завеса вокруг тибетской религии угодна буддам прошлого и будущего.

Подкидывают в жаровню сухие травы. Лично я уверен, что в прошлом в этих и подобных печах сжигались жертвы гораздо более серьезные, чем невинные гербарии. Пусть мне не удастся доказать эту мысль сейчас, но я вернусь к ней в одном из следующих постов.

Молитвенное помещение под площадью. Здесь сотни масляных светильников. Иностранцам заходить сюда запрещено - меня сразу выгнали.

У входа в Джоканг, главный и самый священный храм Тибета.

По легенде, вся окружающая местность когда-то была телом гигантской демоницы. Чтобы нейтрализовать демоническое влияние, в её тело, руки и ноги были "вбиты" буддистские храмы и ступы. Храм Джоканг вбит в сердце демоницы.

Теперь к пронзенному сердцу демоницы приходят паломники со всего Тибета.

Многие из них готовы часами простираться перед священными стенами.

Для комфортного простирания используются узкие подстилки и специальные тапочки для рук.

Встречаются и профессиональные простиральщики. Бесчисленными "упал-отжался" они зарабатывают подаяние. Вместо подстилок у них жесткие рабочие фартуки. Наручные тапочки тоже профессиональные - деревянные.

Популярная у туристов площадь Баркхор - подходящее место для сборов.

На входе в Джоканг пристроились паломники иного рода. Их интересует не материальные богатства, а духовные. Они сидят за импровизированными тряпочными столиками, привязанными к ограде храма, и читают молитвенники.

Внутри Джоканга фотографировать запрещено. Но кое-что снять все-таки можно. Например, вот такую коллекцию ритуальных кинжалов. Много вы знаете ритуалов, где требуются кинжалы с треугольными лезвиями? Может быть, чтобы пучки сухой травы нарезать?

Это котел, в котором раньше варили еду для монахов. Ничего зловещего я в нем не вижу. Просто восхитили размеры.

На крыше Джоканга. Вездесущий красный флаг пробрался и сюда. Впрочем, справедливо. Джоканг издавна был одним из источников тибетского сепаратизма.

С крыши замечательный вид на площадь с дымящимися печами и на Поталу.

Потала - бывший дворец Далай-Ламы, сбежавшего от китайцев в Индию. Потала похожа на крепость. Все старые тибетские монастыри такие.

Со стен Поталы эффектный вид на столицу.

В стену Поталы паломники засовывают монетки в качестве подношения. Деньги - самая распространенная жертва в Тибете (да и во всем мире, чего уж там!), но одно дело дарить деньги буддам и прочим статуям. Здесь же обожествляется само здание.

Это последняя площадка дворца, на которой можно снимать. Дальше - запрещено, за этим внимательно следят строгие служители. Потала перегружена китайскими туристами и похожа не столько на музей, сколько на переходы московского метро. Если разрешить китайцам еще и фотографировать, то движение в узких коридорах застопорится совсем.

Так что остается лишь снимать городские виды.

А это монастырь Ганден, один из трех главных "желтошапочных" монастырей. Для тех кто не знает: Далай Лама - вовсе не глава всех буддистов, как его рекламирует пресса. А всего лишь лидер секты Гелугпа, одной из четырех основных в Тибете. "Желтошапочники" - это реформаторы, вроде протестантов от ламаизма. Особое значение придают нравственности и философской подготовке.

Ганден - один из первых монастырей в Тибете. Был построен в XV веке учениками ламы Цонкапы, основателя секты "желтошапочников". Здесь же хранятся останки ламы, ставшие важной тибетской реликвией.

На стену монастыря по случаю местного праздника вывесили огромную танка, полотнище с изображением Будды.

В храме оживленно. Звучит музыка и гортанное монашеское пение.

Нишу с изображением Будды украшают юани и доллары. В нишах поменьше хранятся молитвенные книги.

Но вот праздничные молитвы окончены, лик Будды закрывают занавесками из ткани.

И сворачивают до следующего праздника.

В течение каких-то минут стена монастыря вновь пуста.

Монахи снимают желтые шапки и расходятся по кельям.

А в это время... в монастыре Сера монахи собираются на важное мероприятие. Сера - это второй из троицы "желтых" монастырей. В третьем (Дрепунге) мы в этот раз не были, решив, что хватит и двух.

Монахи монастыря Сера собрались на дебаты. Это форма практических занятий, во время которых одни молодые монахи экзаменуют других, задавая вопросы, касающиеся тантры, сутры и прочих важных буддистских понятий. Цель дебатов - освоить логику.

Экзаменаторы стараются сбить с толку экзаменуемых, так что последним приходится сохранять спокойствие Будды, чтобы не выйти из себя.

Свои вопросы монахи сопровождают агрессивными хлопками в ладоши, символически нападая на студентов и "пригвождая невежество".

В буддизме невежество считается большим грехом, а точнее - причиной множества других грехов. Поэтому невежественным прослыть никто не хочет, уж лучше - глуховатым.

Во время дебатов одни ставят под сомнение учение Будды, другие должны его защищать. Потом роли меняются. И так много лет подряд.
26/09/2013 10:00
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Регионы: Тибет
- Отзыв о поездке: На внедорожниках в Тибет. Дарчен, 2013
- Отзыв о поездке: На внедорожниках в Тибет. Буддистская некромантия в Сакье, 2013
- Отзыв о поездке: На внедорожниках в Тибет. Шигадзе, мыши и сушеные головы, 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.