В Стамбул мы с отцом поехали для того, чтобы, по его словам, разглядеть Византию. В любом путешествии папу интересует прежде всего религиозно-православный аспект; именно поэтому в прошлом году мы ездили в Израиль, именно поэтому для путешествия этого года был выбран Стамбул, он же Константинополь, столица Восточной Римской империи.
Моей задачей перед поездкой было выбрать из всего громадного списка достопримечательностей Стамбула те, которые дадут папе представление о нем как о городе, бывшем когда-то оплотом православного мира. Написав список, почитав путеводитель и википедию я решила прибегнуть к услугам гида, профессионально разбирающегося в вопросе. Так по рекомендации был найден Тимур, который в один из дней забрал нас на машине от нашего дома и провел нам экскурсию по христианскому Стамбулу.
Еще до Тимура мы с папой сами посетили собор Святой Софии, главный православный храм мира на протяжении веков, ставший с приходом в 1453 году турок мечетью и превращенный Ататюрком в музей в 20 веке.
Здание потрясает. Оно кажется очень крепко сбитым, приземистым снаружи, а внутри словно бы расправляется, разворачивается. В то, что этот храм был построен в 6 веке, поверить решительно невозможно. В путеводителе "Афиша" по Стамбулу, который я очень рекомендую (как и все другие гиды этого издательства) описано, как строили храм, как гениально были спланированы стены, могущие выдержать такой огромный купол. И вроде бы все становится понятно с точки зрения конструкции, но это - шестой век. Я не могу в это поверить. Фото прошлогоднее, сейчас внутри идет частичная реконструкция.
София - один из величайших храмов мира. Стамбул - один из величайших городов. Если бы меня спросили, куда стоит отправиться, если есть возможность совершить только одно путешествие в жизни, я бы назвала Иерусалим. Если два путешествия - Иерусалим и Рим. Если три - Иерусалим, Рим и Стамбул. Это история, которую можно буквально потрогать своими руками, посидеть на тех же камнях, попытаться представить, сколько людей замирало в восхищении здесь за прошедшие почти 15 веков.
София сохранила великолепнейшие образцы византийских росписей и мозаик. Богоматерь с младенцем - это 9 век.
Посмотрите, какие великолепные резные мраморные капители украшают колонны.
Один из главных софийских шедевров - мозаика Деисус, изображающая Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. "Деисус" - это моление, Богородица и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Это 11 - 12 век. Нижняя часть мозаики не сохранилась, пострадав, по преданию, от крестоносцев. Посмотрите, какая тонкая работа, как прорисован румянец на щеках Иисуса, как красиво проработаны складки одежды.
Еще одна мозаика - 11 век. Константин Мономах и его супруга императрица Зоя с символами благотворительности. У них в руках кошель с деньгами и дарственная грамота.
Эти мозаики находятся на хорах, на втором этаже храме. "Афиша" пишет, что раньше все это огромное помещение было полностью покрыто мозаиками на золотом фоне. Увы, сохранилось очень мало.
Первой нашей остановкой во время экскурсии с гидом был греческий православный монастырь Богоматери, по-турецки называющийся Балыклы. Известен монастырь тем, что в нем расположен животворный источник, а также некрополь Константинопольских патриархов.
Монастырь очень живописен. Гораздо больше храма и источника мне понравились его мраморный двор и сам некрополь.
Некрополь находится во внутреннем дворе монастыря, похоронены там не только патриархи, но их могил много.
Источник журчит под этой иконой. Турецкое название монастыря - Балыклы - происходит от слова "балык", т.е. рыба. Легенда гласит, что монах во время осады города жарил неподалеку рыбу и получил известие, что Константинополь взят. Гонцу он не поверил, сказав, что скорее оживет рыба, чем падет город. И рыбка, до того смирно лежавшая на сковородке, начала трепыхаться. В источнике сейчас плавают красные рыбки с пятнышками-подпалинами по бокам.
Источник обладает животворной силой, говорят, что приходят к нему не только православные, но и мусульмане.
Внутри монастырского храма. Храм греческий.
Следующая остновка - монастырь Хора или по-турецки Карие. Это место, куда надо съездить всем, кто приезжает в Стамбул вне зависимости от степени религиозности и отношения к религии вообще. Дело в том, что в монастырской церкви, превращенной сейчас в музей, сохранились невероятные мозаики.
Глядя на стены церкви начинаешь немного представлять себе, как выглядели мозаики Святой Софии. Церковь Хора гораздо меньше и скромнее Софии, но здесь застываешь с задранной головой в невероятном восторге. А если бы мозаики сохранились в Софии, в этом гигантском, но изящном храме, размер и важность которого ты не можешь до конца ни объять, ни понять?
Мозаики отностятся к периоду так называемого палеологовского ренессанса, оборвавшегося в 1453 году с приходом турок. Это был один из самых красивых периодов в истории византийского искусства, совпавший по датам и художественным свойствам с ренессансом в Европе.
Мозаики иллюстрируют жизнь Иисуса. Для верующих того времени (мозаики датируются 14 веком), зачастую не умевших читать, это был один из шансов познакомиться с Евангелием. Именно поэтому в мозаиках мы узнаем знакомые библейские сюжеты.
Деисус. Посмотрите на тонкость и пронзительность работы, обратите внимание на выразительность лица Иисуса и его красоту, на плавные переходы цвета на одежде. Представьте себе 14 век и попытайтесь представить простого человека, который не из императорского дворца, а из своего средневекового мира попадал в храм, полностью украшенный этими яркими, светящимися мозаиками.
В некоторых местах можно поближе подойти к оставшимся на стенах фрагментам и увидеть крохотные кусочки мозаики с идеальной точностью подогнанные друг к другу.
Здесь уже не мозаика, а роспись. Вся эта красота сохранилась в том числе и потому, что турки, превратив церковь в мечеть, замазали стены и потолки толстым слоем штукатурки, которая как бы законсервировала изображения. Расчистка и реставрация были проведены в 20 веке.
Во дворе монастыря. Как мне нравятся эти витые фонари и грубые доски домов на заднем плане!
Следующий пункт маршрута - церковь Богоматери Влахернской, где хранились когда-то риза (покров) и пояс Богоматери, вывезенные паломниками из Иерусалима. Как нам пояснил гид, хранителями церкви является на протяжении поколений одна и та же семья. И действительно двери храма нам открывала женщина, которая живет с семьей на территории. Она же угостила нас какими-то фруктами из окружающего церковь сада, похожими на мелкие абрикосы.
Охранник.
История гласит, что во время осады города русами, которые тогда были еще язычниками, в девятом веке защитникам Константинополя в церкви, стоявшей на этом месте, во время службы явилась Богородица и как бы накрыла город своим покровом. Это было 1 октября (14 октября по новому стилю). Именно поэтому в этот день русская православная церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы.
В церкви, которая была одной из главных святынь Константинополя, есть святой источник. Воду можно взять с собой в маленьких бутылочках, опустив посильное подаяние в расположенный рядом ящик.
Следующая точка маршрута - Константинопольский патриархат. Во время Османской империи здесь был греческий район. Турки, кстати, не упразднили патрирхат. Генри Мортон, которого я рекомендую так же настойчиво, как и "Афишу", пишет, что султаны были вынуждены договариваться с греками, т.к. взяв Константинополь они получили пустой город: греческое население бежало. Сами турки умели только воевать, к мирной жизни и торговле были не очень приспособлены, так что пришлось убеждать греков вернуться. Сейчас этот район называется Фанар (Фенер) и представляет собой одни из самых бедных кварталов города.
Фонарь. Мне нравится сочетание старого и нового, формы и содержания.
Во дворе патриархата.
Встретили там вот такого огромного и пушистого кота. Фото не передает масштаб, наверное, но зверюга весит не менее 10 кило!
В соборе Святого Героргия на территории патриархата можно увидеть часть столба с остатками кольца, к которому был привязан Иисус во время бичевания, частицы мощей Иоанна Златоуста и Григория Богослова
Но больше всего меня удивила вот эта мозаика. Посмотрите, это Иисус! Не длинноволосый мужчина с вытянутым овальным лицом, а упитанный будто бы армянский юноша с черными кудрями, густыми бровями и кругыми щечками. Удивительно!
Последняя остановка - церковь Сергия и Вакха, она же маленькая Святая София. Церковь была построена теми же строителями, которые строили большую Святую Софию. Оба не были архитекторами, а были учеными и хотели проверить постройкой маленькой церкви точность своих расчетов перед тем, как браться за большую. Сейчас это мечеть.
Мечеть выглядит невероятно домашней, тихой, спокойной. Она не давит объемами и декором, она полна света и воздуха, не выглядит такой холодной, как Голубая мечеть, например. Вокруг - очень приятный двор, куда можно прийти просто посидеть на лавочке или же выпить чаю в кафе, полистать книги и посмотреть сувениры в очень тихих маленьких магазинчиках. Чудесное место!
Намоленное место. И православные, которые молились здесь раньше, и мусульмане, которые молятся сейчас, приходили сюда на встречу с богом со своими радостями, с горем, с сомнениями. Полторы тысячи лет эти колонны выступают свидетелями жизни и отдельных людей, и поколений, и эпох. Мы уйдем, а они все еще будут стоять.
При подготовке я использовала материалы путеводителя "Афиши" по Стамбулу. Надеюсь, что ничего не перепутала и была точна и корректна в формулировках. Если вы заметили ошибки или вам есть, что добавить, пожалуйста, не стесняйтесь это сделать.
11/07/2013 12:00
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Города: Стамбул
- Отзыв о поездке: Стамбул и чайки, 2013
- Отзыв о поездке: Принцевы острова: райский уголок в Мраморном море, 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.