Позади Рим, Флоренция, Сиена, Пиза, другие города. Столько всего удивительного! Впереди Верона - город, где в воздухе витает дух тысячелетней истории. А я, что я знаю о Вероне, кроме истории о Ромео и Джульетте и церкви святой Анастасии (Chiesa di Santa Anastasia) с мозаичным мраморным полом из белого, розового и серо-голубого мрамора на другом берегу реки Адидже, о которой рассказывали друзья? Стоит лишь пройти по мосту Пьетра. Еще про Арена ди Верона,где проходят фантастические концерты! Ах, да, смотрела фильм "Письма к Джульетте". Крайне мало. Сможет ли влюбить в себя после восхитительного и великого Рима? Эти мысли крутились в моей голове всю дорогу, а за окном автобуса лил дождь. Еще и в пробку попали, потеряли около двух часов. Но незадолго до въезда в город стало опять солнечно. Еще несколько минут и автобус остановился на проспекте Бра. Ирина познакомила нас с гидом по имени Эльвира, которая ближайшие два часа должна была провести с нами. Проверив слышимость наших микрофонов, отправились на площадь Бра ( Piazza Bra).
Эльвира рассказывала с такой скоростью, так спешила, как если бы опаздывала на самолет! Приходилось переспрашивать, это напрягало многих в группе, еще с микрофоном что-то случилось, далеко уже не отойти, поэтому впечатления от Вероны остались несколько смазанными, как мне казалось на тот момент. По истечении энного количества времени, читая о городе, просматривая свои фотографии, я так уже не думаю. Напряжение и нервозность улетучились, а на душе уютно и приятно от полученных впечатлений. Да, без сомнения Верона - город, величие и красота которого, прошедшие сквозь столетия, впечатляет и придает ощущение сказки!
Мой рассказ о Вероне - городе романтики и любви, где сочетаются различные эпохи, где римское прошлое перекликается с мрачной средневековой Вероной, коей правили Скалигеры, где есть улочки, выложенные розовым мрамором - попытка поделиться тем, что узнала нового для себя.
Во времена Юлия Цезаря через Верону проходили дороги - Виа Августа, Виа-Постимиа, Виа-Галлика. Именно тогда Вероне было присвоено почетное название Колония Августа Верона. Много пришлось пережить и выстрадать городу. Окола ста лет Вероной правила династия кровожадных тиранов Скалигеров, семья делла Скала расправлялась на раз два со всеми врагами и некогда друзьями. Почти четыреста лет Верона находилась под ногтем у Венецианской республики, только в 1796 году армия Наполеона положила конец этому властвованию и правлению. Ну, а Верону поделили между Францией и Австрией. Только после разгрома Наполеона Верона отошла к империи Габсбургов. В 1866 году в результате всенародного голосования ( плебисцита) веронцы выразили свое непоколебимое желание жить в объединенной Италии.
Покровитель Вероны - святой Зинон Веронийский, грек по происхождению, рожденный в Сирии.
Главный вход на площадь Бра - исторический центр, сердце Вероны - открывают Портони дела Бра - две зубчатых арки, составлявших часть городских стен, построенных в период правления герцога Джана Висконти в конце XIV века. Рядом с арками расположена также сохранившаяся от городских стен пятиугольная башня, единственный остаток укреплений времен Виконтов, называется Торре Пентагона (итал. Torre Pentagona).Она виднеется над крышей здания в центре. Площадь Бра, в переводе с языка одного немецкого племени слово "braida", обозначает "широта" .
Площадь Бра огромная, рестораны, кафе, в центре есть сквер, в котором в 1883 году был установлена конная статуя, которая посвящена Витторио Эмануэле II Савой (1820-1878), первому королю Италии по прозвищу "джентльмен". Памятник был установлен по причинам, написанным на постаменте: "в пятую годовщину его смерти слезы пролиты о нем всем цивилизованным миром: 9 января 1883". Памятник выражает благодарность суверену, кто "с замечательным достоинством превратил слабую и разделенную Италию в независимую и цельную". Умер Витторио Эмануэле II Савой 29 декабря 1877 года. Похоронен в римском Пантеоне. Надпись на надгробии в Пантеоне гласит: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества).
На площадь выходят фасады: палаццо дела Гран-Гваржия (дворец, построенный Доменико Куртони, строительство было начато в 1610 году, а завершено лишь в 1820 году), палаццо Барбьери или Палаццо дела гран-Гвардия-Нуова (построен в 1838 году архитектором Дж. Барбьери в неоклассическом стиле, в настоящее время в здании расположен муниципалитет города).
Променад Листон напротив Ратуши относится к 1790, когда был проложен обширный тротуар. Сегодня Листон - классическая прогулочная область для местных жителей и туристов. Предшествующие поколения наделили Верону выразительным прозвищем: "grande osteria dei popoli" — "большой трактир народов". Видно, Верона всегда славилась пристрастием к щедрому столу и умением приготовить вкусные кушанья. Это качество (впрочем, присущее всем итальянским областям и городам) город Ромео и Джульетты сохранил по сей день. Итальянцам вообще присущи любовь и гордость местом, где они родились, не только в случае, если их родина красивая и романтическая Верона, но и крошечное местечко. Верона — город, размеры и жизненный ритм которого по плечу человеку. "Godo di essere veronese" — "я счастлив быть веронцем" можно услышать из немалого числа уст.
На площади расположен знаменитый веронский амфитеатр и примыкающая к нему церковь Сан-Николо-аль-Арена (итал. San Nicolò all'Arena).
Античный римский амфитеатр Арена ди Верона (" арена "в переводе с латинского "песок") занимает третье место в Италии среди сохранившихся амфитеатров. Построен около 30 года,за минувшие века ушел в глубь земли на два метра. Здание было построено за пределами городской черты города и состояло из четырёх эллиптических колец (внутренние оси 44,43 и 73,68 метра; внешние (включая несохранившееся четвёртое кольцо) — 109,52 и 138,77 метра). Первоначальный фасад был облицован белым и розовым известняком из Вальполичелла. В 1117 году Верону постигло землетрясение, почти полностью было разрушено кольцо амфитеатра. В 1183 году новое землетрясение нанесло удар по внешнему фасаду. Сохранившейся фасад амфитеатра выполнен из камня, цемента, речной гальки и кусков кирпича.
Изначально был построен для цирковых представлений, гладиаторских боев, морских сражений, для чего арену заливали водой. Из мраморных блоков розового цвета высекли 44 ряда сидений.
С 1913 года летом это место проведения оперных представлений, тут пели Мария Каллас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти. Места на каменные ступени амфитеатра стоят заметно дешевле, чем специально устанавливаемые кресла в нижней части. После захода солнца зажигаются свечи. Вместимость арены для оперных представлений до недавнего времени составляла 20000 гостей, но по соображениям безопасности она снижена до 15000. В зимние месяцы концерты классической музыки проводятся буквально через дорогу – в Ente Lirico Arena, возведённом в XVIII веке.
В 2000 году амфитеатр был включён в число памятников Всемирного наследия.
Церковь Сан-Николо-аль-Арена (итал. San Nicolò all'Arena) возникла как обет монахов Конгрегации Театинов. Архитекторы церкви Лелио Пеллезина (1602-1683) и его сын Винченцо. 21 марта 1627 был заложен первый камень и строительство продолжалась медленно до 1630, потом и вовсе остановилось из-за чумы. После этого благодаря новому финансированию были закончены два придела и ризница. Исчерпание средств не позволило сделать купол и украсить фасад, внутренняя отделка была закончена благодаря помощи некоторых аристократических семей Вероны. 27 мая 1697 епископ Вероны официальное освятил храм. Фото из соц.сети.
Вперед по мраморному пути)).
Выходим на площадь делла Эрбе (Piazza delle Еrbe).
Площадь делла Эбре заполнена лотками с навесами,(итал. Piazza delle Erbe — «площадь трав»), "эрбе"-зелень, а в римскую эпоху тут находился Форум, во времена Скалигеров политический центр переместился на площадь Синьории.
Слева видим Дом купцов -Домус Меркаторум (итал. Domus Mercatorum) – историческое сооружение. Изначально Дом Купцов был построен из дерева, в начале 14 столетия его перестроили, теперь он из камня. Здание в готическом стиле, служившее в Средние века резиденцией профессиональных корпораций. К зданию в 1301 году по указанию Альберто делла Скала была пристроена лоджия на арках, а при реставрации здания в 1626 году над ней был возведён аттик с гибеллинскими зубцами. В настоящий момент Дом Купцов - пример архитектуры эпохи Средневековья.
Справа на площади делла Эрбе (Piazza delle Еrbe) виднеется кусочек башни в полоску - Ламберти. Прямо - Башня дель Гарделло (Часовая башня), в центре - Палаццо Маффеи (итал. Palazzo Maffei) — барочная постройка. Справа от Палаццо Маффеи находится Дом Маццанти (итал. Case Mazzanti) — фасад здания в XVI веке был расписан фресками на мифологические сюжеты.
Башня Ламберти, высота 83 м, построена в 1172 году веронской семьей Ламберти. В средние века Верону называли "город башен". Для того,чтобы власти, борющиеся с башнями, не снесли ее, Ламберти вовремя продали ее городу, после чего власти внесли ее в комплекс строящегося Дворца Коммуны. Процесс "роста" башни Ламбретти наглядно демонстрируют заметно разные материалы её стен: нижняя часть состоит из смеси кирпича и туфа, средняя – исключительно кирпичная, а восьмиугольная колокольня выполнена из мрамора. На видовую площадку на башне можно подняться как по лестнице, так и с помощью лифта. На колокольне сохранились два старинных колокола, это "Ренго" и "Марангона". Первый извещал город о заседании городского Совета, второй о начале и конце рабочего дня, о времени вечерней молитвы и о пожаре.
Палаццо Маффеи (итал. Palazzo Maffei) — барочная постройка, построенная на месте здания XIII века, относится к 15 веку постройки. В 17 веке кардинал Маркантонио Маффеи принял решение о расширении дворца, и была сделана пристройка в виде третьего этажа и барочного фасада. Первый этаж, а именно фасад, украшен 5-ю арками и тимпанами разнообразной формы с лепниной. Второй этаж декорирован так же как и первый. Балюстрада украшена статуями античных божеств: Юпитера, Аполлона, Венеры, Миневры, Меркурия и Геркулеса. Внутри дворца находится необычная винтовая лестница, которая была построена из камня и не имеющая центральных опор. Перед палаццо Маффеи колонна Святого Марка, установленная в 1523году и увенчанная крылатым львом, это символ Венеции, под властью которой Верона находилась 400 лет. Такие колонны можно встретить во многих местах,находившихся под властью Венецианской республики. Колонна изваяна в белом мраморе по проекту Микеле Леони. Лев наверху колонны - не оригинал. Оригинал был сбит в 1797, когда венецианская республика прекратила существование. Это было результатом соглашения, в котором Наполеон уступил Венецию в обмен на Герцогство Милана. Дворец Маффеи включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В центре Piazza delle Еrbe - готический шедевр эпохи Скалигеров(построен при Кансиньорио делла Скала) - фонтан Мадонны Вероны 1368 года. Фигура Мадонны представляет собой римскую статую 380 года. В руках у статуи, расположенной на помосте, — свиток с гербом Вероны, на котором написано: " Я хочу справедливости и я приношу мир". Дом Маццанти (итал. Case Mazzanti) справа на площади делла Эрбе.
Дом Маццанти известен своими фресками на мифологические темы, украшающие фасад дома.
Дом Маццанти с полуистершимися фресками на фасаде.
Это эдикула,называемая "Берлина" (XIII век), стоящая в центре площади делла Эрбе (Piazza delle Еrbe), крытый павильон в древности был местом, где торжественно вступал в должность глава администрации, на этом месте также долго стоял столб, к которому приковывали провинившегося, с тех времен сохранилась цепь, висящая слева.
Между улицей Via Pellicciai и Piazza delle Еrbe находится маленькая площадь 14 века Novembre, где установлен памятник Жертвам 1915.
Статуя женщины, которая указывает мечом на небо. Этот памятник ознаменовывает трагический случай Первой Мировой войны. 14 ноября 1915 австрийский аэроплан обстрелял исторический центр города, поразив много гражданских лиц на рынке. Об этом варварском нападении на невооруженных и беззащитных людей никогда не забывали люди Вероны. 14 ноября 1920 эта статуя была установлена. Женская фигура символизирует город, который скорбит, но не побежден.
Уходим с Piazza delle Еrbe в сторону площади Синьоров ( (итал. Piazza dei Signori). На нашем пути Арка делла Коста, под ней подвешено ребро кита. Именно из-за этого необычного архитектурного украшения улица носит название "улица Ребра" или виа Делла Коста. Раньше на этой улице продавали экзотические пряности, запах которых разносился далеко окрест, а ребро, видимо, исполняло роль рекламного плаката.
Пройдя арку делла Коста, видим следующую арку, которая называется Volto della Trottura (Свод пыток), где во времена средневековья висели разные устрашающие инструменты для пыток, и уж потом выходим на площадь Синьоров ( (итал. Piazza dei Signori).
Справа видна полосатая стена Дворца общин или Дворца правосудия (итал. Palazzo del Comune). Полосы получаются из-за чередующихся в кладке туфа и кирпича.
Арка делла Коста с подвешенным ребром кита, следом за ней арка -Свод пыток. Проходим и вот она перед нами - площадь Синьоров ( (итал. Piazza dei Signori).
Площадь Синьоров ((итал. Piazza dei Signori) является сердцем Вероны, она примыкает к Пьяцца делле Эрбе. Периметр площади Синьоров окружен историческими зданиями, которые соединены с изящными арками, главным образом, датирующимися с 14-го столетия.
На фото,где видна лишь часть здания справа с мемориальной доской, это - Дворец общин или Дворец правосудия (итал. Palazzo del Comune или итал. Palazzo della Ragione), выходит своими фасадами и на Площадь Синьории(Piazza dei Signori) и на Пьяцца делле Эрбе (Piazza delle Еrbe), в нем размещались городское правление и суд.. Построен Дворец общин по одним данным в 1138 году, по другим — в 1193-м. В 1218 году здание пострадало от сильного пожара и было перестроено. Здание выделяется характерным для Вероны видом, благодаря чередующимся в кладке светлым туфовым блокам и красному кирпичу. В период вхождения Вероны во владения Венеции в здании также размещался суд и нотариальная коллегия, а также тюремные помещения. Комплекс Дворца общин включает в себя также Башню Ламберти (итал. Torre del Lamberti). Башня сей день остается самым высоким зданием Вероны.
Дворец общин или Дворец правосудия (итал. Palazzo del Comune или итал. Palazzo della Ragione). В 1447 году во внутреннем дворе дворца была пристроена двухпролетная готическая лестница, получившая имя — Лестница Разума (итал. la Scala della Ragione). Фото из соц.сети.
Дворец Подеста (итал. Palazzo del Podestà) построен в конце XIII века по указанию властителя Вероны Альберто делла Скала, с 1311 года становится главной резиденцией самого могущественного из Скалигеров — Кангранде I. Именно по его приглашению во дворце в течение 13 лет жил Данте. По данным современников, в оформлении здания был занят знаменитый Джотто, но его фрески были утрачены. В период, когда Верона попала во владения Венеции, фасад здания был дополнен порталом, по форме напоминавшем древнеримские триумфальные арки. Портал получил собственное имя — Портал Санмикеле, по имени автора — выдающегося уроженца Вероны, архитектора и фортификатора. Поверх портала был помещен барельеф Льва Святого Марка — знак принадлежности к Венеции. Дворец Подеста (итал. Palazzo del Podestà) украшен гибеллинскими зубцами, в народе называемыми "ласточкины хвосты".
В центре площади Синьоров установлен памятник Данте Алигьери. После изгнания из Флоренции, великий Данте по приглашению семейства делла Скала приехал в Верону и 13 лет прожил в городе. Статуей работы Уго Заннони веронцы отметили очередную годовщину рождения поэта — 14 мая 1865 года в память о 13 годах, проведенных в Вероне, где при дворе Скалигеров он нашел приют.
Лоджия Совета (итал. Loggia del Consiglio) - строительство здания было начато по заказу городского совета Вероны в 1470-е годы, окончено в 1493-м году, но еще долгие годы велись работы по оформлению как внутри, так и снаружи здания. Автор проекта изящного и легкого здания, благодаря аркаде и венецианским окнам, неизвестен, считается, что над проектом коллективно работала группа веронских архитекторов того времени. В XVIII—XIX веках авторство проекта ошибочно предписывалось знаменитому веронцу монаху-доминиканцу Фра Джованни Джокондо, поэтому и здание часто именовалось Лоджией Фра-Джокондо. На кровле здания были установлены скульптуры знаменитых уроженцев Вероны - Катулла, Плиния Старшего, Витрувия, Корнелия Непота, примыкающую слева арку ворот венчает фигура Джиро́ламо Фракасто́ро. Городской совет Вероны неоднократно обращался к лучшим итальянским художникам с заказами по росписи залов Совета и написанию картин для их оформления. В XIX веке для городского совета Вероны было построен новый Дворец Муниципалитета, в результате старая Лоджия Совета более века использовалось в качестве городской Пинакотеки и библиотеки. После административно-территориальной реформы Италии 1947 года в здании разместился провинциальный совет.
Напротив лоджии, на другой стороне площади - Дворец Кансиньорио (итал. Palazzo di Cansignorio) или Дворец капитанов (итал. Palazzo del Capitanio) построен по приказу властителя Вероны из рода Скалигеров — Кансиньорио делла Скала в 1363 году и изначально представлял из себя крепость, с четырьмя угловыми башнями и окружавшей внутренний двор крепостной стеной. Фото будет ниже, сделанное со стороны арок Скалигеров.
Дворец Подеста (итал. Palazzo del Podestà). В глубине арки просматривается Пьяцалетто-делле-Арке - семейное кладбище Скалигеров, так называемые, арки Скалигеров (итал. Arche Scaligere; гробницы Скалигеров).
Семейная усыпальница Скалигеров, окруженная мраморной оградой и кованной решеткой с воротами на ней в готическом стиле. Это - один из самых захватывающих памятников Вероны и шедевр веронской готической архитектуры. Усыпальница состоит из монументальных могил благородных жителей Вероны рядом с церковью Санта Мария Антика. Несколько могил выделяются из-за их внушительных структур и богатого художественного оформления - могилы Кангранде I, Мастино II, Кансиньорио. На переднем плане Арка одного из трех правителей рода Скалигеров - Мастино II, увенчанная статуей всадника из мрамора, восседающего на коне, закованного в латы, лицо которого закрыто забралом. На щите герб Скалигеров-лестница, что означает "скала" в переводе. Мастино II был очень подозрительным, ему казалось,что все покушаются на его власть и жизнь, ходил только с закрытым лицом. Его дочь Беатриче была выдана замуж за миланского герцога и в честь этого события в Милане выстроили церковь, позже, на этом месте отстроили театр Ла Скала.
Арка Мастино II начата в 1345 мастерами Вероны под влиянием тосканских работ. Статуя рыцаря, вооруженного копьем, с опущенным забралом некоторыми приписывается Маэстро Каньранде. Могила окружена декоративными полосами со статуями Достоинств в углах.
Арка , которая видна на заднем плане, называется Арка Кансиньорио делла Скала. Виднеется семейная церковь Скалигеров - Санта Мария Антика.(итал. Chiesa di Santa Maria Antica - старая церковь Девы Марии) — трёхнефная церковь в Вероне. Первоначальное здание церкви, построенное в VII веке было разрушено землетрясением 1117 года. Современное здание церкви было освящено в 1185 году патриархом Аквилейским. В период правления Скалигеров церковь выполняла функции дворцовой капеллы.Здание представляет собой небольшую постройку в романском стиле с колокольней.
Арка Кансиньорио делла Скала. Авторы этого шестиугольного надгробия, выполненного в 1375 году, известны — Гаспаре Броаспини и Бонино да Кампионе.Среди ранних средневековых арок арка Кансиньорио является самой сложной . Декор этой арки — самый богатый из всех: ее украшают статуи святых воинов, колонны из красного мрамора и барельефы со сценами из Евангелия - могила с фигурой покойного, за которым следят ангелы. Ворота, которые окружают арку, обогащены святынями с фигурами Святых Воинов Лодовико, Мартино, Сигизмондо, Куирино, Валентино и Джорджио. Венчает сооружение конная статуя самого Кансиньорио. Рядом с этими монументами расположены более скромные захоронения представителей рода Скалигеров. Среди них можно увидеть надгробья Мастино I, Альбоино, Бартоломео, Альберто I и Кангранде II.
Дворец Кансиньорио (итал. Palazzo di Cansignorio) или Дворец капитанов (итал. Palazzo del Capitanio).В период правления Венеции Дворец Кансиньорио был выбран в качестве резиденции управляющих городом венецианских капитанов, благодаря чему и получил свое второе имя. Начиная с XVI века неоднократно перестраивался, сохранив в итоге лишь одну из своих крепостных башен. В период австрийского владычества в здании разместился суд, добавив к списку его имен еще одно — Дворец трибунала (итал. Palazzo del Tribunale). В 1882 году Дворец Кансиньорио вновь стал местом, где размещалась резиденция капитана Вероны. Арка Кансиньорио делла Скала на фоне Дворца Кансиньорио.
В наружней стене семейной церкви Санта Мария Антика виден саркофаг Канграде I Делла Скала,объятого вечным сном на походной кровати. Гробница, выполненная в форме шатрового табернакля, увенчана конной статуей Канграде I , готового к рыцарскому турниру (на "арке" установлена копия, оригинал — в музее Кастельвеккьо).Все правление Канграде I прошло в войнах за увеличение своих владений и могущества. На вершине надгробия он же как участник походного турнира на боевом коне.Надгробие Канграде I Делла Скала украшает вход в церковь.
В церкви Санта Мария Антика также есть захоронения остальных представителей рода Делла Скала.
В современной Вероне сохраняются места ,напоминающие об истории шекспировских героев. В числе средневековых построек обозначены два строения 13 века, как дома известных веронских семей Монтиколи (Мантекки) и Даль Капелло (Капулетти). Дом Ромео находится на Виа Арке Скалигере ( Via Arche Scaligere).Это живописная средневековая улица, на которой сохранились гробницы одного из могущественных родов Вероны четырнадцатого века. Похожие на часовни, мраморные, с островерхими куполами, на которых стоят скульптуры умерших рода Дела Скала. Вот там, в доме под номером 4 и находится дом, в котором по легенде жил Ромео. Наш путь от арок Скалигеров до дома Ромео занял минут пять.
На доме табличка с надписью Casa di Cagnolo Nogarola detto Romeo XIVв. Имя средневекового хозяина Каньол Ногарола. Осмотреть его можно только с внешней стороны. Внутри это строение, бывшее прежде более протяжённым, имеет красивый дворик с арочной галереей. Зубчатая стена дома говорит о том, что его использовали как крепость.В 12-13 веках многие влиятельные веронские семьи имели подобные укрепленные владения, ибо часто вспыхивали междоусобные войны и столкновения вследствие борьбы группировок гвельфов и гибеллинов. Род Монтиколи был одним из самых могущественных в Вероне, пока изменившиеся обстоятельства не заставили представителей рода в 1324 году покинуть город и поселиться в Удине. Дом был конфискован правителем Вероны Канграде I Делла Скала,после свержения власти , дом вернулся к прежнему хозяину, который в XVвеке продал его.
До 1930 года разные части дома имели разных владельцев, пока в 1903 году здание не передали литературному обществу Вероны с целью создания в нем музея Шекспира. Началась Вторая мировая война,которая изменила все намеченные планы. Дом опять стал частной собственностью. На сегодняшний день он принадлежит нескольким семьям, хозяева ни за какие деньги не хотят с ним расставаться.А потому все попытки городского управления Вероны выкупить этот дом тщетны, безуспешны, владельцы дома категорически отвергают предложения о продаже.
В нем нет музея. Зато на первом этаже есть ресторан "Osteria Dal Duca",
на стене которого установлена доска со словами из первого акта шекспировской пьесы "Ах, где Ромео?".
Дальше идем по адресу Виа Каппело,21. По легенде, которая стала известна всему миру благодаря Шекспиру, именно тут проживала семья Даль Капелло,они же Капулетти. Дом со стороны дворика над входом отмечен мраморным изваянием в виде шляпки, это герб семьи Даль Капелло,в переводе "капелло" означает " шляпа".
Арка, через которую попадаешь во дворик дома Дель Капелло.Стены неосвещенного прохода исписаны сплошь признаниями в любви на всех языках мира,есть даже записки,прикрепленные к стене. Уже 70 лет по этому адресу приходят письма, адресованные Джульетте. Теперь группа волонтеров постоянно отвечает на все письма, поддерживая каждого, кто ждет совета или помощи из-за несчастной любви. Эти трогательные письма бережно хранятся, и ни одно не остается без ответа. В конце концов, в 1993 году была учреждена премия «Дорогая Джульетта», которая вручается автору самого красивого и искреннего письма, а вручается эта премия в день святого Валентина. В доме Джульетты.
Согласно архивным документам, в 1667 году Каппелло продали часть строения с ныне несуществующей башней семье Риззарди. С тех пор здание сменило множество хозяев. Есть также сведения о том, что постройка использовалась какое-то время в качестве постоялого двора. Таким увидел легендарный Дом Джульетты английский писатель Чарльз Диккенс, посетив в 1844 году Верону: "Я отправился осмотреть старинный дворец Капулетти. Теперь это жалкая харчевня. Двор был полон ветхих экипажей, повозок, гусей и свиней. Сад отгорожен стеной, и на его месте построены дома. Ничто не напоминает здесь о прежних его обитателях, и кухонную дверь украшала весьма несентиментальная дама. Но легенды о вражде двух семей ещё живы..."
Дальнейшая история Дома Джульетты, вплоть до XX столетия, ничем не примечательна. Строение медленно приходило в упадок, пока в 1907 году с аукциона хозяева не продали его городским властям, пожелавшим устроить в нем музей. Работы по восстановлению начались не сразу, до 1936 года дом оставался в плачевном состоянии. Однако новая волна интереса к шекспировскому сюжету, возникшая после выхода на экраны кинофильма «Ромео и Джульетта» Джорджа Кьюкора, заставила власти взяться за реставрацию с удвоенной энергией. Здание отремонтировали и придали ему соответствующий истории юных влюбленных романтический вид. Входная арка приобрела готические черты, окна второго этажа оформили в виде трилистников. Внутренний дворик декорировали в духе кинофильма Кьюкора: поставили колонну в садике, выстроили кирпичную стену на заднем плане. Внутренние помещения также украсили в соответствии с интерьерной модой XIV столетия: старинными фресками, керамикой, мебелью.
В 1968 году кинематографисты вновь обратились к бессмертному сюжету — Франко Дзаффирелли снял собственную версию «Ромео и Джульетты», вследствие чего поток туристов к Дому Джульетты увеличился в несколько раз.
В 1972 году во дворе Дома появилась бронзовая статуя Джульетты работы веронского скульптора Нерео Костантини, прикосновение к правой груди которой, согласно бытующей среди туристов легенде, приносит удачу в любви.
В 1997-ом году был открыт для посетителей Балкон в Доме Джульетты, для сооружения которого использовали настоящую резную плиту XIV века. Внутри дома с 2002 года разместилось нечто вроде мини-музея: фотографии и эскизы из фильмов «Ромео и Джульетта» Кьюкора и Франко Дзаффирелли, костюмы актеров, брачное ложе Ромео и Джульетты — реквизит из экранизации.
Среди веронцев и гостей города возникло поверье, согласно которому влюбленные, поцеловавшиеся под балконом Джульетты, всегда будут вместе. С некоторых пор появилась традиция проводить свадебные церемонии в Доме Джульетты: молодожены, одетые в костюмы Ромео и Джульетты, получают брачный сертификат, подписанный Монтекки и Капулетти, подтверждающий законность их брака. Стоимость такой церемонии для итальянцев — 700 евро, для иностранных граждан — в два раза больше…
Верона расположена на реке Адидже, набережную которой к своему великому сожалению,к ак и многое другое, увидеть не пришлось, времени не хватило, так что, неувиденное осталось за кадром ((
Но, как сказала на прощание Эльвира, Вероне можно рассказывать бесконечно и лучшее, что можно сделать – поступить согласно народной пословице, гласящей - лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать! И она права! Априори!
10/07/2013 15:00
Материалы по теме
- Страны: Италия
- Города: Верона
- Фоторепортаж: Верона, 13.04.2013
- Фоторепортаж: Шекспировская Верона или как эксплуатируется сказка, 22.03.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.