В середине массива горы Сигирия расположены уникальные элементы - Зеркальная стена и Галерея древнейших фресок с обнаженными женщинами. Прямо-таки первый в мире эротический наскальный кинотеатр. Назначение живописи объясняется в двух теориях совершенно по-разному. А на стене высечены сотни стихотворений, посвященных красоте этих женщин...
Под катом сама Галерея и её удивительные фрески, исторические описания сохранившейся живописи и зеркальная стена
Общий вид на стену и галерею открывается с одной из площадок, где мы впервые встретили своего "проводника". Стена опоясывает гору каменной лентой, а над ней, выше. расположена естественная пещера, в которую некогда древнейшие мастера живописи спрятали от глаз 500 изображений обнаженных женщин.
Крупным планом часть стены и сама галерея, завешанная тканевыми тентами, чтобы сберечь ценнейшие произведения искусства. Доступ в Галерею долгое время был открыт только для ученых экспертов и правительственных доверенных лиц. Однако, к счастью, совсем недавно её разрешили посещать туристам. И даже позволили фотографировать фрески (естественно без вспышки).
Проходя через череду железных лестниц странной конструкции, мне вспомнилась старинная компьютерная игра (привет тебе мой 486 комп!) под названием Magic Island, где на раздолбанной тележке нужно было ездить по острову, пронизанному всякими, как две капли воды похожими на эти, ржавыми железными туннелями...
Как раньше в 5 веке н.э. в пещеру на середине скалы попадали люди? Говорят, там были веревочные лестницы...
А теперь вот такая винтовая железяка :)
Сама скальная пещера небольшого размера, а для туристов открыта только ее часть - где расположены все сохранившиеся изображения.
Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам, как бы парящих в воздухе, и покрытые составом яичного белка с медом диких пчел, чудом сохранили свои яркие цвета. Все краски натурального происхождения - из цветов и растений. Поэтому это самые экологически чистые цветные картины. Может быть именно в этом секрет их долголетия?
Никто точно не знает кто они - возможно наложницы короля или просто плод воображения художника. На женщинах нарисованы богатые украшения, диадемы поддерживают волосы, в руках цветы. Фрески занимали всю стену галереи. К сожалению, из 500 фресок до наших дней сохранились только 18 дам. Обратите внимание, что все лица женщин довольно похожи...
Часть сильно повреждена, но еще существует... По первой исторической версии все эти женщины - жены или придворные наложницы Короля Касапы. Обычно живопись выполняет определенную роль - или декоративную, либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным.
По второй версии смысл живописи можно понять, если определено назначение самого комплекса. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна - богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувством бесконечности. Примеры такого "копирования" найдены в Индии, Центральной Азии, Китае, Индонезии и в Бирме.
Особого внимания заслуживают две картины. Первая фреска называется "дама на облаке". Она примечательна тем, что единственная изображена именно так. Она выглядит старше остальных и ее пресс впечатляет, такого мускулистого телосложения больше нет ни у одной "пышечки" или "стройняшки". Эту фреску считают главной. Все остальные женщины по позам ей прислуживают - провожают, несут дары и цветы.
Вторая фреска уникальна тем, что у женщины три руки. Одна рука держит поднос, вторая внизу в просительном жесте, а третья просматривается на её груди. Это говорит о том, что все картины писались "без черновика" и набросков. Сразу красками по стенам пещеры... Поэтому "стереть" или "закрасить" ошибки художника не было никакой возможности. Её только попытались завуалировать одеждой.
Спускаемся к Зеркальной стене, названную так потому, что она была до блеска отполирована с помощью минералов. Почти вся она покрыта царапинами. Все надписи оставлены посетителями Сигирии и датируются VIII-X-XIII веками нашей эры.
В текстах на стене место упоминается как Sihigiri - скала Поминовения. А хроники Махавамса XIII века называют скалу - Скала Льва. По этой теории, все Верующие, поднимаясь в галерею, на "платформу льва" и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары. Визуально представляя богиню и поклоняясь ей, верующие надеялись, что Тара облегчит их страдания и укажет путь к спасению. Сигирия - это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения.
Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара. По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с "платформы льва", были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом были найдены в Индии. С течением времени Тара была забыта простыми людьми. И тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами и наложницами короля Касапы - поощрялось пропагандой секты Теравада.
Большинство надписей расшифровываются как простые поэмы - насчитывается более 700 стихотворений, посвященных красоте изображенных в Галере фресок женщин.
Через поэтический зеркальный коридор, мы наконец попадаем на финальную прямую - к подножию подъема и входу в королевский дворец Сигирии, к гигантским каменным лапам льва. Но об этом в следующей фото-подборке.
31/05/2013 12:00
Материалы по теме
- Страны: Шри-Ланка
- Города: Сигирия
- Отзыв о поездке: Шри-Ланка. Нувара Элия, 2013
- Отзыв о поездке: Шри-Ланка. Раджа, 2013
- Фоторепортаж: Добыча соли в Путталаме, 21.03.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.