В неарабских странах представления людей о Ливане затуманены сотнями предубеждений. Мне показалось, что многие думают, будто Ливан - радикальная мусульманская страна и что там активно идут военные действия. На самом деле из посещенных мною до сих пор арабских стран - Тунис, Иордания и Ливан, именно Ливан показался мне наиболее светским. Что до безопасности - ну да, в новостях постоянно передают, что там где-то взрываются бомбы и падают ракеты, но мы этого ни разу не почувствовали, хотя один из знакомых бизнесменов моего друга рассказал ему, что в Триполи бомба попала в их магазин и снесла половину, но в другой половине люди продолжали работать.
Я лично пару раз гуляла по ночному Бейруту сама, говорила со случайными встречными. Ощущение намного безопаснее, чем в Москве. Что в Ливане действительно страшно - это обилие машин. По дороге они едут, а на тротуаре они припаркованы так, что между ними и домами пройти невозможно, и идти приходится по проезжей части средь сплошного потока машин. Но ночью их значительно меньше.
Под катом довольно много фотографий и букв, я совершенно не уверена, что фотографии все интересны. Просто мне кажется, что в Ливане не был почти никто из моих постоянных читателей, поэтому решила показать как можно больше.
Это флаг с гербом страны, Erez - ливанским кедром. Я как-то общалась в Израиле с каучсерфером ливанского происхождения, его так и звали - Erez
Бейрут - город дорогой и современный. Один из районов в центре очень напоминает мюнхенскую Максимилианштрассе (где новые русские и арабы закупаются), там магазины Шанель, Луи Виттон и даже здания по цвету похожи на мюнхенские.
Самый дешевый хостел, который я нашла, стоил 40 долларов за ночь на двоих. Нам несказанно повезло, потому что С. С. нашел каучсерфера Марка - Марк работает и живет в другом городе и с удовольствием позволил нам жить в своей комнате в Бейруте. Пару раз они приходили в гости с девушкой и двоюродным братом, мы слушали музыку и ели еду, приготовленную нами на одной-единственной конфорке, имеющейся в этом доме.
коши у дома:
Город делится на мусульманскую и христианскую часть. Христиане утверждают, что мусульмане их не любят. Женщин в паранджах я не видела и вообще мне показалось, что даже в хиджабах женщин в Бейруте не больше, чем в Мюнхене. Выглядят как обычные турчанки. Банков много. Встречаются люди с автоматами, но опасными они не выглядят. Полицейские на постах настроены дружелюбно. Вопреки моим ожиданиям, что меня будут долго проверять на границе (я читала, что к украинским незамужним девушкам до 35 погранцы относятся подозрительно и даже попросила Юлю, организатора трэвел-фестиваля в Москве, написать мне рекомендательное письмо), все обошлось только копированием паспорта и просьбой указать ливанский номер телефона, что я и сделала.
На набережной много велосипедов
и даже есть пункт их проката
Мы сами жили тоже в христианском районе
клубника у нас во дворе:
Перед приездом я по традиции написала нескольким каучсерферам. Один из них, Фади, по странному совпадению за четыре дня до моего приезда вернулся из Харькова. Ему понравился город и люди, и он не мог понять, что заставило меня переехать в Германию. Я ему объяснила, что меня не спрашивали, а просто экспортировали в 14-летнем возрасте, но со временем я поняла, что мои родители все же приняли разумное решение. Сам Фади, программист по специальности, нашел работу в Харькове учителем английского и как раз находился в процессе поиска квартиры. Он отвез меня в собор ливанской богоматери.
ливанская богомать
Вид сверху:
По дороге Фади спросил, еврей ли я. Я немного испугалась. Фади понял это по моему профилю на каучсерфинге, но сказал, что считает себя американцем и за 10 лет в Америке у него появилось много еврейских друзей, и лучшие его клиенты - тоже евреи. High class Jews, cказал он. В Ливане Фади чувствует себя неуютно - интернет дорогой и ненадежный, электричество отключают... после Америки не катит. Собор Ливанской богоматери находится в Хариссе, откуда открывается вид на Jounieh, второй по величине город Ливана.
Воскресенье для ливанцев - почти как рождество в Швейцарии. Найти что-то открытое в этот день даже в центре не так уж просто. Мы вот нашли армянское кафе. В Ливане 5% населения - армяне, но в Армении они никогда не бывали.
Еда прекрасная, хоть я и немного ее пробовала - мы часто готовили дома. Качественная ближневосточная кухня по европейским ценам.
Уличной вегетарианской еды, как фалафель в Иордании, найти очень сложно - надо садиться в кафе, заказывать и ждать. Зато в это время можно воспользоваться интернетом, он там практически во всех заведениях общественного питания. Платить можно хоть местными тугриками, хоть долларами. Один доллар - это полторы тысячи ливанских лир, считать довольно просто.
вечереющая набережная:
Самое неприятное в Ливане - это, пожалуй, такси. Общественный транспорт отсутствует в принципе, ориентироваться в городе иностранцу не так просто, расстояния большие - и таксисты нагло этим пользуются и дерут за свои услуги бесстыдные бабки. В первый день (как назло, воскресенье!), правда, я вышла из дому без копейки местной валюты, и один таксист сначала купил мне бутылку воды (именно в этом магазине доллары не принимали), а потом бесплатно подбросил куда-то до рядом с центром, а другой не смог найти указанную мною точку назначения и высадил меня в начале нужной улицы, отказавшись от оплаты.
Названия на французском весьма популярны:
Это улица Gemayzeh, на ней полно дискотек и кафе. Пройдясь по ней в первый день, я подумала, что мои запасы взятой в Ливан одежды слишком мусульманские.
Второе по неприятности - это район Дора. Там ливанцев нет вообще - это маленькая такая Индия. Кони, люди, чуть ли не слоны и мотоциклы. Зато в воскресенье там все открыто и можно даже купить местную симку.
Ливанцев в Ливане живет четыре миллиона, а за пределами Ливана - 22 миллиона. Все рассказывают о гражданской войне, потрясшей страну и оставившей развалины n лет назад, но кто с кем воевал, я так и не вникла.
И еще напоследок расскажу один эпизод, который я уже рассказывала под замком:
... в стамбульском аэропорту, где я пересаживалась на самолет в Мюнхен, я попросила одного молодого человека последить за моим рюкзаком. Потом увидела у него в руках сборник кроссвордов на иврите, и мы разговорились. Он живет в Яффо. Я сказала, что как раз возвращаюсь из Ливана. Он спросил, не страшно ли, и как оно вообще там. Я рассказала все как есть - страна очень западная и дорогая, мусульмане не все, люди очень открытые, как почти во всех южных странах. И если бы не машины, то было бы вообще не страшно. А потом осознала, что ведь это важно, что я его встретила и рассказываю ему о Ливане! У него самого нет и, вероятно, никогда не будет возможности съездить в соседнюю страну, и убедиться, что там не страшно. А я ему об этом рассказала, и, возможно, он расскажет об этом своим соседям или друзьям. Важно брать из поездок или из своей культуры что-то человеческое и передавать это другим. Только понемножку меняя людей, можно изменить мир. Пафоса в этом нет - не знаю, как для кого, а для меня вот чисто практичнее и спокойнее жить в мире со своими соседями.
31/05/2013 10:00
Материалы по теме
- Страны: Ливан
- Города: Бейрут
- Отзыв о поездке: Про Ливан, июнь 2009
- Отзыв о поездке: Два дня в Ливане, январь 2010
- Фоторепортаж: Путешествие по мирному Ливану, 29.12.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.