Дело было так. В далекие - предалекие времена (начало пятого века нашей родной любимой эры), когда последние римские легионы покинули Британию, на юг острова им на смену пришли англосаксонские племена и основали тут свои королевства. Христианство при Римской империи на острове уже имело место быть, но новые королевства были в основном языческими. И вот, не прошло и ста пятидесяти лет, как в конце уже шестого века Римский Папа Григорий I отправляет в одно из англосаксонских королевств Кент миссию во главе с Августином, ныне известным как Августин Кентерберийский. Миссия, как мы понимаем, с целью обратить язычников в истинную веру (тогда истинной верой считалось просто христианство, так как католики еще не поругались и не развелись с православными как санта димопулос и владимир самсоненко, а ислам был только вот-вот на подходе).
Почему Августина послали именно в Кент? Скорее всего, потому что жена тамошнего короля Этельберта I Берта Кентская была христианкой, таким себе штирлицем в тылу врага. И приехала она к мужу не одна, а, как сказали бы в одном из фильмов, с кузнецом. В данном случае не с кузнецом, но с капелланом. Вообще, Этельберт достаточно лояльно относился к увлечениям жены, даже разрешил ей восстановить богослужение в одной из христианских церквей, оставшейся еще от римского периода. Мужская логика понятна: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не капала на мозг. Хоть фен шуем.
Удивительно, но примерно таким же путем и примерно в то же время с другой стороны глобуса проходило проникновения буддизма на Тибет. Главной религией Тибета в ту пору была религия Бон, и вот очередной тибетский король Сонгцен Гампо берет себе в жены двух принцесс. Одна из них была из Непала, а вторая - из Китая. И обе - буддистки! Так что может сложиться впечатление, что религия передается от народа к народу половым путем.
Но мы сильно отвлеклись. Прибыв в королевство Кент, Августин справился с возложенной на него миссией на отлично: короля и подданных - покрестил, епископство - основал, да и не одно. А так как столицей Кента в то время был город Кентербери, то можно сказать, что он является колыбелью официальной христианизации острова. И именно здесь до сих пор находится кафедра архиепископа Кентерберийского, главы англиканской церкви.
Недалеко от города Кентербери Августин основал аббатство, которое после его смерти стало называться его именем. Тут же он был и похоронен. Достаточно быстро его объявили святым, и толпы паломников потянулись в монастырь, поклониться мощам святого. А вместе с ними - и финансовые потоки, потому как к "поклониться" обычно еще присовокуплялось и "пожертвоваться". Теперь некогда самый богатый монастырь Англии выглядит вот так, а Августин уже больше и не святой.
О том, каким образом Августин повторил судьбу Ходорковского, а аббатство св. Августина - судьбу компании "Юкос", а Кентерберийский собор при этом умудрился выжить - будет позже. А сейчас, наконец-то, возвращаемся в собор, в самые страсти. Возвращаемся и переносимся не 600 лет вперед, в конец 13 века. Собор уже стоит, собор уже прекрасен.
За эти шестьсот лет в Англии произошло много. Ее успели завоевать норманы во главе с Вильгельмом Завоевателем, разогнать англо-саксонскую знать и установить здесь свои порядки. Успела отгреметь гражданская война, когда потомки Вильгельма лет двадцать никак не могли определиться, кто же должен дальше править и кто является законным наследником. В итоге к власти пришел Анжуйский герцог Генрих II Плантагенет. Назвать его французом - это, конечно, рановато, но в общем герцогство Анжуйское находилось на территории современной Франции. И тут у нас начинается история под названием "в мире все повторится". XIII век в Европе - это разгар дележа власти между светскими и духовными правителями. Каждый хотел власть себе и побольше. В борьбе с церковью Генрих находит изящное схемное решение: он пробивает на пост архиепископа Кентерберийского своего старого друга, соратника и, можно сказать, собутыльника Томаса Бекета (который на момент избрание его архиепископом даже не был положен в сан священника). Это - отличный ход, это как протолкнуть в совет директоров "Газпрома" своего брата.
Но случилось одно "но": оказавшись на таком высоком посту, Томас Бекет преобразился. Вчерашний рубаха-парень одел власяницу и стал вдруг глубоко, действительно верующим человеком и защитником интересов церкви. И вчерашняя дружба сменилась враждой. У нас на Украине было точно такое же в конце девяностых годов прошлого века. Когда наш дорогой президент Кучма поссорился с нашим дорогим премьером Лазаренко. Причем, поссорился так, что стало нескучно сразу всем. В итоге премьер наш оказался в Америке, где его и посадили с комфортом.
После очередного конфликта с Генрихом вынужден был бежать и Томас Бекет. Затем их долго мирили и с горем пополам помирили, и Бекет вернулся назад в Англию. При этом Генрих решил, что теперь Бекет будет петь под его дудку, но не тут-то было. Переходим к самой захватывающей части эпопеи.
Вернувшись в Англию, Бекет первым делом отлучил от церкви тех епископов, что короновали на царство сына Генриха, молодого короля (был у Генриха такой небольшой прибамбас, он еще при своей жизни короновал своего старшего сына). Так как короновать на царство мог только он, архиепископ Кентерберийский, а Генрих архиепископа выгнал. Грубо говоря, Томас Бекет объявил выборы недействительными, а молодого короля - нелигитимным.
- Ну кто же так делает!, - сказал бы политически корректный король. Но Генрих II таким королем не был. Он сказал по-другому. Он сказал примерно следующее (матюки я опускаю): "Ну и подданные у меня. Жрут мой хлеб, и никто не избавит меня от этого попа". Примерно такую же формулировку выдал и наш славнозвистный президент Кучма, когда его достал до не могу один журналист. И в обоих случаях нашлись люди, которые решили помочь правителю решить вопрос с надоедливым оппонентом окончательно. Четыре рыцаря (прям всадники Апокалипсиса) поскакали с Кентербери, нашли архиепископа молящимся в Кентерберийском соборе, и прикончили его, причем прямо в соборе! Вот здесь
Но это еще не конец истории. Через какое-то время после смерти Бекета на его могиле начали происходить всякие чудеса: с исцелением больных, рассасыванием швов и т.д. Буквально через три года великомученник был канонизирован, а еще через год каяться на его могилу пришел сам Генрих. Мощи святого переносят в отдельную капеллу при соборе, поток паломников растет, Бекет становится одним из наиболее почитаемых в Англии святых. "Кентерберийские рассказы" я, конечно, не читал, но насколько помню, герои Чосера шли именно поклониться могиле Бекета. Вот, собственно говоря, и та капелла, где находились мощи святого.
Бедновато сейчас. Я бы даже сказал, пусто. Где когда-то стояла роскошнейшая рака, украшенная драгоценными камнями, теперь вот только одиноко горит свеча. Да еще какой-то странный баг на полу
Что же случилось? Переносимся еще на триста лет вперед. На троне Англии - опять Генрих, но только номер сменился. Генрих VIII, известный количеством жен. Номер у Генриха другой, а проблемы - все те же: борьба а церковью. Не будем вдаваться особо в детали (а то не закончим никогда), но Генриху в какой-то момент очень сильно понадобилось развестись. У мусульман это делается просто: три раза послал жену - и развод официально оформлен. У христиан все намного сложнее, так как во время венчания священник спутывает ваши души в один дред где-то на небесах, и распутать это колтун назад может только Папа Римский, личным разрешением на развод. А Папа встал в позу, и развода не дал. А Генрих пошел другим путем. Генрих рассудил так: если нельзя получить разрешение на развод у церкви - значит нужно сменить церковь!
Первым делом Генрих переподчинил Английскую (теперь уже англиканскую) церковь королю Англии (себе), а не Папе. А потом решил на этом не останавливаться. За тысячу лет обслуживания духовных нужд английских грешников церковь скопила на территории острова нескромные богатства. Естественно, даром за тебя отмаливать твои грехи никто не будет, портить себе карму, тратить свою энергетику и здоровье. Поэтому верующие жертвовали церкви кто сколько может. Кто - лепту, а кто (кто грешил по большому, для таких в казино даже есть отдельные залы, где ставки начинаются с десяти тысяч) - земли. Вот на это все добро Генрих и положил глаз, затеяв передел собственности и пересмотр результатов приватизации. Событие это вошло в историю как Тюдоровская секуляризация: монастырские земли были конфискованы и переданы в собственность королевского дома. А монахам указали на дверь.
Вот в это самое время аббатство святого Августина (я писал про него в самом начале) и превратилось в то, что мы видим теперь на фото. Надо сказать, что превратилось оно в руины не сразу. Сначала оно было перестроено под дворец одной из жен Генриха VIII, и далее постепенно пришло в упадок.
Кентерберийский собор, слава богу, уцелел. Но Генрих, скорее всего, не забыл о споре между королем и архиепископом трехсотлетней давности, и отомстил Бекету за все. Королевским указом было запрещено называть Бекета святым, могила его была вскрыта, все украшения конфискованы, изображения изъяты из всех церквей. Даже поговаривают, что Бекета посмертно судили по обвинению в обманном присвоении титула святого. Прям Магнитский.
Вот такая вот история. Ну и еще немного картинок, а то что-то текста вышло многовато
Это в соборе стоят леса. То ли ремонт, то ли дизайн
Это клуатр (люблю это слово с привкусом вестибюля)
Это - церковь святого Мартина. Та самая, которую восстановила Берта Кентская. Церковь до сих пор действующая.
На входе висела бумажка: "Уважаемые посетители, мы решили не оставлять церковь открытой в период между службами, чтобы не провоцировать толп туристов". Не могу не зауважать их за это решение. А могли бы приделать сувенирный магазин, и неплохо жить с этого.
Я сначала решил, что это на крестах написано NHS: национальная система здравохранения
Просто понравилась сухая ветка на могильной плите
И еще просто понравились ступени в соборе. Толпы народу проделали в них за столько лет настоящий кариес, так что ступени пришлось пломбировать
15/05/2013 10:30
Материалы по теме
- Страны: Великобритания
- Отзыв о поездке: Кентербери и Кентерберийский собор, сентябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.