Вот мы и в Москве. А перед глазами стоят залитые солнцем бесконечные холмы Мьянмы, бесчисленные пагоды и храмы, набережные Ирвади в Мандалае, большие и маленькие монастыри, волшебство озера Инле и конечно люди... простые, искренние, сдержанные, с огромным чувством собственного достоинства и с таким же бесконечным радушием и гостеприимством к любым гостям, которые волею Бога оказались на пороге их дома.
И не понятно, где реальность, а где сказка... настолько нереальным оказался этот Мьянмско-Бирманский мир, несмотря на кучу просмотренных фотографий и прочитанных статей. В момент, когда заходили на посадку в аэропорту Мандалая, и вся земля до горизонта была покрыта блестящими на солнце верхушками пагод, в момент, когда мы ехали на старенькой машине без кондиционера с открытыми окнами через покрытые красной землей поля, а сухой и жаркий ветер не приносил свежести - более 40 градусов в тени, - с первых же минут стало понятно - все это не имеет ничего общего с прочитанным об этой стране, это другой мир, не похожий ни на что виденное раньше, мир, который невозможно описать и показать в полной мере, мир, который можно познать только лично, ступив на бирманскую землю...
Настоящий. Это наверно самое точное слово, чтобы описать свои ощущения. Здесь нет деревней, в которую возят туристов, чтобы показать исконный быт страны, как это уже повсеместно практикуется в Камбодже, нет монастырей, зарабатывающих деньги на туристах, здесь нет очень многого... даже поймать такси не у отеля может оказаться большой проблемой - местные жители в булочную на такси не ездят. Но... здесь есть намного больше, вас окружает живой и настоящий мир. В нем нет места нам туристам, это как войти в театр со стороны кулис, только вот никакой сцены нет... Ни на секунду не забываешь, что ты гость в этой стране, особенно разительно и остро чувствуешь это после Камбоджи и Таиланда...
Буддизм. В стране, которой правят военные... Монахи, монастыри, пагоды... каждое утро монахи идут по улицам и собирают пищу. А жители встречают монахов с едой. Это часть жизни каждого жителя Мьянмы... с самого детства. Иногда кажется, что в некоторых деревнях монахов больше, чем местных жителей. И это тоже настоящее. Ты заходишь на порог монастыря, тебя с радостью встречают, приглашают внутрь, если время еды, приглашают к столу. Не важно, что они не знают английского, а я не понимаю их языка... не важно очень многое. От тебя ничего не ждут, ты просто гость, которому искренне рады. Словами этого не передать.
В Мьянме вообще очень многое не передать ни словами, ни привычными понятиями. Можно только чувствовать. Вот и сейчас, чувства есть, а слов, чтобы выразить их подобрать не могу. Просто потому, что любые слова будут уже и беднее чувств.
Мы живем в Мире, в котором правит понятие интеграции. Интернет, единое информационное и экономическое пространство, единые ценности и стандарты... как же мы себя обеднили... оставив только один мир, далеко не идеальный, страдающий многими болезнями и проблемами современности... И какое счастье, что еще где-то остались другие миры. Мьянма - это пока еще другой мир. И как же хочется его сохранить, и как же страшно при мысли, что завтра Мьянма вслед за Камбоджей станет очередным открытием года...
Уже сейчас есть первые звоночки - они отчетливо видны в нескольких самых туристических местах, таких как тиковый мост U-Bein в Мандалае и расположенный рядом с ним монастырь - первое место, где молодые монахи, видя проходящих мимо туристов, закрывают ставни и вместо приветствия уходят подальше, избегая общения, а маленькие дети на мосту пристают к туристам, посылая воздушные поцелуи на камеру со словами Kiss for many. Или монастырь кошек на Инле. Но... пока еще это крошечные островки... окруженные настоящим миром. Мьянма вообще уникальна тем, что совсем не обязательно ездить по туристическим достопримечательностям, достаточно выйти из отеля и свернуть в ближайший переулок... или дойти до ближайшей деревни. И вы попадете в удивительный мир, полный открытий и волшебства.
Ведь так здорово, когда миров много...
Это первые несколько сумбурные мысли, первые выбранные наугад картинки. В ближайшее время я постараюсь показать и более подробно рассказать об этой удивительной стране и ее жителях, о своих впечатлениях. Но уже сейчас есть огромное желание вернуться, есть понимание, что было сделано не так, куда ехать не нужно вообще, а где нужно провести в три раза больше времени, и огромное количество неснятых тем, а что-то из снятого, хочется снять совсем по-другому...
Если все срастется, я планирую вернуться в Мьянму в середине сентября. Поеду с небольшой группой единомышленников - 5-7 человек максимум, примерно на 10 дней, если кто-то захочет присоединиться, пишите на почту или в личные сообщения. Пока еще это мир, который можно открывать... через 2-3 года, как не печально, Мьянма может стать совсем другой страной. И очень многое зависит от нас. Но ехать в Мьянму обязательно нужно, не только мы что-то привносим в жизнь этой страны, но и страна влияет и меняет тех, кто приезжает к ней в гости, щедро делится тем, чего нам всем сейчас так не хватает.
А пока еще несколько фотографий.
Бамбук - удивительно прочный и долговечный, почти не гниёт, естественно это самый ходовой материал в стране. Из него строят дома, используя толстые стволы в качестве основания, а на стены идут пластины из того же расщепленного и переплетенного между собой бамбука. На реке Ирвади есть целые поселения, которые занимаются изготовлением таких пластин. В работе участвуют и старики и дети. У каждого своя работа. Мальчик на фотографии расщепляет стволы на плоские пластины, которые потом будут отбиваться и дальше уже пойдут на изготовление огромных циновок.
Колокол, к которому прислонился мужчина, действующий, то есть в него может позвонить любой желающий, а является этот колокол самым большим в мире после... нашего московского Царь-колокола. Только вот в наш никто не звонит. А этот живой.
Боевую раскраску носят все женщины, от маленьких детей до древних старух, это защита от сурового солнца. Причем встретить раскрашенных женщин можно не только на улице, но и в офисах солидных компаний. Возможно, наносимое вещество не только защищает, но и благотворно влияет на кожу. В следующий раз обязательно нужно будет разузнать рецепт чудо-маски.
Туристов сюда привозят утром - в 11 закрывается местный рынок и все лодочники знают, что туристов нужно привезти строго до этого времени. А уже с 12 дня вместе с жарой приходит тишина, нарушаемая только звоном многочисленных колокольчиков - ветер наполняет звоном вершину небольшого холма, покрытого многочисленными ступами. Это Ин Дейн. Идеальное место для медитации. Но не единственное и не самое лучшее... примерно в 3 часах езды на лодке на соседнем озере есть еще одно похожее место, туристов там почти не бывает, ступы намного интереснее, а энергетика сильнее. Возможно потому, что реставрационные работы еще не в полной мере изменили это место. В Ин Дейне большинство ступ уже полностью отреставрировано.
Тиковый мост, соединяющий Мандалай со старым городом - бывшей столицей империи, наверно самое туристическое место в окрестностях Мандалая. Но красоты самого места это нисколько не умаляет. И хотя, на самом мосту уже полно скамеечек, на которых туристы любуются окружающими видами и встречают рассветы, мост все еще выполняет и свою прямую функцию - монахи, торговцы и простые жители переходят по нему через озеро.
Инле. На самом деле именно это озеро в центре страны и было вначале главной целью поездки. Сказочно красивое в любое время суток. Знаменитое деревнями на воде и рыбаками, гребущими одно ногой. Гребут одной ногой только здесь, проплывите чуть дальше, и манера грести будет уже другой. Как и способ ловли рыбы. Многообразие сетей и других приспособлений просто поражает. И все они используются в реальной жизни, это не бутафория. Но об этом будет отдельный рассказ.
15/05/2013 12:00
Материалы по теме
- Страны: Мьянма
- Города: Мандалай
- Отзыв о поездке: Бирма. Еще одно утро в Няунгшве, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: Путешествие по Мьянме, апрель 2011
- Фоторепортаж: Инва - заброшенная столица, 09.01.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.