Я давно была наслышана о главной достопримечательности Камбоджи - Ангкоре и мечтала его посетить. Поэтому, когда собиралась в Таиланд, уже заранее было решено, что обязательно поеду на двухдневную экскурсию в Камбоджу.
В столице Камбоджи - Пномпене - река Меконг принимает в себя воды реки Тонлесап, вливающиеся затем в озеро с тем же названием. Этим водным путем можно добраться до знаменитого огромного озера, вблизи которого находится бесценное сокровище кхмерской культуры - Ангкор, древняя столица империи, с IX по XII век доминировавшей во всей Юго-Восточной Азии.
До нашего времени Ангкор дошёл не совсем как город, а скорее как город-храм. Во времена Кхмерской империи жилые и общественные здания строились из дерева, которое быстро разрушается под воздействием жаркого и влажного тропического климата. При возведении храмов чаще всего использовался камень-песчаник. Крепостные стены были выложены из туфа. Этим и объясняется относительно хорошая сохранность храмовых и фортификационных сооружений при полном отсутствии жилой застройки. Однако в период расцвета империи в одном только Ангкор-Тхоме жило более миллиона человек, что больше любого европейского города того времени.
Размеры комплекса Ангкор поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Он расположен на берегу озера Тонлесап приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи - Пномпеня.
Воротами для путешественника, желающего увидеть это великое творение древних зодчих служит современный город Сием-Рип (по-кхмерски "Победа над сиамцами"). Этот бурно развивающийся туристический центр имеет международный аэропорт и множество современных отелей. Расстояние от центра Сием-Рипа до главного храма комплекса - Ангкор-Вата около 5 км. Это красивое и загадочное место ежегодно привлекает в Камбоджу около двух миллионов туристов.
Но это я забежала немного вперёд. А на самом деле путь в Ангкор, как наверное путь к любому настоящему чуду, оказался нелёгок и достаточно долог.
В 4 утра нас забрали из гостиницы. До сбора на границе с Камбоджей нас, да и других туристов, везли в минивэнах. Собственно границу, то есть сначала таможню Таиланда, а затем Камбоджи, мы проходили пешком. Этот процесс начался примерно в 10 утра и тянулся около двух часов! То бишь мы стояли два часа в очереди на жаре (справедливости ради надо сказать - под навесом) среди толпы тайцев и китайцев. В общем, прочувствовали на своей шкуре всю специфику Юго-Восточной Азии.
Когда наконец прошли обе таможни - думала было обрадоваться, но оказалось, рано. Нас сформировали в большую группу и посадили в "икарус", но тут то мы и осознали на практике, что Камбоджа - одна из беднейших стран мира, поскольку "икарус" оказался древним почти как храмы Ангкора. Он хоть и был оборудован кондиционером, но этот кондиционер с жарой +37 градусов в тени совершенно не справлялся. То есть всю дорогу в этом автобусе мы буквально обливались потом. А дорога нам предстояла еще на два часа от границы до Сием Рипа. В Сием Рип мы приехали только около двух часов дня. Там мы пообедали и нас повезли на озеро Тонлесап.
Тонлеса́п, называемое также "Камбоджийским внутренним морем" - это самый большой водоём Индокитайского полуострова. Название озера буквально переводится с кхмерского как "большая свежая вода"; в западных источниках озеро Тонлесап часто фигурирует как "Большое озеро". На протяжении большей части года озеро сравнительно невелико (около 2700 км²) и имеет не более метра глубины. Однако во время сезона дождей воды реки Тонлесап, вытекающей из озера и впадающей в Меконг, поворачивают вспять, в результате чего территория озера достигает 16 000 км², а глубина - 9 метров, затопляя окрестные поля и леса. Благодаря этому создаются хорошие условия для рыбы и для рыбной ловли: озеро Тонлесап - один из наиболее продуктивных пресноводных ресурсов для добычи рыбы в мире. Кроме того, после схода воды на окрестных землях оседает плодородный ил, существенно улучшая условия для сельского хозяйства. Конечно, сухой сезон - не лучшее время для посещения озера, поскольку оно сильно мелеет, но выбирать нам не приходилось - мы обреченно погрузились и поплыли на одной из таких вот лодок:
Сначала лодка шла по совсем мелкому каналу, где встречные лодки вынуждены были проплывать совсем вплотную, чтобы не сесть на мель.
Потом, когда вышли наконец на большую воду, стало как-то полегче - показалось даже, что жара спала.
На озере живут люди, причём непосредственно на воде. Здесь есть единственное каменное здание, оно стоит на высоких сваях - это буддийский храм. Все же остальные строения - плавучие и мигрируют в течение года по озеру. Кроме лодок и плавучих домов местных жителей, здесь есть несколько кафе для туристов, есть даже католическая церковь. Местные жители, по сути, всю свою жизнь проводят на воде. Поражает их вопиющая бедность - многие подплывали к нам с целью продать напитки на совершенно утлых лодчонках, прямо на наших глазах постоянно вычерпывая воду, чтоб не потонуть.
Вообще бедность в Камбодже бросилась в глаза сразу, как только мы прошли таможню на границе с Таиландом - моментально почувствовали, что оказались совсем в другой стране. Куча бомжей, кругом мусор, который, как в Индии, не принято убирать - всё производит очень грустное впечатление. И здесь, на озере, то же самое - люди одеты в лохмотья, моются тут же в коричневой от глины воде - для нас это выглядело очень дико, хотя гид уверяла нас, что люди, живущие на озере, далеко не самые бедные - над многими домами видны телеантенны, а поскольку электричество в Камбодже стоит бешеных денег, то телевизор - уже роскошь. Большинство семей из-за дороговизны электричества не могут себе позволить холодильник, телевизор и даже вентилятор. А поскольку круглый год жара - хранить продукты без холодильника невозможно. Поэтому живность (кур, поросят) на рынок тут принято возить живьём, одурманив марихуаной, и убивать уже по мере необходимости. Но вернусь к озеру. Мы мужественно выдержали двухчасовую прогулку по воде и умудрились даже получить от неё некоторое удовольствие, хотя повторюсь - жара в тот день была ужасная.
После прогулки по озеру нас завезли, как водится, на крокодиловую ферму и в магазин сувениров, а потом наконец заселили в отель. Вечером нас ждал ужин в ресторане с традиционным фольклорным шоу "Танец Апсар". С древних времен женщины, исполнявшие главный кхмерский танец Апсара, возводились в ранг богинь и почитались всеми, в том числе и знатью. Апсара - не просто танец, это язык для посвященных. Апса́ры (санскр. अप्सरस्, apsaras IAST, "многоводные") - полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды (ср. с нимфами в греческой мифологии). Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. В ведийской мифологии являлись жёнами и возлюбленными гандхарв. При переходе в индуистскую мифологию приобрели функции небесных танцовщиц и куртизанок. Также, по преданиям, апсары ублажают павших героев в раю Индры.
На этом этот длинный нелёгкий день закончился. Говорят, у кого-то еще хватило сил пойти куда-то - в магазин или на массаж, а я упала в отеле на кровать и заснула как мёртвая. Поскольку заснула рано, проснулась на следующий день тоже рано, еще до рассвета, и пошла осматриваться вокруг. Поселили нас в отеле Prum Bayon. Отель трёхзвёздочный, славится хорошим соотношением цена-качество. И в холле, и в номерах везде красное дерево, очень симпатично.
Вышла на улицу - как раз светало, было 6 утра. Вид на отель снаружи:
В половине седьмого был завтрак, а в 7 утра мы уже выехали на экскурсию по храмам Ангкора. Это недалеко от Сием Рипа - около 5 км. Сначала нас завезли сфотографироваться на пропуск - в Ангкоре так заведено, что на каждого делают индивидуальный пропуск, где не ставят имя-фамилию, но зато ставят фото, которое тут же у кассы сами и делают. Стоит однодневный пропуск 20 долларов (у нас это входило в стоимость экскурсии, так что нас просто сфотографировали, а затем раздали готовые билеты). И вот, наконец, мы подъехали к долгожданному Ангкор-Вату. Храмовый комплекс окружен огромным рвом, заполненным водой, поскольку символизирует собой священную гору Меру, которая по преданию тоже окружена большой водой. Вход в Ангкор-Ват расположен с запада, то есть вид открывался против восходящего в утренней дымке солнца:
Ангко́р-Ват посвящён богу Вишну. Является одним из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II.
Храм состоит из трёх концентрических прямоугольных строений, высота которых увеличивается в направлении к центру, по периметру окруженных стеной 1,5×1,3 км и рвом с водой, длина которого составляет 3,6 км, а ширина - 190 м. Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса; центральная башня возносится на 42 м над святилищем, общая же её высота от поверхности земли достигает 65 м.
В XV веке храм перестал использоваться и был заброшен. Открыт для европейской цивилизации в 1860 году. Ангкор-Ват изображён на государственном флаге и гербе Камбоджи. Храм необыкновенно живописно вписался в окружающие джунгли. Гуляя по его территории, чувствуешь себя персонажем "Книги джунглей" Киплинга. Фотографировать можно буквально каждое строение либо камень - и гарантированно получишь красивые, атмосферные кадры. Жаль, время, как на любой групповой экскурсии, было ограничено. Погулять бы там целый день...
Мы с подружкой так увлеклись процессом фотографирования, что опоздали к оговоренному времени и назад к автобусу бежали бегом, едва успели.
Следующим по программе был знаменитый храм Байон. Он построен ориентировочно в конце седьмого - начале восьмого века при правлении Джаявармана седьмого, который правил с 1181 по 1220 года. Байон очень сильно отличается от главного храма Ангкор Ват практически всем: и художественным стилем, и архитектурой, и замыслом. Байон соперничает по популярности с Ангор Ватом и является самым загадочным и мистическим строением всего огромного Ангкора. Как это всё может стоять без единой капли цемента или любого другого связывающего материала, учёные до сих пор ответить не могут, а главное не могут восстановить Байон теми же методами, которыми он возводился. Японцы проводят восстановительные работы на каком-то маленьком отдалённом объекте, надо признать, что у них получается лучше всего, но без бетонирования они всё равно обойтись не могут.
Байон состоит из более чем 200 больших лиц на 54 башнях, всё это придаёт ему грандиозный величественный характер и привлекает туристов и учёных со всего мира. В зависимости от освещения и времени суток, лица могут быть весёлыми и добрыми, либо грусными и даже наводить ужас. Улыбка, которую вы видите на фотографиях, получила своё уникальное название - "Улыбка Байонга". Историки полагают, что четыре лица, расположенные с четырёх направлений обозначают короля Джаярвармана и символизируют его вездесущность.
В одном месте туристы стоят в очередь, чтобы сфотографироваться "нос к носу" с каменным лицом:
Вокруг храма туристы катаются на нарядно убранных слонах:
Следующий храм, куда нас отвезли - Та Кео. Та Кео - храм-гора, центр новой столицы - Джаендранагари (санскрит. город Индры-завоевателя). Его строительство начал Джаяварман V, но оно так никогда и не было закончено.
Строительство храма-горы Та Кео началось в 975 году. К нему вела аллея для шествий меж двумя рядами колонн. Он состоял из громадной прямоугольной латеритовой пирамиды, полностью одетой в песчаник и являющийся не только одним из самых эффектных в своём роде, но и самым первым храмом-горой, полностью построенным из песчаника. Я пока не была в Южной Америке, но если судить по фотографиям, храм Та Кео очень похож на пирамиды древних майя.
На вершину ведут очень крутые ступени в 3 яруса. По поверью, если забраться на вершину с каждой из четырёх сторон - снимется вся негативная карма. С одной стороны мы забрались, так что облегчили свою карму на четверть :)
И последним храмом в нашей экскурсии по Ангкору был Та-Прум. Храм Та-Прум (Ta Prohm) был построен королем Джайяварманом VII в память о своей матери. До 2009 года он был интересен тем, что его не стали очищать от джунглей. Храм и сейчас в некоторых местах предстает несущим на себе печать необыкновенной красоты, здесь вся поверхность покрыта плащом из древесных корней и буйной зелени, и это сообщает развалинам какое-то непередаваемое дыхание жизни. С момента окончания гражданской войны в Камбодже и включения комплекса Ангкор во Всемирное Наследие ЮНЕСКО (1992 г.) в остальных храмах ведутся активные реставрационные работы. В настоящее время ведутся активные реставрационные работы и в Та-Пруме, спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены и перекрытия, реконструируется центральный вход, некоторые стены. Работы хватит на многие десятилетия. Та-Прум стал очень популярным среди туристов после фильма "Лара Крофт, расхитительница гробниц", с Анджелиной Джоли в главной роли. Проросшие через стены гигантские корни деревьев постепенно убирают, но пока они еще остались, это любимые места для фотосессий туристов:
Потом нас повезли обедать, мы забрали вещи из отеля и отправились в обратный путь, в Паттайю. По дороге посетили шелковую фабрику, где вручную прядут и ткут шелк:
Изделия в итоге получаются шикарные, я даже не удержалась и купила шелковый шарфик.
На этом закончилось моё первое посещение Камбоджи. Хотелось бы побывать там еще, но лучше конечно прямым перелётом, а не экскурсией из Таиланда - всё-таки ехать туда на автобусе из Паттайи - нелёгкое испытание.
29/04/2013 12:00
Материалы по теме
- Страны: Камбоджа
- Города: Сиемреап; Ангкор
- Отзыв о поездке: Деревья - пожиратели камней, храм Та Пром и Лара Крофт, 2012
- Фоторепортаж: Древние храмы Камбоджи, 18.02.2013
- Фоторепортаж: Ангкор: обыкновенное чудо или просто визитка Камбоджи, 17.01.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.