Как выглядит турецкий автовокзал? Используя слова тюркского происхождения "базар", "гармыдер", "бардак", можно попробовать нарисовать себе в воображении очень яркую картину обстановки на стамбульском центральном автовокзале в вечерний час пик и попасть в яблочко. Автовокзал в Турции - очень шумное и пёстрое место в любое время суток. И дружелюбное. Когда я фотографировал, люди не отворачивались, а некоторые даже улыбались мне как фотографу, будто ощущая, что благодаря моим стараниям их физиономии войдут в историю, пусть и безызвестную её часть. Водители выстраивались в очередь, чтобы я их сфотографировал. Что из этого получилось - под катом!
Я уже писал в обзорном репортаже из Стамбула о дружелюбности, с которой турки принимают иностранцев. В городе за меня дважды платили незнакомцы, продавцы, с которыми обязательно нужно торговаться, уступают в последний момент четвертак и угощают чаем. Законы восточного гостеприимства распространяются и на фотографию. В общественном транспорте и на базаре люди улыбаются, даже когда видят направленную на себя камеру. Если в мире есть народы, у которых быть заснятым на плёнку считается плохой приметой, сопряжённой с утерей души, то турки относятся к их антиподам. В Турции засветиться на фотографии, кажется, является почётом.
Стамбульская окружная автодорога.
В свой первый день пребывания в Турции я позавтракал с замечательными соседками из хостела, посетил Гранд Базар, а после обеда приехал на центральный стамбульский автовокзал, чтобы сесть на автобус до Чанаккале. В Чанаккале я собирался провести следующую ночь, а наутро отправиться в Трою.
Водители общаются в стороне от посадочной плафтормы, пока пассажиры ждут свой автобус.
Автобусная компания, у которой я купил билет на автобус, предоставляла трансферт из центра города на автовокзал, расположенный где-то на выселках. Меня привезли на маршрутке на автостанцию за полтора часа до отхода автобуса. Выбирать не приходилось. В Турции не принято церемониться, как в Европе. Если у меня автобус уходит на полтора часа позже, чем у кого-то другого, значит, я подожду. Выпью кофе, на худой конец. К слову, кофе, который я пил на втором этаже комнаты ожидании, был самым вкусным турецким кофе за всё время поездки.
Так выглядит один из четырёх терминалов главного стамбульского автовокзала.
Итак, я тоскливо гулял по территории автовокзала, которая, к слову, вполне могла сравниться с площадью небольшого аэропорта. Стамбульская автостанция состоит из четырёх терминалов, расположенных по окружности, в центре которой находится станция наземного метро. Каждый терминал содержит 35 платформ для автобусов. Каждая платформа расположена поперёк к зданию терминала, так что автобус подъезжает и упирается носом в толпу людей. На загрузку пассажиров выделено минут пятнадцать, не больше. Сразу после отъезда автобуса на его место подъезжает следующий.
От 124 платформы только что отъехал автобус, что дало мне возможность сделать быстрый кадр автобусного "перрона".
Интерьер турецкого междугороднего автобуса. На экранчике можно смотреть десять каналов телевидения, либо наслаждаться киносъёмкой в режиме реального времени через лобовое стекло автобуса.
В Турции действуют сотни автобусных компаний, несмотря на наличие 20 внутренних аэропортов, между которыми существует регулярное авиасообщение. Сын владельца автобусной компании - завидный жених!
Так выглядит центральный автовокзал Стамбула с воздуха. Фото, как видно по заваленному горизонту и кривому балансу белого, не моё. С официального сайта автовокзала.
Под проезжей частью автовокзала скрывается двухъярусная парковка для автобусов. которые ждут следующего рейса, если вдруг они приехали раньше времени. Опережение графика в Турции случается редко. Зато часто происходят опоздания. Мой автобус, к примеру, опоздал на 20 минут, что, по турецким меркам, наверное, даже опозданием не считается. Нужно отдать должное: никто из ожидавших пассажиров не возмущался, не кричал и не размахивал руками перед лицом водителя. Опоздания случаются, реагировать на них так же бессмысленно, как пытаться дурака заставить Богу молиться. Если раздражаться по поводу каждого невыдержанного срока или недоданной сдачи, никаких нервов не хватит. Так не проще ли расслабиться и получать удовольствие от этого восточного хаоса?
Я гулял по автостанции туда-сюда в поисках ракурса, который лучше всего передал бы стихийное скопление людей в этом пыльном месте. Я прошёлся по парковке, отошёл на расстояние, чтобы сфотографировать автомобильную эстакаду, проходящую на высоте десятков метров над выездом с автовокзала. Прогулялся вдоль платформ. Чтобы сфотографировать привокзальный супермаркет, я прислонился к входной двери и сделал несколько снимков помещения. Парень за кассой помахал рукой и позвал внутрь. Он знаками показал мне, чтобы я сфотографировал повара за стойкой с кебабами. Мужчина был счастлив стараться! Без малейшего знания английского или немецкого он объяснил мне, что он готов, позвал покупателя, и вдвоём они разыграли сценку. Повар демонстрировал покупателю ассортимент готовой еды у него на витрине, а покупатель принимал трудное решение. Трудное, потому что выбрать что-то одно из блюд турецкой кухни невозможно - хочется съесть всё и сразу!
Я вышел из магазина и снова вернулся к своей 139-ой платформе. Мой автобус ещё не приехал. Я крутил головой по сторонам, стараясь подобрать интересный мотив. Рядом на корточках сидела группа водителей. Один из них свистнул, и я обернулся. На очень-очень базовом английском он позвал меня к себе и предложил сфотографироваться. Через пять минут я всё ещё стоял возле водителей, к ним подходили всё новые коллеги, желавшие попасть на страницы фотохроники.
Мимо шёл уборщик с метлой. Один из водителей позвал его по имени и крикнул, что его сейчас сфотографируют. Он пытался скрыться, но водители вернули его и сказали мне "фоткай!". Все смеялись, уборщик тоже.
Ни у одного из водителей в тот день не возник вопрос, кто я и зачем я фотографирую, два самых наболевших вопроса в Украине. В Украине, в полный противовес к Турции, фотографировать запрещено всегда и везде, если письменно не разрешено специальным декретом, размещённым на самом видном месте, а такого не бывает. В Украине совершенно беспричинно запрещено фотографировать в наземном транспорте и метро, в церквях, музеях и на автобусных остановках, рядом с правительственными учреждениями, категорически не разрешается проникать с камерой на территорию торговых центров, подземных переходов и базаров. И уж тем более нельзя фотографировать людей на улице. Кто вы и зачем вы это делаете, недоверчиво спросит прохожий. Какой бы ответ он не услышал, всё равно не поверит. Кажется, будто в Украине любой, у кого на шее висит "профессиональная фототехника" работает на иностранную разведку. А при всём своём антипатриотизме, с которым украинцы не любят свою родину, ещё больше они не любят тех, кто не любит эту родину. И людей с камерой.
Так получилось, что в тот день на автовокзале Стамбула я сделал больше фотографий, чем на любом другом объекте за всё время путешествия. Я сфотографировал толпу людей, в кадр попали мужчины, пьющие турецкий чай, женщины с покрытой головой и их дети, мусорщики, грузчики, разносчики чая, водители автобусов, студенты, продавцы, встречающие и провожающие, семьи самого разного достатка и возраста.
Фотоакция на автовокзале Стамбула стала не единственным местом, где мне позировали турки. Когда я на следующий день отправился с автобусной экскурсией на поля сражений Галлиполи, то у могилы Ататюрка меня зажала в угол группа школьников. Они не отпустили меня, пока я не сфотографировал каждого желающего. Больше всего удовольствия им доставила игра в "угадай, откуда я". Они не справились, в конце я раскололся сам. Школьники, как и стамбульские водители, тоже ждут от меня своих портретов.
12/12/2013 18:00
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Города: Стамбул
- Отзыв о поездке: Стамбул. Знакомство с площадью Таксим, июнь 2013
- Фоторепортаж: Чамлиджа (Çamlıca) - вершина Стамбула, 19.11.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.