Этот музей можно смело назвать лучшим в Латвии и одним из лучших по автомобилям в Европе. Несмотря на то, что про него уже многое сказано, не все знают про его существование и многие туристы порой упускают уникальную возможность во время короткого пребывания в Риге. Все дело в том, что Rigas Motormuzejs находится в спальном районе Межциемс, вдалеке от туристического центра. Я был там дважды, и думаю когда-нибудь схожу еще, ведь не для всех экспонатов из огромной коллекции музея (более 230 единиц техники) находится место в помещении, а еще там иногда организовываются интересные выставки.
Наверное, нужно начать с того, что общество любителей ретро автомобилей и техники впервые в СССР появилось здесь, в Риге, в далеком 1972 году. Организаторы общества занимались реставрацией старинных автомобилей и мотоциклов, популяризировали историю автомобилестроения и объединяли энтузиастов со всей страны. Со временем общество разрасталось и набирало популярность. Стоит отметить, что не последнюю роль сыграла и поддержка правительства ЛССР, которое в 1985 году дало добро на строительство музея, который и открыл свои двери в 1989 году. До того, как в 2005 году был открыт выставочный музей Задорожного в Москве, рижский был самым крупным во всем бывшем СССР. Территория музея занимает 16 856 м². Общая площадь здания - 6909 м². Помимо видимой посетителям части музея, тут действует мастерская по реставрации старинных автомобилей, принимающая заказы не только по Латвии, но и с других стран, библиотека и кафе.
Ну что же, пора и зайти внутрь. Входной билет обойдется вам в 2 лата на человека (4 доллара).
При входе нас встречает советская будка с таксофоном
А также Москвич, видимо из новых пополнений музея
В музее есть два этажа. Всю экспозицию можно условно разделить на части: техника сделанная в Латвии, немецкие и мировые ретро автомобили, военная и специальная техника, кремлевские автомобили, гоночная тематика, а также советские серийные и уникальные образцы. Плюс много всяких интересных атрибутов, так или иначе связанных с историей машин Начнем пожалуй с немцев. Mercedes Benz 380, выпущенный в 1933 году. Уникальный и редкий образец, выпускался по индивидуальным заказам, и что интересное, форму кузова мог заказывать клиент
Еще мерсы, более поздние
А вот и детище мюнхенского авто производителя. BMW 326, выпущенная в 1938 году. Эта машина никогда не реставрировалась и использовалась лишь только до войны
Не очень удачный кадр...
В 1932 году в Германии был образован автомобильный концерн "Auto Union", включивший в себя четыре компании: Audi, DKW, Horch, Wanderer. В качестве логотипа были выбраны четыре пересекающихся кольца, символизирующие четырёх указанных выше производителей. Horch позиционировались как автомобили премиум-класса, Audi и Wanderer относились к среднему классу, а DKW выпускал недорогие автомобили с двухтактными двигателями. До наших дней из квартета дожил только Audi, до сих пор использующий тот самый логотип. Вот один из представителей, Wanderer W240, 1935 год, Германия. Рядом бензоколонка Shell 30-х годов с ручным насосом
Еще один красавец-кабриолет
Военная техника, много мотоциклов, советские и немецкий БМВ, а также Виллисы
Horch 901 1943 года на службе и Вермахта
Chevrolet Superior model F 1924 года выпуска, рядом кусочек Chevrolet Master model DA 1934 года.
Самой интересной частью экспозиции являются автомобили, принадлежавшие высшим лицам СССР. Один из самых известных экземпляров - Rolls Royce Silver Shadow 1966 года, подаренный Брежневу в 1968 году Армандом Хаммером. Ильич любил покататься за рулем, и вот однажды таки разбил дорогую игрушку. Восстанавливать не стали, автомобиль каким-то образом ушел коллекционерам и потом оказался в Рижском музее. Дядя Брежнев из воска до сих пор сидит офигевший за рулем
ЗиС 110 1950 года. Очень редкая модель кабриолет. Его базовая модель - изготовленный в США в 1942 году Packard - Clipper 180. Такие автомобили в основном использовали в центрах военных округов для приема парадов. Этот автомобиль использовался в Прибалтийском военном округе до 80-х гг.
Еще один ЗиС, модель 115, первый советский бронированный лимузин высшего класса. Из заднего сидения на нас строгим взглядом смотрит сам товарищ Сталин
Lincoln "KB", модель 277 Данный автомобиль был подарен советским руководством Максиму Горькому в 1934 году.
Газ 13 Чайка, этот автомобиль узнают все. Рядом, фигура Хрущева
Реклама Форда и покрышек Мишлен
Сейчас пойдем на второй этаж, наверху еще макет планера
Послевоенные советские лимузины, Газ-12 ЗИМ и Газ М1
Тут же и знаменитая "Победа"
Мотоколяска, как в операции "Ы"
Мечта всех советских детей. Ракета!
Многие машины до сих пор ездят по нашим дорогам. Но увидеть их тут в первозданном виде - это совсем другое, это целая эпоха! Начинаешь понимать, какие они были классные и современные на тот момент
Переходим к гоночной тематике. American La France, 1914, США
Auto Union V16 typ C/D 1938 года Автомобиль для соревнований по горным трассам. В 1945 году автомобиль как военный трофей был доставлен в Москву для технологических исследований, а в 1976 году на заводе ЗИЛ его решили сдать на металлолом. Тогдашнему председателю Латвийского Клуба антикварных автомобилей Виктору Кулбергу удалось спасти машину от уничтожения и доставить в Ригу. После распада СССР оригинальный автомобиль был передан в музей марки Audi в Ингольштадте. В Рижском музее представлена аутентичная копия.
Aerodynamic Research Volkswagen, 1980 год - концепт, построенный для аэродинамических исследований, призванных изучить связь между формой автомобиля и расходом топлива. На него был установлен дизельный двигатель объёмом 2,4 литра, развивающий 175 лошадиных сил. Благодаря практически идеальной аэродинамике расход топлива на скорости 250 км/ч cоставлял всего 6 литров.
А вот и наше чудо техники. Пионер 2М, 1961 год. Первый советский газотурбинный автомобиль. В 1963 году на нём был установлен мировой рекорд скорости - 311,5 км/ч.
Макларен АМ 1991 год. Это был закрытый автомобиль для уличных гонок, построенный с использованием технологий Формулы-1. Всего было изготовлено около 100 экземпляров.
Вид сверху на первый этаж
И на закуску, Руссо-Балт 1912 года! Единственная изготовленная на "Русско-Балтийском вагонном заводе" пожарная автомашина. Ее по заказу Рижского Петровского пожарного общества построили на базе шасси 1-тонного грузовика типа "D". Мощность - 40 л.с., Максимальная скорость - 40 км/ч. Один из двух сохранившихся в мире Руссо-Балтов. Его останки были найдены членами клуба в одном из местечек недалеко от Риги в 1976 году, а через два года автомобиль был восстановлен, практически, до оригинального состояния
Конечно же, это далеко не все экспонаты, думаю, что здесь можно выложить еще добрую сотню фотографий разных ретро автомобилей. Больше информации об истории музея можно найти тут http://pribalt.info/statja37.php
Мои отчеты на автомобильную тему:
Музей БМВ в Мюнхене
http://travelodessa.livejournal.com/569
Ретро автомобили на Балканах
http://travelodessa.livejournal.com/308
Спасибо за внимание!
30/11/2012 00:33
Материалы по теме
- Страны: Латвия
- Города: Рига
- Отзыв о поездке: Веломузей в Саулкрасты, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: Рижский Мотор Музей: не только Руссо-Балт, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.