Рижский Мотор Музей входит в 30-ку лучших технических музеев мира, а также 5-ку лучших технических музеев Европы. На постсоветском же пространстве его коллекция по праву считается непревзойденной. В виду обширности экспозиции про все рассказать не получится, но самые заслуживающие внимания (с моей точки зрения) автомобили я постаралась собрать в этой статье.
Повозка (дрожки). Латвия, начало 20 вв.
На рубеже 19-20 вв. механические транспортные средства были еще редкостью и преобладали запряженные лошадьми повозки и кареты. Данная повозка из сплетеной лозы (дрожки) была изготовлена в начале 20 века рижской фирмой "J.J. Leiting". Такой двухместный экипаж с кучером запрягался двумя лошадьми. Повозка не реставрирована.
Мотоцикл F/N (Fabrique Nationale d'Armes de Guerre). Бельгия, 1910.
Типичный образец мотостроения начала 20 в. Выпускался с 1908 года. Педальный привод, 2-х ступенчатая коробка передач, двигатель объемом 178 см3, максимальная скорость - 45 км/ч, масса - 58 кг.
Руссо-Балт. Россия, 1912.
Единственная изготовленная на "Русско-Балтийском вагонном заводе" пожарная автомашина. Ее по заказу Рижского Петровского пожарного общества построили на базе шасси 1-тонного грузовика типа "D". Мощность - 40 л.с., Максимальная скорость - 40 км/ч. Один из двух сохранившихся в мире Руссо-Балтов (второй стоит в Московском Политехническом музее).
Lincoln "KB", модель 277 В. США, 1934.
Данный автомобиль был подарен советским руководством Максиму Горькому в 1934 году.
ЗиС 101. СССР, 1937.
Первый советский представительский лимузин. Его производство началось 18 января 1937 года. В основе конструкции использовали автомобиль Buick 90-й серии 1932 года, но добавили ряд нововведений: 8-ми цилиндроый двигатель с верхними клапанами, 2-х камерный карбюратор, термостат системы охлаждения, обогрев салона, радиоприемник и др.
ЗиС 115 С. СССР, 1950.
Первый советский бронированный лимузин высшего класса. От базовой модели изготовленного в малой серии ЗиС-110 этот автомобиль существенно отличается двумя карбюраторами, увеличенными тормозными барабанами и колесами, а также приспособенным от грузового автомомбиля ЗиС-151 задним мостом. Всего было изготовлено около 40 бронированных автомобилей.
ЗиС 110 В. СССР, 1950.
ЗиС-кабриолет. Построен всего в нескольких экземплярах. Его базовая модель - изготовленный в США в 1942 году Packard - Clipper 180. Такие автомобили в основном использовали в центрах военных округов для приема парадов. Этот автомобиль использовался в Прибалтийском военном округе до 80-х гг.
Rolls-Royce "Silver Shadow". Великобритания, 1966.
Этот автомобиль принадлежал Л.И. Брежневу - был подарен ему в 1968 г. Армандом Хаммером. Брежнев периодически сам ездил за рулем и в одной из таких поездок разбил дорогой подарок. Восстанавливать его не стали, а через шесть лет продали рижским коллекционерам. Так он и стоит до сих пор с разбитым носом.
BMW 326. Германия, 1938.
Этот автомобиль уникален тем, что ни разу не реставрировался. Авто сохранился в оригинальном состоянии, так как использовался только до ВОВ. Пробег - 11 000 км.
Mercedes Benz 380. Германия, 1933.
Одна из самых небольших моделей Mercedes высшего класса 30-х гг. 20 века. Автомобиль выпускался небольшой серией по индивидуальному заказу (форму кузова определял клиент). В 1933-1934 гг. было изготовлено только 6 таких седанов.
Бензоколонка фирмы "Shell". 30-е гг. 20 в.
Auto Union V16 typ C/D (аутентичная копия). Германия, 1938 г.
Автомобиль для соревнований по горным трассам. В 1945 году автомобиль как военный трофей был доставлен в Москву для технологических исследований, а в 1976 году на заводе ЗИЛ, где автомобиль находился, решили сдать его на металлолом. Тогдашнему председателю Латвийского Клуба антикварных автомобилей Виктору Кулбергу удалось спасти машину от уничтожения и доставить в Ригу.После распада СССР оригинальный автомобиль был передан в музей марки Audi в Ингольштадте. В Рижском музее представлена аутентичная копия.
American La France typ 12 "Simplex". США, 1914.
Один из самых быстрых горочных автомобилей начала 20 века. Прототип автомобиля - Mercedes-Simplex создали немцы Карл Бенц и Вильгельм Майбах на фирме "Daimler Motoren Gesellschaft". Автомобили небольшими партиями экспортировали в США. Однако после введения в 1910 году высоких таможенных пошлин на импорт, немцы продали лицензию американцам и их выпуск продолжился фирмой "American La France". Американские конструкторы еще модернизировали автомобиль и до 1914 г. было простроено около 40 спортивных авто, в том числе 10 специальных гоночных.
ЛуАЗ-969. СССР, выпускался в 1971-1975 гг.
Первый советский внедорожник, ставший предметом народного потребления (т.е. продававшийся в личное пользование). Также существовали моноприводные версии, которые стали первым советским переднеприводным автомобилем. Несмотря на маломощный двигатель от Запорожца машина имела выдающуюся проходимость. Однако так и не стала популярной.
Москвич-Э403-424. СССР, 1949.
Экспериментальный вариант Москвича. Отличался оформлением передка, капотом аллигаторного типа, модернизированным двигателем. В серию не пошел.
ЗАЗ-966 "Запорожец". СССР, 1967-1972.
В народе известен как "ушастый" или "чебурашка". В отличие от его предшественника ЗАЗ-965 ("горбатый") модель в наше время незаслуженно забыта. При этом реально хорошо восстановленные (или сохранившиеся) экземпляры встречаются достаточно редко.
РАФ-2907 (2203). СССР, 1980.
Специальная модификация автомобиля РАФ-2203 для использования в рамках Московской Олимпиады-80. Эта машина интересна оригинальным подходом к переводу "Игры XXII Олимпиады" на английский язык. Фраза по русски-то звучит тяжеловесно а в дословном переводе на английский вызывает у любого носителя языка пятиминутный ступор.
Ford-AA, США, 1932.
Интересен в первую очередь тем, что производился по лицензии на заводе НАЗ (с 33 года - ГАЗ), строительство которого было закончено в 1932 г. В СССР модель известна как ГАЗ-АА. Она стала самым массовым грузовиком, да и вообще автомобилем, в предвоенном СССР.
Renault FU. Франция, 1918.
Грузовой автомобиль очень значительной для того времени грузоподъемности - 7 тонн. Был предназначен, в частности, для перевозки первых в мире легких танков FT17, также разработанных фирмой "Рено".
09/11/2012 14:47
Материалы по теме
- Страны: Латвия
- Города: Рига
- Отзыв о поездке: Рижский weekend, март 2012
- Отзыв о поездке: Об одном из ресторанчиков Риги, сентябрь 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.