Самым ярким слепящим воспоминанием о Байкале стала поездка на Хобой. Северную точку острова Ольхон. Хочется для выразительности вывесить флаг с надписью – ОНО! То, ради чего стоило затевать байкальское приключение.
Всех, прибывших на остров с чумоданом, заблаговременно еще с зимы учли и помножили на доход. Приличный путешественник в отличие от дикаря с рюкзаком не станет ночевать в палатке, а найдет подходящее жилье и начнет тратить.
Мои хозяева, не откладывая вопрос в долгий ящик, по-рабочему поинтересовались, еду ли я куда завтра? На следующее утро у ворот меня ждала карета - уазик цвета хаки. Кучер - он же повар, он же доморощенный экскурсовод, он же учитель физкультуры в местной школе. Собрал по поселку еще двух девушек из Красноярска и семью с тремя детьми из Швейцарии. И честнОй компанией в петлистый сказочный путь.
Где на каждом повороте душа волшебно трансформируется то во встречную деревню, то в парящую птицу...шаманизм какой-то.
Бурятские деревушки в несколько дворов живут и здравствуют на острове обособленно от великого шелкового пути.
Настоящая жизнь пролетает мимо, радостно трубя и пыля колесами. Японских джипов и наших уазиков.
Навстречу ветру и нам, поток велосипедистов. Видимо, тронулись в обратный путь после завтрака, как и мы.
Туристов в сезон полно, и пеших, и конных. У каждой остановки скопление машин. Все машины одинаковы, как близнецы, легко по ошибке усесться в чужую. Наш водитель за годы выверил маршрут до минуты и давит нас регламентом, не давая раздышаться.
Вот он - Маломорский пролив между западным побережьем Байкала и Ольхоном. В прошлом Малое Море именовалось коренными жителями Нарин-Далай - Тонкое или Узкое Море. В проливе, не считая Ольхона и двух островков в заливе Мухор, 12 живописных скальных островов и галечниковый островок Хынык вблизи устья Сармы.
Длительная остановка в бухте Песчанка. Тут в красоте дня разноцветье бежевого с оттенками ржавчины, красного, зеленого. Каменный причал рыбозавода. Простой памятник ушедшего века и тысячелетия. Зэкам Ольхонлага, в большинстве своем литовцам, оставшимся тут навсегда.
Кто-то спешит размять ноги.
Кто-то замирает пред студеными водами Байкала, его величественными белосиними берегами.
Под монотонный бубнеж экскурсовода душу уносит в далекие дебри детства. С такими же песчаными пляжами, мокрыми бревнами, пустотой и вечностью.
И снова в дорогу, к восточным воротам Малого Моря. На узенький мыс Хобой или Клык в переводе с бурятского. Тоже священное место Байкала.
Дальше на север берег все выше и скалистее. Отвесно обрывающиеся в воды Малого Моря скалы Саган-Хушун. Одного из самых живописных мест Ольхона. В списке памятников природы Байкала. Группу эффектных скал называют Три Брата.
Они из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайников.
Сердце радуется картинкам с берега.
На последний километр пути к оконечности мыса шофер благословляет нас одних. Дороги дальше нет, только тропа. Сам занимает в кусточке позицию для готовки обеда. Из трех блюд. Салат, уха и чай. Рыба в Байкале такая - осётр, голомянки, байкальский омуль, хариус, сиг, окунь, щука, елец. И у нас впереди дегустация, праздник, пир горой!
Наш попутчик, француз, проходя мимо шаманских символов Хобоя, сознательно раскрывает ладони, ловит воздушные и энергетические струи. Но он не эзотерик, а биолог из Женевы. Показал мне скромные эдельвейсы, поудивлявшись, как далеки они от родных альпийских братьев.
За обеденным столом французы рассказали, что едут они поездом из Женевы в Пекин через Монголию. Сделали в Иркутске остановку. А вообще у их семьи стрекоз и мотыльков большой опыт паломничества в Европе.
В предобеденное время все туристы на мысу. Как всегда вокруг москвичи, петербуржцы… Кто-то видит внизу плывущих тюленей, но не я.
Мне доступно лишь небо в дымке. И снова белое на голубом. Мыс Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км) и в хорошую погоду с него можно разглядеть восточный берег, гористый контур полуострова Святой Нос. Но не сегодня. Панорама Большого Байкала закрыта облаками.
Скалы порождают многоголосое эхо –голос мыса Хобой, а ветер, вода и солнце создали уникальные черты мыса. Одна из граней "клыка" имеет очертания женского тела. Это – скала Дева. К сожалению фото ее нет.
Согласно легенде скала - окаменевшая женщина, которую высшие божества – тенгрии наказали за жадность и зависть, превратив в камень.
На обратном пути скала Любви. С современной легендой для туристов, для признаний в любви, просьб и предложений.
Виды со скалы на Байкал восхитительные.
И последняя остановка популярного маршрута – падь Узуры. Первая от Хобоя пологая падь, выходящая на восточный берег острова к побережью Большого Байкала. Падь окружена скалами. С 1953 года одна из старейших на Байкале метеостанций Узур ведёт мониторинг состояния погоды на Байкале.
Здесь внутренне прощаясь с магией поездки, запрыгиваем в машину, и на полном газу мчимся в поселок Хужир. Суслики только успевают разлетаться с дороги в разные стороны. Путешествие закончилось. Путешествие продолжается.
22/11/2012 17:16
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Бурятия
- Отзыв о поездке: Ольхонский дневник, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: Остров Ольхон. Ultima Thule, октябрь 2012
- Отзыв о поездке: Отпуск на Байкале: Малое море, остров Ольхон, август 2005
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.