Начало ноября достаточно случайно я провела на острове Ольхон, который находится в центре Байкала. Жила на Усадьбе Никиты Бенчарова, гуляла по окрестностям и наблюдала за жизнью. Все-таки внесезонное время - это прекрасный способ поговорить с собой.
1 ноября. На Острове сегодня ветрище и смотреть вокруг без слез нельзя. Байкал штормит и мерещится всякое. Нас 10 человек на всю усадьбу, включая персонал. Я "тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом". Остальная братия "во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся". Омуль и правда хорош.
За ужином немец "делал экзамен" плотнику: тот хотел знать все столицы мира. Немец и официантка были поражены ответами плотника, я - познаниями немца в русском языке.
Вечером за стенкой долго с синкопами звучало что-то вроде жё марш сюр ле шозализе. Седая француженка учила кого-то парле ву франсе. Я видела ее уже однажды в усадьбе в такое же несезонное время. А мне казалось, что французы не любят русские морозы.
Ночью по крыше ходил ветрище и стучал железными сапогами. Была надежда, что это ветер перемен, что к утру рассеется морок и тоска. Но похоже просто сарма задувает. Впору вспомнить о трамонтане и набраться терпения.
2 ноября
На завтрак мы слушали из старенького приемника Богушевскую. Девушка, восхищенная вчерашним плотником, пекла блины, пританцовывая и повторяя Ждать не буду лета, чтоб сказать, что счастье здесь. Впервые увидела здесь школьников.
Ветрище уложил меня пару раз на скалы. Штормит еще больше и все почему-то рады этому.
В обед появились солнце и отец Василий.Поговорили об искусстве жизни и жизни в искусстве.
Светотень была столь неожиданная в утренней хмурости, что я не сдержалась и достала фот. Теперь я знаю, как смущаются батюшки. Вслед за уходящим отцом Василием брел огромный белый пес. Солнце осталось ждать их к полднику.
За ужином отец Василий рассказывал о розе ветров и мысе Доброй надежды. Вечерняя застольная проповедь о Южном и Северном полушарии, лоцманских картах и попутных ветрах навеяла воспоминания о течениях. Подводных течениях и неисповедимых путях, которые приводят нас туда, куда мы и не собирались изначально. Пару месяцев назад я была уверена, что проведу этот вечер в заморской стране, а вовсе не фотографируя Тему с братом на фоне усадьбы.
Ночь со 2 на 3 ноября
Когда стихает ветер, слышно, как медленно движутся пески в заливе. Однажды поселок сдастся им, я знаю. Я разжимаю замерзшие обветренные пальцы и вспоминаю позабытое "бабочка чуда садится только на раскрытую ладонь". Да, у Байкала и Ольхона удивительная способность - возвращать к себе.
3 ноября
Первый раз я увидела Байкал в июне. Хотелось выкупаться, но вода показалась ледяной. В июле она была столь же безумно холодной, как и в августе. Потом лето кончилось. А потом я поехала на Ольхон и там наконец-то поплавала в Байкале. Дело было в ноябре. С тех пор уже несколько лет я не нарушаю традицию - купаюсь в осеннем Байкале. Сегодня я тоже плавала. Сарма отступила и на Остров вернулось солнце.
В обед изучала записи из гостевой книги усадьбы Бенчарова Теперь у меня есть личный приусадебный словарь с мемами: "благодарю Тетю Соню в столовой", "ждать омуль всю жизнь" и "замкнуться в холодильнике, чтобы было -25, а потом пить чай больше 10 кружек". И да, никогда и нигде не будет так, как тут.
4 ноября
Чебурек с омулем, омулевые котлеты и биточки, омуль в фольге, жаренный и пареный омуль, омулевая уха и омуль с овощами. Скоро я выучу на практике 1000 и 1 рецепт приготовления омуля от Тети Сони из Хужира.
За ужином отец Василий крестит омуля, спрятавшегося в сухари, и бормочет "Благослови ...". Омуль благословит, я верю.
5 ноября
Сплетение многих обстоятельств приводит людей на Остров.
В усадьбе почти нет работников, есть волонтеры со всех концов мира. Оксана из Красноярска здесь третье лето, Рико и Инесс из Германии во второй раз, Кристин из Франции приехала на пятую зимовку, а Рене из Казахстана живет третий год.
"Сегодня я быть официантка", - говорит Кристин. Немного неловко, когда эта седая женщина наливает мне суп. А потом я оглядываюсь на бревенчатый сруб и понимаю, что я дома. А эта изящная француженка, что улыбаясь, протягивает мне тарелку очередного омулевого шедевра, просто так шутит.
На фото Оксана учит домашнее задание по-французскому, который преподает ей Кристин, а Кристин в это время за ее спиной "быть официантка".
Уже традиционная вечерняя застольная беседа отца Василия была о коровах. О том, как медленно шаг за шагом они проходят километры. Как монотонно и ритмично несут они свое бренное тело к редким травам степного Ольхона. Как редкие травы медленно и терпеливо поглощаются коровами. И возникает молоко.
"Вот так и мы сегодня гуляли и разговаривали" - подытожил отец задумчиво. И добавил радостно: "А мы сегодня заказали по интернету маски для бега. Выдерживают минус 50".
Видимо, прогулки продолжатся и зимой.
6 ноября
Снег пошел ночью. Он падал и падал, перемешиваясь с песком. А Остров словно не замечал холода - грел и грелся.
Утром я говорила с Рико и Инес из Дрездена о том, почему они так часто ездят в Россию, почему зимуют на Острове не первый год. Они не поняли вопроса.
А Кристин слушала наш разговор и улыбалась. Как будто знала какую-то тайну. Например, о том, как можно каждую зиму несколько лет подряд ездить за теплом на Остров, укрытый снегом.
Кристин (Авиньон, Франция), 67 лет, на Острове зимует в шестой раз.
Фото lk_a
7 ноября
Сегодня Фрося чуть было не ушла с рыбаками в море. Они кричали с лодки "красавица, иди сюда". Манили сетями и и поплавками. Но у Фроси были какие-то свои дела. А я не могла пропустить застольную обеденную проповедь отца Василия. Поэтому пришлось сделать вид, что мы с Фросей очень заняты. Обратную дорогу Фрося сидела на плече и довольно мурлыкала мне в щеку.
8 ноября
Переплыв на пароме Байкал с материка на Остров и пожив здесь, вечером седьмого дня я поняла, что перестала запирать двери дома.
С утра Оксана, подкидывая блины на плите и рядом с ней, радостно сообщила, что сегодня день рождения Натальи Владимировны Бенчаровой - человека, основавшего Усадьбу на Ольхоне. Плотник Дима сразу спросил, а будет ли вечеринка по этому поводу. Все посмотрели на него с укоризной.
За обедом отец Василий был краток. Перекрестил борщ и поморщился на нетрезвого соседа. Тут зашел немец Рико и спросил, а будет ли вечеринка в честь дня рождения Натальи Владимировны Бенчаровой. Списали на языковой барьер попытку Рико связать такие слова, как "пати", "пиво" и Наталья Бенчарова.
Перед ужином в столовую Усадьбы вошел новоприехавший Джон из Кэмбриджа. В белой рубашке и черном пальто от Версаче. В столовой было прохладно - никто еще не топил печь. Пыхтел большой сердитый бак - его недавно наполнили холодной водой. Джон мечтал согреться и решительно двинулся к баку. Следующие 20 минут Джон вежливо беседовал, пил ледяной чай и стойко дрожал. В этот момент пришла Даша, пекущая замечательные торты, и спросила, а будет ли вечеринка в честь дня рождения Натальи Владимировны Бенчаровой. Но вообще-то она должна была сопроводить Джона в местный музей и прочим достояниям Острова.
Вечером после прогулки Джон из Кембриджа уминал за обе щеки известное хужирское народное блюдо - 1001 рецепт омуля. В этот момент Рене с видом акына внес рояль. Так стало понятно, что вечеринка все-таки состоится.
9 ноября
Вчера после обеда смотрели мультик про Ежика и Медвежонка. Ежик нес Медвежонку море в лапках. Инес смеялась. Рико сосредоточенно хмурился.
Рико и Инес приехали на Ольхон из Дрездена.
На машине.
По атласу, как сказал Рико.
В Екатеринбурге он купил навигатор и когда увидел, что до Иркутска 3 тысячи километров, то испугался: "От нас 40 километров до Чех репаблик и 100 километров до Польша".
Было видно, что никак в его голове не помещаются эти огромные тысячи километров полей, лесов и рек.
Не помещаются и манят.
Как море в лапках Ежика.
И Байкал в глазах Инес.
Фото lk_a
А сегодня утром пришел снежище. К обеду намело так, что желтый песчаный Остров стал белым. Новые заехавшие в Усадьбу туристы, опешив от погоды, потребовали к обеду боевые 100 грамм.
Когда я зашла в столовую, Рыжий ел капустный салат. На рыбу он даже не посмотрел. Потом пришли французы и Рыжий гостеприимно поделился салатом - такой характер. Французы уминали омулевое харчо, удивлялись свежей капусте в Сибири и доверчивости Рыжего, который, мурлыча, пристроился на коленях у Жака.
За ужином почти час беседовала с отцом Василием. О подготовке к марафону. Оставив в далекой юности боксерскую грушу, он решил обратиться в иную веру и теперь бегает по Острову. О серьезности подготовки к марафону свидетельствовал пульсометр на руке батюшки. Мне нравится думать, что его сердце окружено таким вниманием - молитвы и пульсометра.
10 ноября
Утром отец Василий опять говорил о подготовке к марафону. О том, как важно придавать значение мелочам.
Дискуссия закончилась предложением создать клуб любителей марафонского бега. "И назвать его Форрест Гамп" - сказал Рене. "Нет", - батюшка был непоколебим. - "Колобок. Клуб должен называться "Колобок".
Сегодня я уезжаю с Острова.
Но как член клуба любителей бега "Колобок", думаю, что я обязана вернуться туда. Чтобы бегать по песчаному Острову вдоль Байкала.
12/11/2012 08:51
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Байкал
- Города: Ольхон (Хужир)
- Отзыв о поездке: Остров Ольхон. Ultima Thule, октябрь 2012
- Отзыв о поездке: Отпуск на Байкале: Малое море, остров Ольхон, август 2005
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.