Магдебургский Кафедральный собор (Собор Святой Катерины и Святого Маврикия) – самый древний готический собор в Германии. Его строительство началось в 1209 году, после пожара, уничтожившего предыдущий, романский, собор, стоявший на этом месте. Здание строилось более 300 лет и отразило на себе все перипетии развития готики на немецких землях.
Макет Магдебургского собора.
Заказчиком нового здания был архиепископ Альбрехт 2, человек высокообразованный, учившийся в Париже и в свое время поездивший по Италии и Франции. Видимо, под впечатлением от увиденного во Франции, где готика тогда была тогда самым новомодным достижением современной архитектуры, он и загорелся идеей постройки именно готического собора. Историческую ценность старого здания Альбрехт 2 решительно отверг и, невзирая на сильное сопротивление общественности, добился того, чтобы новый собор воздвигли на месте старого, но под другим углом, – из-за чего стало невозможно повторно использовать старый фундамент и покоившиеся на нем стены.
Строительные работы начали с восстановления деамбулатория и венца капелл (см. схему).
Универсальная схема католического храма из Википедии.
И здесь возникла проблема. При всей своей учености архитектором Альбрехт 2 не был, поэтому, имея общее представление о том, как должен выглядеть готический собор, он не смог в точности объяснить этого строителям. Более того, можно предположить, что архитекторы и строители, задействованные в реконструкции, не были достаточно квалифицированы для воплощения замысла заказчика. Поэтому ни общая структура, ни отдельные формы этих частей здания в Магдебурге не были приведены в соответствие с новыми готическими принципами.
Посмотрите, что у них получилось:
Деамбулаторий. Особенно мне нравится странная штука на своде справа под аркой. Это у них такой замковый камень(замковый камень - необходимый элемент любой арки, но делать его в виде объемной "розетки" стали только во времена готики).
Но надо отдать мастерам должное. С каждым новым сводом у них получалось все готичнее и готичнее.
До готической легкости, правда, было еще далеко.
Мощные, правда, изломанные, арки...
... поддерживались не менее мощными, но зато собранными в "пучек" колоннами.
Для сравнения, опять же, фрагмент интерьера Амьенского собора - одного из "образцовых" произведений готики.
Капеллы по стилю и духу соответствовали деамбулаторию.
Одна из капелл Магдебургского собора. Обратите внимание, что окна в арках не центрированы.
А посерединке "замковый камень", как же без него :) Кстати, с точки зрения Википедии, "свисающие" замковые камни начали делать только в эпоху маньеризма. Но нет - вот он уже когда был, креатив на местах!
Для сравнения - воплощение той же идеи в Руанском соборе (не совсем "образцовы" из-за многочисленных перестроек, но тоже вполне себе готический собор).
Свод хора, возведение которого относится к тому же начальному периоду постройки, также по сути остался романским: это типичный романский свод, использовавшийся по всей Европе, от Испании до Древней Руси, украшенный готическими ребрами и замковым камнем.
Свод хора Магдебургского собора.
и для сравнения:
Романский свод Константинопольской Святой Софии.
Готический свод Амьенского собора.
На этом фото хорошо видно позднейший, уже готический свод централного нефа Магдебургского собора, упирающийся в романский свод хора.
Источник: Википедия
Обращает на себя внимание и отсутствие характерных готических наружных подпирающих полуарок - аркбутанов, свойственных французским храмам этого времени. Вместо них между окнами расположены вертикальные опоры – контрфорсы, получившие распространение еще в романской архитектуре.
Магдебургский собор. Вид со стороны апсиды.
Реймский собор (еще один "образцовый" готический храм). Вид со стороны апсиды.
Химеры в Магдебургском соборе уже на месте. Не удивлюсь, правда, если это какой-нибудь реставратор-романтик 19 века их сюда посадил. Но точной информации по этому вопросу, увы не нашла.
Только на втором этапе строительных работ, который длился с 1235 по 1260 год уже под присмотром архиепископа Вильбранда, здание стало приобретать подлинно готические черты. К этому периоду относится возведение галереи хора (так называемый епископский обход). Именно эта часть собора с колоннообразными опорными столбами и нервюрными (нервюра – это готическое «ребро») сводами строилась с участием маульброннского цеха каменщиков – одной из самых прогрессивных «строительных фирм» своего времени, которые уже знали как обращаться с готикой.
Галерея хора - это "второй этаж", располагающийся над деамбулаторием (см. схему в начале поста).
На этой, уже достаточно поздней, стадии строительства были снесены опоры стен, которые уже начали устанавливать во внутренней части хора. Дело в том, что планы изменились и было решено перенести сюда колонны из старого здания собора. Это были античные колонны, которые привез сюда из Италии, чтобы облагородить интерьер собора, император Оттон 1, при котором в 968 году была основана архиепископская епархия Магдебурга. Повторное использование этих колонн в готическом соборе являлось красноречивой аллюзией на традиции епархии, напоминавшей о ее основателе и о первом здании собора.
Античные колонны в Магдебургском соборе.
Строительство собора было остановлено в 1274 году, возобновлено ненадолго в середине 14 века, потом вновь остановлено и только в 1477 году строительство собора вновь развернулось в полную силу.
Неф собора - это уже совсем поздняя готика. Зато все "как надо" - с большими светлыми окнами...
Источник фото: Википедия.
... и "правильными" готическими ребрами.
Завершен собор был в 1520 году. К этому периоду относятся две башни западного фасада, возведенные по французской схеме.
Вот такой получился у магдебургцев собор. Интереснейший образец готического стиля и иллюстрация его развития на германских землях в течение 300 лет.
19/11/2012 13:28
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Отзыв о поездке: Самый красивый из Альпийских городов, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: Южная Германия. Штутгарт - Мёкмюль - Шёнталь, июль 2012
- Фоторепортаж: Дрездена застывший силуэт, 18.11.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.