Кавказский Восток (необычное путешествие в Азербайджан)

3 часа ночи. Где-то в небе над грузинско-азербайджанской границей. Самолет трещит по швам гудит и резко ухает создавая ощущение мгновенного падения вниз. За иллюминатором непроглядная тьма, где-то совсем близко сверкают молнии, периодически возникают облака и начинает сильнее болтать, а внизу на самом дне ни одного огонька. И мысли о том, что даже если выживу, то до ближайших людей мне не дойти. И уже совсем на упаковку с вином где-то в багажном отсеке, которая должно быть уже разбилась вдребезги. А ведь все так мило начиналось...

За сутки до...

Это был прекрасный солнечный августовкий день 2011 года. Кажется мой пятый или шестой день пребывания в Тбилиси. Изрядно нагулявшись по городу я задумался над дальнейшим путем. Оставалось всего 5 свободных дней, и я мог их либо провести здесь и спокойно уехать стандартным маршрутом или рискнуть всем и посетить третью и последнюю столицу Закавказских республик - город Баку.

Решил прицениться что к чему. Поехали днем с другом на вокзал (Дедубе), узнать что вообще ходит в Баку. Как оказалось с поездами там все сложно и редко, а из колесного транспорта, путем опроса местного населения и звонков родственникам друга, мы узнали, что ходит только маршрутка - выезд в 10 утра и в дороге 12 часов. В итоге, получалось, что времени у меня в самый обрез и вариантов не много, поскольку звонок на вокзал в Баку также не дал особых результатов, бронь билетов не делали, но если выехать на утро, то можно провести вечер и ночь в Баку, а в 10-30 утра ухать на автобусе идущем в Краснодар. Но вот дилемма - если ехать маршруткой, то я на автобус не успеваю, а что там дальше будет мне толком так в диспетчерской и не пояснили. Единственное, что я понял - то, что поезд ходит раз в неделю, а сейчас среда и мне на него надежды нет. И вот прогуливаясь по городу, я все думал, решаться мне на этот риск или нет, стоит ли туда ехать, если все так неоднозначно. И тут, мне на глаза попался магазин авиабилетов.

"А почему бы и нет" сказал друг и мы зашли внутрь. Правда сначала нам пришлось пройти через парикмахерскую. Что ж поделать, издержки малого бизнеса =))) И вот через полчаса, разменяв валюту, я стал счастливым обладателем билета на самолет Тбилиси - Баку, на 3 часа ночи. Оставалось 8 часов до вылета.

К ночи, собрав вещи и упаковав вино, мы выехали в аэропорт, попутно поругавшись с некоторыми таксистами, задиравшими цену (в итоге сторговались, если память мне не изменяет на 100 рублей примерно). В зале регистрации меня попросили подождать, пока таможенники не пригласят меня в отдельную кабинку, где должны вскрыть мою упаковку с вином и удостовериться, что это и правда вино, но как-то позабыли. Попрощавшись с другом, я поднялся в верхний зал вылета, подождал пока передо мной пройдут на посадку грустные казахи из Астаны и смело вышел к посадочному автобусу. И вот, мы едем по территории аэропорта к самолету, теплый ветерок, ночь, впереди видим какую-то рухлядь (АН-24) с винтами и всем автобусом смеемся и шутим о том, как это еще летает.

Шутки заканчиваются, когда автобус заворачивает к нашей рухляди и вываливает нас к ее дверям.

Впечатления от этой штуки необычные, начиная от узкого хоббитского входа, где надо пригнуться, чтобы не убиться. Трапа нет, поскольку высота входа на уровне прыжка. Внутри уютно конечно, хотя все и поскрипывает страшно. Рассаживаемся. Надписи вокруг, журналы, речь пилотов и стюардов - все на русском языке. Взлетаем. Подают какую-то нямку и компот. И тут впереди первая туча...и началось...

Как бы я не нагнетал обстановку, пишу я вам живой и здоровой, поскольку приземлился я через час полета удачно, и даже вино не разбилось. Вновь, как и в Армении, перевел стрелки на час вперед от нашего времени, тогда их еще меняли. (Только Грузия была синхронна по времени с Россией). Выхожу в аэропорту, красивом таком, большом аэропорту и иду к стойке регистрации. Багаж уехал на проверку. И тут началось интересное. Меня просят постоять в сторонке и не отдают паспорт. Жду пока пройдут остальные, рядом еще один такой же. Когда все прошли, меня начинают спрашивать:
    - У Вас тут отметка, что Вы в Ереване были - с какой целью ездили?
    - Кхм. Туристической. Путешествую.
    - Почему Ереван?
    - Потому что по всему Кавказу и потому что туда прилететь и приехать быстрее и дешевле, чем к Вам.

Девочка долго смотрит на отметку в паспорте, потом что-то заметив улыбается.
    - Постойте, мы сделаем ксерокс паспорта и пойдете.

Жду. Рядом пытают такого же заезжего. Как оказалось он турок, у него фирма по продаже каких-то металлических изделий и вот он мотается то тут, то там с их рекламой. Суровый чекист глядит на меня из-за угла, делая ксерокс паспорта, потом отдает девочке, она мне и с улыбкой провожает. И очень вовремя, потому что моя одинокая сумка на эскалаторе уже привлекла внимание охраны. Но успел забрать. Выхожу в терминал аэропорта имени Гейдара Алиева. Впрочем, тут практически каждый камень его имени. Меняю деньги (ужас 1 азербайджанский манат = 36 рублей, почти евро на тот день!!!). На выходе нахожу таксиста и прошу отвезти к вокзалу. Сторговались на 1000 рублей (да-да, Баку по ценам уже давно сравнился с Нью-Йорком, а вот по уровню жизни этакие Дубаи посреди нищеты, потому они к нам и едут на заработки, несмотря на внешний лоск).

И вот, ночь, мягкий лунный свет, сладковатый запах, похожий на смесь сладостей и нефти, а вокруг картины из 1000 и одной ночи.

Арка аэропорта

Вот в такой вот световой гамме сделана вся магистраль ведущая от аэропорта в центр города. По бокам ее идут две стены в арабско-персидском стиле, в таком же оранжевом свете, который в некоторых местах, где в стене сделаны бутафорские окна закрытые переплетением, свет в которых создают ощущение света лучины в доме с мутным окном. В общем классическая персидская ночь. Правда таксист периодически сворачивал с магистрали, дабы найти короткий путь, и тут моим глазам представал другой Баку, темный, страшный, полуразрушенный, с гопниками. Почти как Гидрострой, только в три раза страшнее. Наконец я приехал на вокзал, вход в который проходил через торговый центр. Пока я шел к двери он подозрительно отдавал тишиной и темнотой окон. Подъезды к нему автомобилей были закрыты автоматическими шипами на дороге. На моих глазах один хитрожопый таксист попытался было их объехать, в результате чего упорол в хлам две шины и нарвался хохот очевидцев. Но это отступление. Так вот, захожу я внутрь помещения, благо двери были открыты. А там тишина и покой. Вижу охранника, спрашиваю его когда откроется вокзал, но он что-то бормочет по-азербайджански и показывает на выход, но так не решительно, мимоходом. Выхожу на улицу. Время 4 утра. В любом случае, времени у меня еще 5 часов, поэтому надо идти гулять, благо есть карта и маршруты. Переупаковываю вино (там еще были в коробке магнитики, которые я безбожно забыл), а в это время выходи еще один охранник, молодой парень и садится покурить неподалеку. Спрашиваю его:
    - По русски говоришь?
    - Да
    - Когда вокзал откроется не подскажешь?
    - Не знаю точно, примерно к 7-30 утра будет уже работать наверное.
    - Спасибо.

Отлично думаю, никто тут ничего не знает, хаос какой-то. И эти надписи вокруг, ни одной на русском или английском. На азербайджанской латинице разобрал только одну, tickered mercedi (c учетом отсутствия в моей раскладке их специфического "э" в виде перевернутой "е"). Тикеред меркеди по аналогии с инглишем наверное же билеты и торговать (то есть билетные кассы), но, как потом оказалось, это значило торговый центр.

Но это не столь важно, поскольку было всего лишь маленьким детским сюрпризом для меня, по сравнению с тем, что ожидало меня в тот день.

Посмотрев на карту я решил пройтись пешком, но не рассчитал масштабов. От вокзала шла дорожная развязка, идти по которой не представлялось возможным, это был некоего рода хайвей. Пришлось вновь идти к таксистам. На это раз я по старому принципу пошел к самому дальнему из них, надеясь по-дешевле сторговаться. Молодой парень, спрашиваю, можешь меня провезти в Ичери Шехер (Старый город - туристический центр Баку). Отрицательно кивает головой. По-русски говоришь? Не понимает. Спик инглиш. Тоже. Кладу на капот карту и тычу пальцем. Он ее берет и долго не понимающе смотрит. Тут другие таксисты увидели, мужики по-старше, по русски говорят, спросили куда, потом пацану этому объяснили на своем. Все, говорит, отвезем. Я спрашиваю к кому садиться? Да к нему садись, ты же к нему обратился, он все понял, отвезет куда надо, стоить будет 300 рублей (это я уже для удобства сам вам перевожу валюту примерно). В общем поехали мы. Ехали долго, молчали, на радио у него играло что-то мусульманское такое, по мотивам типичное. Через полчаса он меня высадил у ворот Ичери Шехер и даже выдавил из себя кривое спасибо. И я пошел через старый Баку к берегу Каспийского моря, надеясь встретить на берегу рассвет и возможно даже немного вздремнуть на какой-нибудь лавке.

// dagliese581g.livejournal.com

Вот такие тут старинные дома, элитный район считается, за исключением новостроек конечно.

А это уже на берегу моря. Здесь проходит большая красивая набережная с парковой зоной. Народ даже ночью сидит на лавках, гуляет, катается на велах, бегает. Так что, толком я не поспал=)

// dagliese581g.livejournal.com

И вот долгожданный рассвет, который все никак не наступал, хотя на часах уже было 7 утра.

Это строительная площадка на воде - здания будущего зала Евровидения 2012.

// dagliese581g.livejournal.com

А это небоскребы-титаники, украденные у Дубаи, под которых Баку пытается отчаянно косить. Кстати, у них всего 5-6 тыс. руб. стоит слетать в Дубаи туда и обратно. Правда зарплаты у народа ниже, чем у нас в захолустье, а цены на жилье там московские, так что небоскребы преимущественно пустуют, надеясь быть купленными нефтяными магнатами.

А это с другой стороны от набережной. Слева Девичья башня древняя крепостная постройка у прибрежной части "Старого города" Ичери Шехер. Является одним из важнейших компонентов приморского "фасада" Баку. Суровый её массив высится в прибрежной части феодального города - Крепости или, Ичери Шехер. Башня стоит на скале, частично облицованной чисто тёсаным камнем и защищённой крепостной стеной с системой крупных полукруглых выступов, поднимающихся от подножия почти до самой вершины. Ей около 700 лет и она включена в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

// dagliese581g.livejournal.com

А это скульптурные изваяния - выставка художественных работ известных художников-скульпторов.

Собственно башня поближе.

Внутри старого города

Мечеть Мухаммеда. 11 век.

// dagliese581g.livejournal.com

Какой-то ресторанчик тут. Как раз о таких окнах я и говорил вам в начале, точно такие вдоль дороги от аэропорта по сторонам.

А вот тут снимали сцену "Бриллиантовой Руки" в которой главный герой поскальзывается на банане.

// dagliese581g.livejournal.com

Город изобилует вот такими вставками под ковры

На этих фото у крепостной стены старого города примостился огромный дворец Ширван-Шахов - резиденция  дворец правителей Ширвана, построенный в Баку в XV веке при ширваншахе Халил-Аллахе. Также включен в список ЮНЕСКО.

Некий знаменитый азербайджанский академик

Тут вдоль крепостной стены разбиты парковые зоны

А вот и сами ворота - въезд в Старый Город

Это все средневековые турецкие и персидские выдающиеся деятели искусства и культуры.А также революционеры (в частности Ленин). Внизу их описания на азербайджанском.

// dagliese581g.livejournal.com

На этом месте я закончил осмотр достопримечательностей и взял такси до вокзала. По пути, старый таксист на советской развалюхе (все таксисты в Закавказье именно этим фактом и отмечаются) на матерном русском в красках рассказывал мне про свою нелегкую старость и жаловался на новый алфавит на латинице, который он не понимает, поскольку учился в союзе азербайджанскому на кириллице. На вокзале я пробрался через торговый центр к кассам, надо сказать современным, нашел окошко отправлений на Кубань и Ставрополье и спросил билет на свой автобус. (Кстати, тут передернуло меня стандартное их приветствие "Салам"). И вот тут случился сюрприз номер 2. Девушка сказала, что не знает насчет наличия мест, и попросила подождать, пока позвонит. Стала кому-то звонить, спустился мужик, смотрел на меня, что-то долго переговаривался и ушел. А она мне сказала, что билетов нет. (У них, как оказалось жуткая там коррупция и билеты продает левый человек, по молчаливому согласию кассы, а значит своим продам, а остальным как повезет). Я напрягся. Спрашиваю, ну а куда-нибудь еще - Краснодарский край, Ставропольский край? Нет, ничего нет. Приходите послезавтра. Вот это номер. И что же мне делать теперь, говорю я ей. У меня и денег то уже в обрез, а самолет в Краснодар стоит также как в Нью-Йорк. И тут она выдала шикарное предложение:
    - Вы можете пойти наверх, там с отправления идут маршрутки в поселок Садака, на границе. Перейдете границу в Дагестан, а оттуда постоянно что-нибудь идет. Как вам такое предложение?! Иди, погуляй по Дагестану, ага.

Ну думаю, капец, ничего не остается. Пошел искать маршрутку, не нашел, вернулся переспросить - как оказалось поселок называется сокращенно СДК.

Маршрутку эту я нашел. Но решил не спешить. Стал ходить по всему огромному вокзалу вглядываясь в названия маршрутов. И тут на мое счастье приехал автобус до Пятигорска. Тут же подбежал к водителю:
    - Возьмешь до Пятигорска?
    - Да без проблем, пол-автобуса пусто. (Вот суки думаю)
    - Сколько?
    - 95 манат (около 3400 рублей).

На оставшиеся 2 маната и пару гяпиков (типа наших копеек) купил себе воды и сладких булочек в дорогу и устроился в автобусе. Все хорошо, жаль только не успел посетить Атешгях -  храм огнепоклонников (зороастристов), сооружённый проживавшей в Баку индусской общиной, относящейся к касте сикхов. Я конечно люблю зороастризм, но объект был уж слишком далеко за городом, даже от ветки метро, да и видел я такой храм 4 века уже в Тбилиси, весь выгоревший до глубины 4 метров от многосотлетнего огня. И вот, в 11 часов дня я уже выезжал из Баку в сторону России. Азербайджан мы пролетели за 3 часа - слева пустынные пейзажи и горы, справа нефтяное сопки и черта Каспийского моря вдали.

Вдали видно море.

Кстати в пути встречались активные стройки поселков нефтянников. И вот через 3 часа мы оказались на азербайджанско-российской границе.

// dagliese581g.livejournal.com

Там вдалеке Дагестан и видна пыльная буря идущая по склону. 14:00. Своей очереди мы ждали 11 часов...

Причины просты - деньги. Дело в том, что с азербайджанской стороны таможенники предпочитают пропускать вне очереди вперед своих, да тех кто по-наглей и пока раза 3-4 не поругаешься не пустят. У них проверка занимает минут 15, но есть другая проблема - российская граница, которая пропускает машины раз в полчаса (по три), и также автобусы, но раз в 1- 1,5, притом что вперед лезут дальнобойщики еще. И вот проверили на этой границы и ждут пропуска на ту. Сидим, едим, спим, ходим, едим, пьем чай, спим...время тянется бесконечно. Все уже подружились. Из россиян только я и еще женщина с дочкой лет 15. Но народ адекватный. Я познакомился с молодым пацаном, айтишником из Пятигорска, с двумя современными цветными татухами и причесоном корейского геймера. Он мне помогал с переводами, рассказывал про страну, про то, как по миру путешествует, и еще у него была привычка покупая себе еду, угощать молча всех сидящих за столом тем же, и ответных благодарностей категорически не принимал. Рассказывал интересные моменты из армейской службы на границе с Ираном, правда судя по рассказам, это похоже на Афганистан, с постоянной стрельбой и наркотрафиком. В общем мы с ним, и еще одним стариком-гастарбайтером, едущим на Украину, так и проторчали там до часа ночи, пока нас не пустили. Прошли одну границу. На межграничье ночь, полуразвалившийся мост через реку и пограничники с проблесковыми фонарями по краям, что автобус не рухнул с моста.

На нашей границе всех проводят через рентген, и мы ждем автобус, который в свою очередь тоже проводят через огромный рентген ангар, что дольше, и не только ввиду процедуры, а из-за очереди Икарусов переполненных барахлом из Ближнего Востока. Все они едут на Пятигорский рынок. Все они, по рассказом приносят по 5000 долларов в одну сторону с автобуса, набитого до потолка барахлом, все они хотят быстрее и вот результат. В общем еще через 2 часа мы выехали в Дагестан.

Тут ехали ночью, так что запомнилась только Махачкала своими сумасшедше огромными лежачими полицейскими на каждом перекрестке, от которых весь автобус кошмарно сотрясался, заставляя меня снова волноваться о вине. Ну и конечно БТРы на постах, раза 4 останавливали проверяли документы водителя и осматривали автобус.

На рассвете мы уже ехали к границе со Ставропольем, проезжая заправки с молельными и дикие заросшие бурьяном поля до горизонта. Кстати на трассе у них тоже были развалы со всякой продукцией морского отдыха, вроде надувных матрасов, пива и раков. Российский мусульманский Кавказ активно отдыхает на Каспийском море.

В районе 8 утра встали в придорожной забегаловке. Кучка дагестанских молодцев, рубившаяся в карты на лавке, демонстративно встала и удалилась. Мы поели мерзкую несоленую яишницу, все дружно поругали кухню, хозяйка была явно недовольна нашим присутствием, так все довольно быстро удалились.

// dagliese581g.livejournal.com

В общем, к 2 часам дня я был в Пятигорске - выбежав из автобуса на дороге (решил не ждать из-за пробки), попрощался с новыми знакомыми и побежал на маршрутку в сторону вокзала, на котором мне сначала не хотели продавать билет, по той же системе - осталось только для своих на море съездить, но уговорил. Как оказалось не я один, старый гастарбайтер тоже присоединился, у него была плановая остановка на неделю у соотечественников в Тбилисской. Так что, в 3 часа дня мы уже ехали в сторону Краснодара. Но не все так просто. В Армавире в 8 вечера автобус сломался. Еще час мы ждали другого, двухъярусного. Так что, домой я попал только в час ночи, уже и не надеясь приехать, как призрак дороги, в которой провел в общей сложности 34 часа. А прибавить еще и выход из дома в Грузии, то всего на ногах я пробыл 42 часа.

Символичное для меня число =)

Ка бы то ни было, для меня это было необычное запоминающееся приключение.