А утром мы сели...в маршрутку и поехали в Сербию. Да, между государствами ходит небольшая маршрутка. Видимо, рейс не очень популярным. С нами ехали ребята из Новой Зеландии и Австралии. К ним пристал какой-то тип, который, желая продемонстрировать свой хороший английский, без умолку болтал. А его приятель долго и занудно выспрашивал, тяжело ли устроится в Австралии работать в Макдональдс.
Причем он говорил с таким видом, будто спрашивал про должность партнера в каком-нибудь буржуйском KPMG. Странные товарищи. Болтовня мешала, но я все равно уснули и сполз на плечо испуганной девушки, сидевшей рядом (это я обнаружил когда мы доехали до границы ).
Предыдущую ночь мы провели в автобусе, эту на вокзале, да и то спал я часа 3. Поэтому вид мой оставлял желать лучшего. Тем более что к этому времени щетина заметно перешагнула порог 3-х дневной щегольской небритости. Девочка боялась пошевелиться всю дорогу. Наконец, добрались до Ниша, где пересели уже в нормальный автобус. И, поглядывая на симпатичные деревушки вдоль дороги, мы доехали до Белграда.
Сонные, мы выбрались из автобуса, купили карту, сориентировались. Оказалось, мы были не так уж далеко от хостела. Потихонечку двинулись. Еще получасовая прогулка вдоль каких-то заброшенных заводов, - и мы в хостеле. Нормальный душ первый раз за неделю был просто верхом блаженства (в Стамбуле душ хоть и был, но без горячей воды и лимитирован 5-ю минутами). Чистые мягкие кровати тоже несказанно радовали.
Итак, Белград. Не знаю почему, но я очень давно хотел попасть в этот город. Казалось, что он очень "мой". Мне очень обидно за сербов, за их тяжелую жизнь, в окружении весьма не- дружелюбных соседей. Так уж вышло, но в этом крае покоя не было и, думаю, не будет. Балканы - одна из точек столкновения, причем даже не двух, а даже трех, империй: Османской, Российской и Австро-Венгерской. Занятно, но по окончанию первой мировой все эти три империи исчезли. Но даже после этого мир в крае не восторжествовал. Сербский народ, некогда единый, был насильно разлучен. И сейчас на этой небольшой территории пытаются сосуществовать три враждебных друг другу народа.
Первое впечатление о сербах: это очень красивый народ. Марокканцы мне тоже показались красивыми, но чужой красотой. А эти красивые "по-нашему". И мужчины, и женщины с хорошими фигурами, статные, с тонкими и благородными чертами лиц, чуть смугловатые. Чувствуется ли национальная депрессия в Белграде? Наверное, нет. Точнее, есть её следы, в основном во множестве граффити, часто агрессивных. "Велика Србия", "Косово - Србия" и т.д. Но это как-то фоном. Ну а так - веселый, улыбчивый город. В парках множество детей, много молодежи, причем вполне интеллигентного вида. Нет, есть, конечно, всякие, как и везде. Но в целом... Город красивый, широкие улицы, красивые барельефы на стенах.
Вообще, я заметил, что мусульмане умеют красиво строить огромные мечети или дворцы, но сложно увидеть красивый район города. Есть старые улочки в мусульманских городах. Они интересны, но в первую очередь именно своей старостью, тем, что на них люди живут так, как жили очень давно. Но вот, архитектурного ансамбля города вообще нет. Либо мечети, либо старые трущобы, либо обычные новостройки, как у нас в спальных районах. В той же Софии, уж на что немасштабный город, по сравнению со Стамбулом, ансамбль был. Классический советский. В Белграде тоже есть свой ансамбль, но с заметным влиянием Австрии. Некоторые дома, особенно подальше от центра, довольно обшарпанные, но не портят впечатления. Театры, статуи, проспекты. Здесь чувствуется, то, что называется столичным духом.
Прямо в центре города стоит здание, уничтоженное во время бомбардировок. В нем зияют огромные дыры, диаметром с туннель метро. Следы американских "Томагавков". Два здания по обе стороны дороги. Не знаю, что там было... они стоят там до сих пор, уже больше 10 лет, как старый уродливый шрам на красивом теле. Есть там еще такие места, мы правда видели только это.
По городу приятно гулять, хотя он и не "маленькая уютная Европа". Главное историческое место - крепость Калемегдан в месте слияния двух рек Савы и Дуная (Название происходит от турецкого наименования "Замковая площадь" (тур. Kale Meydanı). Согласно другому мнению, название Калемегдан происходит от двух турецкий слов "Kale" ("крепость") и "Megdan" ("битва")). Таких крепостей я до этого не видел. Все дело в периоде постройки. Средневековые замки - это бастионы с высокими отвесными стенами, с которых лили смолу на осаждающих. Здесь же крепость уже нового времени. Огромные стены потеряли свою значимость, так как стали отличными целями для новых осадных орудий - пушек. Здесь крепость - это система редутов, с которых хорошо простреливается пространство перед крепостью, и каждый следующий редут простреливает все предыдущие.
Они каскадом, ступеньками спускаются к подножью. Чем-то отдаленно напоминает ацтекские пирамиды. Внутри стоит открытый музей военной техники, от первых танков времен первой мировой и до немецких тигров. Там же, неподалеку еще один военный музей. Устроен он как путь от первых найденных античных образцов оружия и до тех, что использовались натовцами во время последней войны. Там же главный трофей "той войны": сбитый старой ЗРК С-125 или даже С-75 сверхсовременный самолет-невидимка, знаменитый Стелс F-117. В музее выставлены кусок крыла и костюм пилота.
Кстати, рядом с городским аэропортом есть музей авиатехники, в который мы пошли перед вылетом, потратив всю оставшуюся сербскую наличность. Там музей построен по тому же принципу, от старого к новому. Внутри стоит старый пиндосский F-15, крылатые ракеты, и еще какие-то куски F-117. К сожалению, больше сербам похвастаться в той войне нечем, поэтому растащили на сувениры один самолет...
В Сербии мы решили совершить культпоход, иначе говоря, выход в свет. В конце концов, большой город, много молодежи, да и девушки бурки не носят, поэтому, приведя себя в порядок, мы пошли искать злачные места. Тут открылась странная черта Белграда. При всем обилии кафешек, всяких ресторанчиков и харчевен, ночных клубов тут практически не было. Клубов, которых в Москве в каждом районе десяток, где все пьют и танцуют. Мы бродили по городу, но ничего на глаза не попадалось. Тогда мы вступили в контакт с местными, многие из которых только руками разводили. Но вот мы, наконец, нашли каких-то девчонок, которые сказали, что знают одно место, но оно только с часу, а мы, вот, идем в сальса-клуб, если хотите потанцевать сальсу, приходите. Мы пошатались по городу еще с полчаса, но ничего так и не нашли. "Пошли танцевать сальсу!" сказали мы друг другу. В клубе было много народу. Мы постояли, выпили пивка и решили попробовать потанцевать. Но в виду отсутствия опыта, это оказалось не так просто, да что там говорить, не особо вышло. Но мы не сильно расстроились, любуясь теми, как это делали более опытные танцоры. Тут же мы познакомились с девчонками, одна из которых хорошо говорила по-русски. Они были совсем молоденькими, курс первый наверно, но довольно забавными. Та, что говорила по-русски, училась в школе с углубленным изучением русского. После школы она говорила почти свободно (!). Причем мы были первыми русскими, с которыми ей удалось поговорить. Из сальса-клуба мы пошли уже вместе с ними в какое-то другое заведение, туго набитое людьми.
Там тоже никто не танцевал "клубняк", там вообще никто не танцевал, зато играла какая-то группа на сцене. Все стояли и общались, хотя в таком шуме это было весьма трудно. Дальше мы пошли в еще одно место, вроде как, куда пускают не всех. Но наличие иностранцев, т.е. нас магически подействовало на амбалов на входе. И снова... там тоже никто не танцевал, там тоже играла какая-то группе, которая, по словам этих девчонок, презентовала нам "этническую" музыку. Когда они сказали, куда идем, у меня сразу же нарисовался образ чего-то вроде Горана Бреговича и балканики, но нет, это был какой-то умеренно тяжелый рок. Не сказал бы, что очень этническая музыка...
Нас, как русских, действительно, встречали везде очень хорошо. До этого мы общались со старшим поколением (всякими продавцами сувениров, художниками, таксистами), многие из которых сносно говорили по-русски, в силу того, что росли еще в Югославии. А здесь, мы, наконец, общались с людьми нашего возраста (даже на несколько лет младше). Оказывается, в школе эти девчонки учили русские песни на уроках музыки (тут же нам спели парочку). Когда я увидел на терминале бармена обои рабочего стола (фон экрана) с изображением Пушкина, и сказал, что-то вроде "о, Пушкин, земляк мой", тут же ко мне подлетел народ, мы стали брататься с официантом, а девушка-бармен побежала из-за стойки обниматься, крича все знакомые ей русские слова. Когда мы сказали, что у нас популярны Брегович и фильмы Кустурицы, все тоже очень порадовались. В целом, гипотеза о том, что русских в Сербии любят, подтвердилась. Когда часа в 3 ночи мы вышли на улицу, город был уже совершенно пустой. Мы поймали такси и добрались до хостела. Вставать нам было нужно примерно в 7, потому как в 8 отходил автобус в Сараево.
Подведу итог. Белград - город в который я хотел бы еще вернуться. Я всегда смотрю на новые города с точки зрения "мог бы я здесь жить?". Да. Если смотреть на город, на людей, да, я бы здесь жил. Другое дело, что жить на Балканах... кто знает, когда здесь полыхнет снова. Сербы сильный народ, но их мало. Они обречены жить на передовой войны цивилизаций. Их единственный союзник - это Россия. У них есть даже пословица - "На небе Бог, на земле русские". Но русские далеко, да и всякое бывает. Во время последней войны на стороне сербов воевало много добровольцев русских. Но это были обычные люди, которым было небезразлично, что сербов режут. На государственном уровне мы их сдали, хоть "разворот над Атлантикой" Примакова и был красивым жестом.
А кто воевал на стороне бошняков и хорватов? Наемники из Северной Африки, афганцы, албанцы, иорданцы, арабы, турки, йеменцы и, наконец, НАТО. Фактически, всё мировое сообщество поддержало деньгами и оружием хорватских усташей и боснийских моджахедов, закрывая глаза, а иногда и провоцируя резню сербов в Сараево, в Сербской Краине (территория проживания сербов в Боснии и Хорватии). Это был геноцид. Когда усташи и моджахеды вырезали сербские села, не щадя даже домашний скот. Но самое грустное, это предательство своих же. Правительство Милошевича предало Республику Сербскую Краину. Лишило их возможности сопротивляться. И это еще до всяких бомбежек. Сейчас Радован Караджич и Ратко Младич, руководитель Краины и командир сопротивления сербов, арестованы сербским же правительством. Герои, защитники сербов были списаны со счетов коллаборационистами. Ничего не напоминает? Тоже происходит сейчас в Косово, когда банда наркоторговцев захватили священную для сербов территорию.
Мировое сообщество признало Приштину суверенным государством, а правительство Тадича сдало сербов, живущих в сербских анклавах, фактически на осадном положении. А что такое Косово для сербов? Для них это как Бородинское поле. На косовском поле в 1389 году сербы бились с огромной империей турков-османов. Сербы потерпели поражение, но ценой своего поражения остановили турецкую экспансию на запад. И сейчас эту землю, политую сербской кровью...отдали бандитам-косоварам и албанцам. Как-то один высокопоставленный американский военный сказал: "сербы - они как русские, только без ядерного оружия". Видимо, поэтому весь "цивилизованный" мир с такой особой жестокостью отыгрался на сербах и за нас тоже. Но в Белграде все еще хорошо. Дай Бог им сил для борьбы. А главное - нормальных лидеров...
24/10/2012 15:53
Материалы по теме
- Страны: Сербия
- Города: Белград
- Отзыв о поездке: Сербия. Провинция, май 2011
- Статья: Пусть будет то, чего быть не может!, 11.12.1996
- Фоторепортаж: Автопутешествие по Сербии, 06.06.2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.