В Бундестаге сейчас парламентские каникулы, поэтому даже для журналистов доступ строго ограничен. Прoникнуть туда можно только при условии, что тебя согласится принять кто-то из парламентариев.
Нам очень повезло, Марина Шустер, депутат FDP (Свободная демократическая партия), оказалась в конце августа в Берлине и согласилась принять нас. Кстати и повод для беседы был более чем актуальный - приговор нашим бедным девочкам Пусенькам (далее PR).
В ожидании депутатского ассистента мы оказались в главном холле отделанным под дерево и обставленным огромными комнатными деревьями.
Tруднодоступный, как рисовало мне воображение, Бундестаг приятно обманул ожидания и оказался не столь величаво-авторитарным. Его архитектура и интерьеры, несмотря на свои внушительные объемы, завораживали прямо-таки домашним уютом.
Самой негостеприимной оказалась проходная с десятком охранников и охранниц, но ее сфотографировать не разрешили. Зато там нам выдали вот такие баджи взамен на паспорта.
Стены Бундестагa внушали спокойствие и благодушие ; и мне, привыкшей к имперскому монументализму, свойственному властным структурам России или Франции, оттуда просто не хотелось уходить. Похоже, эти дамы тоже не очень-то торопятся расходиться по своим кабинетам.
Хотя их офисы тоже очень уютны, судя по тому, что можно разглядеть в окнах. Слева - коридоры, которые ведут в офисы, а белая вертикальная конструкция - шахта стеклянного лифта, который остановился на уровне второго этажа.
Потом на лифте мы поднялись на этаж, где работают депутаты. И оттуда мы смогли получше рассмотреть интригующую волнообразную гигантскую будку.
Согласно агентурным сводкам, это не просто будка, а небольшой конференц-зал на полсотни человек ; здесь часто проходят служебные совещания или планерки. Это помещение особо значимо в немецком парламенте, поскольку другие залы для собраний распределены между партиями ; выходит, эта будка при входе является как бы нейтральной территорией.
На крыше будки - светильники, их свет направлен на стеклянный потолок, и таким образом весь огромный внутренний двор обеспечивается рассеянным освещением. А между светильниками - люки вентиляции.
Кстати, стоит обратить внимание на двух мужчин там внизу -- они работают буквально на ходу - чтобы в этом убедиться, надо увеличить фотографию. Вот насколько здесь интенсивная деятельность, а с виду не скажешь.
К депутатам ведут вот такие коридоры.
В старинных дворцах парадные лестницы были одной из ведущих архитектурных структур, призванных поражать гостей предвкушением великолепия. В Бундестаге нет парадных лестниц, но зато здешние внутренние лестницы впечатляют неменьше дворцовых. Лестничный проем, соединяющий 6 этажей, завладевает вниманием посетителя благодаря ритмичному рисунку своих геометричных элементов. Ведь это пространство открыто сверху донизу.
Вот лестница, которая ведет к кабинету фрау Шустер.
A здесь, стоя на 6м этаже, можно видеть отражение неба в блеске пола нижнего этажа.
Лестничные пролеты всех шести этажей соединяются в одной точке с тем, чтобы они хорошо просматривались снизу и можно было бы легко видеть проходящих здесь людей (в гигантском улье или на многопалубном корабле или в тюрьме).
Пропорции и неброский дизайн лестниц продуманы так, человек органично вписывается в общую перспективу, становится ее зрительным центром, сразу подчиняет ее себе.
Марина Шустер дала нам содержательное интервью, которое будет опубликовано чуть позже. Пока же скажу, что по сравнению с именитыми правозащитниками со всего мира, с которыми мне приходилось иметь дело, немецкий депутат поразила меня своей искренностью и горячим участием в делах, которыми она занимается ; она мне показалась даже немного идеалисткой. Неслучайно, что после победы на выборах в своем округе, она по личной инициативе стала заниматься правозащитной деятельностью в своей партии.
Плакат за спиной моего коллеги посвящен празднованию какого-то юбилея правозащитного дела. Юноша слева, который делает записи - научный референт фрау Шустер.
Фрау Шустер приезжала в Москву, чтобы присутствовать на процессе ПР, поэтому говорила об осужденных очень эмоционально, как будто это были ее хорошие знакомые.
Впрочем, немецкий депутат в России не новичок, и судя по табличке с ее именем на кириллице, которую она повесила рядом со своим письменным столом.
Ее аргументы в защиту ПР были привычными доводами западных правозащитников : акция ПР - феномен из области искусства, пусть и провокативного, но искусства, это не акт хулиганства ; дело против ПР было возбуждено лишь потому, что они критиковали Путина.
При этом немецкий депутат говорила о ПР с большим уважением, называя их почтительно --"Дамы".
Я спросила ее, что она думает о самом распространенном в России доводе в защиту ПР - их проступок достоин снисхождения, т. к. девочки совершили его по глупости, не отдавая себе отчета в его оскорбительной для верующих нагрузке. Такая апология очень удивила Марину Шустер, она подчеркнула, что ПР - совершеннолетние, ответственны за свои поступки, они знали, на что шли, -"Это очень плохой аргумент" -, заключила она.
Фрау Шустер не хотела, чтоб мы подробно фотографировали ее кабинет, поскольку там были чужие вещи. Однако она охотно разрешила снять виды из ее окна.
Крыша Бундестага. За углом - знамена над Рейхстагом.
Вид во двор.
Обратите внимание на фигурку смеющейся девочки у стекла. Это нам пригодится в дальнейшем.
Сопровождая нас по кулуарам Бундестага, депутат лично открывала перед нами двери. От неожиданности, наш фотограф не успел настроить объектив, так что КПДВ вышла неважно.
И еще она согласилась; несмотря на занятость, сфоторгафироваться в интерьерах Бундестага,
Из-за парламентских каникул пресс-служба Бундестага была перезагружена работой, и мы не смогли посетить все здания парламентского комплекса. Нас провели лишь в соседний корпус, через дорогу.
Большая часть зданий парламентскогo квартала соединена подземными переходами ; мы проходим по одному из них.
Проход налево ведет прямо в Рейхстаг, но там был ремонт, и нас туда не пустили. Переходы примечательны своими объемами, изящной, хоть и неброской отделкой, а также освещением с помощью отраженного света. Я не сразу отдала себе отчет, что я попала в туннель, думала, что это ответвление главного холла. И конечно же, везде висят картины современных немецких художников.
Но некоторые стены перехода нарочито строгие. Наверное, потому, что здесь находятся стратегически важные помещения. Например, почтовая служба партии CDU. Обратите внимание на знак "запретная зона" на двери в глубине.
Тележка с серым ящиком, в котором виден зеленый пакет. В таких ящиках собирают почту по всему Бундестагу и свозят сюда ; здесь ее сортируют, обрабатывают и отправляют. У каждой партии своя почта, что объясняется и конфиденциальностью и бюджетной отчетностью.
Вот мы в главном холле другого корпуса. Здесь главенствует монументальная инсталляция из огромных разноцветных лодок. Лодки символизируют ведущие парламентские партии, и в рабочие дни они поднимаются и спускаются, напоминая депутатам о том, что парламентское большинство может измениться в любую минуту.
Стеклянные двери в глубине - это КПП и выход на улицу. Слева на консолях установлена система моторов, которые осуществляют движение лодок.
В этом корпусе в больших помещениях сосредоточены технические службы - типография, компьютерные сервера, почта и т. д. При увеличении фотографии в окнах можно рассмотреть разные машины и аппараты.
Коридор, который ведет от зала с лодками. Обратите внимание на его ширину и высоту.
Лестница слева ведет в парламентский клуб, где собираются депутаты в отставке. Это единственное здание Бундестага, куда действительно очень трудно пройти. Даже служащим Бундестага со стажем доступ туда закрыт.
Продолжение того же коридора, офисы - слева, лестница в парламентский клуб теперь справа, а ближе к нам вход в ресторан .
Чуть дальше одна стена коридора становится стеклянной, и отсюда открывается другой корпус депутатских офисов.
На первом этаже этого корпуса, под застекленным зеркальным потолком находится огромная столовая на 600 человек. В хорошую погоду можно пообедать и под открытым небом.
Бундестаг напичкан монументальным совриском.
Однако сотрудники мало обращают на это внимания ; относятся к произведениям искусства как к банальной мебели. Большинство из них не знает ни художника, ни даже названия окружающих артефактов.
Самый объемный из них - скульптурная композиция знаменитого Энтони Гормли.
Она занимает, а точнее зрительно структурирует, весь внутренний двор одного из корпусов, а начинается уже в коридоре.
Это ее продолжение - зацементированная тропинка выходит во двор, заполненный - по замыслу художника - водой. Поскольку сейчас каникулы, за водой никто не следит, вся вода испарилась, и осталась лишь вот такая весьма живописная лужа. Лужа настолько изящна, что вначале я приняла ее за искусственную, а она оказалась самая что ни на есть настоящая; я убедилась в этом, прочитав вчерашнюю метеосводку.
Основную смысловую нагрузку композиции несут человеческие фигуры, расположенные параллельно настилу двора, а значит перпендикулярно 4 стенам двора. Но художник назвал свое произведение амбигуантно - "Стоит и падает (Steht und Fällt)" .
И действительно стоят люди или падают ?? По-моему, они просто напросто парят.
А вот вид на эту композицию сверху, из окна фрау Шустер.
А это вид на окна кабинета фрау Шустер. Девочку узнаете?
Мы возвращаемся в то здание, откуда пришли. Визит окончен.
Других посетителей не ждали, и охранники вышли подышать свежим воздухом.
По ним никак не скажешь, что они охраняют государственную номенклатуру. Интересно, на них броники, или простые жилеты??
Улица выходит на Рейхстаг, куда, мы, увы, в этот день не попали.
Мы сходили туда через несколько дней как частные лица, но об этом в следующий раз.
25/09/2012 10:51
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Берлин
- Отзыв о поездке: Берлин глазами Золотой Эльзы, март 2012
- Отзыв о поездке: Маршрутами Берлинской стены, апрель 2008
- Фоторепортаж: Традиционный Берлин, 17.10.2006
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.