Дели - столица впечатлений. Это дикая смесь из красок, запахов, людей, машин, криков торговцев, музыки и вечного смога, через которое еле пробивается солнце. Похоже на миксер, в котором все с бешеной скоростью крутится и захватывает тебя в этот водоворот. В результате становится сложно ответить на вопрос: "Что происходит вокруг" и сформировать свое отношение к происходящему. Проще просто лечь на эту волну, смотреть по сторонам и наслаждаться впечатлениями. Но понимание этого приходит не раньше, чем через месяц жизни в Индии, а когда ты видишь все это в первый раз, то начинаешь страдать двумя распространенными туристическими фобиями: желанием успеть посмотреть все интересное и уберечь себя от неприятностей.
Я проснулся в отеле через 3 часа с желанием быстрее увидеть этот город. Переступил порог геста и первым делом вдохнул уличный воздух. Дели пахнет. Ядреная смесь запахов благовоний, выхлопных газов, специй, пота, уличной еды, коровьего дерьма, фруктов, мусора и еще сотен ароматов, приправленная тягучим жарким воздухом разом попадает тебе в нос. Самое интересное, что в целом этот запах не неприятен. Он уникален, своеобразен и очень подходит к происходящему вокруг.
Лучший способ ощутить разницу запахов - съездить в район Чанди Чоук (Chandi Chouk). Я проезжал там на велорикше, когда возвращался из Ред Форта на Мейн Базар (Main Bazaar). Чанди - это огромный древнейший восточный базар. Это целый район города, в котором разные улицы торгуют разными вещами и продуктами, причем делают это уже не одно столетие. Например, там есть улица свадебных принадлежностей, на которой все завалено восхитительными сари и блестящими украшениями. Есть улица товаров для дома и улица электроники.
Но самое потрясающее - улица специй. Только представьте, что все завалено мешками с яркими разноцветными порошками. Их постоянно куда-то таскают, взвешивают на весах, пересыпают в банки и свертки. Запах, который стоит вокруг сложно передать. Он настолько прекрасен, что вызывает почти наркотический эффект, эйфорию. Но в каких-то двухстах метрах, когда велорикша переезжает железнодорожный переезд и поворачивает на дорогу вдоль рельс, твоя эйфория мгновенно проходит. Рядом с забором железной дороги друг за другом стоят сотни коров, которых оставляют там ночь и запах настолько ужасен, что хочется подарить велорикше нитроускоритель, чтобы он ехал быстрее.
В Дели сразу ощущается, что ты оказывается белый человек. Всем прекрасно видно, что этот парень только что приехал, смотрит на все большими глазами и ни в чем не разбирается. А это что значит? Значит, ему можно продать много всяких ненужных товаров и услуг. Пока в первый день шел от отеля в Мейн Базару, мне предлагали купить все на свете: от кашмирского шелка и там-тамов до марихуаны и проституток. "Главное - ничего не покупать" - стучало у меня в голове и я 20 раз говорил: "No, thanks".
Отдельно стоит сказать про мастерство туристического развода, которое также распространено в Дели также, как продажа чая масала. Первый вариант развода я бы назвал "Погнали за ковром". Он успешно практикуется практически всеми водителями мото и велорикш. Диалог выглядит следующим образом:
- Привет! Коннот Плейс, 40 рупий? - спрашиваю я, смахивая пот со лба
- Мой дорогой друг, я с радостью отвезу тебя Коннот Плейс за 20 рупий, но по пути мы заедем в один маленький магазинчик - отвечает мне веселый усатый водитель тук-тука
- Окей - соглашаюсь я и прыгаю на маленькое сидение за водителем
После этого, водитель везет меня в магазин, на вывеске которого большими буквами, сделанными из зеркала, написано Jewerly или Carpets. Там продавец тоном официанта из дорогого ресторана рассказывает, что этот ковер сделан на 146% из чистого хлопка и стоит всего 300$, а этот соткан вручную Непальскими козами на высоте 5000 метров и стоит всего 800$. Когда я вежливо отказываюсь и ухожу, то вижу своего водителя, который стоит с бутылкой Кола-Колы рядом с магазином.
- Зачем ты привез меня сюда, если я все-равно ничего не купил? - возмущенно спрашиваю я
- Мой дорогой друг, смотри, когда я привожу им туриста, они дают мне бутылку Кока-Колы в любом случае, а сейчас жарко, я хочу пить и мне дешевле довезти тебя сюда, чем самому покупать газировку - отвечает водитель и кладет пустую бутылку под сидение
Восхищенный такой железобетонной аргументацией, я приезжаю на Коннот-Плейс (Connaught Place) - красивую площадь в Британском колониальном стиле, которая находится на границе старого и нового Дели. Там меня ждет второй тип развода, который называется "Лучший друг". Этот тип может использоваться любым жителем Дели и работает по принципу отката - приведи клиента и получи процент.
На пешеходном переходе ко мне подходит молодой парень, спрашивает как дела, откуда я и заводит неспешный разговор обо всем на свете. Он говорит, что у него сейчас обеденный перерыв, и он с удовольствием со мной прогуляется по площади, потому что ему интересно со мной пообщаться. Мы идем в центр Коннот-Плейс, садимся на травку и мило беседуем, а вокруг постепенно начинает собираться толпа моих поклонников, предлагающих свои услуги.
Один налил нам вкуснейшего чая из термоса за рубль. Другой критично посмотрел мою обувь и сказал, что так ходить нельзя и он ее сейчас почистит. Третий в красной шапке с воткнутыми в нее ватными палочками предложил почистить мне уши. На что я окончательно ушел в астрал и спросил: "А зачем мне чистить уши, если я могу сделать это сам?" Он ответил, что ты же не видишь что у тебя в ушах, поэтому не можешь их нормально почистить. Затем он показал мне блокнотик, в котором по-русски было написано: "Почистил уши. Очень понравилось".
Апогей дружбы народов наступает, когда лучший друг приводит меня в будку Tourist Information, чтобы я смог получить там бесплатную карту и не заблудиться в городе. Там мне пытаются продать тур на машине в Агру и Джайпур за 500 долларов, на что я конечно отказываюсь и ухожу, покупая "бесплатную карту" за 20 рупий. В конце меня догоняет лучший друг и говорит, что если что нужно будет, то я могу ему позвонить. У меня до сих пор записан его номер.
Говорят, что индусы в глубине души относятся к белым туристам, как к мешкам денег, которые божественным образом оказались на их пути и можно попробовать эти деньги получить. Я отчасти согласен. Попытка что-то продать за высокую цену или оказать ненужную услугу никогда не спровоцирует агрессию, если вы откажетесь. Это безобидная игра, которая добавляет еще больше оттенков в красочные индийские будни.
Методы развода относятся к только приехавшим. Когда я возвращался из Гоа в Питер, у меня была пересадка и один день в Дели. Удивительно, но видимо после двух месяцев в Индии меняется не только цвет кожи, но и появляется что-то в глазах, по которому местные понимают, что человек уже свой. Тогда я чувствовал себя как дома, все со мной разговаривали за жизнь и ничего навязчиво не продавали.
Вечером второго дня в Дели я случайно обнаружил ресторан на крыше отеля Shelton на Мейн Базаре и познакомился там с Тёмой из Минска (опять Беларусь!), который рассказал мне как они с друзьями в прошлом году проехали всю южную Индию, а в этом - северную. Сейчас вроде как кончается виза, но он меньше всего хотел возвращаться домой.
Интересно смотреть на город сверху. С наступлением темноты, которая начинается очень рано, часов в 7 вечера, видишь как люди ложатся спать на крышах, завернувшись в одеяла и тебя это не удивляет, потому что ты сам сидишь на матрасе, который разложен на крыше и куда после закрытия ресторана придут спать официанты.
05/09/2012 09:59
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Города: Дели
- Отзыв о поездке: Дели - Варанаси: Неисповедимы пути просветления, март 2010
- Отзыв о поездке: Немного о шоппинге в Дели, сентябрь 2009
- Отзыв о поездке: Дели - инструкция по приезду, февраль 2005
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.