29 июля 2012 года. Я беру чистый лист бумаги формата А4 и пишу памятку родным, где перечисляю места, в которых я буду находиться следующие 10 дней. Для кого-то эти названия не скажут ровным счетом ничего, но именно в этих плохо воспринимаемых русским ухом географических объектах я решил провести свой отпуск. Ручкой вывожу на бумаге: "Найроби, Аруша, Карату, Серенгети, Натрон, Аруша". Беру свой туристический рюкзак и отправляюсь с женой на вокзал. Нам предстоит преодолеть тысячу километров на поезде, несколько тысяч - на самолете и еще минимум тысячу километров на джипе по африканскому бездорожью. Мечта детства начинает осуществляться, я лечу в Танзанию!
Планировать путешествие я начал с января, вдохновившись отчетом на форуме Винского от пользователя travel_kitt, за что ей огромное спасибо. Посетить Африку я мог только самостоятельно, так как многочисленные предложения турфирм по этому направлению поразили бы размерами наценки даже продавцов одежды в бутиках известных брендов. В Кении и Танзании население говорит на суахили и английском языках, что значительно упрощало задачу организации поездки. Прежде всего, я подружился на фэйсбуке с несколькими сотрудниками национального парка Серенгети в Танзании, у которых выяснил интересующую меня информацию. В первую очередь, меня интересовало время года, когда можно увидеть максимальное количество животных и при этом не увязнуть в грязи посреди саванны из-за проливных дождей. Друг из Аруши поведал мне, что в Танзании два сезона дождей: сезон "коротких" дождей (с марта по июнь) и сезон "длинных" дождей (с сентября по январь), поэтому для сафари лучше выбирать сухие сезоны: январь-март (время, когда у животных появляется потомство) и июнь-август (время великой миграции из Серенгети в Масаи-Мара).
Выбрав для поездки август, я навел справки о заболеваниях, которые можно подцепить в Танзании. Туристические сайты предлагают ошарашенному путешественнику взглянуть на длинный список болезней от гепатита различных форм до спида с холерой, рядом обязательно есть ссылка на услуги по вакцинации от всех этих недугов. Однако, стоит взглянуть на сертификат прививок, который выдавался еще в школе, чтобы понять, что большинство необходимых уколов уже сделано. Все же есть два заболевания, на которые стоит обратить особое внимание - это желтая лихорадка и малярия. Во многие африканские страны даже запрещают въезд при отсутствии сертификата на вакцинацию от желтой лихорадки (yellow fewer). Хоть Танзания и не входит в этот список, мы все-таки решили не рисковать и сделали уколы в одной из клиник Ростова, стоимость составила 2500 руб. за ампулу на двух человек. Что касается малярии, то для нее нет вакцины, и в качестве профилактики следует использовать репелленты от комаров. Есть таблетки от малярии, которые необходимо принимать каждый день во время сафари, но они оказывают разрушительное действие на печень, поэтому я решил от них отказаться. К слову, за все путешествие меня ни разу не укусил комар, если не считать наших родных кровососов, напавших на меня уже по приезду на ж/д вокзал в Ростове-на-Дону. :)
Следующим шагом в организации поездки было бронирование машины. Я написал в компанию Fortes, где четко изложил свои потребности - мне нужен был двухместный внедорожник без водителя и ограничения пробега, чем дешевле, тем лучше. Мне ответили очень оперативно по африканским меркам и выслали прайс-лист с доступными автомобилями. Я выбрал 2-х местный короткобазный Land Rover Defender стоимостью 120$ в сутки. Поначалу просили сделать предоплату банковским переводом для бронирования авто, но после моего робкого вопроса о возможности обойтись без предоплаты сразу согласились зарезервировать бесплатно, нужно было только подписать ряд документов и отправить скан.
1. Упрощенный список мест с датами для родных и книга, вдохновившая меня на поездку.
Итак, был решен один из самых затратных вопросов путешествия - аренда машины. Следующим этапом была покупка авиабилетов и получение загранпаспорта. И то, и другое я делал впервые в своей жизни. Воспользовавшись сервисом Skyscanner, я нашел интересное предложение по перелету Москва-Найроби стоимостью по 21 Круб на человека туда-обратно, перелет 11 часов. Однако, из-за задержки с оформлением загранпаспорта приобрести билеты не успел и пришлось воспользоваться предложением авиакомпании Qatar Airways стоимостью 47 круб. на двоих туда-обратно с транзитом в Дохе. Имея билеты на руках, вариант "передумать и съездить в Турцию" был окончательно исключен и 31 июля мы были в самолете, слушая рассказы впереди сидящего индуса о том, как он попробовал русский борщ.
Для ориентирования на местности в туристический Garmin были залиты карты Tracks4Africa и составлен примерный маршрут с местами ночевок. Остановки планировались только в кемпингах во избежание ненужных затрат на гостиницы, которые в Танзании стоят безумных денег.
2. Карта предварительного маршрута.
Транзит в Дохе запомнился ощущением сауны во время перехода с трапа в автобус и с автобуса в здание аэропорта - температура там даже ночью доходила до 35-40 градусов. С трудом представляю как там живут люди. В столицу Кении Найроби прилетели по графику - в 7 утра, через час отходил автобус в Арушу, билет на который я забронировал через компанию EastAfricaShuttles еще в России, стоимостью 25$ на человека. Транзитная кенийская виза по 10$ оформлялась на месте преисполненным достоинства и явно никуда не торопившимся работником пограничной службы. Из-за его оперативных действий в 8.15 мы бежали к месту получения багажа с языком на плече, думая, что автобус уже ушел и не совсем понимая как теперь добираться до Аруши. К счастью, опаздывать в Африке - обычное житейское дело, и мы были ужасно обрадованы негру с табличкой Vitaly Gavritskov, который встречал нас на выходе. (Здесь и далее буду называть жителей Африки неграми, так как это официальный научный термин, не имеющий отношения к проявлениям всякого рода расизма, нацизма и гомосексуализма :)) У нас даже осталось время попить кофе в ожидании приезда автобуса.
Усевшись в комфортабельные кресла нашего шатла, я впервые достал камеру и поснимал дорогу и окресности.
Найроби похож на один большой цементный завод, ну или на Адлер)
Киоск, он и в Африке Kiosk
Мечеть.
Границу с Танзанией пересекли быстро - нужно заполнить свои данные на клочке бумаги, который никто не читает, и оплатить 50$ с человека. Поначалу попросили 200$ за двоих, однако у меня на этот случай были выписаны правильные цены, и я потребовал 100$ обратно, которые служитель танзанийского закона, извинившись, вернул. Кроме того, на границе дежурят масаи - представители племен пастухов, которые пытаются заработать на туристах, выпрашивая деньги за фото с ними и продавая изделия из бисера. Коронная фраза масая, пытающегося предложить товар: "Hello, how are you?", на что я сразу отвечал своей коронной фразой на суахили: "Hakuna hela", что в переводе означает "Нет денег". Движение в Танзании левостороннее, что, скорей всего, досталось ей в наследство от англичан, чьей колонией страна была долгое время. Также в наследство ей достались Дефендеры, глядя на некоторые из которых можно было подумать, что они несомненно ездили во времена Британской империи. Подмечено, что в качестве новых машин для сафари закупаются в основном Лэнд Крузеры, поэтому менеджерам компании Land Rover следует задуматься и придумать для Африки маркетинговую стратегию, дабы не потерять этот рынок окончательно. (например, покупаешь два дефендера - третий в подарок).
Сафари-джип
Когда приехали в Арушу, я был немного шокирован видом из окна автобуса: первое, что я заметил, был негр, справляющий нужду прямо на улице посреди толпы прохожих, затем куча мальчишек с ведром воды изображали мойщиков стекол - кидались на машины и размазывали тряпкой грязь по лобовому стеклу, явно вымогая у водителей доллар за то, чтоб они перестали это делать, также не рекомендовалось открывать окна автобуса, так как туда обязательно влезет продавец с кричалкой: "T-shirt one dollar!". Поборов первое впечатление, я вспомнил центральные узкие улицы Ростова-на-Дону вечером, где точно также справляют нужду все кому ни лень и точно также временами пытаются выпросить сумму, эквивалентную одному доллару. Единственное отличие - в Ростове не предлагают взамен футболку с надписью "Танзания")).
Обретя душевное спокойствие, мы вышли из автобуса возле Impala hotel и сразу же попали в окружение местных, предлагающих различные услуги, самой популярной среди которых была поездка на такси. Рассказав список мест, куда мне нужно было попасть, я устроил мини-тендер среди соискателей, выбрав в итоге самого адекватного представителя, знающего где находятся все необходимые мне пункты, да еще назвавшего фамилии Аршавин, Путин и Медведев, чем меня поразил.
Для начала мы поменяли доллары на местные т-шилинги - обменные пункты находятся в центре Аруши рядом со старой башней-часами, затем необходимо было посетить представительство NCAA (Ngorongoro Conservation Area Authority). Там мы взяли необходимые квитанции для оплаты въезда в кратер Нгоронгоро и прилегающую территорию. Позаботится об этом необходимо заранее, так как на месте купить билет на въезд нельзя - на руках должен быть банковский документ, подтверждающий перевод денег. Стоимость посещения кратера: 50 $ с человека и 10 000 TSh с машины за въезд на прилегающую территорию, 200$ с машины - стоимость спуска в сам кратер, есть возможность остаться в кратере на ночевку - 30$ с человека стоит Simba - кэмп с душем.
Уладив мелкие формальности, мы приехали в Fortes, где бронировали джип. К счастью, дефендер нас ждал, и мои опасения, что придется искать машину, не подтвердились. Кстати, таксист предлагал вариант - тойоту за 160$ в сутки с водителем и кемпинговым оборудованием, так что даже не договорившись заранее, машину вполне реально найти на месте. Персонал Fortes - очень приветливые доброжелательные люди. Подробно объяснили все условия пребывания в национальных парках, рассказали где искать животных (миграция ушла на север Серенгети, поэтому мы решили исключить восточную часть из маршрута и ехать сразу на север) и даже свозили в супермаркет, где мы накупили консерв, лапши, коробку бутилированной воды и конечно же кастрюльку для кипячения. Вежливо отказавшись от всех видов страховки, которые стоят весьма недешево, мы забрали машину и, еле вписавшись в узкие ворота, поехали в Maserani Snake Park Camping, информацию о котором я нашел в Lonely Planet. Кэмп находится как раз по дороге на национальные парки, стоит 10 $ с человека, есть горячий душ, бар и даже подобие столовой, но готовили мы самостоятельно на горелке, взятой в Fortes.
Установив палатку, я решил зарядить свои гаджеты от прикуривателя. И каков же был мой шок, когда я увидел, что тот не работает. С собой был инвертер, и мы возлагали большие надежды на возможность заряжаться от автомобиля. Я решил, что можно будет подключаться напрямую к аккумулятору, открыл капот и... аккумулятора внутри не обнаружил! Долго лазил по машине в поисках местонахождения АКБ и случайно наткнулся на блок предохранителей. В ниве у меня перегорал предохранитель прикуривателя, поэтому я решил, что тоже самое могло случиться и здесь. Взял предохранитель от аварийной сигнализации (в аварии попадать все равно не планировали) и поставил его на прикуриватель. Слава богу, все заработало! Телефоны и фотоаппарат весело заряжались.
Завтра нас ждет озеро Маньяра и, наконец, ЖИВОТНЫЕ!))
28/08/2013 17:00
Материалы по теме
- Страны: Кения; Танзания
- Города: Найроби
- Отзыв о поездке: Люди в красном. Масаи, 2013
- Отзыв о поездке: Самостоятельное сафари в Танзании. Парк Озера Маньяра, август 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.