Аэропорт Манилы, как и сингапурский, состоит из трех терминалов. Вот только класс тут существенно ниже. Нет удивительно мягких полов, нет монорельсовой дороги и еще много чего нет тоже. Почти как в Домодедово. Мы, правда, в тот раз не сильно подробно аэропорт рассматривали. Нам бы поскорей на такси - и в отель. Устали очень от длинной дороги. Из Балашихи выехали вчера в одиннадцать часов утра, а сейчас уже половина третьего. С такси, конечно, проблем не было, и цен, как в Домодедово, никто не заламывает - сколько настучит счетчик, столько и платишь. И ехать до отеля недалеко - минут двадцать.
Пока едем в такси по обшарпанным и распластанным по земле, пригородам Манилы, попробуйте сообразить, что вы знаете о Филиппинах, и, вообще, когда вы впервые услышали что-нибудь об этой далекой стране? Задумались? Вот и я тоже.
Конкретной информацией об этих островах я заинтересовался только совсем недавно, уже после того как увлекся снорклингом и в одной из статей Жака Ива Кусто прочитал о морях у Филиппинского архипелага, как об одном из самых красивых мест подводного мира.
"Нигде в мире я не видел таких потрясающих морских пейзажей, как на Палаване", - писал знаменитый исследователь глубин. Уже этого для меня было бы более чем достаточно, а, когда мы еще узнали, что в бухтах острова Палаван снимались сцены одного из фильмов о Джеймсе Бонде, было решено - на Палаван!
Уже в течение нескольких лет мы мечтали о поездке в заповедник Эль-Нидо, но все как-то не получалось. И вот, наконец, сбылось. А, поскольку в вожделенные места попасть можно только через столицу государства, мы прилетели в аэропорт Манилы и вот уже подъезжаем к гостинице, где собираемся провести следующие двое суток. Как бы ни стремились мы скорее попасть в подводный мир заповедника Эль-Нидо, грешно было бы не познакомиться, хотя бы поверхностно, со столицей единственного в Азии христианского государства.
Жуткие пригороды Манилы наконец-то позади и мы въезжаем в Макати - район отелей, офисов, торговых центров, широких улиц, небольших площадей и скверов. Красота кругом - потрясающая! Как будто и не было только что одно-двухэтажных фавел бывших городов-спутников Манилы, раньше окружавших столицу, а теперь явочным порядком слившихся с ней. Нет уже диких переплетений над головой различных кабелей, проводов и прочих непонятных воздушных коммуникаций. Такое впечатление, что филиппинские люди и не подозревают о возможности все это упрятать под землю, или, по крайней мере, уложить в какие-нибудь специальные, пристойно выглядящие, каналы. Нет, обязательно нужно все это развесить над улицами, между разнокалиберными стойками, растяжками, столбами, фонарями и домами, которые и так-то выглядят совершенными сараями, а в путанице проводов и кабелей - вообще чем-то ужасным.
Но хватит о грустном. Жить мы будем не там, а в Макати. В гостинице под названием "Шангри-Ла". Все очень красиво и удобно, а бассейн, расположенный на крыше, вообще отдельных эпитетов заслуживает. В том числе и нецензурных. По отношению, естественно, к бассейнам отечественным.
Бросили мы вещи в номере, и пошли гулять. Отдыхать будем потом. Погода была замечательная, немного жарковато, конечно, но это от непривычки и по сравнению с погодой московской. Зато смог на улицах - Москва может гордиться - примерно такой же. Даже на просторных улицах и проспектах района Макати - машин жуткое количество, на перекрестках страшная толкучка, абсолютное игнорирование всяческих дорожных правил и - что самое страшное (для нас, неопытных в Маниле пешеходов) - полный дальтонизм по отношению к светофорам. Без разницы, какого цвета там сигнал горит, надо мне ехать, значит еду! А что - пешеходы, - смотреть должны! Довольно быстро мы с Людмилой перестали обращать внимание на светофоры и следили только за автомобилями: задавят тебя при переходе улицы или, может быть, не успеют.
Самым популярным видом транспорта в Маниле являются весьма своеобразные автомобили, которые называются "джипни". Популярен этот транспорт по единственной причине - дешево. Поездка на джипни на расстояние в пределах получаса - в переводе на наши деньги - всего восемь рублей (для сравнения - в Балашихе сейчас проезд по городу в маршрутном такси стоит тридцать рублей). И выйти можно где угодно, как, впрочем, и войти тоже. Хоть посреди улицы. Хоть в правом ряду, хоть в левом. Машет руками, например, филиппинский человек с тротуара, сигнализируя, что хочет ехать, - в третьем ряду останавливается джипни, и возможный пассажир, лавируя между другими автомобилями, неважно, стоящими или движущимися, пробирается к машине, в которой собирается ехать. Правда, бывает, что выясняется несоответствие желаний водителя и пассажира по поводу будущего маршрута, и бедолага возвращается на тротуар, чтобы снова интенсивно размахивать руками, призывая остановиться еще кого-нибудь. И в итоге уезжает, конечно.
После окончания Второй мировой войны, когда американцы выгнали японцев с Филиппинских островов и собрались домой, множество военных джипов было брошено ими за ненадобностью. Шустрые ребята быстро их подобрали и приспособили в качестве городского транспорта. А поскольку на островах довольно часто идут дожди, и не самые слабые, пришлось к американским таратайкам приспособить некое подобие металлических тентов. Из элементарного оцинкованного железа, подобного тому, которое у нас в России до недавнего времени использовалось для изготовления кровли. А чтобы выглядело такое транспортное средство не столь паскудно, получившиеся убогие кузова разрисовывались каждым владельцем в меру его собственного чувства меры и представления о красоте, цветовой гамме и элементах золотого сечения.
С тех пор прошло много лет. Износились, в конце концов, многократно починяемые и совершенствуемые американские джипы, а ездить по городу надо. И понятие "джипни" не умерло. Теперь эти замечательные авто существуют в новых формах. На островах есть масса маленьких мастерских, где буквально "на коленке" производятся современные джипни. Берется какой-то двигатель, от чего-нибудь шасси, все это накрывается кузовом из той же "оцинковки", на получившегося монстра наносится рисунок, какой взбредет в голову, и все, поехали... И таких, с позволения сказать, маршрутных такси бегает по Филиппинам великое множество. А двух одинаковых вы не найдете, поскольку и конструкция авто, и рисунок на кузове - абсолютно индивидуальны.
Погуляв по городу и даже ухитрившись не попасть под машину, мы вконец притомились и решили, что на сегодня хватит. Возвращаясь в отель, неподалеку нашли китайский ресторанчик и решили там поужинать, с ходу оговорив возможность, игнорируя палочки, пользоваться ножом и вилкой. Тем более что и повод для праздничного ужина имелся - 23 февраля - день защитника Отечества. А, я, как-никак, бывший офицер, хоть и запаса.
Все оказалось очень вкусно, а приветливые официанты (парень и девушка), явно жалея бедных длинноносых европейцев, которые даже есть по-человечески не умеют, не отходили от нашего столика, тактично инструктируя нас: что за чем и как следует положить в рот. Хорошо хоть пиво пить не учили, увидели, наверное, что у нас это само получается. Еще только собираясь в поездку, мы, конечно, ознакомились с тем, что, по мнению людей, там побывавших, стóит в Маниле посмотреть. Поэтому программа на следующий день была определена: Интрамурос и парк Ризаль.
Intramuros - "внутри стен" - старейший район современного города был основан испанцами на востоке острова Лусон, при впадении реки Пасиг в Манильский залив Южно-Китайского моря для защиты от нападений китайских пиратов. Место для основания крепости было избрано испанским конкистадором Лопесом де Легаспи, и впоследствии стало ядром города Манила. Долгое время Манила и Интрамурос были синонимами, а за крепостными стенами проживали малайские и китайские купцы, небольшое количество метисов, местные филиппинские крестьяне. Постепенно поселение разрослось и сейчас Интрамурос - лишь небольшая историческая часть агломерации Манилы.
Раздобыв карту города, мы сориентировались и через полчаса уже были у ворот Интрамуроса. На джипни пока еще ехать не решились, поэтому воспользовались обычным автомобилем с "шашечками". Значительная часть нашей поездки проходила по набережной - вы же помните, что Манила стоит на берегу моря - так вот моря мы практически не видели, поскольку на несколько километров оно было отгорожено от нас высокой стенкой. Оказалось, что полгода назад жестокий тайфун разрушил всю прибрежную часть города: набережную, аллеи, парки, и сейчас, за забором, все это пытаются восстановить. Обидно, конечно, набережная - это всегда красиво, но что поделаешь.
Когда мы искали кассу, чтобы купить входные билеты, на нас набежал очень шустрый и громогласный мужик, по виду типичный "пилиппино", и в течение двух минут (а, может быть, даже одной) убедил нас в том, что осматривать достопримечательности Интрамуроса мы должны непременно под его руководством и не пешком, а в конном экипаже. Выяснилось, что стóит это очень недорого (как и вообще все на Филиппинах), мы с комфортом устроились под тентом рессорной коляски, на запятках нарисовался наш гид, и низкорослая гнедая лошадка неспешно зацокала копытами по улицам самой старой части Манилы. Экскурсию гид вел на английском языке, но так неторопливо и правильно выговаривая слова, что я почти все понял. А что не понял, мне перевела Людмила. У нее давно уже обнаружились какие-то совершенно потрясающие способности интуитивного перевода с языка, которого она не знает, и это часто нас за границей выручает.
Катались мы так часа полтора, время от времени делая остановки, чтобы осмотреть что-нибудь более подробно или, например, зайти в храм и послушать службу. А одна остановка была связана с тем, что из лошади выкатилось несколько характерных яблок, и наш лошадиный драйвер аккуратно собрал все это с помощью веника и совочка в специальный мешок. Вот так.
Я как-то никогда раньше не задумывался, куда девались все продукты жизнедеятельности городских лошадей в старые времена, когда не было автомобилей, мотоциклов и велосипедов, зато конных экипажей было великое множество. Ведь все улицы должны были быть завалены конским навозом, так что ни пройти, ни проехать. И запахи при этом! Ну ладно, проехать, конечно, можно - колеса большие, а вот пройти пешком... Неужели со всем этим справлялись дворники, или существовали специальные службы по очистке улиц? Я не знаю.
Главное, что было хорошо в нашей экскурсии по Интрамуросу, это наличие тента над коляской. Пока мы осматривали всякие крепостные стены, пушки, памятники и прочее, сердитое экваториальное солнышко поднялось так высоко, что, пойди мы пешком, давно бы уже от дальнейшего осмотра категорически отказались. Под угрозой неминуемого теплового удара. И вообще - без гида мы не увидели бы и половины интересного в крепости, самой укрепленной частью которой является сложенный из темно-серого камня форт Сантьяго, с неплохо сохранившимися казармами и казематами, в которых злые японцы уморили немало филиппинских людей.
В заключение, погулявши по крепостным стенам и вдоль по-азиатски спокойной реки Пасиг с медленно плывущими по поверхности листьями водяного гиацинта и цветами лотоса, оторвавшимися от своих корней где-то выше по течению, мы рискнули-таки забраться в остановленный нашим замечательным гидом джипни и поехали в следующее место нашей экскурсионной программы - парк Ризаль. Поездка на джипни - это песня. Передать все ощущения, полученные нами за следующие двадцать пять или тридцать минут, практически невозможно. Вам, конечно, не раз приходилось пользоваться подмосковными маршрутками в часы пик, так вот: умножьте все прелести такой езды на десять или пятнадцать, и вы получите хоть какое-то представление о веселых и бесшабашных филиппинских погонщиках этих удивительных автомобилей.
Парк Ризаль считается одной из наиболее знаменитых достопримечательностей города и страны. Свое имя парк получил в честь национального героя Филиппин Хосе Ризаля - выдающегося филиппинского писателя и поэта, борца за независимость страны. За участие в подготовке восстания против испанского господства на Филиппинах Ризаль был арестован, некоторое время содержался в форте Сантьяго Интрамуроса, а затем казнен именно здесь. Сам же парк появился в начале восемнадцатого века, изначально небольшая площадка, была полностью очищена от всякой растительности в целях защиты южных подступов к Интрамуросу от туземцев. В настоящее время центральным ансамблем парка является монумент, выполненный в честь Ризаля из гранита и бронзы. Погуляли мы по парку, покатались по его территории на некоем подобии маленького трамвайчика, посидели на скамеечках в тенистых аллеях. В общем, ничего особенного, Парк - он и парк. Видывали мы парки и поинтересней, и покрасивее. Короче, все по-филиппински: как у больших, только похуже. Это можно сказать обо всем. Не знаю, конечно, что там на других островах и в других городах этого обширного государства, но думаю, что еще менее интересно. Здесь столица все-таки. А, в общем, понятно: страна-то очень небогатая, если не сказать хуже. А всю историю довоенную, хотя и не очень долгую, стерли сначала японские оккупанты, за четыре года убившие около шести миллионов филиппинцев, а потом американские освободители, прогонявшие отсюда японцев с помощью бомбардировочной авиации и крупнокалиберных корабельных пушек. И остались в Маниле от времен старинных только стены Интрамуроса да два католических костела восемнадцатого века.
Итог: ничего особенно интересного мы в Маниле не увидели. И ракушек в нашу домашнюю коллекцию не добавилось. Я так много в этом смысле от Филиппин ожидал, особенно после посещения пару лет назад филиппинского рынка на острове Борнео, что даже несколько расстроился. С трудом нашли мы в Маниле один(!) магазин, где продавались морские раковины, но и там не оказалось ничего такого, чего бы в нашей коллекции не было. Так что расставались мы со столицей Филиппин безо всякого сожаления, погуляв в последний вечер по просторному манильскому променаду, полюбовавшись багровым закатом над морем и вкусно поужинав мясом и морскими гадами в небольшом, якобы пиратском, ресторанчике на набережной.
Пока все. Еще в двух очерках постараюсь рассказать немного о заповеднике Эль-Нидо у острова Палаван и великолепном Сингапуре.
***Исторические и географические сведения заимствованы из Википедии.
17/08/2012 14:32
Материалы по теме
- Страны: Филиппины
- Города: Манила
- Отзыв о поездке: Эль-Нидо - звучит как песня!, февраль - март 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.