Манила - несколько граней одного города



    Аэропорт Манилы, как и сингапурский, состоит из трех терминалов. Вот только класс тут существенно ниже. Нет удивительно мягких полов, нет монорельсовой дороги и еще много чего нет тоже. Почти как в Домодедово. Мы, правда, в тот раз не сильно подробно аэропорт рассматривали. Нам бы поскорей на такси - и в отель. Устали очень от длинной дороги. Из Балашихи выехали вчера в одиннадцать часов утра, а сейчас уже половина третьего. С такси, конечно, проблем не было, и цен, как в Домодедово, никто не заламывает - сколько настучит счетчик, столько и платишь. И ехать до отеля недалеко - минут двадцать.

    Пока едем в такси по обшарпанным и распластанным по земле, пригородам Манилы, попробуйте сообразить, что вы знаете о Филиппинах, и, вообще, когда вы впервые услышали что-нибудь об этой далекой стране? Задумались? Вот и я тоже.

    Конкретной информацией об этих островах я заинтересовался только совсем недавно, уже после того как увлекся снорклингом и в одной из статей Жака Ива Кусто прочитал о морях у Филиппинского архипелага, как об одном из самых красивых мест подводного мира.

    "Нигде в мире я не видел таких потрясающих морских пейзажей, как на Палаване", - писал знаменитый исследователь глубин. Уже этого для меня было бы более чем достаточно, а, когда мы еще узнали, что в бухтах острова Палаван снимались сцены одного из фильмов о Джеймсе Бонде, было решено - на Палаван!

    Уже в течение нескольких лет мы мечтали о поездке в заповедник Эль-Нидо, но все как-то не получалось. И вот, наконец, сбылось. А, поскольку в вожделенные места попасть можно только через столицу государства, мы прилетели в аэропорт Манилы и вот уже подъезжаем к гостинице, где собираемся провести следующие двое суток. Как бы ни стремились мы скорее попасть в подводный мир заповедника Эль-Нидо, грешно было бы не познакомиться, хотя бы поверхностно, со столицей единственного в Азии христианского государства.

    Жуткие пригороды Манилы наконец-то позади и мы въезжаем в Макати - район отелей, офисов, торговых центров, широких улиц, небольших площадей и скверов. Красота кругом - потрясающая! Как будто и не было только что одно-двухэтажных фавел бывших городов-спутников Манилы, раньше окружавших столицу, а теперь явочным порядком слившихся с ней. Нет уже диких переплетений над головой различных кабелей, проводов и прочих непонятных воздушных коммуникаций. Такое впечатление, что филиппинские люди и не подозревают о возможности все это упрятать под землю, или, по крайней мере, уложить в какие-нибудь специальные, пристойно выглядящие, каналы. Нет, обязательно нужно все это развесить над улицами, между разнокалиберными стойками, растяжками, столбами, фонарями и домами, которые и так-то выглядят совершенными сараями, а в путанице проводов и кабелей - вообще чем-то ужасным.

    Но хватит о грустном. Жить мы будем не там, а в Макати. В гостинице под названием "Шангри-Ла". Все очень красиво и удобно, а бассейн, расположенный на крыше, вообще отдельных эпитетов заслуживает. В том числе и нецензурных. По отношению, естественно, к бассейнам отечественным.

    Бросили мы вещи в номере, и пошли гулять. Отдыхать будем потом. Погода была замечательная, немного жарковато, конечно, но это от непривычки и по сравнению с погодой московской. Зато смог на улицах - Москва может гордиться - примерно такой же. Даже на просторных улицах и проспектах района Макати - машин жуткое количество, на перекрестках страшная толкучка, абсолютное игнорирование всяческих дорожных правил и - что самое страшное (для нас, неопытных в Маниле пешеходов) - полный дальтонизм по отношению к светофорам. Без разницы, какого цвета там сигнал горит, надо мне ехать, значит еду! А что - пешеходы, - смотреть должны! Довольно быстро мы с Людмилой перестали обращать внимание на светофоры и следили только за автомобилями: задавят тебя при переходе улицы или, может быть, не успеют.

    Самым популярным видом транспорта в Маниле являются весьма своеобразные автомобили, которые называются "джипни". Популярен этот транспорт по единственной причине - дешево. Поездка на джипни на расстояние в пределах получаса - в переводе на наши деньги - всего восемь рублей (для сравнения - в Балашихе сейчас проезд по городу в маршрутном такси стоит тридцать рублей). И выйти можно где угодно, как, впрочем, и войти тоже. Хоть посреди улицы. Хоть в правом ряду, хоть в левом. Машет руками, например, филиппинский человек с тротуара, сигнализируя, что хочет ехать, - в третьем ряду останавливается джипни, и возможный пассажир, лавируя между другими автомобилями, неважно, стоящими или движущимися, пробирается к машине, в которой собирается ехать. Правда, бывает, что выясняется несоответствие желаний водителя и пассажира по поводу будущего маршрута, и бедолага возвращается на тротуар, чтобы снова интенсивно размахивать руками, призывая остановиться еще кого-нибудь. И в итоге уезжает, конечно.

    После окончания Второй мировой войны, когда американцы выгнали японцев с Филиппинских островов и собрались домой, множество военных джипов было брошено ими за ненадобностью. Шустрые ребята быстро их подобрали и приспособили в качестве городского транспорта. А поскольку на островах довольно часто идут дожди, и не самые слабые, пришлось к американским таратайкам приспособить некое подобие металлических тентов. Из элементарного оцинкованного железа, подобного тому, которое у нас в России до недавнего времени использовалось для изготовления кровли. А чтобы выглядело такое транспортное средство не столь паскудно, получившиеся убогие кузова разрисовывались каждым владельцем в меру его собственного чувства меры и представления о красоте, цветовой гамме и элементах золотого сечения.

    С тех пор прошло много лет. Износились, в конце концов, многократно починяемые и совершенствуемые американские джипы, а ездить по городу надо. И понятие "джипни" не умерло. Теперь эти замечательные авто существуют в новых формах. На островах есть масса маленьких мастерских, где буквально "на коленке" производятся современные джипни. Берется какой-то двигатель, от чего-нибудь шасси, все это накрывается кузовом из той же "оцинковки", на получившегося монстра наносится рисунок, какой взбредет в голову, и все, поехали... И таких, с позволения сказать, маршрутных такси бегает по Филиппинам великое множество. А двух одинаковых вы не найдете, поскольку и конструкция авто, и рисунок на кузове - абсолютно индивидуальны.

    Погуляв по городу и даже ухитрившись не попасть под машину, мы вконец притомились и решили, что на сегодня хватит. Возвращаясь в отель, неподалеку нашли китайский ресторанчик и решили там поужинать, с ходу оговорив возможность, игнорируя палочки, пользоваться ножом и вилкой. Тем более что и повод для праздничного ужина имелся - 23 февраля - день защитника Отечества. А, я, как-никак, бывший офицер, хоть и запаса.

    Все оказалось очень вкусно, а приветливые официанты (парень и девушка), явно жалея бедных длинноносых европейцев, которые даже есть по-человечески не умеют, не отходили от нашего столика, тактично инструктируя нас: что за чем и как следует положить в рот. Хорошо хоть пиво пить не учили, увидели, наверное, что у нас это само получается. Еще только собираясь в поездку, мы, конечно, ознакомились с тем, что, по мнению людей, там побывавших, стóит в Маниле посмотреть. Поэтому программа на следующий день была определена: Интрамурос и парк Ризаль.

    Intramuros - "внутри стен" - старейший район современного города был основан испанцами на востоке острова Лусон, при впадении реки Пасиг в Манильский залив Южно-Китайского моря для защиты от нападений китайских пиратов. Место для основания крепости было избрано испанским конкистадором Лопесом де Легаспи, и впоследствии стало ядром города Манила. Долгое время Манила и Интрамурос были синонимами, а за крепостными стенами проживали малайские и китайские купцы, небольшое количество метисов, местные филиппинские крестьяне. Постепенно поселение разрослось и сейчас Интрамурос - лишь небольшая историческая часть агломерации Манилы.

    Раздобыв карту города, мы сориентировались и через полчаса уже были у ворот Интрамуроса. На джипни пока еще ехать не решились, поэтому воспользовались обычным автомобилем с "шашечками". Значительная часть нашей поездки проходила по набережной - вы же помните, что Манила стоит на берегу моря - так вот моря мы практически не видели, поскольку на несколько километров оно было отгорожено от нас высокой стенкой. Оказалось, что полгода назад жестокий тайфун разрушил всю прибрежную часть города: набережную, аллеи, парки, и сейчас, за забором, все это пытаются восстановить. Обидно, конечно, набережная - это всегда красиво, но что поделаешь.

    Когда мы искали кассу, чтобы купить входные билеты, на нас набежал очень шустрый и громогласный мужик, по виду типичный "пилиппино", и в течение двух минут (а, может быть, даже одной) убедил нас в том, что осматривать достопримечательности Интрамуроса мы должны непременно под его руководством и не пешком, а в конном экипаже. Выяснилось, что стóит это очень недорого (как и вообще все на Филиппинах), мы с комфортом устроились под тентом рессорной коляски, на запятках нарисовался наш гид, и низкорослая гнедая лошадка неспешно зацокала копытами по улицам самой старой части Манилы. Экскурсию гид вел на английском языке, но так неторопливо и правильно выговаривая слова, что я почти все понял. А что не понял, мне перевела Людмила. У нее давно уже обнаружились какие-то совершенно потрясающие способности интуитивного перевода с языка, которого она не знает, и это часто нас за границей выручает.

    Катались мы так часа полтора, время от времени делая остановки, чтобы осмотреть что-нибудь более подробно или, например, зайти в храм и послушать службу. А одна остановка была связана с тем, что из лошади выкатилось несколько характерных яблок, и наш лошадиный драйвер аккуратно собрал все это с помощью веника и совочка в специальный мешок. Вот так.

    Я как-то никогда раньше не задумывался, куда девались все продукты жизнедеятельности городских лошадей в старые времена, когда не было автомобилей, мотоциклов и велосипедов, зато конных экипажей было великое множество. Ведь все улицы должны были быть завалены конским навозом, так что ни пройти, ни проехать. И запахи при этом! Ну ладно, проехать, конечно, можно - колеса большие, а вот пройти пешком... Неужели со всем этим справлялись дворники, или существовали специальные службы по очистке улиц? Я не знаю.

    Главное, что было хорошо в нашей экскурсии по Интрамуросу, это наличие тента над коляской. Пока мы осматривали всякие крепостные стены, пушки, памятники и прочее, сердитое экваториальное солнышко поднялось так высоко, что, пойди мы пешком, давно бы уже от дальнейшего осмотра категорически отказались. Под угрозой неминуемого теплового удара. И вообще - без гида мы не увидели бы и половины интересного в крепости, самой укрепленной частью которой является сложенный из темно-серого камня форт Сантьяго, с неплохо сохранившимися казармами и казематами, в которых злые японцы уморили немало филиппинских людей.

    В заключение, погулявши по крепостным стенам и вдоль по-азиатски спокойной реки Пасиг с медленно плывущими по поверхности листьями водяного гиацинта и цветами лотоса, оторвавшимися от своих корней где-то выше по течению, мы рискнули-таки забраться в остановленный нашим замечательным гидом джипни и поехали в следующее место нашей экскурсионной программы - парк Ризаль. Поездка на джипни - это песня. Передать все ощущения, полученные нами за следующие двадцать пять или тридцать минут, практически невозможно. Вам, конечно, не раз приходилось пользоваться подмосковными маршрутками в часы пик, так вот: умножьте все прелести такой езды на десять или пятнадцать, и вы получите хоть какое-то представление о веселых и бесшабашных филиппинских погонщиках этих удивительных автомобилей.

    Парк Ризаль считается одной из наиболее знаменитых достопримечательностей города и страны. Свое имя парк получил в честь национального героя Филиппин Хосе Ризаля - выдающегося филиппинского писателя и поэта, борца за независимость страны. За участие в подготовке восстания против испанского господства на Филиппинах Ризаль был арестован, некоторое время содержался в форте Сантьяго Интрамуроса, а затем казнен именно здесь. Сам же парк появился в начале восемнадцатого века, изначально небольшая площадка, была полностью очищена от всякой растительности в целях защиты южных подступов к Интрамуросу от туземцев. В настоящее время центральным ансамблем парка является монумент, выполненный в честь Ризаля из гранита и бронзы. Погуляли мы по парку, покатались по его территории на некоем подобии маленького трамвайчика, посидели на скамеечках в тенистых аллеях. В общем, ничего особенного, Парк - он и парк. Видывали мы парки и поинтересней, и покрасивее. Короче, все по-филиппински: как у больших, только похуже. Это можно сказать обо всем. Не знаю, конечно, что там на других островах и в других городах этого обширного государства, но думаю, что еще менее интересно. Здесь столица все-таки. А, в общем, понятно: страна-то очень небогатая, если не сказать хуже. А всю историю довоенную, хотя и не очень долгую, стерли сначала японские оккупанты, за четыре года убившие около шести миллионов филиппинцев, а потом американские освободители, прогонявшие отсюда японцев с помощью бомбардировочной авиации и крупнокалиберных корабельных пушек. И остались в Маниле от времен старинных только стены Интрамуроса да два католических костела восемнадцатого века.

    Итог: ничего особенно интересного мы в Маниле не увидели. И ракушек в нашу домашнюю коллекцию не добавилось. Я так много в этом смысле от Филиппин ожидал, особенно после посещения пару лет назад филиппинского рынка на острове Борнео, что даже несколько расстроился. С трудом нашли мы в Маниле один(!) магазин, где продавались морские раковины, но и там не оказалось ничего такого, чего бы в нашей коллекции не было. Так что расставались мы со столицей Филиппин безо всякого сожаления, погуляв в последний вечер по просторному манильскому променаду, полюбовавшись багровым закатом над морем и вкусно поужинав мясом и морскими гадами в небольшом, якобы пиратском, ресторанчике на набережной.

    Пока все. Еще в двух очерках постараюсь рассказать немного о заповеднике Эль-Нидо у острова Палаван и великолепном Сингапуре.

    ***Исторические и географические сведения заимствованы из Википедии.

    Скольцов Виктор
    17/08/2012 14:32


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Филиппин

    29.03.24 Oman Air объявила распродажу авиабилетов на рейсы из Москвы
    29.01.24 IRAERO начала продавать билеты на перелеты из Иркутска в Манилу
    02.08.23 Президент Филиппин отменил антикоронавирусные ограничения
    28.07.23 На Филиппинах запущен портал иммиграционных услуг
    19.07.23 Филиппины введут новую систему электронных виз
    12.04.23 Филиппины меняют правила выезда из страны
    28.05.22 Филиппины отменяют ПЦР-тест для некоторых туристов
    12.08.20 На Филиппинах авиапассажиров заставят носить не только маски, но и экраны
    21.05.20 AirAsia сделала киоски саморегистрации бесконтактными
    13.11.18 Тариф дня: Москва - Манила и Джакарта у Qatar Airways - от 33608 рублей