лучшее письмо месяца

    О Белфасте, "Титанике", оборонительных сооружениях и законах диалектики



    Не скажу, что в Белфаст я как-то уж очень сильно рвался: этот город для меня не ассоциировался ни с чем особенно интересным и привлекательным. Место постройки трансатлантических лайнеров класса "Олимпик", бесконечные войны между католиками и протестантами, ныне поутихшие, одноименный крейсер-музей на вечной стоянке на Темзе напротив лондонского Тауэра да песня какой-то знаменитой группы семидесятых - вот, пожалуй, и все ассоциации. Точно так же особого энтузиазма по поводу Белфаста не испытывала и моя спутница. И все-таки, планируя свою майскую поездку по Великобритании и Ирландии, мы заложили в график три дня в Белфасте: выглядело совершенно логичным, запланировав посещение Шотландии и переезд оттуда в уже хорошо знакомый нам Дублин, заглянуть по пути в Северную Ирландию. Белфаст же должен был послужить отправной точкой для посещения Тропы великанов на северном побережье, куда Маша рвалась всей своей геологической душой. Ну, а в таком случае стоило заодно "узнать, что значит Белфаст и с чем его едят" - расширить свой кругозор никогда не бывает лишним.

    Так вот и получилось, что в один прекрасный вечер, вылетев из Эдинбурга на симпатичном турбовинтовом самолетике, уже через полчаса мы приземлились в Северной Ирландии. Выдача багажа, недолгая поездка на маленьком автобусе из аэропорта в город - и вот мы уже в самом центре Белфаста, как нас уверила улыбчивая водительница.

    Выйдя из автобуса, мы для начала попытались сориентироваться на местности. Подробной карты у нас еще не было, но по схеме из путеводителя и карте с информационного стенда неподалеку мы определили, что действительно находимся в центральной части Белфаста и что гостиница наша - примерно в километре к югу. Туда мы и двинулись. Стоило нам свернуть за угол, как по обеим сторонам улицы потянулись традиционные дома из красного кирпича, перемежающиеся безликими высокими бетонными зданиями, - и так на протяжении всего нашего пути, разве что этажность застройки постепенно снижалась. С одной стороны, априорные представления о Белфасте как будто подтверждались; с другой, все-таки хотелось видеть хотя бы что-нибудь интересное.

    Вид из окна гостиницы, угол Ботаник-авеню и Кромвелл-роуд / Великобритания
    Вид из окна гостиницы, угол Ботаник-авеню и Кромвелл-роуд
    Мэй-стрит, на заднем плане - башни здания муниципалитета и еще дальше - шпиль старой церкви, ныне переделанной в торговый центр / Великобритания
    Мэй-стрит, на заднем плане - башни здания муниципалитета и еще дальше - шпиль старой церкви, ныне переделанной в торговый центр
    Буквально в двух шагах от парадной Донегалл-сквер начинается вот такая обыденная застройка / Великобритания
    Буквально в двух шагах от парадной Донегалл-сквер начинается вот такая обыденная застройка

    Двойственные впечатления остались и от гостиницы ("Madison's Hotel", Ботаник-авеню, 59-63). Что касается собственно удобств размещения, то здесь она оказалась на высоте: номер просторный, чистый и тихий, уборка качественная, персонал дружелюбный, Интернет в номере работает безукоризненно (правда, имеется лимит траффика, но, чтобы его исчерпать, пришлось бы сидеть в сети безвылазно сутками). Но все положительные впечатления оказались грубо перечеркнуты на следующее утро после прибытия, когда мы спустились в ресторан завтракать. Вместо ожидаемого "шведского стола" с национальным или хотя бы континентальным завтраком мы обнаружили пару маленьких тумбочек - на одной кувшины с соками, на другой йогурты. Оказалось, что именно это подразумевалось под привычной формулировкой "завтрак включен в стоимость номера", а все остальное надо было заказывать за дополнительную плату. Увидев масштабы цен в меню на столах (четыре фунта за плюгавенькую булочку), мы, даже не допив сок, дружно предали анафеме эту обираловку и больше не ступали туда ни ногой.

    Найти замену несостоявшемуся завтраку оказалось проще, чем думалось: по пути к центру мы обратили внимание на заведение под названием "The Bridge House" (Бедфорд-стрит, 35-43), предлагавшее, судя по вывескам и объявлениям, уйму всякой еды по вполне умеренным ценам. И вывески нас не обманули. Самым сложным оказалось разобраться в многочисленных специальных предложениях, скидках и акциях, варьирующихся в зависимости от времени суток и дней недели и сложно сочетающихся друг с другом (нечто вроде драконьего покера у Асприна - кто читал, тот поймет). Ну, а познав всю эту премудрость, голодными в Белфасте вы не останетесь. Для примера: полный ирландский завтрак ("Ulster fry") на двоих с чаем или кофе обходился нам менее чем в восемь фунтов - по местным меркам совсем немного, тем более что завтрак был просто-таки огромен. Стоит заметить, что "The Bridge House" - это не ресторан, а паб, так что про официантов придется забыть: заказ надо сделать самому у стойки бара, тут же его полностью оплатить, назвать номер столика и, вернувшись на свое место, ждать. Чаевые в пабах, кстати, не приняты. По утрам в "The Bridge House" пусто - позавтракать можно без труда, - а вот по вечерам паб переполнен, свободное место для ужина можно искать очень долго.

    В Белфасте бессистемно перемешаны традиционные английские дома и современные постройки / Великобритания
    В Белфасте бессистемно перемешаны традиционные английские дома и современные постройки
    Типичный образец белфастской окраины / Великобритания
    Типичный образец белфастской окраины
    Грейт-Виктория-стрит - любопытная смесь столичности и провинциальности / Великобритания
    Грейт-Виктория-стрит - любопытная смесь столичности и провинциальности

    Успешно решив продовольственную проблему, мы двинулись получать дальнейшее представление о городе. На это не ушло много времени. Практически все немногочисленные объекты левого берега реки Лаган, представляющие интерес, сосредоточены в центральной части города на площади примерно с полтора квадратных километра. (Единственное исключение - университетский городок, который находился по отношению к нашей гостинице в противоположной от центра стороне.) Перечислять и описывать их все в задачу данного очерка не входит, а потому ограничимся только тем, что действительно бросилось нам в глаза.

    Городской муниципалитет на Донегалл-сквер - безусловно, главное здание города, которое на космическом снимке в Google Earth выделяется примерно так же, как какой-нибудь БелАЗ среди скопища обыкновенных грузовиков. Если пройти вдоль площади и дальше по Ховард-стрит, то выйдем к Опере - любопытному зданию, этакой причудливой смеси московского Исторического музея, паровозного депо и русской печи. В начале пешеходной улицы, идущей от Виктория-стрит к набережной Лагана, стоит часовая башня принца Альберта, заметно напоминающая лондонский Биг-Бен. При взгляде на нее сразу заметно, что она наклонная: построили ее на сваях на топком месте, из-за этого со временем фундамент дал неравномерную осадку и, как результат, верх башни сейчас отклоняется от вертикали на полтора метра. Если пройти еще немного к северу, то попадаем к собору святой Анны, над которым торчит высоченный металлический шпиль - судя по всему, в подражание или в знак связи с известной "Дублинской иглой". Смотрится это крайне любопытно - при первом взгляде создается устойчивое впечатление, что игла, подобная дублинской, стоит где-то за собором отдельно от него и видна только ее верхняя часть.

    "The Bridge House" на Бедфорд-стрит / Великобритания
    "The Bridge House" на Бедфорд-стрит
    Бронированный "Land Rover" / Великобритания
    Бронированный "Land Rover"
    Часовая башня принца Альберта / Великобритания
    Часовая башня принца Альберта
    Полицейский участок, окруженный высокой стеной / Великобритания
    Полицейский участок, окруженный высокой стеной

    Но любой новый город мы стремимся воспринимать не просто как набор исторических зданий, а как цельную среду обитания со своими, присущими только ей особенностями. В конце концов, город - это прежде всего место, где живут люди, а уже потом - памятники архитектуры и примечательные места. Впрочем, одно с другим тесно связано: город, где на каждом шагу попадается что-нибудь любопытное, кажется более приятным и дружелюбным, чем унылое скопление однообразных домов; в свою очередь, "вживаясь" в новую среду, начинаешь замечать в ней больше интересных вещей. Получается такое своеобразное диалектическое единство: тезис - антитезис - синтез. Так вот, в Белфасте это все работало очень слабо. Стоит только выйти за пределы упомянутых выше полутора квадратных километров - и по обе стороны улицы либо тянутся типичные английские кварталы, похожие друг на друга как две капли воды, где буквально в воздухе витает пресловутое privacy, либо стоят разномастные дремучие домики в два-три этажа, зачастую разделенные пустырями. Немало заброшенных домов - заколоченные окна, старые забытые вывески, потеки сырости на стенах... Нечто подобное можно наблюдать в Риге, но там такие дома все-таки находятся ближе к окраинам, а здесь - чуть ли не рядом с центром.

    И все-таки в Белфасте есть кое-что, при более или менее продолжительной прогулке не просто заметное, а буквально бросающееся в глаза, - приметы здешней неспокойной жизни в относительно недавнем прошлом. Речь тут не о граффити на домах и не о стене, разделяющей католические и протестанские кварталы (туда мы не попали, да и не стремились), а о вещах более обыденных. Все, что хоть как-то связано с властью (вплоть до почты), обнесено высокими заборами и ощетинилось колючей проволокой. Полицейские участки окружены глухими стенами в пять-шесть метров высотой, веселенькая раскраска которых не скрывает серьезных намерений, с которыми они строились. Судя по истории последних десятилетий, подобные предосторожности явно имеют под собой основание. Видели мы и полицейский "Land Rover", бронированный с головы до ног. А путеводитель "Eyewitness Travel" утверждает вдобавок, что североирландская полиция - единственная в Великобритании и Ирландии, чьи сотрудники всегда имеют при себе оружие. Самое же красноречивое впечатление произвело на нас здание суда, превращенное в настоящую неприступную крепость. Видимо, даже если спокойная жизнь в Северной Ирландии установилась окончательно, следы ее бурного прошлого еще долго будут сохраняться - просто на всякий случай.

    Тот самый портальный кран / Великобритания
    Тот самый портальный кран
    Музей "Титаника" и старое здание правления и конструкторского бюро фирмы "Harland & Wolff" / Великобритания
    Музей "Титаника" и старое здание правления и конструкторского бюро фирмы "Harland & Wolff"
    Площадка на месте доков, где строились "Титаник" и "Олимпик"; видны выложенные плиткой контуры судна / Великобритания
    Площадка на месте доков, где строились "Титаник" и "Олимпик"; видны выложенные плиткой контуры судна

    Понемногу мы вышли к устью Лагана и по пешеходному мосту над плотиной перебрались на другой берег. Уже издали был виден огромный желтый портальный кран с буквами "H&W" (что означает судостроительную фирму "Harland & Wolff") - позднее мы узнали, что этот кран считается чуть ли не одним из символов города. Оглянувшись на оставленный нами левый берег, мы обнаружили, что извне он смотрится намного веселее и респектабельнее: несколько зданий очень викторианского внешнего вида, торчащая на заднем плане башня принца Альберта, пара сверкающих современных "стекляшек", здоровенная бело-синяя "Большая рыба" и некая скелетообразная фигура из металлических труб, призванная знаменовать мир между народами Северной Ирландии. Впереди же нас ждала прогулка по району судостроительных верфей, ныне гордо именуемому "The Titanic Quarter".

    Рельсы для вагонеток позапрошлого века / Великобритания
    Рельсы для вагонеток позапрошлого века
    Современные "стекляшки" соседствуют со старым зданием таможни; на переднем плане - "Большая рыба" / Великобритания
    Современные "стекляшки" соседствуют со старым зданием таможни; на переднем плане - "Большая рыба"
    Этот "скелет" должен символизировать мир... / Великобритания
    Этот "скелет" должен символизировать мир...

    К тому времени мы практически убедились, что Белфаст - город совершенно "нетуристический". Отчасти, по-видимому, здесь дело в распространенной уверенности, что "там же стреляют!", но главная причина заключается, похоже, в том, что смотреть в Белфасте в общем-то не на что, ходить некуда и делать нечего. Сейчас местные власти всерьез озаботились привлечением туристического потока, разработав и запустив для этого особую программу, но пока бума как-то не наблюдается. Поэтому можно себе представить, каким козырем стало продвижение Белфаста на туристическом рынке как места постройки "Титаника", тем более к столетию его гибели! Нездоровый (и не понятный нам) интерес, который вызывает история злополучного парохода во всем мире, эксплуатируется здесь очень и очень активно. Поскольку объем судостроения в Белфасте, по-видимому, сильно сократился, оказалось возможным без особого ущерба для отрасли переделать часть верфей в туристический аттракцион. На месте доков, где строились "Титаник" и "Олимпик", разбиты ровные площадки (в бетоне сохранены столетней давности рельсы для вагонеток). Пока что там имеются только фонари и скамейки, но в дальнейшем планируется соорудить макет "Титаника" в натуральную величину (сейчас контуры корпуса, надстроек, труб, шлюпок и прочего выложены по площадке плиткой). Рядом - экстравагантной формы музей "Титаника". Внутрь мы не пошли, но и без того было видно - по скоплению людей и автобусов рядом, - что музей пользуется большой популярностью. Неподалеку разместился, по нашему мнению, наиболее ценный экспонат всего комплекса - паром "Номадик", построенный для перевозки пассажиров на глубоко сидящие лайнеры класса "Олимпик" из мелководных портов. Это все-таки что-то настоящее, а не тщательно материализованные, расставленные по порядку и идеализированные воспоминания о том, что уже сто лет лежит на четырехкилометровой глубине и почти превратилось в груду ржавого железа.

    Здание суда / Великобритания
    Здание суда
    Представляет собой настоящую крепость / Великобритания
    Представляет собой настоящую крепость
    Собор святой Анны / Великобритания
    Собор святой Анны

    На столь скептической ноте, пожалуй, мы и завершим свой рассказ о Белфасте. Резюме однозначно: город стоит рассматривать в основном как базу для поездок по Северной Ирландии, в первую очередь к потрясающим ландшафтам северного побережья. Сам по себе он особого интереса не представляет, и на знакомство с ним вполне хватит одного дня. Если же так получилось, что вы отвели на Белфаст больше времени, а занять его оказалось нечем, то стоит дойти до Центрального вокзала, сесть на поезд и отправиться в Дублин. Два часа - и вы в совершенно ином по духу и облику городе, этаком Лондоне в миниатюре. Это неплохой способ познать Белфаст через его противоположность - заметьте, в полном соответствии с законами диалектики.

    Ученик Дьявола, Ssevere
    10/07/2012 22:07


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Великобритании

    03.07.20 Flixbus занялся автобусными перевозками в Великобритании
    05.03.20 Flybe обанкротилась и прекратила полеты
    18.12.19 Поезда в Великобритании не будут ходить два с половиной дня на Рождество
    04.12.19 Тариф дня: Москва - Лондон у "Уральских авиалиний" - от 2037 рублей
    22.10.19 "Уральские авиалинии" будут летать из Москвы в Лондон
    08.08.19 Великобритания останется доступна по проездным InterRail
    07.08.19 Великобритания станет недоступной по проездным InterRail и Eurail
    12.07.19 Wizzair открыла продажу билетов из Москвы и Петербурга в Лондон
    19.06.19 Wizzair хочет летать из Лондона в Москву и Петербург
    28.05.19 British Airways уйдет с линии Лондон - Санкт-Петербург, ее место может занять Wizzair
    [an error occurred while processing this directive]