Не скажу, что в Белфаст я как-то уж очень сильно рвался: этот город для меня не ассоциировался ни с чем особенно интересным и привлекательным. Место постройки трансатлантических лайнеров класса "Олимпик", бесконечные войны между католиками и протестантами, ныне поутихшие, одноименный крейсер-музей на вечной стоянке на Темзе напротив лондонского Тауэра да песня какой-то знаменитой группы семидесятых - вот, пожалуй, и все ассоциации. Точно так же особого энтузиазма по поводу Белфаста не испытывала и моя спутница. И все-таки, планируя свою майскую поездку по Великобритании и Ирландии, мы заложили в график три дня в Белфасте: выглядело совершенно логичным, запланировав посещение Шотландии и переезд оттуда в уже хорошо знакомый нам Дублин, заглянуть по пути в Северную Ирландию. Белфаст же должен был послужить отправной точкой для посещения Тропы великанов на северном побережье, куда Маша рвалась всей своей геологической душой. Ну, а в таком случае стоило заодно "узнать, что значит Белфаст и с чем его едят" - расширить свой кругозор никогда не бывает лишним.
Так вот и получилось, что в один прекрасный вечер, вылетев из Эдинбурга на симпатичном турбовинтовом самолетике, уже через полчаса мы приземлились в Северной Ирландии. Выдача багажа, недолгая поездка на маленьком автобусе из аэропорта в город - и вот мы уже в самом центре Белфаста, как нас уверила улыбчивая водительница.
Выйдя из автобуса, мы для начала попытались сориентироваться на местности. Подробной карты у нас еще не было, но по схеме из путеводителя и карте с информационного стенда неподалеку мы определили, что действительно находимся в центральной части Белфаста и что гостиница наша - примерно в километре к югу. Туда мы и двинулись. Стоило нам свернуть за угол, как по обеим сторонам улицы потянулись традиционные дома из красного кирпича, перемежающиеся безликими высокими бетонными зданиями, - и так на протяжении всего нашего пути, разве что этажность застройки постепенно снижалась. С одной стороны, априорные представления о Белфасте как будто подтверждались; с другой, все-таки хотелось видеть хотя бы что-нибудь интересное.
Двойственные впечатления остались и от гостиницы ("Madison's Hotel", Ботаник-авеню, 59-63). Что касается собственно удобств размещения, то здесь она оказалась на высоте: номер просторный, чистый и тихий, уборка качественная, персонал дружелюбный, Интернет в номере работает безукоризненно (правда, имеется лимит траффика, но, чтобы его исчерпать, пришлось бы сидеть в сети безвылазно сутками). Но все положительные впечатления оказались грубо перечеркнуты на следующее утро после прибытия, когда мы спустились в ресторан завтракать. Вместо ожидаемого "шведского стола" с национальным или хотя бы континентальным завтраком мы обнаружили пару маленьких тумбочек - на одной кувшины с соками, на другой йогурты. Оказалось, что именно это подразумевалось под привычной формулировкой "завтрак включен в стоимость номера", а все остальное надо было заказывать за дополнительную плату. Увидев масштабы цен в меню на столах (четыре фунта за плюгавенькую булочку), мы, даже не допив сок, дружно предали анафеме эту обираловку и больше не ступали туда ни ногой.
Найти замену несостоявшемуся завтраку оказалось проще, чем думалось: по пути к центру мы обратили внимание на заведение под названием "The Bridge House" (Бедфорд-стрит, 35-43), предлагавшее, судя по вывескам и объявлениям, уйму всякой еды по вполне умеренным ценам. И вывески нас не обманули. Самым сложным оказалось разобраться в многочисленных специальных предложениях, скидках и акциях, варьирующихся в зависимости от времени суток и дней недели и сложно сочетающихся друг с другом (нечто вроде драконьего покера у Асприна - кто читал, тот поймет). Ну, а познав всю эту премудрость, голодными в Белфасте вы не останетесь. Для примера: полный ирландский завтрак ("Ulster fry") на двоих с чаем или кофе обходился нам менее чем в восемь фунтов - по местным меркам совсем немного, тем более что завтрак был просто-таки огромен. Стоит заметить, что "The Bridge House" - это не ресторан, а паб, так что про официантов придется забыть: заказ надо сделать самому у стойки бара, тут же его полностью оплатить, назвать номер столика и, вернувшись на свое место, ждать. Чаевые в пабах, кстати, не приняты. По утрам в "The Bridge House" пусто - позавтракать можно без труда, - а вот по вечерам паб переполнен, свободное место для ужина можно искать очень долго.
Успешно решив продовольственную проблему, мы двинулись получать дальнейшее представление о городе. На это не ушло много времени. Практически все немногочисленные объекты левого берега реки Лаган, представляющие интерес, сосредоточены в центральной части города на площади примерно с полтора квадратных километра. (Единственное исключение - университетский городок, который находился по отношению к нашей гостинице в противоположной от центра стороне.) Перечислять и описывать их все в задачу данного очерка не входит, а потому ограничимся только тем, что действительно бросилось нам в глаза.
Городской муниципалитет на Донегалл-сквер - безусловно, главное здание города, которое на космическом снимке в Google Earth выделяется примерно так же, как какой-нибудь БелАЗ среди скопища обыкновенных грузовиков. Если пройти вдоль площади и дальше по Ховард-стрит, то выйдем к Опере - любопытному зданию, этакой причудливой смеси московского Исторического музея, паровозного депо и русской печи. В начале пешеходной улицы, идущей от Виктория-стрит к набережной Лагана, стоит часовая башня принца Альберта, заметно напоминающая лондонский Биг-Бен. При взгляде на нее сразу заметно, что она наклонная: построили ее на сваях на топком месте, из-за этого со временем фундамент дал неравномерную осадку и, как результат, верх башни сейчас отклоняется от вертикали на полтора метра. Если пройти еще немного к северу, то попадаем к собору святой Анны, над которым торчит высоченный металлический шпиль - судя по всему, в подражание или в знак связи с известной "Дублинской иглой". Смотрится это крайне любопытно - при первом взгляде создается устойчивое впечатление, что игла, подобная дублинской, стоит где-то за собором отдельно от него и видна только ее верхняя часть.
Но любой новый город мы стремимся воспринимать не просто как набор исторических зданий, а как цельную среду обитания со своими, присущими только ей особенностями. В конце концов, город - это прежде всего место, где живут люди, а уже потом - памятники архитектуры и примечательные места. Впрочем, одно с другим тесно связано: город, где на каждом шагу попадается что-нибудь любопытное, кажется более приятным и дружелюбным, чем унылое скопление однообразных домов; в свою очередь, "вживаясь" в новую среду, начинаешь замечать в ней больше интересных вещей. Получается такое своеобразное диалектическое единство: тезис - антитезис - синтез. Так вот, в Белфасте это все работало очень слабо. Стоит только выйти за пределы упомянутых выше полутора квадратных километров - и по обе стороны улицы либо тянутся типичные английские кварталы, похожие друг на друга как две капли воды, где буквально в воздухе витает пресловутое privacy, либо стоят разномастные дремучие домики в два-три этажа, зачастую разделенные пустырями. Немало заброшенных домов - заколоченные окна, старые забытые вывески, потеки сырости на стенах... Нечто подобное можно наблюдать в Риге, но там такие дома все-таки находятся ближе к окраинам, а здесь - чуть ли не рядом с центром.
И все-таки в Белфасте есть кое-что, при более или менее продолжительной прогулке не просто заметное, а буквально бросающееся в глаза, - приметы здешней неспокойной жизни в относительно недавнем прошлом. Речь тут не о граффити на домах и не о стене, разделяющей католические и протестанские кварталы (туда мы не попали, да и не стремились), а о вещах более обыденных. Все, что хоть как-то связано с властью (вплоть до почты), обнесено высокими заборами и ощетинилось колючей проволокой. Полицейские участки окружены глухими стенами в пять-шесть метров высотой, веселенькая раскраска которых не скрывает серьезных намерений, с которыми они строились. Судя по истории последних десятилетий, подобные предосторожности явно имеют под собой основание. Видели мы и полицейский "Land Rover", бронированный с головы до ног. А путеводитель "Eyewitness Travel" утверждает вдобавок, что североирландская полиция - единственная в Великобритании и Ирландии, чьи сотрудники всегда имеют при себе оружие. Самое же красноречивое впечатление произвело на нас здание суда, превращенное в настоящую неприступную крепость. Видимо, даже если спокойная жизнь в Северной Ирландии установилась окончательно, следы ее бурного прошлого еще долго будут сохраняться - просто на всякий случай.
Понемногу мы вышли к устью Лагана и по пешеходному мосту над плотиной перебрались на другой берег. Уже издали был виден огромный желтый портальный кран с буквами "H&W" (что означает судостроительную фирму "Harland & Wolff") - позднее мы узнали, что этот кран считается чуть ли не одним из символов города. Оглянувшись на оставленный нами левый берег, мы обнаружили, что извне он смотрится намного веселее и респектабельнее: несколько зданий очень викторианского внешнего вида, торчащая на заднем плане башня принца Альберта, пара сверкающих современных "стекляшек", здоровенная бело-синяя "Большая рыба" и некая скелетообразная фигура из металлических труб, призванная знаменовать мир между народами Северной Ирландии. Впереди же нас ждала прогулка по району судостроительных верфей, ныне гордо именуемому "The Titanic Quarter".
К тому времени мы практически убедились, что Белфаст - город совершенно "нетуристический". Отчасти, по-видимому, здесь дело в распространенной уверенности, что "там же стреляют!", но главная причина заключается, похоже, в том, что смотреть в Белфасте в общем-то не на что, ходить некуда и делать нечего. Сейчас местные власти всерьез озаботились привлечением туристического потока, разработав и запустив для этого особую программу, но пока бума как-то не наблюдается. Поэтому можно себе представить, каким козырем стало продвижение Белфаста на туристическом рынке как места постройки "Титаника", тем более к столетию его гибели! Нездоровый (и не понятный нам) интерес, который вызывает история злополучного парохода во всем мире, эксплуатируется здесь очень и очень активно. Поскольку объем судостроения в Белфасте, по-видимому, сильно сократился, оказалось возможным без особого ущерба для отрасли переделать часть верфей в туристический аттракцион. На месте доков, где строились "Титаник" и "Олимпик", разбиты ровные площадки (в бетоне сохранены столетней давности рельсы для вагонеток). Пока что там имеются только фонари и скамейки, но в дальнейшем планируется соорудить макет "Титаника" в натуральную величину (сейчас контуры корпуса, надстроек, труб, шлюпок и прочего выложены по площадке плиткой). Рядом - экстравагантной формы музей "Титаника". Внутрь мы не пошли, но и без того было видно - по скоплению людей и автобусов рядом, - что музей пользуется большой популярностью. Неподалеку разместился, по нашему мнению, наиболее ценный экспонат всего комплекса - паром "Номадик", построенный для перевозки пассажиров на глубоко сидящие лайнеры класса "Олимпик" из мелководных портов. Это все-таки что-то настоящее, а не тщательно материализованные, расставленные по порядку и идеализированные воспоминания о том, что уже сто лет лежит на четырехкилометровой глубине и почти превратилось в груду ржавого железа.
На столь скептической ноте, пожалуй, мы и завершим свой рассказ о Белфасте. Резюме однозначно: город стоит рассматривать в основном как базу для поездок по Северной Ирландии, в первую очередь к потрясающим ландшафтам северного побережья. Сам по себе он особого интереса не представляет, и на знакомство с ним вполне хватит одного дня. Если же так получилось, что вы отвели на Белфаст больше времени, а занять его оказалось нечем, то стоит дойти до Центрального вокзала, сесть на поезд и отправиться в Дублин. Два часа - и вы в совершенно ином по духу и облику городе, этаком Лондоне в миниатюре. Это неплохой способ познать Белфаст через его противоположность - заметьте, в полном соответствии с законами диалектики.
10/07/2012 22:07
Материалы по теме
- Страны: Великобритания
- Регионы: Северная Ирландия
- Города: Белфаст
- Отзыв о поездке: Белфаст, Северная Ирландия, ноябрь 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.