Турецкие дороги



    Несколько слов о дорогах Турции, особенностях движения по ним, дорожной полиции, скоростном режиме, знаках, пробках, стоимости бензина, аренде автомобиля и прочем. Может быть кто-то собирается совершить автопутешествие по Турции и вам пригодиться опыт нашей прошлогодней поездки.

    За 12 дней мы совершили круг в 3500 км по западной Турции от Анталии, до Анталии, посетив при этом Стамбул и Каппадокию.

    Просто роскошная дорога на южном побережье Турции недалеко от Каша. Она должна быть знакома тем кто ездил из Анталии в сторону Мармариса.

    В общем, кому интересно - прошу

    Что можно сказать про дороги в Турции? Если коротко то: дороги в Турции - есть! Дорожная сеть этой страны развита довольно неплохо, так как большинство грузоперевозок осуществляются именно автотранспортом из-за не достаточного развития железнодорожного транспорта. Характерным отличием турецких дорог, к примеру от украинских, есть наличие автобанов. Далеко не вся страна покрыта сетью автомагистралей, но их хватает. Правда есть и свои минусы - все они платные (по крайней мере те которые попадались нам в пути).

    Так называемые бесплатные дороги окутывают всю страну густой сетью. Практически все трассы имеют минимум четыре полосы движения. При чем качество дорожного покрытия значительно превосходит подобное на широко разрекламированной трассе Одесса-Киев. Для Турции это абсолютно нормальное явление.

    Обычная четырехполосная дорога в Турции несколько отличается от подобных в СНГ. У нас встречные полосы в основном разделяют разметкой, а на более продвинутых дорогах отбойниками. В Турции же популярны широкие (до нескольких метров), но не глубокие углубления с песком или гравием между встречными полосами. Может это для улавливания граждан которые, не справившись с управлением, пытаются вырулить на встречку, а может просто этап в строительстве другого типа разделителей - зеленых насаждений. В основном между полосами сажают пальмы, иногда встречаются и что-то вроде небольших хвойных кустов, а иногда и кактусы.

    Перекрестки на трассах практически всегда представлены разъездами с круговым движением. Но! Нерегулируемых "кругов" у них практически нет. Что бы горячий южный народ не заморачивался вопросом кто кому должен уступать, все они оборудованы светофорами. При чем весьма основательно. Если ты движешься прямо, то станешь на одном светофоре. Если хочешь развернуться или свернуть налево, то простоишь на двух: при въезде на круг и, соответственно, при повороте. При всей кажущейся неуклюжести схема работает довольно хорошо и не напрягает, позволяя не мучиться сомнениями и не гадать о приоритете движения. Тем более, что знаки на трассе всегда заблаговременно предупреждают о грядущем светофоре так, что скорость сбросить всегда успеваешь.

    Недалеко от Каша / Турция
    Недалеко от Каша
    Перекресток с круговым движением / Турция
    Перекресток с круговым движением
    В окрестностях Гёреме / Турция
    В окрестностях Гёреме

    Перекресток с круговым движением на трассе где-то в окрестностях Антальи.

    Кстати о знаках

    В наших широтах довольно часто водители пламенеют праведным гневом когда на прекрасной дороге знаки предлагают им ехать довольно медленно. Их можно понять, но в Турции знаки ставят для людей, а не для полиции. Если даже предписывающий знак советует тебе перед поворотом несколько снизить скорость - лучше его послушать. Он как раз намекает на крутизну этого самого поворота и игнорировать предписание не стоит. Запрещающим же знакам в таких случаях хочется верить еще больше.

    Саня-Таня в окрестностях Гёреме. Дорога за их спиной круто уходит вниз и направо в зажатый скалами поворот. Знак 30 и камера тут вовсе не лишние.

    С цветовой гаммой знаков все практически так же как и у нас. Зеленый фон у нас означает, что ты выехал на магистральную дорогу. В Турции в принципе то же самое, только это подразумевает, что дорога или тоннель (в случае указателя на зеленом фоне) - платные. Отличие составляют только знаки на коричневом фоне. У нас таких нет, а в Турции они указывают на различные туристические объекты, чаще всего - достопримечательности, реже - природные красоты, а иногда даже на места у обочины с красивым видом на окрестности.

    Знак намекающий, что в Аксарае есть на что посмотреть :)

    Интересны указатели. Первое время они вводили меня в ступор. В принципе все как и у нас, только направление "вперед" в Турции обозначается стрелкой указывающей вниз, а не вверх. Что мне, по первому времени, казалось намеком на разворот и путь назад! Но это мелочи к которым довольно быстро привыкаешь.

    Ну и еще один знак несколько отличается от привычного нам:

    Знак в Аксарае / Турция
    Знак в Аксарае
    Знак "Стоп" / Турция
    Знак "Стоп"
    Такие знаки / Турция
    Такие знаки

    Но по его форме не трудно догадаться даже не зная турецкого, что это знак "Стоп". Турки решили не заставлять своих автолюбителей учить хотя бы одно иностранное слово. Кстати, остановка по-турецки - дурак, первое время веселило.

    Бывают и такие знаки. Что он значит - не ведомо?

    Знаки велосипедного и пешеходного движения!!! Как вам такое?

    Так же встречаются знаки предупреждающие, что на дороге могут быть черепахи. Судя по размерам некоторых особей это реальная опасность для движения.

    Серпантины

    Турция стана изобилующая горами, по крайней мере та часть которую нам посчастливилось посетить. Тут съехав с основной трассы можно оказаться на довольно пёстром серпантине. И чем дальше от цивилизации нас заносило тем интереснее эти самые серпантины выглядели. Покрытие на них порой заставляло желать лучшего, а крутые обрывы не всегда были опоясаны отбойниками. В первые дни разъезжаться на таких дорогах с машинами было довольно забавно.

    Велосипедное движение / Турция
    Велосипедное движение
    Пёстрый серпантин / Турция
    Пёстрый серпантин
    Улочка в Бергаме / Турция
    Улочка в Бергаме

    На трассах в горной местности во внешнем радиусе поворота, в местах где это позволяет рельеф, специально оставляют довольно широкую обочину с нормальным покрытием (по сути еще одну полосу). Это очень выручало когда случалось влетать в поворот на слишком большой скорости. Так же на поворотах дорога предусмотрительно наклоняется в противоположную виражу сторону, что в свою очередь облегчает управление и, чего греха таить, позволяет не особо сбрасывать скорость.

    Скоростной режим

    В населенных пунктах ограничение по скорости 50 км/ч. На двухполосной дороге - 90. На четырехполосной - 100. На автобанах официально - 130 км/ч, но как нам пояснили никто на них за превышение не штрафует. В это можно поверить так как мы умудрялись выжимать из нашего малыша 170 и нам при этом мигали с предложением уступить полосу. По поводу того насколько можно безнаказанно превысить скорость мы спрашивали и у местного население и у дорожной полиции, но вразумительного ответа нам так никто и не дал. Может и правда у них такое официально не приветствуется? Впрочем поток на четырехполосной трассе обычно движется со скоростью 110-120 км/ч и никого это особенно не смущает.

    Движение в городах

    Если на трассах движение можно назвать размеренным и спокойным, то в городах, особенно на центральных узких улочках, часто твориться что-то неимоверное. Демре, один из первых городков в который мне посчастливилось попасть за рулем нашей машинки, весьма меня напряг. Тут на довольно небольшой площади столпились множество машин, торговцев, туристов и просто праздношатающихся. Центр города. Узенькая улочка, где с трудом разъезжаются две машины, по обоим сторонам запаркована. Посередине остается промежуток как раз для одного ряда. Естественно никаких знаков приоритета нету - ведь улочка официально двухсторонняя! Я в легком ступоре: если зарулить в этот "коридор" и кто-то выедет на встречу, то можно простоять тут до вечера! Но ничего, народ уверенно едет и все хорошо. Никто никому не сигналит все понимают ситуацию и одна сторона трафика сама собой ждет своей очереди. При этом небольшой пикап перед нами спокойно остановился посреди улицы (перекрыв тем самым все движение!) и начал разгружать что-то из кузова. Никто даже не посигналил! Ну нужно человеку товар выгрузить - ничего страшного, подождем. Выехав из городка я долго и во всех красочных подробностях представлял себе, что бы у нас пришлось услышать и, возможно даже почувствовать, водителю этого пикапа?

    Это подобная улочка в Бергаме, машин на ней несколько меньше чем в Демре но смысл тот же.

    Про Стамбул говорить, думаю, не стоит. Пробки тут абсолютно нормальное явление и к огромному количеству машин прибавляется еще и весьма крутой рельеф. Впрочем народ ведет себя в пробках сдержанней чем у нас.

    Стамбул азиатская часть. Как видите пробка весьма серьезная, но полосу для спецтранспорта никто не занимает. Через некоторое время по ней пронеслось несколько карет скорой помощи: на дороге произошла авария! А за гражданином, у которого не выдержали нервы и он таки решился выехать на эту полосу, практически сразу выехала полицейская машина:

    Пробки в Стамбуле / Турция
    Пробки в Стамбуле
    Полоса для спецтранспорта / Турция
    Полоса для спецтранспорта
    Арка для выезда машин / Турция
    Арка для выезда машин

    Дорожная полиция

    За порядком на дорогах в Турции следит дорожная полиция. Ни простые полицейские, ни жандармы, как я понял, останавливать вас не имеют права. Если жандармы разыскивают кого-то и им нужно проверять документы у проезжающих, они прихватывают с собой дорожного полицейского который и останавливает машины.

    Дородные полицейские не лютуют, но время от времени стоят у дороги. О чем всегда вежливо предупреждают встречные машины классическим подмигиванием фарами. Более того, несколько раз нам попадались знаки предупреждающие, что далее по дороге стоят полицейские!!! Но за все 13 дней катания по стране остановили всего два раза и НИ РАЗУ не попросили предъявить права, техпаспорт или договор об аренде!!! Оба раза лишь проверяли загранпаспорта и, пожелав счастливого пути, отпускали с миром. Один из таких случаев я уже описывал.

    Стационарных постов на дорогах мы не встречали, но когда полиция всерьез намеревается проверять документы у всех проезжающих они могут заблокировать одну из полос фишками, а уже на оставшейся стоять и проверять всех и вся. Именно под такую проверку вы и попали однажды. Впрочем, как я уже говорил - без последствий.

    Автобаны

    Автобанов в Турции хватает, хоть они и не представляют из себя цельной сети дорог, а располагаются участками разной длинны. Что про них можно сказать? Минимум четыре полосы в каждую сторону движения, по которым нельзя двигаться со скоростью ниже 40 км/ч. Покрытие - отличное, скорость практически не чувствуется. Машин бывает немало но места всем хватает.

    Все автобаны - платные. Въезды и съезды оборудованы автоматическими турникетами. Для того чтоб оплатить проезд нужно купить специальную пластиковую карточку. Стоит она 20 лир и имеет на счету 15. Если карточка становиться ненужной ее можно сдать обратно и вам вернут ваши 5 лир. Свою карточку с 3,5 лирами на счету мы благополучно забыли сдать и она сейчас валяется у меня дома. Если кому вдруг нужно - обращайтесь :) Карточки продаются тут же при въезде на трассу, в этих же местах их можно пополнять.

    Цены на разных участках трассы разнятся, я так и не понял среднюю цену за 100 км. По-моему что-то около 2-3 лир (1,5-2 у.е.) но я могу и ошибаться.

    Топливо

    Топливо в Турции очень дорогое. Литр 95-го стоит около 4,20-4,40 лир (21-23 грн, 2,8-3 у.е.) Дизель значительно дешевле. Литр стоит от 3,10 до 3,70 лир (15,5-18,5 грн, 2-2,5 у.е.). Средняя цена около 3,5 лир. Впрочем увлекаться дешевым дизелем я бы не советовал, его попросту ненадолго хватает. Цены и курс лиры указаны по состоянию на май 2011 года, сейчас несколько упал курс лиры, но поднялась цены на топливо, так что относительно доллара все осталось примерно таким же как и год назад.

    Так, что если с аренда машины недорогая, то на топливо придется раскошелиться.

    Мы арендовали машину в первой попавшейся анталийской прокатной конторе. Старенький, но боевой Киа Рио нам обошелся по 25 евро в сутки.

    А напоследок просто несколько фотографий турецких дорог:

    Стамбул. Арка для выезда машин прорубленная прямо в крепостной стене IV века нашей эры.

    Бывает и такое. И кто после этого скажет, что Киа Рио не вездеход? Дорога ведущая в дебри оливковой рощи, где-то в окрестностях античного города Ниса.

    Дорога в окрестностях Ниса / Турция
    Дорога в окрестностях Ниса
    Дорога через акведук / Турция
    Дорога через акведук
    Между амфитеатрами / Турция
    Между амфитеатрами

    Тоже Стамбул. Здесь весьма немаленькая дорога проходит прямо через акведук Валента которому уже более полутора тысяч лет!

    А эта дорога сделала практически невозможным собирать деньги с туристов за посещение античной Нисы, так как она проходит прямо по самому городу. Едешь себе между библиотеками и амфитеатрами и фотографируешь прямо из окна.

    Где-то в каппадокийской глубинке, дорогу к новому музейному комплексу еще не успели достроить.

    В каппадокийской глубинке / Турция
    В каппадокийской глубинке
    Босфорский мост / Турция
    Босфорский мост
    Фото за рулем / Турция
    Фото за рулем

    Босфорский мост и практически неизменная тянучка на нем.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    tim_taller15
    28/06/2012 16:10


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    01.04.24 В Стамбуле для посещения открыли Булгур Палас
    "Победа" проводит однодневную распродажу
    Utair начала продавать билеты на рейсы из Сургута в Анталью
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    Калининградцам запретили летать авиакомпанией Southwind Airlines над Европой
    29.03.24 Utair полетит из Тюмени в Анталью
    "Россия" начнет совершать рейсы из Минеральных Вод в Анталью
    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Турции появился новый лоукостер AJet