Марокко. Не очень удачное знакомство...



    Выехав с просёлочной дороги на шоссе мужик ловким движением ногами основательно прибавил скорость и, можно сказать, помчался по правому ряду. То есть это он так думал, что помчался, тогда как владельцы автомобилей были на сей счёт другого мнения: ехал-то мужичонка на ишаке.

    При виде этой картины стало ясно, что под крылом самолёта проплывает Марокко.

    Я ведь решил, что мы уже прилетели, часом раньше, когда гладь Средиземного моря вдруг сменилась сушей. Помнится, мне ещё пришла в голову мысль, что африканский берег как-то уж больно зелен и аккуратен. Только немного погодя, с появлением за бортом всё той же средиземноморской лазури, стало ясно, что пролетали мы Майорку.

    Тем не менее, в конце концов праздник, как говорится, пришёл и на нашу улицу, хотя и в несколько омрачённом виде: капитан велел всем пристегнуться и объявил, что погода в Фесе прекрасная, 37 градусов по Цельсию...

    Тут я волей-неволей насторожился, полагая, что произошла ошибка или я просто ослышался. Ничуть не бывало: стоило самолёту распахнуть свои двери, как в салон потёк горячий воздух. Стало ясно, что на местности и впрямь жара, хотя солнце уже почти что село. Я прикинул, каково будет завтра днём, и стал понемногу жалеть, что нелёгкая принесла меня в Марокко ранней осенью - польстился, понимаете ли, на низкие цены перелётов. А ведь мне тогда ещё не было известно что на дворе у марокканцев рамадан...

    До поры до времени, впрочем, дела шли вполне нормально: попав в терминал, я ответил пограничнику у входа, что прибыл из России, после чего он направил меня в одну из очередей, где стояли исключительно местные жители. Оно, собственно, было к лучшему, так как эта очередь двигалась быстрее других, и не прошло пяти минут, как мой паспорт проштамповали, разодрали заполненную мной в самолёте иммиграционную карточку пополам и велели ступать с богом.

    Про аэропорт Феса я ничего дурного сказать не могу, хотя встречал в Интернете далеко не лестные его характеристики; в частности, одну из путешественниц там сильно обсчитали во время обмена валюты. Я сам менял в аэропорту деньги, и остался вполне доволен - поскольку зал прилёта содержит как минимум три обменника, возможно, мне просто повезло или, напротив, не повезло коллеге-туристке.

    Кроме того, в аэропорту есть бюро туристической информации, где могут помочь и словом, и делом - дадут, например, хороший совет или пособят с выбором гостиницы. Девушки-марокканки очень хорошо говорят по-английски, так что проблем с общением не будет. Вообще, здание аэропорта мне показалось не очень большим и не слишком уютным, но всё что нужно, там есть, а чего же требовать больше?

    Выйдя из здания аэропорта, я сразу приметил, что помимо таксистов, с лживыми улыбками предлагающих доехать "до города недорого", в окрестностях имеется рейсовый автобус маршрута номер 16. Оставалось только уточнить, сколько стоит проезд, и в этом деле мне помогла специальная табличка на лобовом стекле, утверждавшая, что проезд стоит 20 дирхамов или 2 евро; платить водителю, евровые монетки принимаются. Увы, у меня в кармане нашлась только откровенная мелочь, так что пришлось возвращаться в здание аэропорта и менять там деньги. Перед этим я поинтересовался у водителя, когда он собирается тронуться в путь и получил, в полном соответствии с арабской традицией, конкретный ответ в виде задумчивого пожимания плечами - минут этак через двадцать, возможно.

    Пришлось возвращаться в терминал прилёта: обменник, мимо которого я протопал, не заметив, располагается аккурат после пустующей стойки таможенного контроля, до выхода в объятия встречающих и таксистов. Те стоят на отгороженном верёвкой пространстве, но я, как белый человек, презрел все препоны. Как результат, мне удалось обменять двадцать евро по курсу 10.840 дирхамов, и, я ещё вроде бы сетовал, что наверняка найду в городе наверняка есть и более выгодное предложение.

    Ох, как я потом жалел об этой ошибке...

    Городской пейзаж / Марокко
    Городской пейзаж
    Маррокканские улицы / Марокко
    Маррокканские улицы
    Номнр в Ibis / Марокко
    Номнр в Ibis

    Автобус всё это время терпеливо ждал моего возвращения, но и после того, как в салоне помимо меня оказалось ещё с полдюжины пассажиров, никуда не тронулся. Зато такси отправлялись с аэропортовской стоянки почти постоянно, и кроме меня общественным транспортом воспользовался только один из прилетевших туристов, а именно какой-то по башке трахнутый то ли немец, то ли англичанин; судя по потрёпанному внешнему виду и общей умственной отсталости, это был автостопщик...

    Было, было в нём что-то неуловимое, что выдавало в нём профессионального лоха, готового экономить буквально на всём, и в первую очередь на собственном комфорте - разумеется, в ущерб общему результату: пока он, невыспавшийся и грязный, будет ползать с рюкзаком по сорокаградусной жаре, нормальный человек спокойно всё осмотрит в лучшем виде. В лице этого типа лично я имел наглядный пример, как не надо ездить, потому что к нам обоим подходил вежливый помогальник, и в обоих случаях итог был совершенно разным.

    Я сразу заподозрил, что хорошо говорящий по-английски мужчина, торчавший на переднем сидении и болтавший с водителем не просто так заботится о туристах. Так оно и оказалось: марокканец первым делом деликатно поинтересовался, как дорогой гость страны долетел, после чего перевёл разговор на отели. Я-то его сразу "порадовал" сообщением, что у меня бронь гостиницы есть, а когда араб узнал название, то пал духом и даже выразил уверенность, будто я не первый раз в Марокко. Да, стоит признать, что с гостиницей в Фесе я маху не дал, выбрав один из наиболее лучших вариантов. Дело в том, что "Ibis Fez" а) находился рядом с вокзалом; б) имел хорошие отзывы; в) давал спеццену в 40 евро за ночь в комнате с кондиционером. Я к этой цифре добавил ещё 4 евро и получил возможность позавтракать, чему на следующее утро был очень рад.

    А что мой невольный попутчик? У него брони не имелось, а было только название какой-то ночлежки, где он рассчитывал найти свободную койку. Марокканец, соответственно, вцепился в бедолагу мёртвой хваткой и принялся предлагать ему свои, "прикормленные" варианты. Перебирая пальцами с обгрызенными ногтями выдаваемые арабом визитки, паренёк терпеливо выслушивал всю ту лапшу, что вешал ему на уши самозваный помощник и только кивал головой, словно лошадь на водопое. В конце концов его вывели из автобуса где-то ближе к концу маршрута, и эта сладкая парочка отправилась в Медину подбирать жильё подешевле. Я же через несколько минут входил в гостиницу, поскольку автобус из аэропорта останавливается прямо напротив железнодорожного вокзала, а как вы помните, именно в этом месте мой отель и располагался.

    Сравнительно недавно я вычитал мнение одного автостопщика, что, дескать, заранее заказывать себе ночлег не надо, потому как неизвестно что за отзывы опубликованы в Интернете - а вдруг они заказные? Этот определённо больной на голову товарищ предлагал альтернативу: по прибытии в город обходить гостиницу за гостиницей и везде расспрашивать портье на предмет достоинств и недостатков вверенных им отелей. По-моему, глупее идеи трудно придумать, ибо кто же из сотрудников, заинтересованных, между прочим, в наполнении родного заведения постояльцами, возьмёт, да и выложит ни с того, ни с сего всю правду?

    Это не говоря уже о том, что в приличных местах цена "на стойке" будет в несколько раз дороже, нежели при предварительном заказе. "Ibis" в этом плане стал хорошим примером, потому как приди я с улицы, пришлось бы мне платить почти сотню евро вместо сорока. Опять-таки, надо думать головой и соображать, что мнение человека с парой дюжиной отзывов по различным отелям - это одно дело, а хвалебные реляции никому не известного ника - совсем другое. Да, на www.tripadvisor.com порой встречаются заказные похвальбы, однако их легко вычислить даже простеньким вышеописанным способом. Вдобавок, ничто не мешает заглянуть на "Booking.com", где отзывы могут писать исключительно те, кто непосредственно жил в данной гостинице - уж там-то, при тамошней массовости в сотни заметок об одном месте, подделывать впечатления совсем затруднительно.

    Опять-таки, таскаться с рюкзаком по марокканским улицам при температуре под сорок градусов, наверное, то ещё удовольствие. Я-то пошёл гулять почти сразу как прибыл, но пошёл налегке, попив к тому времени чаю и приняв душ. Радости же от перспектив бродить часами в поисках приемлемого ночлега, ночёвок на крыше или в чужих парадных, я не понимаю и понять, вероятно, никогда не смогу...

    Лишь одно омрачало мне мысль о том, как я удачно добрался до Марокко: рамадан. Я сообразил, что за времена на дворе лишь тогда, когда портье выскочил откуда-то из внутренних помещений, моментально выдал мне ключи, попросил заполнить анкету и оставить её потом на стойке, с извинениями объяснил ни к селу ни к городу, что нынче в стране пост, после чего вновь быстренько исчез в служебной комнатке. Ах, что тебя: действительно на дворе стоял рамадан. Непонятно было только поведение портье - куда он помчался, ведь до заката была ещё уйма времени и есть, пить, курить и сношаться всё ещё было запрещено.

    Так или иначе, я успешно заселился и даже, как было сказано выше, успел принять душ перед тем как отправиться знакомиться с городом.

    Первым объектом, привлекшим моё внимание, стал, разумеется железнодорожный вокзал - не знай я точно, что передо мной именно он, можно было бы принять его белоснежное здание за отель или что-то в таком духе - больно уж величественно выглядит постройка. Внутри вокзала обстановка также смотрится очень импозантно, так как посещения просторные, чистые и почти безлюдные: пассажиры не очень стремятся находиться внутри терминала, потому что тамошние скамейки можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато всё остальное выглядело вполне удовлетворительным, так как справа от входа находится билетно-кассовый центр и рядом на стенде есть полный список составов с указанием, какие из них проходящие, а какие нет. Слева же расположены почтовое отделение, обмен валюты и небольшая кондитерская. Их я покамест проигнорировал, торопясь разведать, когда мне завтра лучше уехать в Касабланку и как на этот счёт обстоят дела с поездами и билетами.

    Дела обстояли довольно неплохо: во-первых, на стене у касс имелось подробное расписание на английском, указывавшее, помимо прочего, какие поезда проходящие, а какие отправляются из Феса. Во-вторых, кассы не только работали, но и была возможность купить в них билеты на завтра. Более того, марокканец за стойкой даже узнав, что я покамест ничего покупать не собираюсь, не изменил своего вежливого отношения и растолковал мне, сколько будет стоить билет первого класса, а сколько - второго.

    Бассейн в отеле / Марокко
    Бассейн в отеле
    Местная архитектура / Марокко
    Местная архитектура
    Мечеть имама Малика / Марокко
    Мечеть имама Малика

    Вооружившись этими знаниями, я получил пищу для размышлений, вкушая которую как-то незаметно по rue Laila Asmaa добрался до высоченного минарета близлежащей мечети. К ней как раз стекались на вечернюю молитву верующие, так что мне пришлось уклониться в сторону, чтобы не мешать общему потоку. Оказалось, передо мной была мечеть имама Малика, построенная в 1994 году и призванная большой городской район, носящий название Fez Nouvelle. Мечеть вышла огромная, вторая по размерам во всём городе после знаменитой Кайруанской, но и её помещений порой не хватает, так что во время молитвы многим прихожанам приходится оставаться на улице. Странно, что когда здание строили, то не сообразили, сколь большое количество людей будет сюда ходить.

    Уклоняясь от потока верующих, я вышел на улицу Abi Hanufa - как выяснилось вскоре, очень удачно. Мне аккурат пришла в голову мысль перекусить, и я опасался, что сделать это будет трудновато, поскольку все заведения были вроде как закрыты по случаю рамадана; мусульманам ведь нельзя есть, пока в темноте можно отличить чёрную нитку от белой (тут не очень ясно, как поступать в городе, где из-за электрического освещения всё отлично различается даже заполночь). "Вроде как" я написал потому, что за многими столиками сидели арабы, совсем не торопившиеся на молитвы - они беседовали, курили и пили кофе.

    Вот к этим компаниям я и "присоседился", разумно полагая, что в общей куче я не слишком буду выделяться. Из целой россыпи кафешек, чьи фасады выходят на упомянутую улицу, я наитием выбрал заведение под названием "Cocktailino", где посетителям всегда рады и готовы оделить их пирожными, мороженым, кофе, свежевыжатыми соками и прочими яствами; угощение из трёх шариков сладкого лакомства обошлось мне в 12 дирхамов, то есть чуть больше евро. В продаже имелись также апельсиновый сок за 10 дирхамов, фруктовый коктейль за 13 дирхамов и прочие вкусные вкусности. Я сидел на террасе, потягивал напиток, ковырял ложечкой отменное мороженое и прикидывал планы на завтра - мне предстояло свести знакомство со знаменитой мединой Феса.

    Представляя, что лучше подготовиться к такому походу заранее, я практически напротив кафе приобрёл всё необходимое, а именно воду и сок. Улицы Феса вообще полнятся маленькими частными лавочками, в которых торгует или сам хозяин, или его родственники, и вот в такой магазинчик я и забрёл. Литровая коробка апельсинового сока стоила 8.5 дирхамов, а мой любимый манговый сок шёл по 13 дирхамов. Также следует отметить дешёвые фрукты и разные орехи, продающиеся вразвес. Обслуживали меня вежливо и не без некоторого подобострастия - видать, не каждый день в заведение забредают белые... В таком антураже нетрудно было представить себя погружённым в восточную сказку...

    Знаменитая медина Феса / Марокко
    Знаменитая медина Феса
    Rue Abu Hanifa  / Марокко
    Rue Abu Hanifa
    Старые кварталы Феса / Марокко
    Старые кварталы Феса

    Пожалуй, на восточную сказкую был также отчасти похож импровизированный рынок, что заполнил собой территорию между rue Abu Hanifa и автовокзалом Феса, выплеснувшись на тротуары и проезжую часть. Лавируя между разложенными на лотках и прямо на земле продуктами и промтоварами, можно найти не только разный ширпотреб, но и кое-какие старинные вещи. Местные жители в основном покупают фрукты, а именно финики, яблоки, персики и прочую еду - цены очень низкие, килограмм фиников стоит вообще три динара. Правда, я бы не стал там делать покупки из-за антисанитарных условий, в которых хранится и продаётся снедь...

    Я предпочёл дождаться ибисовского завтрака, и хотя нельзя сказать, что им можно наесться от пуза, но ассортимент там оказался достаточно приемлемым; определённо имеет смысл заплатить деньги в случае, если утренняя трапеза не включена в счёт. Я-то бронировал отель по спецпредложению, и оттого наслаждался жизнью без помех. В общем, утро удалось, и день, который я собирался посвятить знакомству со старыми кварталами Феса, тоже обещал быть удачным...

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    vazlavs
    20/06/2012 10:49


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Марокко

    25.10.24 Royal Air Maroc запускает прямые рейсы между Москвой и Касабланкой
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    05.04.23 Royal Air Maroc возвращается в Россию
    21.05.22 В Марокко отменили карантин для непривитых туристов
    18.05.22 В Марокко отменили ПЦР-тест для въезда
    07.07.21 Вакцинированным туристам не требуется карантин при поездке в Марокко
    12.04.18 Рамадан в этом году придется на начало туристического сезона
    18.10.17 В Марокко открыт музей Ива Сен-Лорана
    23.05.17 В июне у мусульманского мира - Рамадан