Несколько недель в Непале

В детстве я хотел стать путешественником. Дальние страны, заснеженные вершины, таинственные острова снились мне каждую ночь. На карте, прикнопленной над письменным столом, я отмечал витиеватые мечты своих странствий. В этих мечтах смешные обезьяны угощали меня бананами, я курил трубку мира с вождями затерянных племен и, пропахший костром, взметал ботинками пыль новых дорог. Детство прошло. Я посетил много стран, жил в дорогих отелях, ездил на экскурсии, ужинал в тихих ресторанах. Но маршруты, прочерченные моим детством, так и остались неизведанными. И однажды я решился. Мечты должны сбываться, сказал я сам себе и помахал рукой взъерошенному школьнику, снятому на фоне исчерченной карандашами карты. Уволился с работы, закинул рюкзак на плечи и пошел навстречу весеннему ветру. Объявляю этот год годом весны - объявил какой-то заслуженный диктор в моей голове.

Сегодня добрался до Непала, город Покхара.

Непал стал частью моего кругосветного путешествия год весны. Причем изначально я не планировал надолго оставаться здесь, поскольку основными ориентирами в этой части света были скорее Индия и Китай. В Индии я планировал провести около месяца а в Китае чуть больше. В расположенный между ними Непал я планировал заскочить на недельку, чтобы посмотреть одну из ключевых достопримечательностей планеты - Гималаи, сходить в базовый лагерь, пролететь мимо его пиков на самолете. В реальности все получилось совсем иначе, поскольку Индия оказалась слишком жаркой, слишком назойливой, слишком тяжелой для восприятия.

Покхара нас встретила свежая и умытая, похожая на азиатскую Швейцарию. Главная улица идет вдоль красивого озера. Вдоль нее - зеленая трава, огромные красивые деревья, милые, почти европейские ресторанчики с WiFi; очень приличная кухня, в которой есть мясо, а не индийские овощные наборы.

Я очень быстро нашел здесь все, что хотел. Центр медицины "аюрведа"? - Пожалуйста! Йога-центр? - Ради бога! Полетать в горах на параплане? - В любое время! Починить сломавшиеся в Индии фотокамеры, купить недорогой смартфон, взамен украденного индийскими воришками? - И это можно! Горный трекинг? - Конечно! Из моего окна видны заснеженные пики Гималаев.

В Непале я возвращаюсь к комфортной жизни. Остаюсь надолго!

Погружение в йогу

Сегодня две недели, как я в Непале. Каждая страна для меня - эту в первую очередь приобретенный опыт. В Непале я открыл для себя йогу.

Мой учитель - баба. Баба (ударение на второй слог) - аналог святого отца в православии. Баба может одновременно быть гуру - преподавателем. Бабы признают индийского бога Шиву как первого среди богов и отказываются от всего лишнего, странствуя по святым местам, закутанные в желто-оранжевые накидки, с челом (трубками для курения марихуаны и гашиша), котелками и атрибутами своей веры - рудракшами.

Во сколько бы я не приходил к нему, он всегда сидел в позе лотоса, покуривая челом с марихуаной. Я садился напротив и слушал, пытаясь понять не столько разумом, сколько сердцем его длинные философские речи - о том, что такое йога, что такое созерцание, какие существуют практики, упражнения. Самым сложным для меня стал переход к практике. Умение остановиться в текущем моменте - здесь и сейчас, не уносясь мыслями ни в прошлое, ни в будущее, отключить все тревоги и установить связь с окружающим - вот чему я учился. Именно в такие моменты ты начинаешь видеть и чувствовать гораздо больше, по-другому воспринимая реальность.

Королевство Мустанг.

Непал так же интересен огромным разнообразием трекинговых маршрутов

Есть маршруты на самом востоке страны, есть более дикие маршруты на западе, ближе к границе с Индией и Пакистаном. Это более дикие маршруты. Главное при всем этом разнообразии выбрать свой. Пообщавшись с местными, почитав отзывы в интернете, я решил держать путь к королевству Мустанг.

Королевство Мустанг, или Затерянное Тибетское Королевство - территория Северного Непала, лежит на границе с Китаем (Тибетом). Название не имеет отношения ни к лошадям, ни машинам, ни к джинсам. В переводе означает "полный вдохновения". Раньше это было независимое государство, которым правил король, и главным достоянием которого был торговый путь из Китая в Индию. Сейчас Мустанг стал провинцией Непала со столицей Ло-Мотанг. Торгового пути больше нет.

Верхний Мустанг - изолированное место. Дорога во многих местах разрушена, так что проехать на машине невозможно. Лошадь с ослом проходят с трудом. Зато можно за 5 дней пройти через все королевство пешком по пустынным горным тропам (99% туристов отсекается дорогим разрешением на въезд стоимостью 500 долларов).

Мустанг примечателен и тем, что долгое время это была закрытая территория. Говорят даже, что до 96 года туда не пускали туристов, поскольку после того, как Китай завоевал Тибет, на территории Мустанга готовили диверсантов для возможного боев. Вся прелесть Мустанга в том, что он, являясь долгое время закрытой от туристов территорией, остался законсервирован и аутентичен.

Наш поход в поисках вдохновения был нацелен на столицу Затерянного Королевства - город Ло-Мотанг. По времени это будет занимать 5 дней, суммарная протяженность пути 80-90 км. Из Москвы приехал Влад - мой товарищ и идеолог трекинга в Мустанг. Осталось арендовать горные ботинки и спальный мешок. Палатку привез Влад. Так что наша компания, включая гида, готова к старту.

День первый

В первый день от Покхары за полчаса долетели до Джомсона и дальше пошли пешком. Прошли 23 км и поднялись с 2700 до 3060 метров. Потрясающие горные пейзажи - белые пики "шеститысячников" на горизонте, высокие серые вершины вокруг, изъеденные древними реками стены ущелий, и где-то далеко внизу - высохшее русло некогда широкой реки. Заночевали в деревушке Тенгбе - всего 35 домов-лачуг. Ужинали рисом и бараниной, запивали вкусным чаем и горьким виски. Я расстелил спальник на соседней крыше, повыше - захотелось спать под звездами. Впервые в жизни.

День второй

Подъем в 6 утра, завтрак, старт. В этот день прошли 15 км и поднялись до 3660 метров, причем временами приходилось опускаться и подниматься на 200-300 метров. Это тяжело. Высокий подъем, сложный рельеф, мозоли на ногах и рюкзаки за плечами вымотали. В 5 вечера остановились в деревне Самар в симпатичном гестхаусе. Есть душ! Можно постирать вещи! Чистые постели! Вкусный ужин! Так мало надо для счастья.

День третий

Третий денек выдался на славу! Отоспались, отмылись, ноги притерлись к ботинкам, а спины - к рюкзакам. В результате подъемы на 300-400 метров по узким горным тропам штурмовали гораздо бодрей. Прошли около 15 км и поднялись на высоту 3800 метров.

Сначала гид Ганиша повел нас дорогой, которая спускалась на 300 метров, и мы потеряли практически всю высоту, набранную вчера. Случайно набрели на укрытый в горной пещере буддийский монастырь Ранчун. В нем мы не нашли никого, кроме старичка-хранителя. Он рассказал нам, что этот монастырь является одной из йоговских святынь, куда приезжают для медитации люди с разных концов света.

Заночевали в Джайте. Там же познакомились с пятью шиваитами-бабами. Черные от солнца, худющие, с длинными спутанными в дрэды волосами, они ночевали в пустой холодной комнате-сарае, курили марихуану и гашиш. Мы угостили их чаем, они пригласили нас к себе и тоже угостили... Договорились завтра идти вместе. День четвертый

Бабы шли к святому озеру на север Мустанга. Младшему было 27 лет, старшему 73. Он был совсем плох, и мы боялись, что он вот-вот уйдет в мир иной. Кто-то из них был из Непала, кто-то из Индии, но все они поклонялись Шиве и давно знали друг друга. По пути мы остановились на перевале 4100 м с потрясающим видом на Гималаи.

К обеду старшему стало плохо, и бабы остались с ним в деревне Гами. Дальше мы пошли одни, пока к вечеру не добрались до Царанга (3800 м.), в котором находятся древний буддийский монастырь ХIII века и Королевский дворец.

Несколько сотен лет назад люди жили в этих пещерах, на земле стоял только храм, который был построен еще в ХIII веке. Теперь туда просто так не проникнуть, горные обвалы отрезали путь. Десять лет назад сюда приехал француз с альпинистским оборудованием и проник в пещеры, но что он там нашел - неизвестно.

От Царанга до Ло-Мотанга всего четыре часа пути. Спустившись и вновь поднявшись на 400 метров, оказываешься на высоте 3800.

Ло-Мотанг вопреки моим ожиданиям оказался практически такой же деревушкой как и все предыдущие населенные пункты. Банкоматов нет, мобильной связи нет. Зато Интернет - 5 минут за 1 доллар. Город интересен сам по себе, но главная достопримечательность - его буддийские монастыри. Мы купили билеты по 10 долларов, которые давали нам право на встречу с Главным Монахом, посещение всех монастырей и пуджи, а также на посещение исторического музея при одном из монастырей.

Пуджа - церемония в буддийском храме с пением мантр и игрой на трубах, барабанах и колокольчиках. Пуджа бывает утренней и вечерней. Я посетил утреннюю пуджу - три десятка мальчиков монахов в красных накидках сидели за длинными столами и, раскачиваясь вправо-влево, распевали мантры, вторя хриплому низкому голосу взрослого монаха.

День пятый

Пещеры - это нечто особенное в Мустанге. Мы часто встречали их на пути. В большинстве своем они несли следы человека - высеченные в скалах прямоугольной формы входы, выложенные из камня перегородки. Тем более удивительно, что располагались они в совершенно недоступных без специального оборудования местах - в отвесных стенах на высоте десятков метров.

По ходу нашего маршрута мы пытались забраться в пещеры, что пониже, и у Влада даже получилось - да так, что потом он еле спустился вниз, и мне пришлось его снимать. Но хотелось большего. Пещеры Джонг - это целый город в горе. Туда мы и отправились с нашим гидом. Пять соединенных между собой этажей и десятки связанных галереями пещер на каждом этаже. В большинстве пещер сохранились внутренние перегородки и каменные резервуары для воды. В получасе ходьбы находятся еще два таких мини-города. До одного из них я тоже добрался и даже нашел на стенах пещер древние росписи.

На обратном пути нас ожидали все те же 80 км пути, спуски и подъемы - до 1 километра в день.

Последний день был самым сложным - предстояло пройти больше 25 км, подняться с 3100 до 4100 метров и снова спуститься до 3600 метров.! Взяв на подмогу лошадь, которая затащила наши рюкзаки на самый верх, мы сделали это.

Так мы добрались до Мухтината - города, в котором уживаются вместе буддийские и индийские монастыри, города, через который проходит Anapurna Circle - известнейший трекинговый маршрут. Приехали вовремя: здесь как раз был индусский религиозный праздник. Утром в индусском храме нас ждало незабываемое зрелище: полуобнаженные люди пробегали сквозь струи воды, совершали омовения в бассейнах и "крестный ход" с огнем вокруг храма. Выглядели довольными.

Последним испытанием для нас стало возвращение на джипе из Мухтината в Джомсон. В машину набилось 15 человек, мы ехали на самых задних сиденьях, задыхаясь от дорожной пыли и бензина. Но мы доехали!

Последний пункт моего пребывания в Непале - Катманду. Не смотря на то, что город достаточно хаотичный и грязный, его достоинства перевешивают недостатки. Приветливые люди, красивые храмы, уютные кафешки - где ты можешь хоть целый день просидеть с чашкой кофе и нетбуком, ваяя очередную нетленку. Никто не атакует тебя и не навязывает свое общество. Я настолько влился в ритм столицы Непала, настолько проникся ощущением свободы от условностей, гуляя целыми днями по извилистым улочкам, что обязательно вернусь сюда при первой же возможности. А пока - прощай Непал, мир ждет меня!

Вячеслав Красько
    13/04/2012 18:07

Новости из Непала

04.03.24 Для восхождения на Эверест альпинистам потребуется специальный чип
    27.02.24 Разрешение на трекинг в Непале можно оформить онлайн
    09.03.23 В Непале запрещают трекинг без гидов и увеличивают плату за восхождение
    10.01.18 Одиночные восхождения на Эверест запретили
    03.03.16 Непал продлевает пропуска на Эверест
    24.08.15 Доступ туристов на Эверест вновь открыт
    19.06.15 Непал открыл для туристов поврежденные землетрясением достопримечательности
    05.05.15 Восхождения на Эверест запрещены из-за последствий землетрясения в Непале