Хочу рассказать о своей поездке в Марокко, может кому-то это будет полезным. Сразу хочу предупредить, я никого не хочу обидеть или оскорбить, я просто делюсь своим личным опытом и наблюдениями на основании увиденного.
Марокко было выбрано из-за хорошего климата (в декабре было +25), мы там никогда не были, относительно недорогая страна. До поездки я проштудировала имеющиеся путеводители, прочитала много информации на сайтах и, в частности на одноклассниках, но всё это почти не помогло, так как марокканская реальность очень далека от красочного мира путеводителей.
Итак, мы имели 10 дней и составили план посещения Марракеша, Мекнеса, Феса, Касабланки, Раббата и снова Марракеша.
Аэропорт Марракеша встретил своим убогим убранством и ужасно неприветливым персоналом на паспортном контроле. Девушка почти с брезгливостью листала страницы моего паспорта, что я боялась он просто развалиться от её стараний. Для въезда в страну необходимо заполнить "white paper", так называемую карту регистрации. Обязательно имейте с собой ручку! В аэропорту их просто не найти! Я имела визу, полученную в консульстве Марокко в Льеже (Бельгия). Девушка с дотошностью изучала все мои документы и вносила что-то в компьютер. У них даже нет сканера паспорта! Всё делается вручную. Процедура занимает около 10 минут на человека, поэтому запаситесь терпением.
После прохождения всех постов, мы вышли на стоянку такси. Поездка стоила (цену назвал таксист) 400 дирхамов. Поторговавшись, сошлись на 200, что было раз в пять больше тарифов (но о ценах позже). Машины такси, если это вообще можно назвать машинами, старые, грязные, разваливающиеся на ходу. Но выбора особо нет - они ВСЕ такие! Пришлось ехать. Первый отель мы выбрали в медине, захотелось окунуться в марокканские традиции (огромная ошибка).
Наш рияд (согласно букинг.ком) находился в 5 минутах от Джама-эль-фна и по отзывам имел оценку 8,5. На самом деле оказалось что в 20 минутах через самую гущу медины, а это значит нам приходилось пробираться через горы мусора лавируя между осликами, мотоциклами в парах дизеля и чада. Но об этом тоже позже. Сам рияд требует значительного ремонта. В принципе, неплохое здание, но совершенно не облагорожено для туристов. Комната очень маленькая, поместилась одна кровать, ванная комната просто ужасная, вода текла плохо, сама кабина не мылась лет сто, повсюду налёт плесени... Бррр, как вспоминаю, так каждый раз передёргивает. Да и сама комната была не на солнечной стороне, так что там присутствовала постоянная сырость, как в подвале. Если бы не кодиционер - мы бы просто замёрзли от холода. Персонал доброжелательный, улыбчивый, но при этом рассматривают тебя как мешок с деньгами и дерут в три дорога. Например, за фруктовое ассорти (2 яблока, 2 киви, 2 мандарина) не порезанных, нам выставили счёт на 17 евро! На улице килограмм мандаринов стоил 8 дирхамов (меньше 1 евро).
Как я ранее говорила, до центральной площади минут 20 по медине. Даже если у вас есть карта - выкиньте её - она вам совершенно не поможет. Потому как ни одного указателя или названия улицы мы не видели.. Либо их местные посрывали, чтобы "бизнес" не портить. А бизнес заключается в том, чтобы водить потерявшихся туристов в самые дальние уголки медины на берберский бынок, который работает только раз в неделю и только сегодня, где у вас появится уникальная возможность приобрести изделия берберских мастеров по невероятно низкой цене и с очень большой скидкой специально для вас. За это провожатый потребует с вас мзду за "экскурсию" и оставит вас чёрт знает где. Поэтому, если вы потерялись и вам надо спросить дорогу - обращайтесь к пожилым людям или работникам аптек или магазинов. Ни за что не ведитесь на "услуги" провожатых.
Джама-эль-фна - это отдельное государство в медине с бурлящей жизнью и всевозможными предложениями от сувениров до кафешек. А так же самой большой концентрацией попрошаек на квадратные метр, которые просто проходу не дают и преследуют тебя несколько десятков метров. С ними мы научилась справляться дня через два. Надо просто довольно твёрдым голосом и грозным выражение лица сказать что вы не нуждаетесь в их услугах. Если и в этом случае они не отстают - я просто ругалась на русском - обычно быстро отваливали.
Возможно, тут я веду себя грубо и пишу оскорбительные вещи, но поверьте, когда ты не можешь и шагу сделать, а тебя постоянно трогают на руки, плечи, суют сувениры в лицо, мешают идти, рассказывают истории о тяжёлом детстве и большой семье - волей неволей приходиться обороняться.
В Марракеше мы провели 2 дня, затем на поезде поехали в Мекнес. Если вы планируете передвигаться на поезде - берите билеты только в первый класс и обращайте особое внимание на дни - если ваша поездка попадает на пятницу или субботу, следует заранее позаботиться о билетах, так как их может просто не быть и вам придется ехать во втором классе, что мало отличается от поездки, скажем на дачу, в русских электричках стоя в жару в плотном окружение местным населением и соответствующем амбре. Если вы всё таки попали во второй класс - смело идите в первый. Туристов обычно не выгоняют из него, но вы хоть будете ехать не в толпе, сидя на сумках и с кондиционером. Дорога из Марракеша в Мекнес заняла почти 8 часов в купе с почти неработающим кондиционером. Я с ужасом представила такую же поездку летом в жару +40.
Добравшись до Мекнеса, мы были приятно удивлены ценой на такси, названной водителем - 10 дирхамов. Честно говоря, мы приготовились услышать цену не менее 50, затем пошел бы торг. Но с самого начала цена была приемлемой за довольно большое расстояние от вокзала до отеля. Наш второй рияд тоже находился в центре медины, и мы, наученные опытом, не велись на предложения проводить-показать дорогу, мы просто отшивали с такими предложения, иногда в грубой форме. Но это была наша ошибка: наученные наглым Марракешем мы автоматически перенесли весь негатив на весь Марокко. Но каждый город уникален. И итоге нас проводили прямо до дверей рияда, при этом даже не намекая на вознаграждение и даже немного оскорбились на несколько дирхамов в качестве чаевых. Как нам позже объяснил хозяин рияда - самая плохая ситуация с "гидами", провожатыми, назойливостью, попрошайками, обманом и разводом - в Марракеше. На севере страны народ более европеизирован, а так же в Касабланке и Раббате ситуация спокойная. Рияд в Мекнесе удивил своей опрятность, чистотой, нормальной ванной и туалетом. Выполнен в марроканском стиле, в центре медины - он совершенно отличался от предыдущего. Можно сказать, с этого момента начался наш нормальный отдых. На Мекнес нас был один день, пол из которого мы потратили на Волюбилис (занесен в список Юнеско). Рекомендую посетить эти развалины римского города, где было найдено большинство ценностей, хранящихся в музеях Касабланки, Раббата и т.д. Для поездки в Волюбилис было два пути - взять "гранд-такси" (мерседес на 6 человек и ждать пока народ соберётся) или "petit taxi" (только для вас). Мы скооперировались с девушкой из Австралии и поехали вместе на маленьком такси. Причём, если бы не помощь полицейского (цену нам ломили 450 дирхамов-45 евро), а он договорился за 250 туда и обратно. Таксист попался очень приятный и добрый человек. Он не только нас аккуратно довёз (таксисты носятся с бешенной скоростью), но и подождал там часа 2-3, и отвёз обратно так же спокойно. По дороге останавливался в красивых местах для фото, рассказывал об истории. В общем, очень приятный человек. От чистого сердца мы решили дать ему хорошие чаевые, от которых он долго отказывался, но в итоге взял. По времени дорога заняла минут 20, Волюбилис в 45 км от Мекнеса. На обратном пути видели перевернувшуюся машину и толпу зевак.
О дорогах: как таковых правил дорожного движения в Марокко нет. За всю поездку видели только несколько светофоров в Раббате и Касе, но все участники дорожного движения каким-то чудным образом сами регулируют его... По мановению волшебной палочки на большом перекрёстке один поток машин останавливается, другие начинают ехать. К этому примешаны ослики с повозками, мотоциклисты, прогулочные коляски, автобусы и трамваи. И все сигналят. Чем громче - тем лучше. Будьте осторожны даже на пешеходном переходе - это не гарантия что вы правы. Честно говоря, после спокойной в этом плане Европы, движение в Марокко нам казалось просто русской рулеткой. Как я сказала выше, в целом состояние машин оставляет желать лучшего. Новые иномарки мы встречали только в Раббате и Касе. Основной автопарк составляют машины старше 20 лет, ужасно дымящие. Так что экологическая обстановка в городах оставляет желать лучшего.
Итак, после Волюбилиса пол дня на осмотр Мекнеса вам вполне хватит. Центральные ворота, длинная стена, водный резервуар и зернохранилище.. Вот почти и всё. Но в целом Мекнес нам очень понравился и приятно удивили люди своей доброжелательностью после Марракеша.
Далее по плану был один день в Фесе. На поезде от Мекнеса он находится максимум в часе езды. Затем от вокзала на такси до медины (цены чуть дороже - 20 дирхамов) и самостоятельная прогулка по медине. Мы то и дело примыкали к туристическим группам то китайцев, то немцев только из-за того, чтобы не потеряться и найти все достопримечательности на карте. Стоит посетить несколько медресе (мозаика и резные колонны просто потрясающие), а так же не забудьте посмотреть место обработки кожи - впечатляющее зрелище! Я уверена - нигде в мире такого больше нет! Только вот запах на километры вокруг...Запах аммиака, отходов, красителей...Без веточки мяты не обойтись. Найти это место довольно сложно, так что примкните к группе туристов Ещё хочу рассказать о Фесе и трюках его жителей: возле входа в какое-нибудь медресе или мечеть, стоит девочка (что уже вызывает доверие), европейски одетая и говорящая на английском и предлагает посмотреть на мечеть и на всю медину с крыши дома, где всё как на ладони. Конечно, не бесплатно и от чистого сердца. Но если вам интересно - вполне можно подняться и посмотреть, потом она вас выведет на нужную улицу... Стоит это примерно 10 дирхамов (1 евро), но тут дело не в цене, а у хитрости. Впрочем, к таким людям у меня претензий нет.
Ещё один момент хочется отметить, при средней заработной плате в 200-300 евро, неприятно удивили цены на поезд - например билеты на двоих из Марракеша до Мекнеса стоили больше 50 евро, из Мекнеса в Фес в обе стороны около 15 евро на одного, т.е. для местного населения особо не покатаешься... Но поезда забиты обычно..... Этого я не поняла.
Затем по плану была Касабланка. Вполне современный город с трамвайными путями. Медина спокойная. Из достопримечательностей рекомендую мечеть Хасана 2 и экскурсию по ней. В европейской части по вечерам спокойно и многолюдно, масса мест покушать национальную кухню, а так же полно макдональдс, KFC, BK и т.д. В Касабланке случилась одна история: гуляли вечером по европейскому центру. И вдруг я почувствовала прикосновение к плечу, сначала подумала что это муж, но когда повернулась, то лицом к лицу столкнулась с попрошайкой, который тянул ко мне свои грязные руки, пытался трогать и что-то мычал. Я сказала "нет" и мы пошли дальше. И тут он трогает меня снова за плечо, я развернулась и крикнула на английском "не трогай меня!" и мы продолжили путь. Как потом оказалось, он бросил в нас бумажку. Это увидели местные люди, которые шли за нами. Они налетели на попрошайку, начали кричать, пинать ногами, ругаться на всю улицу. Мы поспешили убраться прочь.
В Касабланке мне очень понравились колониальные здания, построенные французами. Но к великому сожалению, с тех пор как они ушли, здания пришли в упадок, не реставрировались. Такое чувство, что местное население совершенно не озабочено внешним видом зданий. На улицах даже в европейских частях, грязно, мусорок не найти, всё бросается на улицы и воняет, испражняются тоже на улицах, особо никого не стесняясь.. К этому надо привыкнуть. Но в Касе мы чувствовали гораздо спокойнее и комфортнее. Ещё момент: в некоторых кафе нет даже меню, и официант может назвать любую цену. А поскольку мы туристы - цена как правило завышена раз в 10. Так в одном кафе нам продали колу за 20 дирхамов, я ради эксперимента спросила местную девушку в том же кафе о стоимости её колы - оказалось для неё кола стоила всего 1,5. Вот такой развод.
На день скатались в Раббат. После всех приключений ранее, Раббат удивил своей европеизированностью. Много людей в современной одежде, в том числе много девушек, красивые современные здания, новые машины, хорошее движение, светофоры, полиция, магазины. Посетите археологический музей недалеко от вокзала, затем недостроенную мечеть (не помню кого) на берегу пролива, разделяющего Раббат и Сале, а так же голубой город там же с прекрасным видом на океан.
По возвращению в Марракеш, мы поселились в новом городе в нормальном отеле, где вечером было спокойно гулять, на улицах была охрана и выгоняла попрошаек и остальных людей, мешающих отдыхать. В общем, вполне спокойно и комфортно.
Мой вывод по Марракешу - не селитесь в медине. Туда лучше ходить как в зоопарк за марроканской экзотикой и возвращаться в нормальный отель с чистой постелью и хорошим душем. Посетите в Марракеше сад Мажорель - прекрасное место отдыха в жаркий день. Правда на пути туда нам встретился вполне приличный мужчина, который сказал, что сад закрыт сегодня и нам не стоит туда идти. Не слушайте таких людей и идите. Сад, конечно же, был открыт. Зачем так попусту трепать языком и сбивать с толку туристов - не понятно. Мы списали это на местные особенности.
Мы никогда не испытывали проблем с английским, как я читала перед поездкой. Все прекрасно общаются на французском тоже. Так что можно попрактиковать свои знания.
В целом поездка нам скорее не понравилась, чем понравилась. Не думаю, что мы поедем туда ещё раз. Ещё раз прошу прощения за свои грубые слова в отношении местного населения и марроканской действительности, но я высказала сугубо наш опыт и впечатления от поездки в Марокко.
14/01/2013 10:04
Материалы по теме
- Страны: Марокко
- Города: Касабланка; Марракеш; Фес; Мекнес
- Отзыв о поездке: Марокко. Полезные советы, октябрь 2012
- Фоторепортаж: Октябрь в Марокко, 28.11.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.