Несколько тому по поводу открытия в Таллине музея оккупации было сломано немало копий. Кто-то умилялся, кто возмущался, кто-то насмехался, я же, недавно посетив его, сильно удивился. То есть оно, конечно, понятно, что когда работников набирают по принципу правильной национальности и политической благонадёжности, это сказывается на итогах их деятельности, но чтоб настолько... Впечатление, что создатели мемориала понятия не имеют о работе с архивами, собирании коллекции и прочей музейной ерунде, а просто понатащили в зальчик 25 м Х 25 м всё, что наскребли на блошиных рынках и складах металлолома...
Итак, я поведу тебя в музей, сказала мне сестра (ц): Стилизованные паровозы с первого снимка должны изображать схожесть СССР и Германии. Следующее доказательство оккупации почему-то "инвалидка", хотя подобные машины в Эстонской ССР выдавались лицам разных национальностей, в т.ч. и калекам-эстонцам.
О свирепых буднях оккупации напоминает обшарпанная телефонная будка:
Кстати, телефония в вольнолюбивых головах создателей музея прочно связана с иноземным захватом, причём необязательно советским. Раздел, отданный немецкой оккупации, также обогащён телефоном - и игральными картами. А ещё почему-то финским мундиром. Наверное, я прогулял в институте ту лекцию из истории международных отношений, на которой рассказывалось о финской оккупации Эстонии.
Такое впечатление, что музейщиков детстве то ли били, то ли даже насиловали телефонными трубками - столь широко они представлены в музее, будто это какая-то выставка "100 лет эстонской телефонии".
Про туалетную бумагу не знаю, что и думать. Надеюсь, в эстонский быт её привнесли всё же не сталинские сатрапы. Целый угол в музее отдан приборам - немым свидетелям способности захватчиков извлекать звуки и слова даже из дерева:
Не вполне понятно, к чему на витрине паспорта и профсоюзные билеты граждан Эстонской ССР, которые подтверждают лишь их равноправие с остальными советскими людьми. Табличка "Двор для прогулки арестованных" возможна только в тоталитаризме. В независимой Эстонии нет нет ни тюрем, ни двориков в них, ни слёз, ни воздыхания.
Как я есть беспартийная сволочь, всегда считал логарифмическую линейку предметом сугубо аполитичным. Эстонские же музейщики узрели в ней орудие угнетения, как и бутылках водки. Последнюю жертвам оккупации спаивали, видимо, насильно.
В детстве я не понимал предназначение этих устройств, но мне в голову не приходило, что и они служат угнетению народов, особенно их лучшей половины:
Кто-то обманул таллинских музейщиков, сказав им, что на самом деле в этих автоматах газировали не воду, а людей:
После всего увиденного недоумеваю, заметив на таллинской мостовой люк с советским ГОСТом. Отчего его не перенесли в музей оккупации?
Не спрашивайте меня, кто носил эти латы с музейной стены. Одно несомненно - какие-то оккупанты. Наверное, веке в четырнадцатом, но, надеюсь, хоть в этом Советы не виноваты.
Наконец, извиняюсь за качество, может, кто сподобится увеличить, для остальных расскажу своими словами. Этот документ первым попался мне на глаза в сборнике, продающемся в музее. В документе с возмущением говорится о судьбе некого гражданина, несправедливо арестованном НКВД, содержавшемся в нарушении законов в тюрьме, где в итоге вскоре и умер. Завершается бумага требованием разобраться в происшедшем беззаконии и наказать виновных. Подпись: прокурор такой-то, 1946 г. Для оккупационного режима несколько странно. Мыслимо ли подобное обращение со стороны германского рейхспрокурора в таллинское гестапо в связи со смертью там какого-то эстонца?
22/08/2011 13:28
Материалы по теме
- Страны: Эстония
- Города: Таллин
- Отзыв о поездке: В Таллинн на выходные, май 2005
- Фоторепортаж: Таллин, 21.09.2000
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.