Морозным лютым январём прошлого года меня занесло на улан-баторское кладбище. Искал могилу вождя монгольской революции Сухэ-Батора. Кладбище не обычное, а специальное, мемориальное. То самое Алтан-Ульгий, куда возят туристов. Буквально "Золотая колыбель" - место захоронения монгольских знаменитостей, государственных деятелей и прочих выдающихся людей.
Чимээгүй хот - "беззвучный город". Так по-монгольски называют кладбище. Вообще, погребение в земле у монголов не практиковалось никогда: тела умерших просто оставляли на съедение птицам и зверям. Если кому интересны весьма натуралистические подробности - прошу, их есть у меня, отдельно. С приходом новой народной власти "варварский" обычай постепенно искоренили, хотя в отдалённых сельских районах, в худо́не (хөдөө - глубинка, глушь) он бытовал ещё и в 1950-е годы. В последнее время, на волне "возрождения", повышенного внимания монголов к собственным национальным традициям, некоторые ревнители "старого доброго" вновь принимаются хоронить усопших так, как делали это предки. Мне довелось быть тому свидетелем в странствиях по пыльным дорогам Монголии. Но это уже другая история.
Как видно на первом снимке, убранство надгробий аскетично. Никаких огромных памятников, мраморно-гранитных нагромождений с балясинами, никаких оград со скамейками и столами. Ряды простых вертикальных каменных плит. И ещё: по монгольскому обыкновению, всё на могиле должно быть сделано сразу и полностью, в день похорон. Никаких памятников и оград потом, через год или два, не ставят и не заменяют прежних на более пышные.
Здесь упокоился генерал-майор:
А это почётный чекист, полковник. Справа от него ещё генерал-майор, слева заслуженный работник транспорта.
А вот партизан монгольской народной революции:
Заслуженный лётчик, совсем молодой:
Среди монгольских могил вдруг - надгробие: "Дэд профессор багш Григорьева Маргарита Николаевна, 1932-2008":
Дэд профессор - "вице-профессор", багш - педагог, учитель. Кто она? Ведь не сама же по себе? Видимо, похоронена рядом с мужем. Когда была молодая, как раз расцветала советско-монгольская найрамдал-дружба, много монголов училось в Союзе, много наших работало в Монголии. Нередки были смешанные браки. И после распада Союза, после отдаления Монголии, многие русские остались здесь, с жёнами, с мужьями. Приросли. Может, и Григорьева из таких вот русских жён.
Не видел, чтобы монголы носили на могилы цветы. Но на них приходят и теплят такие вот печурки, греют озябшие души::
Под горой - безыскусный мавзолей Сухэ-Батора и его преемника Чойбалсана, "монгольского Сталина". Окружён забором, не пускают:
Внутри за стеклом - всего лишь бюсты. Но кажется, что они там стоят и смотрят, смотрят. Прах Сухэ-Батора попал на Алтан-Ульгий не в первый раз: сначала это было сразу после смерти в 1923 году. Позже тело вождя перенесли в мавзолей, подобный пристанищу Ленина, построенный на главной площади Улан-Батора. Туда же поместили и тело умершего в 1952 году Чойбалсана, которого, по конспирологическим слухам, отравили советские чекисты. И лишь в 2005 году тела обоих правителей кремировали с соблюдением буддистских обрядов, а прах упокоили на Алтан-Ульгий. Здесь же, кстати, похоронен и последний "советский" глава Монголии Ю. Цэдэнбал.
26/07/2012 06:44
Материалы по теме
- Страны: Монголия
- Отзыв о поездке: Монголия. Тэрэлж, октябрь 2011
- Отзыв о поездке: Под защитой Чингисхана, апрель 2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.