Первое, что я слышу, когда речь заходит о таком дальнем путешествии, что это дорого. Только потом друзья говорят, что очень долго туда добираться своим ходом. На самом деле, когда мы собирались в эту поездку, то я думал полететь на самолёте и там взять напрокат машину. Однако после поверхностного анализа цен на транспорт с 4-мя ведущими колёсами стало очевидно, что придётся ехать туда на своей машине.
Особенностью данной поездки был подсчёт финансовых трат на всё: я записывал в блокнот любые траты, которые нас сопровождали во время этого путешествия.
Как добраться до Исландии
Чтобы ответить на этот вопрос кто-то начинает считать "упущенную выгоду" от времени, проведённого на работе и возможности заработать за это время денег. Я не такой. :) Поэтому, буду считать выгоду от затраченных денег непосредственно на путешествие.
Самое лучшее время путешествия в Исландию - вторая половина июля и середина августа. В это же время и самые высокие тарифы.
1. Если мы смотрим отправление самолёта 3 августа, а обратно 17-го августа, то вот что мы получаем: прямых рейсов из Москвы нет. Самое дешёвое предложение у "Аэрофлота": за 27036 рублей на человека с пересадкой в Хельсинки. Жителям "северной столицы" - Санкт-Петербурга, повезло больше: они могут полететь в эти же даты прямым рейсом "Iceland Air" за 20941 рубль, или на 6095 рублей дешевле.
www.onetwotrip.com
2. В Санкт-Петербург можно доехать на поезде примерно за 4500 рублей на человека в купе.
www.tutu.ru
3. Паром отправляется из датского города Hirtshals, что на самом севере королевства. Оттуда даже видно побережье Норвегии. Каждый вторник, в 11:30, паром отчаливает и берёт курс на Фарерские острова (разгрузка/погрузка на следующий день в 17:30), а затем и в Исландию: причаливает в Seyðisfjörður в 09:30. Официальный сайт: www.smyrilline.com
4. На изображении ниже предельно понятна зависимость цен от сезона:
Синий - высокий сезон (21.06.13 - 16.08.13)
Жёлтый - средний сезон (11.05.13 - 20.06.13 и 04.08.13 - 27.09.13)
Зелёный - низкий сезон (01.04.13 - 10.05.13 и 14.09.13 - 23.12.13)
В остальное время паром не ходит. Все цены указаны в евро.
5. Помимо собственно машины и пассажиров нужна каюта. Банально, но факт: некоторые спят все двое суток в коридорах на полу. Вот так в буквальном смысле "по-походному", то есть в спальных мешках.
6. Про каюты стоит рассказать подробнее, ведь на них можно существенно сэкономить. Самые интересные с точки зрения их дешевизны - "кушетки" (Couchettes). Они имеют как 6, так и 9 мест, расположены под автомобильной палубой, не имеют окна, туалет и ванная комната находятся на этаже. Нет постельного белья. Другими словами, ночевать здесь чуть лучше чем в коридоре.
7. Если не хочется спать на "галерке", то есть еще шесть вариантов: 4-х местная каюта с окном и без; 3-х местная каюта с окном и без; 2-х местная каюта с окном и без. Они все идентичны друг другу, только меняется количество кроватей, а в каютах без окна нет холодильника.
8. Что касается нас, то мы плыли в 2-х местной каюте с окном (bunk berths). Кстати, все цены, что указаны выше - в одну сторону. Смело умножайте на два. В 2011 году мы потратили на этот паром 92271 рубль.
9. Чтобы заехать в паром в Дании нужно туда как-то добраться. Самый простой и быстрый путь - через Польшу и Германию. Это примерно 2650 километров в одну сторону. На этом пути лучше сделать 3 остановки на ночёвку, считая ночёвку в Hirtshals перед отплытием, в Бяла-Подляске в Польше сразу после границы и где-нибудь в Германии перед Данией. Если бы мы так и ехали (а ехали мы не так, и на то были свои причины), то преодолевали бы каждую сотню километров автомагистралей, потребляя никак не меньше 11 литров дизеля. При средней цене топлива 53 рубля, можно предположить, что на дорогу в одну сторону может потребоваться около 15500 рублей. Три ночёвки в отелях обойдутся еще примерно в 8500 рублей за 2-х местный номер: всё зависит от того, что это будет за отель. Так же надо учитывать, что свободные места в Hirtshals рядом с паромом очень быстро заканчиваются ещё за несколько месяцев до даты заселения. Питание на всём пути я учитывать не буду, так как это очень индивидуально.
Короче говоря, дорога до Hirtshals и обратно на автомобиле почти гарантированно "съедает" из бюджета поездки 45000 рублей.
Передвижение по Исландии
Прокатных контор в Исландии достаточно много. Вот некоторые из них:
http://geysir.is
http://hasso.is
http://www.travelnet.is/Transportat
http://www.travelcarsiceland.com
http://www.travelsupermarket.com/c/chea
http://www.icelandcarrental.is
https://www.hertz.is/rates.html
http://www.travelcarsiceland.com
http://www.holdur.is/en
10. Примерная калькуляция стоимости аренды машины типа Suzuki Grand Vitara 4WD на 13 дней: 2615 евро или 106 120 рублей в geysir.is. Можно найти и дешевле, но в июле - августе найти "вкусное" предложение будет непросто или его не будет вовсе.
11. Машина покрупнее обойдётся уже дороже: 3895 евро или 158 065 рублей. И на страховке лучше не экономить: если утопите её в реке или проверите на прочность в кювете и не будет страховки, то все затраты по восстановлению лягут на Вас.
Топливо
Бензин и дизель в Исландии, субъективно, не самого высокого качества. Цены с 2011 года изменились и сейчас составляют 254,5 ISK = 65 рублей за 95-й и 249,3 ISK = 63,6 рублей за дизель. Некоторые АЗС работают в автоматическом режиме: авторизируете карту, заправляетесь, происходит списание, получаете чек. При авторизации иногда надо указать сумму, на которую предполагаете заправиться, поэтому надо взять калькулятор и посчитать её в ISK перед тем как вставите карту в приёмник.
Практический совет тем, у кого имеющийся бак не обеспечивает достаточную "автомномность": надо брать с собой канистру. Такая же опция предлагается и для прокатных машин. Особенно это касается "паркетников" с 55-60 литровым баком. Дорога до Askja потребует автономности около 300 километров по пересечённой местности и бродам. И это только если Вы собираетесь проехать по F88 туда и обратно. Поэтому если будет желание съездить там ещё куда-то, то автономности одного бака не хватит почти наверняка. Нам 82-х литрового бака хватило на 560 километров.
Всего по Исландии мы проехали 3012 километров, потратив 448 литров дизеля на 26 500 рублей. Тогда один литр стоил 58 рублей.
Колёса
12. Как такового бездорожья в нашем понимании в Исландии нет. Европейцы едут туда на подготовленных машинах, с лебёдками и на МТ резине. Лично моё мнение таково: это всё перебор, можно ехать на обычной дорожной резине, чтобы сэкономить на топливе на автомагистралях. Однако, есть один нюанс - камни. Только одна единственная дорога (и то не вся) вокруг острова №1 и сеть дорог на юго-западе (вокруг Рейкьявика) имеют асфальтовое покрытие. На остальных - камни. Они самых разных размеров и очень много острых. За наше путешествие мы неоднократно наблюдали, как путешествующие меняли свои колёса на "запаску". Самое вероятное, что может случиться с колесом - боковой порез. И только по этому не стоит туда ехать (если Вы поехали на своём авто) на дорожной резине: как минимум нужна резина АТ. После возвращения с Исландии на моей МТ обнаружено: 3 боковых пореза и одна грыжа. Это не считая того, какой ущерб нанесли камни самому протектору (все колёса остались в строю).
Эту МТ резину я купил специально под поездку.
Проживание 13. В Исландии можно останавливаться в отелях, хостелах, фермерских домах и, конечно же, в палатках в кемпингах. Именно палатка была нашим основным пристанищем ночью. Только одну ночь, перед отплытием, мы провели в отеле.
Список полезных сайтов для планирования ночлега:
http://hoteledda.is/en
http://www.farmholidays.is/Home
http://www.hotelhighland.is/
http://www.eurobookings.com/destination
http://www.hostel.is/map.asp?cat_id=4
http://www.enjoyiceland.is/Places/All_R
Самый типичный кемпинг предлагает туристам: ровную площадку под палатку, электророзетки, туалет, душ, стиральную машину, кухню и другой набор услуг. Душ, как и всё кроме туалета, платный, стоил около 50 рублей за 4-5 минут. Термальные источники, кроме Myvatn Nature Baths и "Голубой лагуны" - бесплатны.
Опытным путём выяснили, что брать с собой кемпинговую мебель не имеет смысла: постоянно дующие ветра и падение температуры ночью, вкупе с изменчивостью погоды, делают совершенно некомфортными вечерние и утренние посиделки. С нас хватило 2-3 раз, чтобы полностью отказаться от стола с двумя креслами и перенести нашу походную кухню в тамбур палатки.
Встать в кемпинге палаткой (одна машина, двое взрослых): 540-595 рублей
Одна ночь в отеле обошлась нам в 4053 рубля.
Питание
Тут всё очень индивидуально, но тащить продукты с собой из Москвы не имеет никакого смысла (только если крупы, типа гречки, или специи). Основная причина, по которой этого делать не стоит, - прохождение таможенного контроля при выгрузке с парома. Более чем вероятно, что Вас отправят на досмотр. Мало того, что потерять на этом придётся несколько часов, так ещё и машину выворачивают практически наизнанку.
Покупать продукты в Исландии лучше всего в супермаркетах сети BONUS: http://www.bonus.is
Картография
Очень хорошую карту для Garmin можно взять ЗДЕСЬ А вообще, самым лучшим выбором будет посещение офиса туристической информации и покупка атласа с путеводителем. Все дороги и перекрёстки, даже в центре острова, имеют информативные указатели. В такой ситуации пользование электронными гаджетами становиться чисто вспомогательным.
14.
15.
16.
Прочее
Что могу посоветовать сделать в Исландии:
- покайфовать в Myvatn Nature Baths или "Голубой лагуне";
- покататься на исландской лошади;
- попробовать в Myvatn хлеб, который испекли в недрах земли.
Заключение
Теперь, пожалуй, самое интересное: общая сумма наших расходов в Исландии. Для более наглядного представления я разделил все транзакции на группы:
На паромные переправы потрачено 94217 рублей;
На питание потрачено 35557 рублей;
На топливо потрачено 26500 рублей;
На ночёвки потрачено 11514 рублей;
На билеты в Myvatn Nature Baths, сувениры, карты, катание на лошадях и прочее, потрачено 32774 рубля.
Итого: 200562 рубля.
Сюда надо прибавить стоимость дороги до парома в Hirtshals и обратно до дома.
Задавайте вопросы. Вполне возможно, что я про что-то, интересующее именно Вас, забыл написать. Я дополню этот пост.
Все части путешествия в Исландию: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9
08/04/2013 10:34
Материалы по теме
- Страны: Исландия
- Отзыв о поездке: По краю кипящего котла, август 2012
- Отзыв о поездке: На краю света, или волонтерский проект в Рейкьявике, июль 2011
- Статья: Краткий путеводитель по Исландии, 08.02.2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.