Хорватская часть нашего трехнедельного автостопного турне по Балканам началась с пересечения границы, на которую мы пришли пешим порядком. Хорватская пограничница долго узнавала, где мы собираемся жить, что делать, и вообще с какой луны свалились. Мы знали, что правда на нашей стороне - летом для посещения Хорватии россиянам не нужны ни визы, ни приглашения, ни брони. Поэтому пообщавшись минут десять, спокойно направились в сторону Дубровника. И сразу же застопили двух немецких айтишников на Ауди. Полчаса - и мы в Дубровнике!
Потом был еще Сплит, Задар, Плитвице, Загреб, в общем, целое море впечатлений.
В Дубровнике мы прожили добрые четыре дня - сам город просто потрясающий, к тому же удалось найти замечательную поляну среди кедров, у самого моря. Наша палатка разместилась там просто чудесно.
Почти все пляжи в городе - каменные, но камни эти покрыты тиной, поэтому спуск в воду не затруднен и даже приятен. Хоть на попе съезжай.
Ну и, самом собой, потрясающе красивый Старый Город. Жемчужина Адриатики, шутка ли дело.
В Дубровнике множество музыкантов, уличных артистов и прочих товарищей. В общем, жизнь кипит.
Порой встречаются и вовсе любопытные персонажи.
Прожив в Дубровнике несколько дней, мы решили рвануть наконец в Боснию - в Мостар и Сараево. Тут вышла неувязка - полдня отчаянного автостопа, мы наконец-то на границе... Но в страну нас не пускают, увы и ах. Нужно приглашение, бронь отеля, хоть что-нибудь. Вот так, я считаю, и надо узнавать все подробности визового режима с различными государствами - приехали и прямо на месте разобрались))
Так и получилось, что еще на пару дней мы зависли в Дубровнике. А потом двинули дальше на север, в Сплит. Чем дальше мы забирались на север - тем хуже становился автостоп. 200 километров до Сплита проезжаем часов за семь. То ли еще будет...
Забавно, что из Дубровника уезжаем на той же машине, что и три дня назад. Человек нам порадовался!
Дорога из Дубровника в Сплит подразумевает небольшой (километров 9) участок боснийской территории. Его мы пересекаем с испанцами под громкие звуки фламенко. Незадолго до этого на обочине нам на попался кошелек с 20 кунами (порядка 100 рублей) и проездным на имя какого-то хорватского мальчугана. На границе очередь и нам думается - так и начинаются обычно лихо закрученные драмы - сейчас окажется, что парень уже месяц как пропал; нас, разумеется, обыщут; само собой, найдут его кошелек, ну и гнить нам, в общем, в боснийской тюрьме пожизненно.
Но нет, граница все-таки чисто формальная, поэтому несемся в Сплит! По дороге мы узнаем, что местный Хайдук сегодня играет в Лиге Европы с румынским Динамо. Не узнать сложно - чем ближе к Сплиту, тем больше набитых фанатами и увешанных флагами машин. Глаза наши загораются - хотим на стадион!
Дорога оказалась напряженной. По пути мы познакомились с юным далмацийцем, который придумал очаровательный план: поехать на Камчатку автостопом (то что дорог нет - не аргумент), чтобы добыть там шкуры каких-то ластоногих и озолотиться. "This road is dangerous, many people die here," - вещал нам новый знакомый, свесившись на две трети из фургона. Такие они есть, далмацийцы.
В Сплит мы приезжаем не так чтобы в последний момент перед матчем, но незадолго до него. Ура!
Проиграв на выезде 1:3, дома Хайдук выигрывает 3:0 уже после первого тайма. На том и порешили с румынами, второй тайм проходив пешком.
Ну а мы следующие два дня посвятили прогулкам по набережной, изучению дворца Диоклециана, выпиванию вина и поеданию фруктов. Сплит удивительно красивый! Одно но - от моря часто пахнет чем-то не слишком вкусным. То ли водоросли, то ли еще что - непонятно.
Пресытившись Сплитом едем дальше, в Задар. На знаменитую поющую набережную. Тут автостоп получился совсем отчаянным - в одном место мы простояли три часа, в другом еще пять. В итоге уехали, разговорившись с дедушкой из Дубровника на заправке. Мы ему починили дворник, а он довез нас до поворота на Задар. До самого города еще 10 километров, поэтому ночуем тут же, у трассы. А рано утром - о чудо - стопим первую же машину. И в 7 утра мы уже на той самой поющей набережной!
Хоть мы заранее и знали про ее удивительные свойства производить звук, похожий на орган, все равно очень удивились. "Черт, неужели это оно и есть?!" Правда удивительно, когда из-под ног у тебя раздаются такие мелодичные и красивые звуки!
Днем тут уже полно народу. Некоторые прикладывают уши к отверстиям в набережной, тогда звуки становятся еще в три раза громче. А еще в эти отверстия так здорово шептать друг другу всякие гадости - слышно за много метров!
Задар, видимо, центр плавательных видов спорта (в Дубровнике вроде как особенно любят ватерполо, а в Сплите футбол). Мы обнаруживаем небольшой бассейн и вышку высотой метров 12 прямо в море. Конечно, не прыгнуть с нее нельзя, хоть и страшно до невозможности!
Не забыли здесь и про классиков.
Сам город в плане архитектуры, достопримечательностей и прочего не сказать чтобы очень впечатлил. Но после Котора, Дубровника и Сплита, будем справедливы, это сложно. Все равно Задар нам очень понравился!
Через день едем на автобусе на Плитвицкие озера. Последний автостопный опыт утомил необычайно! Автобус дорогой - порядка 5 рублей за километр. А Плитвице - потрясающе красивая череда небольших озер, соединенных водопадами.
Вход сюда стоит около 1000 рублей с человека. За эти деньги можно ездить через озера на небольшом пароме, еще по всей территории курсирует автобус, похожий трамвай. Мы решили обойтись без благ цивилизации и проникли на территорию, перешагнув через забор. Впоследствии оказалось, что и шагать не надо - в национальный парк ведет много разных дорог, троп и всего остального. В общем, вопрос сугубо личный - платить или нет. Но в целом по результатам двухдневных прогулок могу резюмировать, что если бы даже мы заплатили, то не пожалели бы.
Следующим утром, до появления туристов, я не преминул аккуратно постоять под водопадом, не нарушая местную флору и фауну.
После Плитвице направляемся в Загреб - после него уже только Белград, а там и Питер. В Загребе живем три дня вместе с доме двух гостеприимных братьев - Айвана и Марко.
Город совсем невысокий, 3-4 этажа, и выглядит совсем непохоже на все виденные на Балканах ранее. Скорее он напоминает Прагу или Вену (по крайней мере так нам говорили, сами мы не были ни в Праге, ни в Вене). Нам и тут нравится, хоть не любят друг друга жители Загреба и Далмации.
Кстати, в Загребе, по сути, бесплатный общественный транспорт. Точнее, формально платить надо (если едешь за пределы одной зоны), прикладывая к поручням какие-то загадочные пластиковые карты. Где их брать мы не поняли, зачем - тоже. Все местные жители тоже передвигались бесплатно.
Много времени мы проводим, посещая музеи - наивного искусства, современного искусства, этнологический... Наверстываем за всю поездку.
Местное современное искусство имеет должный градус абсурда, который не раздражает, как это часто случается (у меня по крайней мере - очень уж не люблю я слова "перфоманс", "инсталляция" иже с ними), а только радует. После осмотра, который заканчивается на третьем этаже, можно съехать в холщовом мешке вниз по трубе наподобие тех, что бывают в аквапарке. Скорость не ахти, но сама-то идея отличная.
На стенах города попадаются забавные граффити, к которым следуют английские комментарии задом наперед:
В Белград отправляемся на поезде, без проблем купив на него довольно дешевые билеты (порядка 800 рублей). Поезд идет около 6 часов, ничего плохого или хорошего сказать про местные железные дороги не могу. Хотя нет, хорошее могу - они намного дешевле автобусов.
В Белграде, среди стен Калемагдана, устраиваем себе прощальный банкет с вином и прочими радостями. В четыре часа утра мы уже почти одни. Будни для местного населения не помеха для ночных гуляний с гитарами и без оных.
Утром отправляемся в аэропорт, попав в еще одно мини приключение - расчеты наши оказались неверными, и динаров хватает аккурат на один билет, а времени на снятие денег уже нет. Так и доехали, по счастью не встретив контролеров.
Балканы были к нам очень гостеприимны! Спасибо!
11/11/2010 23:35
Материалы по теме
- Страны: Хорватия
- Города: Дубровник; Загреб; Сплит
- Отзыв о поездке: Еще раз про Плитвицкие озера. Мой опыт посещения, август 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.