В мае-июне 2010 г. я совершил автомобильный вояж по маршруту Тверь-Сплит и обратно. Подробные отчёты по 40 малым городам Польши, Чехии, Австрии, Словении, Хорватии, Венгрии и Словакии можно найти у меня в журнале, а сюда я буду постить разве что избранное и полезное. Начну с сугубо практических вещей.
Планируя поездку на своей машине на Запад и обратно через Белоруссию, надо иметь в виду следующие моменты.
1. С февраля сего года Россия и Беларусь находятся в едином таможенном союзе. Это значит, что таможенный контроль осуществляется только на внешних границах.
2. За факт транзита белорусы берут деньги, причём по прогрессивной шкале: 5 евро за первые сутки, а потом целых 20, если вы в сутки не уложились. Можно сколько угодно рассуждать, насколько правы белорусские власти в том, что не побуждают транзитных туристов остаться в стране подольше, но это пока что фактор, который надо учитывать.
3. В Белоруссии придётся посетить заправку, а также платить за проезд по магистрали Орша-Брест.
По пути на запад алгоритм действий примерно такой:
- заправить полный бак на российской территории. Бензин в Белоруссии дороже. Так, литр 92-го на данный момент стоит 29.6 рублей по сравнению с 22 в России.
- увидев очередь из фур, аккуратно (чтобы не задавить потерявших после долгого ожидания бдительность дальнобойщиков) объезжаем её слева. Готовим документы: паспорт, техпаспорт, зелёную карту.
- на совместном КПП предъявляем документы (паркуемся и заходим внутрь, если шлагбаум закрыт) и настойчиво требуем справку о пересечении границы (как она выглядит, я не знаю - мне не дали, и в результате я потом потерял кучу времени на внешней границе).
- едем дальше, уже по Белоруссии. Если трасса платная, по пути будут попадаться пункты оплаты. На трассе Орша-Барановичи я насчитал 4, возможно, до Бреста будет ещё 1-2. Платим полевро российскими рублями (сейчас берут 19). Кассир даст сдачи и чек.
- не дожидаемся, когда в баке закончится российский бензин и загорится лампочка! Заправки в Белоруссии встречаются реже, и есть риск не доехать. Заправляем полный бак, ибо в Польше/Литве цены уже вполне европейские, 45-50 руб/л. Далеко не на всех белорусских заправках принимают кредитки (логотипы я видел только на Лукойловских). Это удивительно, поскольку в стране в целом приветствуется использование кредитных карт; они принимаются даже в булочных и придорожных туалетах, но по части бензина политика иная. Если нет белорусских, на крупных заправках к оплате примут наличные российские рубли или евро. Цена на бензин везде одинаковая: она каждое утро назначается правительством и объявляется в новостях наряду с курсом валют и погодой, так что нет смысла искать где дешевле.
- на госгранице точно так же объезжаем фуры, первому постовому предъявляем паспорт (или просто сообщаем ФИО) и получаем обходной листок. Если пересекать границу с утра, очередь из легковушек небольшая и движется быстро, т.к. они в основном местные, и знают свой манёвр.
- паркуем машину, и с этим листком, техпаспортом и справкой с предыдущего поста идём к окошку "Автомобильный Контроль" платить за транзит. Берут только в валюте: 5 евро или 5 долларов, причём сдачу дают крайне неохотно и мелочью по 1-2-5 центов, так что готовьте заранее. Если у вас такой мелочи нету (и вы оказались на границе не ночью), ничего страшного: в здании погранпоста всегда найдётся окошко Беларусьбанка, где вам поменяют любые деньги (причём, вовсе не по жлобскому курсу, т.к. банк государственный, а в госучреждениях в республике строгий порядок). На некоторых погранпостах берут также в российских рублях, но на это рассчитывать не стоит. Таким образом, можно проехать всю республику и не париться с обменом денег на белорусские рубли.
Однако, если вы не запаслись отметкой о пересечении внутренней границы, вас ждут проблемы: отправят в главное здание (где вы встретитесь с длинной очередью не особо приветливых дальнобоев, стоящих в то же окошко) писать заявление, что вы находились на территории Беларуси менее суток и пересекали российскую границу через такой-то КПП.
- в обходном листке расписываемся в графе "Зелёный коридор" и идём сдаваться к таможенному окошку. На российский автомобиль никакой декларации заполнять не надо! Таможенник может попросить открыть багажник и поинтересуется наличием валюты, спиртного и сигарет. Не забываем получать печати в обходной листок во всех окошках.
- дальше предъявляем паспорт пограничнику и едем в направлении польского КПП. На выезде сдаём обходной листок дежурному.
- на воротах в Евросоюз при въезде под навес выключаем двигатель. Если впереди есть другие машины, сдаём паспорт и техпаспорт (зелёную карту даже не смотрят) подошедшему пограничнику, если очереди нет - то сразу в окошко. Пограничник заведёт с вами по-русски неспешный разговор "за жизнь" (а на деле посмотрит, насколько вы нервничаете и не путаетесь ли в ответах), попросит открыть багажник, поинтересуется наличием валюты, сигарет и спиртного. Такая ерунда, как наличие наклейки РУС или спасательного жилета их вообще не волнует. Немного постояв в сторонке пока проверяются ваши документы, можем ехать дальше.
По пути домой на восток:
- осторожно объезжаете длинную (несколько км) очередь из фур.
- проходите контроль Евросоюза (обычно быстро - ставят штамп в паспорт, и всё).
- медленно едете по стрелкам к белорусскому КПП, по пути получая обходной листок.
- предъявляете паспорт пограничнику. Просят припарковаться в сторонке, в соседнем ряду.
- идёте сами к окошку "автомобильный контроль" платить 5 евро за транзит. У меня как назло пяти евро не нашлось, но легко разменял у весёлой тётушки в окошке банка десятку на 5 евро и кучу белорусских. У неё же избавился от ненужных больше 29 злотых - то есть можно поменять любую, даже маленькую и некруглую сумму, ну разве что без центов или грошей :)
- потом подходит таможенник и просит открыть багажник. Интересуется наличием спиртного и мяса. Спиртного можно ввозить 2 литра, а вот колбасу - нельзя ни в каких количествах! Ящик пива обычно пропускают, хотя и смотрят, что за бутылки (второй я предусмотрительно спрятал в салоне, прикрыв курткой).
- закрываете обходной листок у дежурного на выезде, и свободны.
- заправляете полный бак. Впрочем, даже полного может не хватить до России, и тогда километров за 100 до границы вы столкнётесь с проявлением приграничного жлобства: на заправках в сторону России вдруг повысится цена (с 2870 до 2999 бел. рублей). Но вам всего-то литров 5 надо - только чтобы доехать до границы, так что и это не беда (но на всякий случай имейте НЗ в 15-17 тыс. бел. рублей). Сразу же за российской границей - десятки заправок на любой вкус.
- на КПП в сторону России даже не останавливают.
В общем, правила несложные, документов требуется немного, а поездка по Белоруссии доставляет массу удовольствия отличными и почти пустыми дорогами, радующими глаз пейзажами, вкусной едой в кафешках и даже магазинах, ухоженными городами и посёлками, а также комфортными и недорогими гостиницами со всеми удобствами. Приятных вам поездок!
20/07/2010 20:24
Материалы по теме
- Страны: Белоруссия
- Отзыв о поездке: Автопробег по Европе, июль 2010
- Отзыв о поездке: Трасса Минск – Москва, июнь 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.