Черногория. Зима. Логистика и прочие прелести



    Ну не было в европах снега той зимой - только на ледниках. Остальная природа ждала... И мы с ней ждали, ждали - и не дождались, потому что в наше время третье наступает уже после Нового Года... В какой-то момент появилась нетривиальная мысль - съездить в Черногорию, где, по непроверенным слухам, снег лежал. Появилась мысль, как водится, неожиданно, недели за полторы. Но даже, если бы она родилась сильно заранее, то никто готовиться к такой поездке все равно бы не стал - не наш это метод, изучать матчасть - пришел, увидел, а там по обстановке - так намного интереснее и веселее, особенно, если по возвращении в руки попадется какой-нибудь умный путеводитель или отчет дотошного и обстоятельного любителя путешествий.

    "О, так это и был на весь крещеный мир знаменитый мост Джурджевича!! Афигеть!". Впрочем, это не повод лезть в википедию выяснять, кто такой Джурджевич, и что думают по сему поводу анонимные авторы этого собрания премудрости...

    Группа товарищей числом 6 летела отдельно, из Москвы, а мне после поисков в интернете стало ясно, что Черногория, или, как ее называют - Монтенегро - является для остальной Европы некой монтенегро инкогнита, и регулярные рейсы туда зимой осуществляются исключительно местной авиакомпанией, сайт которой не сказать, чтобы шибко функционирует...

    После недолгих поисков нашлось три альтернативных варианта - возможно, их существует больше, но поездки на ночных поездах мне не по душе, хотя многих продвинутых путешественников хлебом не корми, а только дай вылезти утром из ночного поезда в блаженном помятом и немытом состоянии. Возможно, эта тихая радость проистекает вовсе и не от ощущения утренней помятости и немытости, а является следствием подсчета и упоительного пересчета судьбоносной суммы в инвалюте, съэкономленной на одной ночевке в гостинице, но мне, признаться, про такие тонкости самостоятельных путешествий неведомо... Да, отвлекся на лирику, пардон...

    Первый вариант маршрута - самый косой и романтический: поездка на авто до Мюнхена - перелет до итальянского Бари - паром до Бара - аренда авто. Плюсы: не требуется транзитная хорватская виза.

    Минусы: самолет прилетает в Бари за сутки до отправления парома.

    Второй вариант - перелет до Клагенфурта (Австрия) - аренда авто и переезд порядка 1000 км.
    Сплошные плюсы: дешевые авиабилеты, дешевый рентакар.
    Минусы: необходимость получать хорватскую транзитную визу и отсутствие в Клагенфурте рентакаров, выпускающих свои авто в Черногорию. Поэтому вариант отпал.

    Победил третий вариант: перелет до Загреба - аренда авто - переезд в Черногорию (800 км). Хорватские рентакары, хотя и дороже австрийских раза в 2, но свои авто в Черногорию выпускают. Может, потому они раза в 2 и дороже.

    Вопрос с визой решился неожиданно просто - проезжал случайно мимо консульства Хорватии, зашел туда за 5 минут до начала обеденного перерыва (стал, по-видимому, их первым посетителем в тот день) - выслушал извинения по поводу того, что мне, такому красивому, вообще необходима виза - и, заплатив 30 евро, вышел через 15 минут с транзитной визой на 3 дня пребывания и 2 въезда. (О необходимости получения хорватской транзитной визы меня любезно проинформировали на форуме www.forum.crnagora.ru). Карты дорог Черногории отсутствуют как в продаже, так и в сети, поэтому я просто вырвал две страницы из европейского атласа автодорог в среднем масштабе. Да и то, сколько их - тех дорог черногорских... Две с половиной...

    Перелет до Загреба прошел беспроблемно, тут же в аэропорту поменял деньги на местные тугрики - при обмене долларов требуется предъявление паспорта - и получил машину. В 13.00 выдвинулся - особо торопиться я не собирался, группа товарищей должна была прилететь в Подгорицу только через 2 дня - поэтому гнать ночью до Черногории не пришлось. Автострада - платная - пока доходит только до Сплита, а дальше по побережью идет обычный серпантин с плотным траффиком и обилием населенных пунктов. В темноте, еще украшенные после Рождества, эти городки выглядят весьма привлекательно.

    Как обычно бывает, выбор жилья при множестве пустых отелей и плакатов о сдаче комнат вызвал затруднения - чай не тот случай, чтобы при всем богатстве выбора не было ДРУГОЙ альтернативы, поэтому я без остановок доехал в полной темноте до центра Дубровника и к 21.00 осел в каком-то пристойном безликом отеле на набережной за 60 евро, причем оплату приняли именно в этой валюте. Осмотрев ранним утром город и купив на стихийном рынке в старом городе пару кило свежесобранных мандаринов по 1 евро/килограмм, выехал в сторону Черногории. Логичной мне показалась дорога через Боснию, ибо ехал я в поселок Жабляк в Дурмидоре, куда через безвизовую для граждан РФ Боснию ведет самый короткий путь. На карте поворот на Боснию виден отчетливо, но это только на карте... Пару раз проскочив мимо поворота по причине полного отсутствия указателей, но зная, что дорога должна ответвляться где-то здесь, начал опрос местных жителей. Общение с братьями-славянами оказалось таким же простым, как и с какими-нибудь братьями-тутси или братьями-шумерами. В родственных языках нашлось только одно близкое слово - "Босния" -, сопровождаемое понятным братьям-славянам вопросительным жестом руки: "направо или налево?".

    Короче, на дорогу, напоминающую раздолбанный проселок, я попал и, вскоре, после приятельской беседы с женатым на русской даме хорватским пограничником о видах на снег в Жабляке, был пропущен на нейтральный участок пути. В конце его стоял одинокий деревянный вагончик с незнакомым флагом. Я законопослушно остановился у форпоста гордой независимой Боснии, но он казался заброшенным, как, скажу забегая вперед, и вся Босния. Минут через пять мне надоело ждать, и я тронулся в путь. Отъехав метров на 300 и случайно глянув в зеркало заднего вида, я заметил мужика с автоматом, резво выскочившего мне вслед. Пришлось развернуться и объяснить жестами, что намерения заниматься диверсионной деятельностью у меня сегодня типа не было, а сами мы типа спортсмены, в Жабляк поганый типа едем через прекрасную Боснию, жемчужину Балкан...

    Лирическое отступление. О братьях-славянах и интеллигентских комплексах.

    Я себя интеллигентом не считаю - не сострадаю я народу потому как. А вот есть у меня старый университетский приятель Митя - назовем его так. Хотя бы потому, что его так и зовут. Митя - он créme de créme. Родители - известные археологи. Дядя Юз - еще более известный писатель, хотя и хулиган. Когда-то просто толстый, а сейчас, возможно, даже очень толстый брат Петя - еще один писатель. Серьезный, говорят, - я не читал... А сам Митя просто интеллигентен. Я бы даже сказал - образцово интеллигентен. И практически не пьет при этом. Ну, может стакан бордо иногда. И очень любит народ. Чувствует, наверное, свою вину, что он, Митя, родился среди всяческих культурностей и прочих толстых литературных журналов, а вот в приходскую школу в лапотках ему по снегу бегать и не довелось. Довелось лишь в небезызвестную 57ю - не свезло ребенку. И потому ходит он с юности во всяком рванье - чтобы быть ближе к народу, не отличаться от него и внешним своим видом не оскорблять. Но народ-то за полушку не купишь - куды ж интеллигентский выговор денешь, даже если и армяк нацепить... Пойдем с ним как-нибудь с моего похмелья в калужскую деревню - соленых там каких огурцов приобресть - и Митя начинает с народом беседовать о житье-бытье. О погоде. О ценах. О видах на урожай... Так, бывалочи, стоит у калитки и битый час беседует с бабулькой какой за жисть. А потом попросит огурцов соленых продать - а ему: "да у нас самих не хватает, антилигентов понаехало еще тут всяких!". Мите что - он вину свою историческую искупает, а мне рассолу с утра хочется.

    К чему я веду-то... Так и я, въехав весь такой в Россиньоле с головы до ног, в полунищую Боснию и Черногорию, неожиданно ощутил в организме сострадание к братскому народу, для которого мы, судя по заверениям риэлторских сайтов, братушки и друзья навек. И, поддавшись позывам зарождающегося интеллигентского комплекса, начал творить добро. Нет, я не стал, конечно, раздавать детям десятки и двадцатки, поить половозрелое мужское население и читать отрывки из Овидия женскому... Какое добро в моем распоряжении - каждого, кто на обочине голосует - а там этот вид передвижения распространен -, подвозить, если один еду и примерно по пути... Так человек 6 подвез - кого на 5, а кого и на 50 км. Ну и хоть бы кто обрадовался, что именно русский человек, вляпавшийся в первую мировую и в прочие пакости из-за этих братушек, их подвозит на новой иномарке... Хоть бы кто сказал "спасыба тыбэ, старшый бырат!". Хрена два... Да Бог с ней, с лирикой...

    Поездка через Боснию продолжалась час, не больше. Но недостроенные дома, плакаты "заминировано", коммерческие ларьки в Требинье а-ля 90й год в Подмосковье - впечатлило. На выезде из Боснии пограничники, проверив документы, велели отогнать машину на обочину и ждать. Чего ждать - почему-то не сказали, да и не знаю я все равно, как "этого - к стенке" по-боснийски. Динамили час - может, мандаринов им дать, подумал я. Вышел, предложил по мандарину на штык - пропустили... Везде коррупция...

    Черногория встретила солнцем, видом на снежные вершины и голубые озера внизу в долине. В воздухе не было боснийской безнадежности, да и ларьки а-ля 90й год сменились ларьками а-ля примерно 92й... Последние 30 км от Шавника до Жабляка пришлось ехать добрые 2 часа по нечищенной снежной колее, с трудом разъезжаясь со встречными, и благодарить Бога, что попалась машина с ручной коробкой - без цепей в гору на автомате по льду не тронешься. Но доехал без приключений, сразу нашел лучший в поселке только что построенный отель, в который на следующий вечер должны были приехать остальные, и договорился о номере на одну ночь, каковую тут же удалось превратить в две с помощью легкого заигрывания с девицей-менеджером, единственным человеком в отеле, говорившем на каких-то языках, помимо родного... Чтобы получить номер на последующие ночи - в Новый Год, пик сезона в Жабляке - пришлось бы, как минимум, жениться на девице-менеджере... А это в мои планы не входило. В планы менеджера, полагаю, тоже...

    Отель был новый с иголочки, номеров на 30-40, и обошелся - по словам (не знаю, правда, на каком языке они были сказаны - видимо жестов) симпатичного хозяина, с которым мы решили выпить сначала моего виски, а потом его - в лимон. Напомню, что в Черногории нет своей валюты, а находящиеся в хождении евро где-то добываются или выпрашиваются на равных правах как правительством, так и населением - очень справедливая финансовая система. Разваливаться этот евроотель по-видимому начал, еще не будучи достроенным - краны текли, в коридорах капало с потолка, в ванной подмораживало, а слышимость была и-де-аль-ной. Вероятно, черногорские архитекторы еще не до конца научились проектировать здания более сложные, чем кошары. Отель был семейного типа, что в черногорских условиях означало постоянное присутствие в ресторане многочисленных мрачных бородатых родственников хозяина, непрерывно пьющих кофе, дымящих, читающих газеты, играющих в карты и подделывающих накладные.

    Гламурно позавтракав тарелкой мясного бульона и кофе - фрукты, овощи и йогурты популярностью в Монтенегро не пользуются - я, после небольшого скандала с мрачной бабулькой на рецепции, не понимающей, зачем мне потребовался мой паспорт, выдвинулся в сторону Подгорицы, куда поздним вечером прилетал чартер из Москвы. На этот раз я решил ехать по основной дороге - вдоль каньона Тары. Дорога приятно удивила как состоянием полотна, так и тем, что ее регулярно чистили от снега. Единственную опасность представляли лежащие на асфальте булыжники, падающие с незакрепленных склонов, но при свете дня они особой проблемы не создавали. Основным развлечением являлись автогонки, которые приходилось устраивать с каждой второй машиной - вероятно, хорватские номера воспринимается жителями Черногории как прямой вызов на дуэль. Надо сказать, что в гонках по серпантинам я участвую охотно, но только в том случае, если при этом не приходится грубо нарушать ПДД - так, при пересечении соперником сплошной линии разметки, а тем более при обгоне через сплошную, я считаю его автоматически дисквалифицированным. А он, наверное, очень эту дисквалификацию переживает... Понятно, что езда на арендованной машине предоставляет некоторые моральные преимущества, но все равно, ездить по родным горам жители Монтенегро пока еще не научились.

    Разыскав по пути аэропорт Подгорицы, чистенький и уютный, и перекусив в нем - так приятно в кои-то веки запарковать машину прямо перед входом в девственно пустой аэропорт - я решил прокатиться по побережью, благо половины дня вполне хватает для осмотра основных его достопримечательностей - Скадарского озера, Св. Стефана, Котора и Будвы. В Св. Стефане произошел небольшой инцидент с группой местной молодежи, решившей, что на автомобилях с хорватскими номерами передвигаются исключительно хорваты, и выразившей словами и характерными жестами свое специфическое отношение к населению бывшей братской республики. Пришлось выйти из машины и с помощью нескольких не менее выразительных тевтонских выражений поколебать уверенность юных жителей Монтенегро в их способностях к идентификации национальной принадлежности водителей автотранспортных средств.

    После осмотра Котора, на который вполне хватило часа - много таких Которов разбросано по равнинам и горам Италии - обнаружилось, что на Будву времени почти не остается. А по приезду в ярко освещенную Будву, которая в последнюю предновогоднюю ночь показалась средоточием жизни всего побережья, выяснилось, что запарковаться там поблизости от центра просто негде. Поэтому я с чистой совестью покинул столицу развлечений и поехал в аэропорт встречать народ. Вечерний аэропорт представлял собой разительный контраст с дневным - там, в ожидании прилета целых двух рейсов из Москвы и Белграда, прогуливался весь цвет Подгорицы - это живо напомнило кадры из фильма "Безымянная звезда"... Чтобы не оказаться чужим на этом празднике жизни, я тоже выпил порцию виски - чартер задерживался часа на два. После посадки пассажиров не спешили выпустить из самолета - причина банальная - туристы устроили для усиления предновогоднего настроения массовую драку на борту, поэтому самых первых вынесли на носилках. Еще несколько лыжников - пьяные в дым и в явно растрепанных чувствах - вышли сами, ошарашенно озираясь по сторонам. Отпуск начался...

    Встретив группу товарищей и выяснив, что у них заказан автобусный трансфер до Жабляка, я, усадив одну из дам в машину, поехал в отель. Это оказалось правильным решением, так как трансферный автобус добрался до гостиницы лишь к шести утра, часа на 3 позже нас, а ведь на горизонте уже маячила встреча нового года... Вопрос поиска жилья стоял очень остро и у меня - с приездом туристов из Москвы отель оказался забитым под завязку, поэтому с утра 31 декабря пришлось искать ночлег на оставшиеся 3 ночи. Проверив три отеля в центре поселка и убедившись в отсутствии мест, я зашел - первый раз в жизни - в бюро туристической информации, где дама, хорошо - ну, или, скорее, намного лучше меня - говорящая по-английски, попыталась найти комнату и даже сделала один звонок... Тщетно... В последнем отеле мне наконец повезло - мест там, конечно, не было, но рецепционист, узнав о моей проблеме, позвонил своему приятелю, который подъехал через 10 минут и сдал мне верхний этаж своего дома - с отдельным входом, американской кухней и двумя спальнями - вполне пристойное по любым стандартам жилье. Никакие презренные юридические формальности, за исключением передачи денег, не омрачили заключение договора аренды.

    Немного практической информации. Еда дешевая и невкусная, в основном мясо - на гриле, или копченое, или изделия из фарша. Вам мяса, мяса или мяса? Порция жаренной на гриле свинины стОит в дорогом ресторане на Черном озере 5 евро и состоит из четырех отбивных - поэтому убийственный по тяжести обед на двоих с вином - вранец вполне приятное - обходится евро в 15. Под салатами подразумевается мааааленькая плошечка нарезанных огурцов и помидоров. А вот пицца вполне хороша, как ценой - в районе 3-4 евро, так и вкусом. Ски-пасс на неделю стОит 70 евро. Прокат лыж в поселке - 10 евро в день. Лыж к 11 часам практически не остается, да и все оборудование в пункте проката крайне древнее. Альтернатива есть непосредственно у подъемников, где стоят частники и предлагают за 10-15 евро вполне современное снаряжение. Что еще из практики - воруют... У пары украинских ребят, пока они грелись в кафе у подъемников, сперли лыжи и обувь.

    Но оставим бытовые и спортивные вопросы - повествование ведется о логистике. Настал день отъезда. Перед прощальным ужином состоялась последняя гонка сезона - с таксистом, которому показалось, что раз хорват, то не джигит, и его, т.е. меня, нужно подбодрить сигналом. Ну надо, так надо - я вежливый, выпустил вперед... Когда он подъехал следом за мной к ресторану и вышел из машины, я подумал, что щас хорошо повеселимся, а то в снежном желобе весело гоняться впритирку... Но он только уважительно похлопал по плечу... Ну и хорошо, теперь нас - хорватов - там любят...

    Я решил выехать вечером, чтобы к 11 утра следующего дня успеть в загребский аэропорт. Ехать короткой дорогой я не рискнул - накануне прошел циклон с сильным снегопадом и эта дорога могла оказаться непроезжей. Да и перспектива ночной езды по территории Боснии без запаса мандаринов тоже не привлекала. Поэтому в 21.00 я не спеша покинул Жабляк - 14 часов на 900 км показались достаточным запасом для комфортной езды. Ну, ошибся, с кем не бывает - надо было выезжать днем и ночевать в Хорватии, в районе Сплита... Хлопок раздался вскоре после выезда в ущелье Тары - я-таки ухитрился наехать на один из булыжников, лежащих на дороге. Вокруг в свете фар расстилались зимние горные красоты - замерзшие водопады и вековые ели... Поменяв безнадежно испорченное колесо на хреновенькую запаску, я поехал дальше, несколько подрастеряв в отсутствии запаски обычную самоуверенность.

    До границы Хорватии добрался без приключений - они начались чуть позже, когда я проснулся и увидел, что еду по левой обочине, а на пути стоит столб... Въезжать в столб мне раньше никогда не приходилось, поэтому я с интересом пронаблюдал, как он приближается и уходит под бампер - столб оказался пластмассовым и даже не оставил следов. Прикинув оставшееся до отлета самолета время, я понял, что на сон можно отвести минут 20-30. Пока не спеша искал подходящее для остановки место, меня снова зачем-то разбудила летящая в лоб и бешенно гудящая фура, после чего стало ясно, что лучше остановиться в любом месте и полчаса поспать, а то в следующий раз могут и не добудиться - такие простые домашние средства как орущая музыка и держание век рукой уже почему-то не помогали... Все-таки сон - даже 20-тиминутный - великая вещь. После остановки заснул я только один раз, но успел всего лишь наехать на бордюр. Не заснуть последние часы помогала только спасительная мысль, что рано или поздно это кончится. А потом совсем рассвело, и даже кое-как удавалось не отключиться на автостраде - посмотришь вперед, все ли спокойно - пять секунд поспишь - посмотришь вперееед - паааспииишь... И даже на самолет успел.

    И теперь, по прошествии года, да и сразу по возвращении, поездка вспоминается как исключительно приятная - попадаешь в совсем другой мир, да еще отстающий во времени лет на 15. И столько необременительных приключений на одно место - всего в часе лету. Но, что ценно, лишь при собственном желании и грамотной логистике...

    altedo
    24/06/2010 22:39


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Боснии и Герцеговины

    05.03.18 До конца марта - скидки на европейские проездные InterRail
    05.10.17 В ближайшие месяцы - скидки на европейские проездные InterRail
    13.07.17 В Боснии и Герцеговине открывается новый аквапарк
    07.06.16 Куда поехать без визы этим летом?
    17.10.15 На юге Европы - наводнения
    14.01.15 Европейские лыжные курорты рады свежему снегу
    08.12.14 Рейтинг столиц Европы для поездок на Рождество
    04.12.14 В Сараево открылся первый апарт-отель Residence Inn
    06.11.14 Топ-50 зарубежных горнолыжных курортов по стоимости отдыха
    16.10.14 Закон о персональных данных разрешает поездки в 63 страны, включая страны Шенгена