лучшее письмо месяца

    На автомобиле по Европе



    На автомобиле по Европе.
    Отчет о поездке - 29мая- 27июня 2009г.
    Россия-Украина-Польша-Германия-Франция-Германия-Чехия-Польша-Россия

    Подготовка

    Идея путешествия на автомобиле по Европе зародилась давно, но реальные очертания приобрела после посещения нескольких сайтов, с отчетами автопутешественников, порой поражающих своей отвагой. Люди ездят в Европу на Тавриях, Оках, УАЗах, с 3-х месячными детьми, семьями по 3-4 ребенка на 40-50дней. Ездят из Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска. Иногда поездка эта - первая зарубеж вообще. Возник вопрос - почему нет? Подспудно всегда хотелось, но из-за вколоченного с детства совкового менталитета идея заграничного АВТОпутешествия не была ранее материализована. Гуляя по Сети убедился, что автопутешественники - люди с определенными особенностями характера, большей частью халерики и сангвиники с некоторым количеством здорового авантюризма, для которых важен не только объект посещения но и сам процесс достижения результата, ощущение независимости, свободы. Люди эти близки мне по духу, я получаю кайф от движения по незнакомой трассе (разумеется, с нормальным покрытием - оговорка обязательная для нас), наслаждаюсь микроклиматом команды "путешественники - автомобиль", любуюсь процессом "пожирания" дороги капотом авто. Отличный отдых - мозги полностью отключаются от проблем на работе, перед глазами меняются картинки. Опыт автопутешествий уже имелся. Дважды ездил в Крым, в Подмосковье, неоднократно в Домбай, на черноморское побережье. Вершина достижений - трехдневный переезд в Караганду (3500км). Все это на ВАЗ 21099 1997г.в. Благодаря Сети убедился - нет ничего невозможного. И загорелся... Для начала - сбор информации по сети. Присоединяюсь к общему гласу благодарностей в адрес Аристарха, собравшего коллекцию отчетов. Летом 2008г. нашел и приобрел его книжку. Книга помогла мне вот в чем. Если ранее Оля (жена) иронично - скептически относилась к моей затее и бдению в Интернете, то после прочтения книги стала горячим сторонником и даже пропагандистом автомобильной поездки в Европу. Очень полезен форум автопутешественников Украины - толковые темы и свежие новости.

    В октябре 2008г. приобрел Honda Civic 5D 1,8 АКП. В январе 2009г. с женой совершили автобусный тур по Европе. Ехал с уже имеющимся предварительным планом будущего турне, с GPS-навигатором на руках. В поездке почерпнул много полезного, что позволило отредактировать маршрут, познакомиться с дорогами, получить представление о сервисе на дорогах; опробовал GPS, прикинул цены, потренировался звонить на родину по телефонной карточке с уличного телефона. Вещи простые - житейские, но без элементарного навыка порой ставящие в тупик. Например, пользование уличным автоматическим туалетом, расчет по пластиковой карте в универмаге. Гуляя по запутанным улочкам Парижа опробовал GPS - получилось здорово. Главный вывод: ехать можно и нужно! Находясь в турпоездке, сделал хороший задел на предстоящее путешествие - оформил бронь отеля в Париже с получением письменного подтверждения на фирменном бланке, да еще с чеком на оплату за первые двое суток. Судя по отчетам предшественников, этот документ являлся ключевым при получении виз во Францию.

    Купил автохолодильник, тройник на прикуриватель, оформил пластиковую карту MasterCard. Решили путешествовать всей семьей, т.е. вместе с дочкой Соней 8 лет. Как это повлияло на планируемый маршрут и подготовку? Во-первых - в пути предполагалось посещение интересных для ребенка мест с интервалом 2-3дня, во-вторых, пришлось сократить протяженность дневных перегонов, дабы ребенок не заканудился. Был приобретен DVD-плеер для установки на спинке переднего кресла. Десяток DVD-дисков с детскими мультфильмами и кино, и ребенок был занят в дороге, не томился от скуки, не доставал родителей бесконечным "когда мы приедем?".

    Записывался на прием документов по телефону. Дозвонится в визовый центр проще во второй половине дня. Звонил в начале марта, чтобы записаться на 3 апреля, сказали-звоните в 20-х числах. Звоню 20 марта - записали только на 8 апреля (нас три человека - я, жена и дочь - поэтому нужно окно в 45 мин - по 15 мин на человека.) т.к. запись толком была не открыта. Но посоветовали перезвонить в понедельник 23.03. и перенести запись на 3 апреля, что и было успешно сделано. Общались любезно и шли на встречу. Процесс сдачи документов прошел без проблем, на все (вход-выход) ушел 1 час. Документы были приняты, часть ненужных бумаг вернули - ксерокопии кредитных карт и др.. спросили, есть ли план поездки. Представил. Отели на терр. Франции были забронированы все. Не было бронировано пять ночевок - в Польше, Германии, Чехии. Девушка посетовала, но как-то вяло, что нужны брони на каждый день поездки, на счет визы сказала - "как решит консульство". Сдал документы в пятницу 03.04.2009 , 07.04. (вторник) паспорта передали курьерской службе - это отследил на сайте консульства. Получены паспорта дома 13.04. Визы в паспортах проставлены. На ребенка в моем паспорте. Читал ранее в сети, что визы на детей бесплатно - я платил за три визы. Уже после получения паспортов забронировал отели в Кельне, Праге, Кракове.

    Поездка

    Ну, вот и свершилось. Вернулись с победой. Все живы-здоровы и машина в порядке. Это главное.

    29мая- 27июня 2009г.
    Россия-Украина-Польша-Германия-Франция-Германия-Чехия-Польша-Россия

    Азов- Верхнеднепровск- Владимир-Волынский- Познань-Берлин-Кельн-Мец-Париж-Онфлер-Канкаль- Ламполь-Гимийо-Блуа-Кольмар-Мюнхен-Прага-Краков-Ровно- Верхнеднепровск-Азов

    День 1-й.

    29 мая. Пятница. Азов - Верхнеднепровск.
    Пробег 571км. Средний расход 6,6.

    Встали. Дособирались. Наполнили машину вещами. В дорогу собрали большой чемодан, большую дорожную сумку. Взяли рюкзак. Использовали его для пеших прогулок и на время переезда держали в нем перекус и термос.

    В большой сумке держали вещи, необходимые каждый день в отеле - белье, пижамы, тапочки, фен, плойку, электрочайник, электроплитку, маленькую кастрюлю, лекарства, пакет с подзарядными устройствами и переходниками, тройник (нужная вещь - всегда не хватает розеток, подходит под розетки в Германии, Польше; во Франции розетки с дополнительным штырем, поэтому лучше заранее в тройнике дырку просверлить диаметром со стержень штепселя, можно еще и удлинитель взять в следующий раз), предметы личной гигиены. Все это быстро извлекалось из сумки мгновенно превращая гостиничный номер в обжитое жилище.

    Большое подспорье в поездке - электроплитка. Компактная, но мощная позволяла быстро приготовить знакомый незатейливый завтрак как альтернатива французским континентальным завтракам в отелях ценою в 10евро с человека. Тем более с нами был ребенок. Пакет молока и быстрорастворимой каши, вареные яйца или сосиски, купленные в супермаркете - завтрак готов. Пару раз варили супец из пакета, добавив картошки. С собой были две упаковки сливочного пюре (типа советской "Неженки") пастеризованный йогурт.

    Выехали из Азова около 7.30, перешли российско - украинскую границу, от Азова до границы около 160км. Проблем и очередей с переходом не было. Потихоньку доехали до Ольгиных родственников в Верхнеднепровске, ( городок в Днепропетровской обл.). Переночевали.

    День 2-й.

    30 мая. Суббота. Верхнеднепровск - Владимир-Волынский.
    Пробег 890км. Средний расход 6.7

    Самый напряженный день нашего путешествия из-за большого пробега, убитых дорог и отслеживания гаишных засад. Маршрут дня: Кременчуг-Киев-Житомир-Ровно-Луцк- Владимир-Волынский. В точку назначения прибыли уже около 22ч. по местному времени (разница у нас с Украиной -1ч., с остальной Европой -2ч.). Городок маленький, до границы 12км. Гостиница нормальная, большая, современная, персонал, да все, с кем приходилось общаться, совершенно нормально говорят на русском. Заплатили за номер 200гривен-ок. 800руб. Нашел ее еще в Интернете, позвонил, забронировал номер за неделю до старта. Машину отогнал рядом на парковку. Последняя в советском стиле - огорожена сеткой и мужик в сторожке за 6 гривен.- 25руб.

    День 3-й.

    31 мая. Воскресение. Владимир-Волынский - Познань (Польша)
    Пробег 650км. Средний расход 6.1

    Утречком встали (тут и пригодился сэкономленный из-за перевода часов час-два времени), собрались и выехали в сторону границы (КПП Устилуг), предварительно заехав на заправку, количество которых увеличивалось по мере приближения к КПП (по нескольку подряд на одной и другой стороне дороги). Погодка прохладная, солнца не видно, мелкий дождь. Процесс перехода границы был такой: подъезжаю к КПП, становлюсь в хвост очереди из 8-10 легковушек, большей частью с польскими номерами. Вышел из машины и подошел к собственно строениям КПП, где толпился народ. Только подошел, из будки вышел украинский пограничник, предложил пройти в машину и ожидать очереди. Причем, все это сказано было на нормальном русском языке. Ни знаю почему, видимо я несколько отличался от остальной публики, но через несколько секунд он обратился ко мне вновь и спросил куда, зачем и с кем я еду. Получив ответ- "Франция, туризм, семья из трех человек", сказал, чтобы я подъезжал по свободной справа полосе к КПП. Только я подрулил, произошло следующее. Видимо, увидев в машине ребенка, пограничник придержал следующий по очереди автомобиль и рукой указал мне встать в голову колонны, что и было сделано с большим удовольствием. Границу прошли на раз-два. В отличие от российско-украинской границы никаких бумаг сами вообще не заполняли, досмотр с обеих сторон формальный, поляк-пограничник говорил на сносном русском языке. В общем, переход границы занял не более получаса, так что у меня создалось ощущение, будто нас обилетили при въезде в какую-то парковую зону, сказав - "ну, теперь ездите - сморите". Переехали границу, подключили GPS-навигатор и тронулись в путь. Без навигатора ехать по Европе я и не пробовал, и думаю, что это было бы очень проблематично при наличии той сети дорог, интенсивности движения, указателях на иностранном языке. Тут-же тебе голосом заблаговременно - за километр, подсказывают о предстоящем изменении направления, и можно спокойно перестроится. В городе же вообще нереально ехать по карте. Навигатор всегда выводил куда нужно, так что и в Берлине и в Париже я ездил по городу, если не спокойно, то, во всяком случае, не беспокоясь о том, что заблужусь.

    Ехали в направлении Берлина через Варшаву. Дороги с хорошим покрытием, хотя и узковаты (две полосы, часто с широкой асфальтированной обочиной), но это если сравнивать с остальной Европой, а не с Украиной или нами. Дискомфорта движение по таким дорогам у меня не было. Ехали мы в воскресение, а в этот день вся католическая Польша отдыхает, грузовиков на трассе не было. В Варшаве проездом, попали под сильнейший ливень, выехали на автостраду в сторону Германии. Вскоре погодка улучшилась, выглянуло солнце. Мчались по автобану с удовольствием, правда оплатив проезд по нему дважды по 11злотых (ок. 220 руб. ). Ближе к вечеру съехали с трассы в г. Познань, где довольно быстро, по указателю нашли большую гостиницу, построенную, по видимому, еще в советские времена. Номер на троих-147 зл. (ок.1500 руб.). Это был единственный отель не забронированный мной заранее, т.к. я не знал сколько времени уйдет у нас на переход границы (по разным отзывам это время составляло от 30мин до 7 часов; на днях нашел в сети отчет- украинский автотурист выехал из Киева 29.05. 09, т.е. примерно в то же время, что и мы и на другом КПП переходил границу 12часов; форумчане сразу написали, что надо было ехать через КПП Устилуг, там где мы переходили, что и подтверждается нашим примером.

    День 4-й.

    1 июня. Понедельник. Познань (Польша) - Берлин.
    Пробег 302км. Средний расход 6.7

    Проснулись по местному времени еще рано. Вышли в город - как никак первый раз сами заграницей. Не жарко, прохладно, но солнечно. Прошлись по окрестным улицам, на местный базарчик, супермаркет, костел. В номере поели и поехали в Берлин, куда благополучно прибыли около 15часов. Первый забронированный через Интернет отель, были опасения - как там примут, бронировал еще в январе. Взял с собой распечатку подтверждения бронирования, подошел на ресепшен, поздоровался, показал, получил ключ. Все. Отель небольшой на окраине города, парковка своя, бесплатная, район тихий. Хоть гостиница и на окраине, но Берлин показался компактным городом с отлично организованным движением, так что до центра на машине мы добирались минут за 15. Перекусили и поехали в Трептов-парк. Было уже часов 17, с парковкой около парка проблем не было. Погуляли, посмотрели монумент - достойный, не громоздкий, как кажется на фотографиях и благородный в отличии от барельефов, установленных по периметру братских могил - примитивные лубки на темы народ-партия, рабочий и колхозница, тыл-фронт, что не удивительно, ведь возвели все это в 1946г. Через дорогу от Трептов - парка - парково-лужайковая зона отдыха. Поглядели на гуляющих немцев, играющих в настольный теннис, мяч (говорили на русском, видимо это "наши" немцы), сидящих на траве, и в огромном количестве ездящих на велосипедах с различными приспособлениями для перевозки детей и животных. Все спокойно, чинно и плавно. Бросается в глаза в Берлине обилие велосипедистов, в отличии от Парижа, где доминирует мотоциклисты. Видимо и это следствие большей компактности, "домашности" Берлина. Переехал ближе к центру. Прошли к Бранденбургским воротам, Рейхстагу.

    День 5-й.

    2 июня. Вторник Берлин. Зоопарк.

    Весь день провели в зоопарке. Приехали раненько. Зарулили на платную парковку со шлагбаумом. Пошли ко входу с зоопарк. Вижу вокруг полно машин паркуется. Тут меня жаба заела, я то машину на платной парковке оставил! Вернулся к машине, оплатил еще не истекший час, выехал, подрулил в ту зону, где народ паркуется. Вышел из машины, и вижу, что парковка и здесь платная, только оплачивают ее через уличные парковочные автоматы! Во, блин! Захотел халявы. А парковочный автомат принимает монету, которой у нас тогда еще не было, да и максимальное время паковки у такого автомата 2-3часа, потом, будь любезен, нужно вернуться к автомату и продлить время, что неудобно. А в подземных паркингах рассчитаться можно карточкой и время не ограничено. Плюнул, ухмыльнулся про себя и спокойно вернулся на место, откуда уехал. Подхожу к входу, где Ольга и Соней меня ждут, а они стоят и ржут! Надо сказать, что в Европе бесплатные парковки в городах, тем более центрах, вещь малореальная. Бесплатно можно после 19ч. Вот такой казус.

    Зоопарк. Сюда планировал привести Соню, чтобы во время путешествия и ей что-либо интересное досталось. В итоге мы, взрослые, получили одно из самых больших и ярких впечатлений из всего нашего тура. Берлинский зоопарк есть воплощение интеллекта его служителей. Здесь зрителю демонстрируется не только вид животного, а представлен уголок природы в котором он обитает на воле. Это спроектированные вольеры с горами, водопадами, островками. Клеток нет, вместо них, где нужно, не бросающиеся в глаза рвы. У многих крупных животных детеныши - слонов, медведей, жирафов, бегемотов.

    Павильон "ночных" животных. Спускаешься в темноту, на потолке мелкие не яркие голубые лампочки - как звездное небо. По периметру закручивающегося коридора -вольеры за стеклом с мягкой бежево-желтой подсветкой. В вольерах животные, преимущественно ночные жители пустынь Африки и Австралии. При этом они не просто по клетке бегают. Вольер - кусочек настоящей природы - среды обитания зверька с соответствующим песком и растительностью. На одной из стен - "жилищный комплекс" полевых грызунов в разрезе с норами, переходами и самими жителями.

    Павильон императорских пингвинов. За огромным панорамным стеклом создан микроклимат со льдом и холодом, на метр от пола видна вода, так что можно наблюдать за передвижением этих птиц под водой. Рядом, на улице - пингвины с юга Африки плавают в низком бассейне со стеклянной стенкой, вплотную к посетителям - их можно тронуть рукой.

    Для тюленей - большой бассейн, где пара этих зверей как торпеды плавают из края в край. Наблюдать за этим можно сверху с мостика. Рядом такой же бассейн наполнялся свежей, т.е. не просто чистой, водой. Чуть дальше - водоем для морских львов со скалистыми берегами и искусственным морским прибоем. Напротив - крытый небольшой амфитеатр для зрителей.

    Проходя через павильоны для зверей можно наблюдать через стеклянные стены в непосредственной близости процесс приготовления пищи для животных. Это шикарные, не пучки, снопы отборной зелени и каких - то овощей, бананов, караваи специального хлеба и пр. У львов в павильоне на кухне висело на крюке пол мясной туши с ребрами. Все предельно чисто и сухо.

    Но это было только начало. На территории зоопарка работает Аквариум (он так и называется и для его посещения нужен отдельный билет). То что там увидели превзошло все ожидания. Затененные залы и различного размера витрины с фрагментами дна из разных уголков мирового океана - так это можно представить. Обитатели определенного вида, песок разного вида и цвета, камни, галька, кораллы, обломки скал или застывшая лава, разные водоросли, даже вода разного цвета и по разному подсвечена - все представляется яркими, сочными картинами как у жителей морских атоллов или ,наоборот мрачными и таинственными картинами глубоководья. Снимал как картинки. Запомнились аквариумы с медузами как будто сотканных из шелка, впервые видел как или передвигаются под водой. Несколько огромных водоемов с большими рыбами. Впечатляет, когда мимо твоей руки , лежащей на стекле, буквально в 10-15см., проплывает акула метра 2,5 длинной. Жителям океана посвящен только первый этаж.

    Посетив 2-й этаж и 3-й этажи удивился еще больше. Он посвящен земноводным и насекомым. Здесь я впервые в жизни увидел то, о чем читал в учебниках биологии и смотрел на картинках - примеры приспособления к окружающей среде живых тварей. Витрина представляет собой перенесенный за тысячи километров уголок природы вместе с его обитателями, и мы видим не только какое-либо существо, а совершаем кругосветное путешествие по пустыням, тропикам, лесам и даже на кухне побывали - одна из витрин представляла здоровых азиатских тараканов на фоне кухонного стола со сковородой, банками и др. посудой - тут с юмором все в порядке. Никогда не думал, что так интересно можно демонстрировать таких мелких существ - насекомых.

    Вот тут постепенно начинаешь понимать какой колоссальный труд, прежде всего умственный, вложен в эти демонстрации. Помимо биологов, которые изучают живой мир, знают условия жизни всех этих существ, нужны определенные технологии постройки этих сцен (так можно сказать) включая ланшафт, почву, растительность, и поддержания нужного состава воздуха, почвы, воды, удаления отходов и т.д. и т. п.

    Если попробывать выразить впечатление одним словом, то это слово было бы ИНТЕЛЛЕКТ. Начинаешь себя уважать как человека - как вид! Вас (живых тварей) множество, но демонстрирует вас человек! Во, как я загнул!.

    В довершение зашли на т.н. "Сельский дворик для малышей"- место специально для родителей с маленькими детьми - огороженная заборчиком территория имитирующая деревенский скотный двор. Жильцы - большей частью умиляющие утята, цыплята, козлята, гусята, овечки, пони и т.п. Рядом небольшие игровые площадки для малышей. Сам помню как водил маленькую Соню года в 3 на рынок смотреть на подобную живность.

    Ну, и напоследок, как апофеоз посещения зоопарка... Время работы подходило к концу, прошел целый день, посмотрели мы многое и уже потихоньку приближались к выходу когда зашли в павильон с бегемотами. Огромное панорамное стекло от пола до потолка- за стеклом водоем заканчивающийся метра на 1.5 от начала стекла и уходящий вглубь со стороны зверей, и участок тропической суши. В мутноватой воде (потому что они живут в такой воде на воле) - огромные бегемоты (не зря их называют водяными коровами, действительно похожи) - над водой одни уши. Тут началось представление. Эти громадные туши, как бабочки, грациозно и плавно, периодически слегка отталкиваясь задней лапой от дна, проплывали под водой мимо пищащих от восторга зрителей. Бегемотов было несколько , они двигались по кругу -самый большой- глава семейства, за ним мать- поменьше, а сзади - малыш-бегемотик метра 1.5 длинной. При этом последний все пытался каждый раз поймать ртом мать за развивающийся перед его носом хвост. Зрелище покоя и счастья.

    Можно еще рассказать об организации питания и отдыха на территории зоопарка, качестве газонов и цветочных клумб, условиях для передвижения инвалидов и посетителей с детьми, чистоте и незаметности персонала.

    Соня купила на память белого медвежонка. Кнут - белый медвежонок, теперь уже молодой медведь, один из символов Берлинского зоопарка. Перекус мы брали с собой в рюкзаке - бутерброды, яйца, чай в термосе, сок, минералку, конфеты, Соне купили мороженного. Даже плед с собой взяли и расстелившись на газоне сняли обувь, перекусили и передохнули. Сидим, подходит к нам служитель - высокий мужик в зеленой униформе (садовник, мы потом видели как он кусты стриг) и присев на корточки на расстоянии не менее метра начал что-то лопотать на немецком. Мы улыбнулись. Говорим - не понимаем. Том улыбается, встает, извиняющее разводит руками и уходит так же быстро, как и появился. Вероятно, беспокоился, что бы мы не намусорили, а может и нельзя, вовсе было располагаться на газоне. Хотя мы так поступили, посмотрев на семейство немцев на траве, которые вскоре ушли.

    Погода нам сделала подарок - в этот день светило солнце и было тепло. Вот такой длинный рассказ об этом дне.

    День 6-й.

    3июня. Среда. Берлин. Потсдам.
    Проехали в этот день 108км.

    Подарив нам предыдущий день природа отыгралась сегодня. С утра было прохладно, постепенно погода ухудшалась, поднялся сильный холодный ветер и начался дождь. Оделись во все самое теплое. В этот день в плане было посещение парка Сан-Суси в Потсдаме. Ожидаемого впечатления не произвел. Может и погода свое сказала - пасмурно и дождливо, неуютно. Сам старый дворец реставрируется, выглядит несколько запущенным внутри и снаружи. Этим похож на некоторые наши музеи - может это и не случайно на территории бывшей ГДР.

    В Берлине посетили Берлинский Собор - впечатляющее здание, лучше увидеть на фото. Зашли в магазинчик деревянной игрушки - Пиноккио и пр. Купили там сувениров. На входе стоял деревянный мотоцикл, у которого я сфотографировался. Все немножко подустали и поэтому пораньше вернулись в гостиницу.

    День 7-й.

    4 июня. Четверг Берлин- Кельн.
    Пробег 606км. Средний расход 7,3

    С вечера прошедшего дня Соня проявила живой интерес к истории берлинской стены, потребовала ее посетить, что и решено было сделать с утра, а затем отправиться к Кельну.

    Зарулили в нужное место, немного поискали парковку. Вышли к американскому, теперь мемориальному, КПП, где туристы фотографируются с переодетыми в форму американского и британского солдат статистами с соответствующими флагами. Соню сфотали за 1 евро. Вокруг много сувенирных лавок, посвященных берлинской стене . Прошли вдоль улицы, служившей границей между двумя Берлинами. Бросается в глаза разница - участки еще пустырей и совковых зданий с восточной стороны и модерновых строений с западной. Дошли до сохранившегося и теперь огражденного сеткой участка стены. Посмотрели на этом бетонный забор, стоивший жизни не одной тысячи людей. Остро ощущается глупость, какое-то безумие и холодная беспощадность всех этих идеологических схем.

    Вообще, Берлин произвел приятное впечатление. Спокойный, деловой, но не суетливый, молодой и интеллигентный город. Молодым он выглядит из-за того что здания все новой, послевоенной, постройки, улицы широки.

    Далее путь наш лежал в Кельн. Это была промежуточная точка на пути в Мец, позволяющая разбить путь на две части и подарить Соне посещение парка развлечений Фантазия-Ленд.

    Ехал по немецким автобанам. Нельзя сказать - гнал, скорости на такой дороге не ощущаешь (покрытие идеальное - бесшумное, полос не менее трех, открытые пространства), ехал км. 140-150 в час. Это в среднем, периодически поддавал в удовольствие до 170. За что и заплатит повышенным расходом бензина. Обратив на это внимание - подумал - один раз живем, где и когда еще можно будет свободно погонять по такой трассе, и поехал дальше. Поэтому сам перегод в 600км как-то усталостью не сказался. На окраине Кельна, в районе специализированных супермаркетов, и сетевых отелей нашли свой Ibis. Такое расположение недорогих отелей стандартно для Европы.

    Один из лучших номеров в нашем путешествии обошелся в 52,5 евро за сутки.

    День 8-й.

    5 июня. Пятница. Кельн. Фантазия-Ленд.
    Наездили 71км.

    С погодой повезло, т.к. хотя было и пасмурно, но дождя не было. Пораньше приехали к парку - все еще удавалось использовать преимущество перевода времени на 2 часа - вставали по своему, а по местному еще было рано.

    Фантазия-Ленд - это семейный парк развлечений и аттракционов. Территория парка тематически разбита на африканский, китайский, мексиканский и пр. участки. Есть улица из Дикого Запада с жонглирующими ковбоями (оказались русские парни). Множество ресторанчиков, оформленных в соответствующем стиле, камеры хранения для вещей, магазинчики сувениров, сладостей и пр., туалеты на каждом углу. Платишь за вход, а дальше катаешься где хочешь.

    В дальнейшем мы побывали и в Диснейленде, так вот Фантазия-Ленд понравился нам гораздо больше. Диснейленд больше ориентирован на детей дошкольного возраста, здесь боятся напугать, многие самые крутые аттракционы смягчены. В парке под Кельном много было подростков, аттракционы действительно cool! - сплошной адреналин. Это т.н. "Черная Мамба", американские горки - в нашем понимании - на большой скорости выполняешь мертвую петлю, пике, бочку, свечку. При этом сидишь в простом кресле - как на карусели, т.е. ноги-руки болтаются, фиксирован корпус. А ты в этом кресле, как в капсуле подвешен и невесом, потому как выполняешь все эти трюки. Вышел - не пойму, в какой части тела у меня сейчас кровь, посмеялся, но Ольгу не пустил - вдруг дурно станет. Зато на других горках - паровозиках , тоже несущихся с бешенной скоростью, мы с Ольгой прокатились по 4, а Сонька 5 раз. Так вот этот, смягченный вариант куда как круче диснейлендовского аналогичного аттракциона. Потом еще на одном побывали - "Башня мертвецов" называется - в полнейшей темноте тебя, сидящего в кресте с бешеной скоростью уносит вверх метров на 100 и потом просто... отпускают и ты летишь в черную бездну. Свет, наверное, выключают специально, чтобы не виден был приближающийся пол. На выходе из этого аттракциона табличка в виде изображенного пиктограммой человечка, сидящего, прислонившись к забору и перечеркнутого красной полосой - 'умирать не тут, пройди подальше!" - я же говорю - с юмором нормально. И главное преимущество, в отличии от Диснейленда,- нет такого количества людей. Мы были в парке весь день, посетили почти все аттракционы, полюбившиеся Соне паровозики - неоднократно, и очередей практически не было. В Диснейленде днем нужно убить минимум 30мин. чтобы проникнуть на какой - либо рейтинговый аттракцион. На улицах посетителей развлекают артисты - у африканцев танцуют свои ритуальные танцы, ковбои жонглируют лассо, пачками денег и ощипанными петухами (муляжи, понятно). Запомнилось выступление китайских циркачей-акробатов. Выступали в три сеанса минут по 30, программа не повторялась.

    Перекусили из своего тормозка, попили кипяточка. Рюкзак с собой таскать не пришлось - спокойно пролежал в ячейке камеры хранения. Нужно сказать, что собираясь в путешествие мы купили несколько упаковок соков, минералки. т.к. эта продукция стоит за рубежом дороже гораздо, а в таких местах 2-3евро за 200мл. Уставшие, но довольные, вернулись в отель.

    День 9-й.

    6 июня. Суббота. Кельн - Мец.
    Пробег 297км. Средний расход 7,1

    Выбор данного места на пути в Париж был обусловлен моим желанием посетить сохранившиеся под Верденом укрепления времен 1-й мировой войны.

    С утра погода опять не задалась - пасмурно, холодно, дождик. Пробег предполагался небольшой, поэтому мы утром поехали в Кельн, посетить знаменитый Кельнский собор, пройтись по центру. Город был практически стерт во время бомбардировок, сейчас выглядит как с иголочки, многое отреставрировано в первозданном виде, но и новые здания изящны. Припарковались в 5мин. ходьбы от собора, походили по нему, пользуясь бесплатными туристическими буклетами на русском языке, прогулялись по центру. Около ратуши наблюдали немецкую свадьбу - выход из мэрии после регистрации, все весело и непринужденно, брачующимся лет по 35. На этом позитиве походили по городу, зашли в магазин, померили и купили мне джинсы Wrangler. Здесь пообщался на английском с продавщицей, сам не знаю, как, но уходит куда-то скованность и страх сказать что-то неправильно, и начинаешь лопотать, не заботясь особенно о грамматике, а получается ничего, все друг-друга поняли и остались довольны. До места назначения доехали довольно быстро, но потратили нервы и время пока нашли отель. Дело в том, что конкретного адреса у отеля просто не было! Локализация его была обозначена названием такой-то зоны, т.е. зоной расположения отелей, загородных супермаркетов, ресторанчиков, заправок. Поэтому тут пришлось выходить из машины и активно общаться с проходящими французами, примерно понимая последних, т.к. на английском говорил всего один. Постепенно приближались к точке назначения. Правда особого языка и не требовалось т.к. общение заключалось в том, что я показывал лист с бронированием и спрашивал где это. Последний из опрашиваемых показал пальцем на искомый отель, объяснив, что отель поменял название! Ну, молодцы, хотя бы уведомили через Интернет. Нашли, наконец. Еще и раньше при посещении Франции и от гида (во время зимней поездки) мы слышали и поняли, что Франция чем-то похожа на Россию по раздолбайству. Уровень, конечно, не тот, но проявления похожи. Цены, в сравнении с Германием, значительно выше, а сервис заметно ниже. Это было самая дешевая гостиница на нашем пути -26 евро в сутки. Тесный номерок с узким окошком в нише, правда, отдельная кровать для Сони на втором ярусе. Душ в коридоре представлял собой пластиковую кабинку с предбанничком. Зашел помыться, а свет постоянно гаснет через несколько секунд, потом понял, что надо запереться. Чтобы бежала вода нужно периодически нажимать на выступающую из стены кнопку. После того как покидаешь душевую, над дверью загорается красная лампочка и кабинка автоматически обрабатывается, моется и сушится. На стойке регистрации нас с интересом разглядывали обитатели этого отеля в виде чумазой детворы, подозрительного вида мужиков и теток. Вероятно, из-за низкой цены здесь проживают работники окрестных предприятий. Машину с некоторой тревогой оставили перед отелем.

    День 10-й.

    7 июня. Воскресение. Мец- Верден-Мец.
    Пробег 204км. Средний расход 7,0

    Опять пасмурно и дождь. Однако настроение хорошее. Ночь прошла спокойно, машина на месте. Выехали в направлении Вердена, где располагается целый мемориальный комплекс. Начали с Музея верденского сражения. Задал маршрут навигатору и он нас вывел куда нужно. При этом маршрут пролегал по сельским дорогам, через деревеньки и лесочки, между полей с яркими маками по периметру. Красота, хотя и дождь.. У музея, кроме нашей, еще несколько машин. Посетителей немного, Соне вход бесплатный. Музей понравился нам всем, скучно (женским 2/3) не было. Экспозиция не производит впечатления заброшенности и ветхости, передает трепетное отношение французов к своей истории. При этом нет присущих нам помпезности и пафоса, все более лично. Экспозиция интересна, там есть то, что и во многих военных музеях, но некоторые вещи встретил впервые. Понравились стенды "окопное искусство" - поделки солдат. Одна из протяженных экспозиция демонстрирует эволюцию снаряжения и униформы с 1913 по 1919гг. На входе магазин сувениров и специальной литературы. Большое количество журналов по истории вооружения, техники, амуниции первой мировой и не только. Например, альбомного формата книга страниц на 400, посвященная только абордажным саблям или детские комиксы про верденскую битву.

    Затем проехали около 1км к форту "Дуомон" Вдоль дороги под деревьями справа и слева можно наблюдать волнообразно-мелкохолмистый ланшафт, поросший зеленой травкой - следствие прошедших здесь более 90 лет назад артбомбардировок (несколько миллионов снарядов). Сам форт представляет собой комплекс подземных сооружений (находилось до 3000 чел.), при этом наверху выстоит всего несколько бронеколпаков. Форт сохранился хорошо, т.к. в самом начале верденского наступления немцы захватили его практически без боя. Как было написано в предложенном листке-путеводителе, французы, не веря в эффективность подобных сооружений (зачем строили ?) оставили на всю эту громадину гарнизон всего в 75чел. Прошли внутрь. Билетерша на входе поискала и с улыбкой протянула листок- путеводитель на русском языке. Кроме нас было еще несколько человек и даже одна небольшая группа с экскурсоводом. Спустились в это бетонное подземелье с огромными залами, галереями и артиллерийской шахтой. Холодное, сырое, со сталактитами на потолках. Впервые понял, что значит выражение "сгноить заживо в подземелье". Местами под ногами хлюпала вода и долго задерживаться там не хотелось. Сонька напряглась и от матери не отходила. Вышли наверх и осмотрели сооружение снаружи-сверху. Вокруг остатки рва, перерытая снарядами земля. Чтобы лучше был виден этот кратероподобный рельеф высокую траву скашивают. Над поверхностью земли - низкие бронеколпаки. Отсюда переехали к Оссуарию - это место , посвященное погибшим. Перед зданием Оссуария, расположенном на холме - поле белых крестов с ИМЕНАМИ погребенных, перед каждым - розовый куст. Приходит на ум строка из Высоцкого "здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты.." - это у нас и про нас. Но на этом посещение мемориала не заканчивалось. Двигаяся в обратном направлении осмотрен снаружи еще две огневые точки с бронемасками, остатки раскареженного дота, и наконец еще один большой форт Во (Voux) - похожий по грандиозности на Дуамон. Здесь внутрь уже не пошли, ограничились осмотром снаружи. Впечатлили остатки расколотого и перевернутого бронеколпака толщиной см. в 25. Лазил уже один, т.к. начался дождь, и мои девчонки сидели в машине. С мокрыми ногами и чувством глубокого удовлетворения вернулись в отель. В течение дня погода менялась - то дождь и хмуро, то яркое солнце. На другой день предстоял переезд в Париж, поэтому, переведя дух, покушав (был сварен суп из пакета с добавлением картошки) и, отдохнув, вечерком поехали осматривать город Мец. Погода улучшилась, светило вечернее солнце. Воскресный город встретил полупустыми улицами. Припарковались бесплатно недалеко от какого-то колледжа, обежали прилегающую территорию в поисках парковочного автомата, изучили лобовые стекла припаркованных авто на предмет талонов об оплате (ни чего не обнаружили). После чего прогулялись по центральным улицам, пользуясь путеводителем, прошли по набережной, где невзначай встретили прогуливающихся компанией с детской коляской соотечественников. Вот уж действительно "... проникновенье наше на планете..." - во французской провинции и то наших повстречали.

    День 11-й.

    8 июня. Понедельник. Мец - Париж.
    Пробег 415км. Средний расход 6,9

    Утром после сборов и завтрака выехали в направлении Парижа. По прежнему пасмурно и дождливо. Намеченное расстояние преодолели довольно быстро, оставив на платных дорогах 22,1 евро. Приключения с поисками французских отелей продолжились.

    Отель, в котором у нас забронирован номер, был нам уже знаком по зимней поездке. Еще зимой мы взял из него письмо с подтверждением оплаты и бронирования для представления в визовый центр. Поэтому сомнения в наличии его на земле не было. Располагался он в районе аэропорта им. Шарля де Голля среди обилия дорожных развязок. Подъехали к намеченной навигатором точке в районе 15-ти часов. Однако мы не могли следовать указаниям навигатора т.к. он направлял нас на съезд которого сейчас не было в виду ведущихся дорожно-строительных работ на протяжении нескольких сот метров. При этом дорога находилась в низине, а предполагаемые постройки в т.ч. и наш отель - на горе. Началась игра "охота на лис". По мере приближения к месту нахождения отеля навигатор выдавал фразу - "прибываем к месту назначения, точка назначения справа (cлева) ". Однако мы находились на автомагистрали и никуда свернуть возможности не имели т.к. дороги не было. Выезжая на разные развязки и следуя разными дрогами мы "посетили" мусороперерабатывающий завод, какие-то склады, парковочный терминал аэропорта... Блуждали около часа, пока с дороги не увидели знакомую вывеску отеля. Отлегло. Раз есть отель (не сгорел, не взорвали и не снесли..) значит, дорогу рано или поздно найдем. После нескольких 8-образных разворотов выбрались на нужный съезд, который вывел на подъем, ведущий к отелю. Подъехали, заселились без проблем, как впрочем, и всегда. Перевели дух. Поели и решили ехать осматривать Париж. Движение по Парижу более интенсивное и нервное в сравнении с Берлином, обилие снующих и выскакивающих то справа, то слева мотоциклистов. Вторая проблема - поиск крытой стационарной парковки. Их не так много, как в Берлине, не всегда они обозначены знаком Р с крышей. Поэтому, поблуждав, приткнулись на улице, парковочный автомат работал только с карточками, как, было разобраться сложно, поэтому, не рискуя засунув карточку не получить ее назад, было решено испытать судьбу, оставив машину бесплатно, тем более, что у большинства припаркованных рядом авто ни каких следов оплаты парковки не было. Пешком дошли до Эйфелевой башни. Начался дождь, который перешел в ливень. Здесь мы сели в экскурсионный автобус с аудиогидом. Проблемы у водителя аналогичные нашим - нет сдачи. Экскурсия не очень понравилась. Автобус раздолбан - вода капает с окон, окна запотевают, не очень чистые, поэтому и видно не очень хорошо в такую погоду. Информация, даваемая аудиогидом скудная и довольно примитивная. Больше играет музыка. Короче говоря, соотношение цена-качество плохое. 60 евро за троих за час такого катания - это круто. Вернулись к машине - хорошо, стоит на месте. Ни каких квитанций под стеклом нет. Вернулись домой, следуя уже запомнившемуся маршруту. Случилось так, что в этот день мы не купили хлеба. Решив сделать это в ресторане при отеле, я подошел к официанту попросил продать багет. Он сказал, что хлеба на продажу нет. Через несколько секунд машет рукой и предлагает порезанный багет в корзинке. Я взял, от оплаты работник отказался. Поблагодарил, пошел в номер. Решили, что завтра пойду в ресторан котлет просить (шутка).

    День 12-й.

    9 июня. Вторник. Париж. Музей Армии.
    Пробег 61км. Средний расход 10,7

    Высокий расход бензина обусловлен продолжительным движением по запруженному транспортом городу в поисках парковки. Намеченная парковка около Дома Инвалидов оказалась заполненной, пришлось поездить по окрестностям. Нашли парковку, заехали. Пока искали паркинг, погода наладилась, традиционно сопровождающий нас дождь перестал идти, выглянуло солнце. Пешком добрались до Дома Инвалидов, где планировалось посетить Музей Армии. Музей представлен несколькими галереями, анфиладами залов. Шикарная коллекция средневекового оружия и доспехов. Зал, имитирующий арсенал ХIVв., переполнен доспехами, холодным и огнестрельным оружием в отличном состоянии. Блеск и красота залов посвященных императорской армии. Уникальные образцы оружия в зале 1-й мировой воны. Нужно сказать , что во всех музеях Франции , где мы побывали, можно снимать на фото и видео, лишь кое-где ограничение на пользование вспышкой. Забрели в зал, посвященный де Голлю, где в полноценном кинозале в интересной манере, с использованием трех больших киноэкранов и аудиогида на русском рассказали о своем национальном герое. Немного утомились. Поэтому не посетили гробницу Наполеона, а пошли в сторону намеченного кафе около Триумфальной арки. Путь лежал по шумным Елисейским полям, мимо памятников генералу и президенту де Голлю и премьеру Черчелю к Триумфальной арке. По старой памяти нашли кафе. В этом кафе мы кушали зимой, цены и качество питания нас устраивали. Там мы и обедали, пока были в Париже. Наедались втроем евро на 25-30, что по французским ценам довольно неплохо и вернулись в машину. Путешествовать по городу, имея под боком машину, на мой взгляд, удобней и комфортней, особенно с ребенком. Не надо ломать голову над расписанием местного метро или электрички, блуждать по станциям. Оплата парковки не намного дороже трех билетов на метро. Сел в машину - и ты уже дома (можно поесть, попить, отдохнуть, пока едешь и на парковке в туалет сходить).

    День 13-й.

    10 июня. Среда. Париж. Диснейленд.
    Пробег 105км.

    С утра заехали в ближайший (найден по новигатору) торговый центр, где Оле купили дешевые кроссовки на смену, т.к. непрекращающиеся дожди не давали времени просохнуть имевшейся у нее обуви. Решили ехать в Диснейленд, не надеясь уже на нормализацию погоды. Кое-что критическое о Диснейленде я уже написал выше. Скажу, что понравилось. Организация встречи и парковки прибывающих автомашин. Встречают регулировщики, которые постепенно заполняют парковку. Все без суеты и толчеи. Красочность и размах парада. Видя знакомых, живых мультяшных героев Сонька визжала от восторга. Очень понравился один из аттракционов, "Моя маленькая планета", по-моему. Зрители проплывают на лодках через несколько больших павильонов, заполненных движущимися кукольными фигурками в национальных костюмах и яркими, сочными декорациями, демонстрирующими разные страны. Все это шоу с игрой света и хорошей музыкой. Как будто побывал в сказочной стране. Огромное число сувенирных магазинов изымают средства из карманов родителей. Недешевое место. Толпы людей, и это с учетом того, что была среда и непогожий день. Представляю, что там твориться на выходные. Аттракционы уже староваты. Больше по этому дню сказать нечего.

    День 14-й.

    11 июня. Четверг. Париж.
    Пробег 49км.

    В этот день планировали посетить Собор Парижской Богоматери, погулять по Парижу и зайти в музей Орсе, который по четвергам работает до 20часов. Получилось так, что выехали из отеля поздновато, долго ехали по запруженным улицам, искали свободную парковку. Соньку второй и последний раз за всю поездку укачало. Нашли паркинг, оттуда пешком минут за 15 дошли до Собора. Погода хорошая, ясный солнечный, хотя и прохладный день. После Собора обошли вокруг замка Консьержери и двинулись в путь сначала вдоль Сены по набережной до Лувра, а потом вдоль т.н. исторической оси Парижа через сад Тюильри, площадь Согласия, Елисейские поля к Триумфальной арке. По дороге я периодически извлекал из сумки путеводитель и декламировал почерпнутые из него сведения о той или иной лежащей на нашем пути достопримечательности. Такая пешая прогулка позволяет собрать в голове воедино образ Парижа и он нам понравился. Дошли до арки, пообедали в кафе. Пополнив силы, вышли к Эйфелевой башне. Очередь на подъем была большая и мы не захотели тратить время на стояние в ней, тем более¸ что на башне мы уже были зимой. А вот прогулка на кораблике по Сене была нами отложена на лето. Причалы рядом с башней и мы двинули туда. Совершили часовую экскурсию в сопровождении аудиогида по реке. Французская детвора хором подпевала звучащему в динамике Джо Дессену, светило солнышко и впереди было еще две трети отпуска. Настроение прекрасное. Вышли на пирс. На набережной в который раз убедился, как тесен мир. Перед десятком туристических автобусов собралась группа общающихся водителей, среди которых мы узнали двух водителей-поляков, с которыми мы путешествовали зимой. Вот так - знаю на планете двух поляков, и тех встретил невзначай. Далее пешком минут за 20 добрались до музея Орсе. Это музей искусства конца XIX-нач. XXвв. прежде всего, известен своей коллекцией импрессионистов. Опять полный восторг от музея - самого здания (бывший модерновый железнодорожный вокзал), демонстрации полотен и скульптуры. Аудиогид мы не взяли т.к. было уже 18ч. и время у нас хватило только чтобы бегло осмотреть сам музей, задержавшись в нескольких самых знаменитых залах. Полноценный день на посещения музея запланирован на будущее. Еле доползли до машины и вернулись в отель. Один из самых насыщенных дней нашего путешествия.

    День 15-й.

    12 июня. Пятница. Париж- Руан - Онфлер.
    Пробег 253км. Средний расход 6,7

    Прощаемся с Парижем. Ловим себя на мысли, что уезжать не хочется. Интересный, своеобразный город, который встретил нас не очень приветливо, но постепенно окутал пеленой своего таинственного очарования и теперь как будто не хотел отпускать. Но, едем. Погода нам потворствует. Прохладно, но дождя нет. Впереди - посещение Нормандии и Бретани с шестью ночевками в трех разных городках. Сегодня едем в Онфлер - городок на побережье Ла-Манша. По пути посещаем Руан- город,. где была казнена Жанна Д'Арк и где находится знаменитый Руанский собор, изображенный на нескольких полотнах Моне. Руководствуясь путеводителем, осмотрели все положенные достопримечательности. Посетили место казни, где теперь находится современное здание церкви Жанны в виде, на мой взгляд, возносящегося к небу языка пламени. Тут-же - небольшой рыночек, где была куплена черешня. Прекрасен выточенный из бежево-кремового камня Дом Правосудия. Кстати, там действительно находятся суд и полиция. Едем дальше, с опаской предвкушая поиски своего пристанища. Однако, все обошлось. Прибыли точно к месту назначения, заселились. Отель с наружной лестницей, двери номеров выходят на улицу. Номера чистые. Большая двуспальная кровать, широкая кровать вторым ярусом, душевая, ЖК-телевизор. Все есть, чтобы комфортно переночевать, но не для того чтобы там жить (очень тесно). Поели и поехали в центр сего местечка. Главная фишка Онфлера это небольшая квадратная зашлюзованная бухта, наполненная яхтами. По периметру бухты - прижавшиеся друг к дружке узкие домики разной высоты, цвета, формы окон и степени покареженности, а между домами и водой с белоснежными яхтами - непрекращающиеся ряды ресторанчиков. Прошли по направлению моря вдоль бухты, на горизонте - легкий как паутина мост Нормандия. Посмотрели, как через шлюз прошел катерок. Тихий спокойный вечер, море, закат...

    День 16-й.

    3 июня. Суббота. Онфлер - мыс Этрета - Онфлер.
    Пробег 130км. Средний расход 7,1

    Наконец мы вырвались из зоны непрерывной непогоды. В течении всего нашего путешествия по Нормандии и Бретани дождь нас не мучил. Сегодня мы ехали в сторону побережья, пересекли залив через мост Нормандия (проезд -5евро) и посетили белокаменный скалистый мыс в местечке Этрета. Изучив отчеты предшествующих путешественников, понял, что лучше приехать пораньше, дабы не мучится в дальнейшем в поисках парковки. Прибыли, припарковались удачно в центре, оплатили в парковочном автомате монетами 5ч. стоянки. Талончик с указанием часа, до которого оплачена парковка, поместили под лобовое стекло и пошли в сторону моря. С утра было пасмурно, однако к обеду выглянуло солнце, изменив открывающиеся виды. Целью нашей поездки были эти замечательные виды белых, отвесно стоящих, местами выдающихся в море скал с изумрудной травой, галечных пляжей с бирюзовым морем и белыми чайками. Само поселение находится в низине, дефиле между встающими с обеих сторон горными плато, отвесно обрывающимися в море. Пляж как будто кто-то специально отсыпал тремя широкими полосами вдоль моря галькой разной величины - крупной, средней и мелкой. У воды множество камешков со сквозными проточинами - "морской бог". Слышал, что это большая редкость, но здесь я за пару минут нашел несколько штук. Прошли по пляжу, поднялись на один утес. Теперь решили передохнуть и поесть. Внизу множество ресторанов, но вот здесь возникает языковая проблема .т.к. мы не знаем французский, они английский. Меню на французском, да и названия блюд у них своеобразные. Но, голод не тетка, да и нужно попробовать французскую кухню. Зашли в один из ресторанчиков, к нам тут же подошла азиатского вида официант. После довольно длительных переговоров с участием еще одной работницы мы выбрали блюда, большей частью интуитивно. Обед был из трех блюд. Салат в виде нескольких листьев салата, долек огурца и помидора, политых каким-то кисло-сладким соусом. Жаркое в виде безвкусной котлеты с остывшей картошкой фри, у Сони вместо жаркого сосиска. Десерт - фруктовый салат и шоколадное суфле. Бутылка минералки. За все удовольствие 40 евро. Фигня полная. Ну, хотя-бы, не голодные. После обеда поднялись на другой утес. Красс-с-с-с-ота! Уморенные, но полные впечатлений вернулись в отель. Вечером прогулялись по Онфлеру.

    День 17-й.

    14 июня. Воскресение. Онфлер - Канкань.
    Пробег 297км. Средний расход 7,0

    Еще один насыщенный день. Планировалось по пути посетить Байе - небольшой городок и Омаха-бич - мемориал высадки 6.06.1944г. Позавтракали сваренными яйцами и овсянкой, тронулись в путь. Навигатор вел нас через бретонские деревеньки и городки с глухими высокими каменными стенами и зелеными, увитыми плюющем высокими оградами, через синее от цветущего льна поля и лесочки, где я двигался опасаясь, что не разъедусь с трактором и иногда сигналя перед скрытым за растительностью поворотом. Потому как было воскресение, машин было немного. Въехали в городок Байе, бесплатно оставили машину около какого-то отеля. Городок известнее своим музеем байенского ковра - свитка ткани XIв. длиной 70метров, с вышитыми картинами истории покорения Англии Вингельмом Нормандским. Идешь вдоль ковра с аудиогидом, где тебе интересно рассазывают о том, что изображено на полотне. На втором этаже - небольшой исторический музей, на выходе - интересный тематический сувенирный магазин. Прогулялись по городу. Около городского храма - толпа нарядно одетых и по праздничному возбужденных людей , взрослых, и одетых в белое детей лет по 10-12- вероятно мы стали свидетелями праздника конфирмации. Далее наш путь лежал вдоль побережья Нормандии. Здесь я хотел отыскать на побережье остатки немецких фортификационных сооружений, побывать на местах событий высадки союзников. В путеводителе нашел ссылку на Омаха-бич и музей , посвященный высадке союзников в 1944г. Музей сам по себе меня не очень интересовал. В одном из сувенирных киосков я увидел фото одной из сохранившихся немецких батарей и решил ее отыскать. Дорога лежит вдоль побережья, здесь множество указателей на мемориальные места, связанные с этими событиями, городки и поселения украшены флагами союзников, участвующих в высадке - недавно была годовщина. Двигаясь по дороге, мы несколько раз сворачивали к морю в поисках нужного места. Не очень понятно, зачем французы около одного из мемориалов устроили платную парковку. Спасибо моим спутникам, терпеливо сносившим мои поиски. Наконец увидел указатель с похожим на искомое названием (из надписи на открытке понял только слово "батарея"). В поле на расстоянии метров 100-200 друг от друга четыре артиллерийских полукапонира с тремя сохранившимися орудиями. Впереди, в полукилометре к морю, на обрывистом берегу углубленный в земле бункер - вероятно НП. Облазил все это военно-историческое великолепие. В течение дня получился вот такой экскурс в историю - от меченосных викингов до второй мировой. На Омаха-бич уже решил не заезжать - к истории уже прикоснулся, а это интереснее рукотворных памятников. Едем в Канкань по живописным проселкам. Канкань - городок на побережье Ла-Манша. Известен своими лучшими в Европе устрицами и устричными фермами. Отель хороший в виде домиков на 2-х хозяев с большой комнатой, маленькой детской спальней-мансардой, верандочкой и столиком перед входом. На территории маленький садик, декоративный пруд и фонтанчиком. Но и стоило все это 78евро в сут. Вечером посетили набережную, осмотрели пляж, со стоящими на песке катерами и отступившим во время отлива морем. Искомые устричные фермы были скрыты водой. Обнаружили, описываемое во многих отчетах, место потребления туристами устриц - небольшой, всего из 4-5 лотков-киосков рыночек на набережной, около самого моря, берег которого засыпал створками переработанных гурманами, или просто любопытными, устриц. Аттракцион "поедание устриц" был включен в программу нашего турне и запланирован на следующее утро.

    День 18-й.

    15 июня. Понедельник. Канкань - Сен-Мишель -Сен-Мало-Канкань.
    Пробег 130км. Средний расход 6,6

    С утра поехали на набережную, припарковались на платной парковке и пошли к рыночку. Народу еще мало. На рынке лотошницы разложили устриц в больших плоских ящиках. Устрицы разного размера, цена от 3евро за дюжину. Подошли, посмотрели- подсмотрели как один знаток проглотил одну из устриц и купили целую - полдюжины! (в жизни всегда есть место подвигу...). Дородная девица - торговка вскрыла раковины, выложила их на пластиковую тарелку со специальными углублениями и выдала пластмассовый ножик. Лимон был у нас с собой - вез аж из Азова. Основная фишка всего этого мероприятия - сближение с природой - поедание устриц на берегу моря, откуда они были только что извлечены в таких вот т.с. "нецивилизованных" условиях - не в ресторане и т.п. Это мероприятие сродни поеданию ягод на лесной поляне или ухи из только что выловленной рыбы на берегу речки. Более интересен сам процесс. Как будто ожидаемых неприятных ощущений не было. По консистенции устрицы похожи на маринованные грибочки. Ярко выраженного вкуса нет, послевкусие, как будто, от вяленой рыбы. Но, чтобы составить о устрицах правильное представление нужно попробовать их несколько раз (т.е. не в один день), т.к. в первый раз был важен сам факт приема их внутрь. Выезжая с парковки, приятно обнаружили, что до 10.00 стоянка бесплатная. Теперь едем в аббатство Сен-Мишель. Один из самых популярных у туристов объектов посещения - часто можно встретить изображение этой горы с замком на календарях, компьютерных заставках и т.п. Пасмурно, ветер, но без дождя. О посещении замка сказать особо нечего. Видимо в виду пасмурной погоды гора и замок производили мрачно-неприступное впечатление. Жаль, что нет аудиогида на русском, но есть бесплатные буклеты- путеводители на нашем языке. Со стены наблюдали, как школьникам проводили экскурсию вокруг аббатства по оставленному морем дну с демонстрацией действия зыбучих песков. Мы прогулку вокруг горы не совершили т.к. повернули назад, после того как илистый песок липкой пастой стал налипать на обувь. В замке перекусили бретонскими блинами - вкусная штучка, поплотнее и потолще наших блинов. Подают их поштучно по 1-2евро. "Нам бы с десяток таких, да стопочкой" - подумалось. Попрощались с Сен-Мишель и переехали в город-порт Сен-Мало. Место, известное как порт отважных мореплавателей-первооткрывателей и корсаров. Яркое солнце (погода поменялась), вольный морской ветер, открытое море и крепкие крепостные стены придавали дух морской лихости и свободы этому месту. С удовольствием обошли стены и сам старый город, покормили наглых чаек российскими "кириешками", прогулялись до форта, отрезаемого во время приливов от стен старого города. К сожалению, не удалось увидеть мощных приливов, то, чем славиться побережье Бретани.

    День 19-й.

    16 июня. Вторник. Канкань - Динан - Ламполь-Гимийо
    Пробег 228км. Средний расход 6,4

    Продолжаем движение на запад, вглубь Бретани. Здесь уже родной речи не встречали. Следуя намеченным приоритетам, по дороге заехали, осмотрели городок Динан, с его средневековыми улочками, крепостной стеной. Немного поблуждали в поисках парковки. Европейское пространство узкое, часто тесное. В маленьких городках и то сложно найти место для парковки, едешь по проселочной дороге - нет обочины, вплотную к дороге примыкает поле с пшеницей или еще чем-либо.

    Садово-парковое искусство - часть жизни, часть культуры французов. Где бы мы ни были, в больших городах или дальних деревеньках, среди новеньких домов или на средневековых улицах - при малейшей возможности появляются цветы и растения. Гуляя по улицам провинциального городка Ламполь-Гимийо, забрели в район новых частных домов. Вместо оград - земляные валы, укрытые специальной сеткой. Сквозь прорези в этой сетке растут кусты и травы самых разных оттенков зеленого и не только цвета и самых разных ярких цветов. Там, где до насыпи еще не дошло дело, хозяева украсили территорию около дома множеством горшков и корзин с цветами. Вдоль дороги, на улице, высажены молодые невысокие деревья. Под каждым деревом - цветочный куст. Так вот, ни разу сорт цветов не повторился, под каждым деревом другой. Формы, виды и цвета живых изгородей, клумб, цветочных горок, подстриженных кустов и деревьев во дворах собственников невообразимы. Кажется, французы соревнуются друг с другом в изысканности своих садов, палисадников и просто горшков с цветами под окнами. Ламполь-Гимийо - маленький городок в Бретани, расположенный на туристическом маршруте, именуемым "дорогой приходских храмов". Один из таких храмов находиться в этом городке. Заехали в отель вечером, около 19ч. Из отеля прошли в цент городка - пустынные улицы. Только слышны голоса из открытой двери темного ресторанчика. Тишина.

    День 20-й.

    17 июня. Среда. Ламполь-Гимийо - Плуманак - Ламполь-Гимийо
    Пробег 143км. Средний расход 7,4

    Ночью было очень прохладно, даже студено, пришлось включать радиаторы, но с ними стало душно. Утром температура до 13градусов, хотя и солнечно. Утром встал и сходил за хлебом в местную хлебную лавку, где меня приветливо обслужили. Сегодня едем в Плуманак - Берег розового гранита. Провели там почти весь день, лазая по марсианского вида валунам причудливой формы, как будто специально уложенных какой-то гигантской рукой. Любовались вновь и вновь открывающимися видами этих чудесных нагромождений на которые с шумом и пеной накатывают синие морские волны. Пытаясь запечатлеть все это великолепие, посадили аккумуляторы на фото- и видеоаппаратуре. Сложно описывать природные красоты, как говориться, лучше один раз увидеть. Вечером прогулялись по Морле, однако чего-либо примечательного не запомнилось. Достигнута крайняя точка нашего маршрута, теперь путь лежит на восток. Хотелось бы еще посетить мыс Ра - самую западную точку Франции, но.. нельзя объять необъятное.

    День 21-й.

    18 июня. Четверг. Ламполь-Гимийо - Блуа
    Пробег 511км. Средний расход 6,3

    Утром посетили местный приходской храм. Этот собор был не первым на нашем пути и мы примерно предполагали, что нас ждет, однако были в значительной степени приятно удивлены увиденным - яркое, выразительное резное убранство храма не походило на то, что мы наблюдали ранее. Не располагая глубокими знаниями в истории религии, предполагаю, что данное своеобразие приходских храмов в Бретани связано с особенностями становления и развития католицизма в этих краях. Наблюдали сбор при храме, чинно шагающих пожилых бретонцев, одетых в строгие классические костюмы ,при галстуках , в сопровождении строго нарядных бабушек. Но, пора ехать. До отеля в Блуа мы добрались быстро, потратив на дорогу по автобанам 4.5часа и 21 евро. Вечером посетили город, следуя традиционной схеме - пользуясь путеводителем, обошли все основные достопримечательности города. Город произвел несколько мрачноватое впечатление. Улочки не так чисты, как мы уже привыкли, туристов практически не видно, несколько подозрительного вида личностей поглядывали на нас со странным интересом. Короче говоря, как только стало смеркаться, мы ретировались в отель, который располагался рядом с какой-то промзоной.

    День 22-й.

    19 июня. Пятница. Блуа - Кольмар.
    Пробег 628км. Средний расход 6,8

    Опять продолжительный переезд. За два дня мы пересекли Францию с запада на восток. Сегодня на автобанах оставили 32евро (платные участки). Однако вечером были вознаграждены. Кольмар. Замечательный открыточно-туристический городок. Чем-то похож на Динан, но иной. Отель небольшой, удобства в коридоре, но расположен в 2-3мин. ходьбы от исторического центра города, напротив - большая бесплатная парковка. Погода хорошая - дождя нет, иногда солнечно, хотя и не так чтобы тепло. Несколько вечерних часов мы гуляли по городу, любуясь стариной.

    День 23-й.

    20 июня. Суббота Кольмар - Мюнхен
    Пробег 405км. Средний расход 6,8

    До свидания, Франция! В столице Баварии были во время зимнего путешествия на автобусе, город понравился. С утра опустошили телефонную карточку, обзвонив родственников, и тронулись в путь. Мюнхен встретил нас проливным дождем (как ранее встречали Варшава, Верден и Париж). Под дождем заселились в отель, расположенный удачно - в 5 минутах ходьбы от центра...

    Планируя такое размещение, исходил из двух посылов. 1. Возможность попить пива, не пользуясь машиной. 2. Не тратить время на дорогу к центру города, т.к. время нахождения в Мюнхене было ограничено двумя ночевками.

    Устав от "французской кухни" - дорогой и невкусной, от души покушали и напились пива в НВ (Хофбройхауз). Это знаменитая. т.с. культовая пивная Мюнхена, здесь заседали Ленин и Гитлер, зрел "пивной" путч. Шли получить удовольствие от кухни. С нами был ребенок, поэтому, миновав веселый и шумно-галдящий первый этаж, поднялись наверх, где в спокойной обстановке, через 2мин. были любезно обслужены на русском языке (официант оказался болгарин). Все вкусно, пальчики оближешь! Поражает, как при таком количестве посетителей блюдам удается придавать вкус и вид домашней кухни. Короче, оторвались.. После, осоловелые, бродили по центру. Однако, была суббота и улицы были запружены туристами и пр. публикой. Хотелось купить что-либо вкусно-сладенького, но желанная кондитерская уже закрылась.

    День 24-й.

    2 1июня. Воскресение Мюнхен - Нойшванштейн.- Мюнхен.
    Пробег 262км. Средний расход 6,9

    С утра мои спутницы потребовали свежей немецкой выпечки. За пять минут дошел до ратушной площади по тихим утренне-воскресным улицам Мюнхена. На площади, вчера запруженной людьми, пара десятков человек. Тут же услышал родную речь - важные переговоры по мобильнику на всю площадь. У открывающегося через 5мин. кондитерской Рихарт - 5-7человек. Ожидают. В 9часов утра витрина отодвигается, открывая покупателям и зрителям кулинарно-кондитерское великолепие. Посмотрев на все это, я вернулся в отель ни с чем. Преступление, поглощать купленное в таких походных условиях - "Пошли завтракать в Рихарт! " Жертвоприношение чревоугодию продолжилось... Отказавшись от посещения Леголенда отправились на поиски замка баварского короля Людвига II. Нойшванштейн. Поездка к замку превратилось в незабываемое турне вдоль альпийских гор, лугов и озера. Следуя указания м навигатора в одном из городков уперлись в дорожный тупик вследствие дорожных работ, и не найдя объезда, выехали в сторону Гармиш-Партенкирхена. Навигатор пересчитал маршрут и повел нас через Альпы с заездом в Австрию. Живописный путь по альпийскому серпантину, вдоль горного озера, мимо изумрудно-зеленых лугов, белоснежных шале с яркими пятнами цветов под окнами произвел более яркое впечатление, чем замок. По приезду начался дождь (опять), на автобусе поднялись к замку, осмотрели его со смотрового мостика Марии над пропастью. Из-за сильного дождя под проходной аркой ворот собралось много туристов, протолкнувшись к кассе узнали, что на посещение замка очередь и если мы купим билеты сейчас, то попасть в замок сможем лишь через 1,5 часа. Столь длительное время толпиться под дождем на холоде нам никак не хотелось. Поэтому ограничились осмотром снаружи. Настроение никак не ухудшилось - все компенсировала дорога. Обратный путь лежал по равнинной части Германии, горы остались позади.

    По возвращении в Мюнхен пошли обедать-ужинать в НВ (Хофбройхауз). Поднялись на верхний этаж. Здесь накрывались столы в ожидании большого количества туристов. Мы заняли столик несколько в сторонке, за сценой. Вскоре зал заполнили большие группы туристов - японцев и итальянцев. На сцене начался концерт артистов в баварских национальных костюмах. Пиво, вкусная еда, музыка, задорные артисты - настроение праздника и братства! Вышли на улицу - пошел сильный град, а народ в восторге - атмосфера потрясающая. Все друг другу улыбаются, смеются. Завсегдатаи в национальных нарядах с удовольствием фотографируются с туристами. Мюнхен этим и запомнился - именно запомнился, не остался на фотографиях и видео, потому что каких - либо грандиозных архитектурных памятников и сооружений потрясающих видов и т.п. в городе не обнаружили, но есть неповторимый дух свободы, уважения и здорового веселья.

    День 25-й.

    22 июня. Понедельник. Мюнхен - Прага.
    Пробег 385км. Средний расход 7,4

    Прибыли в Прагу. Поселились в отеле. Отель в старом доме . Номер представлял переделанную двухкомнатную квартиру с кухней недалеко от центра. Пришлось поездить по округе в поисках парковки, т.к. возле отеля даже просто остановиться не было возможности. Перекусили и пошли на экскурсию. Прошли по мостам и набережным до Карлова моста, где начался дождь. Под зонтом дошли до площади со знаменитыми часами. Дождь идет, холодно. Как раз напротив часов - под навесом - кафе. Подошли поближе - от него исходит манящее тепло. Дело в том, что около столиков стоят газовые печки в виде фонарей. Заняли столик, заказали покушать - попить и с удовольствием просидели в тепле и на воздухе как раз напротив знаменитых пражских часов, не вставая с места наблюдая ежечасное движение фигур. Но, потом, все равно под дождем пришлось возвращаться в гостиницу мимо множества лавочек с марионетками и пр. сувенирами. Практически все торговцы говорят на хорошем русском языке. Обратило внимание обилие предложений концертов классической музыки - зазывали и на 18, 19, 20 часов м.в. Но у нас один вечер в Праге...

    День 26-й.

    23 июня. Вторник. Прага-Краков
    Пробег 550км. Средний расход 6,5

    Утро. На термометре за окном + 14градусов. Хорошо позавтракали, завтрак - шведский стол, включен в стоимость номера. Выехали. Дождь. Дорога от Праги до польской границы в виде стиральной доски. Прибыли в Краков. Поселились. Гостиница типа студенческого общежития, но с новым ремонтом, чистенькая. Номер на 5 человек с двумя двухъярусными кроватями. Удобства на этаже. Холл с двумя компьютерами и выходом в Интернет. Покатался по городу, пока нашел парковку под каким-то отелем. Допоздна ходили по центру города, посидели в кафе. С грустинкой вспоминали пройденные километры. Последний вечер в "шенгене".

    День 27-й.

    24 июня. Среда. Краков-Ровно
    Пробег 528км. Средний расход 6,5

    Выехали в направление Польско-Украинской границы. На протяжении всего пути до границы пришлось плестись со скоростью 40-50-60км/час. Польша готовиться к футбольному ЕВРО 2012 - ведутся дорожно-строительные работы. По мере продвижения к границе погоду улучшалась. Вот и КПП. Вышли из машины - жара! Пристроились в хвост очереди из десятков двух машин. Тут подходит какой-то мужик (спасибо) - говорит - чего вы здесь стоите - это очередь тем, кто хочет Duty-Free оформить. Мол, проезжайте вперед по свободной полосе. Подъехал. Заглянул в окошко к полякам - можно границу пройти? Где у Вас номер кузова на машине знаете? Конечно. Раз-два- и прошли границу польскую, потом украинскую. Никто ни чего не досматривал, ограничились устным опросом. Возвращение было не более хлопотным, чем въезд. Прощай, навигатор. Едем дальше по картам, через Львов. Выжженные солнцем поля.. Зарулили в старинный город Львов. О, ужас! Волнообразно вздыбленная брусчатка, по середине дороги - как ножи торчащие трамвайные рельсы - точно распашу брюхо своей Хонде. Местные ездят или на внедорожниках, или на убитых Жигулях. И среди этого дорожного великолепия, как акулы шныряют экипажи местного ДАИ. Столько "стражей порядка" за все время во всей Европе не видел. Тут не до поиска нужного указателя - свернул на ближайшую улочку с асфальтом. Но худо-бедно вырулили из города в нужном направлении. В Украине дороги тоже на ремонте- строительстве, еле едим. Около 18ч. по местному времени стали искать ночлег. Остановились под Ровно. Целый комплекс дорожных гостиниц, стоянка и т.д. Номер хороший, большой, всего 200гр.- около 800руб. Не хуже, и даже лучше, некоторых европейских отелей, о цене вообще молчу.

    Дни 28,29,30-й.

    25 юня Четверг. Ровно - Верхнеднепровск
    Пробег 743км. Средний расход 7,1

    26 июня. Пятница. Верхнеднепровск.
    Гостили у родственников.

    27 июня Суббота. Верхнеднепровск-Азов
    Пробег 572км. Средний расход 6,5
    Конец путешествия.

    Итого

    Пробег общий - 10146км. Средний расход бензина - 6.9

    Советы по составлению маршрута. 1. составьте список, что вы хотите увидеть и где побывать
    2. спланируйте время нахождения на одном месте - мин.2дня для полноценного осмотра его и окрестностей.
    3. подсчитайте дни и вычеркните лишнее.
    4. наметьте точки маршрута с дистанцией между ни ми не более 500км.
    5. если переезд не более 200км., то по пути следования можно полноценно посетить 1-2 достопримечательности.

    Дома спрашивают - Что больше всего понравилось? Задумываешься над этим вопросом.. .Что? И уходишь от как-будто напрашиваемогося ответа - там-то и там-то, а приходишь к выводу, что понравились люди и созданная ими атмосфера комфортной безопасности. На протяжении всего путешествия по Европе ни разу никто не нагрубил и не нахамил. Конечно, впервые сам за рубежом и с примитивным знанием английского, ты попадаешь в ситуации, когда необходимо неоднократно побеспокоить того или иного служащего или просто гражданина. Всегда встречали желание понять и помочь, а не избавиться от тебя как от назойливой мухи. Никто не дергается, не спешит без толку, не давит на звуковой сигнал или педаль газа со всей дури, не кидается под машину, не орет на детей, не таскается с 1.5литовыми бутылками пива. Собаки не лают, птицы поют везде. Мало курят, не трещат по сотовым. Больше занимаются спортом. В отдаленной деревеньке по дорожке ездят возрастные велосипедисты в полной экипировке. Все с тобой здороваются и улыбаются. Россиянину режет глаз обилие на улицах, в парках, музеях инвалидов. Думаешь - инвалиды - у нас, а там, действительно, люди - люди с ограниченными возможностями.

    Спасибо за внимание!

    вадим
    13/05/2010 17:05


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Польши

    29.08.24 Pegasus Airlines полетит из Измира в Краков
    09.06.24 Почему постоянно задерживаются автобусы между Белоруссией и Польшей
    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    27.10.23 Между Польшей и Германией будет курсировать ночной поезд
    19.09.23 МИД России дал рекомендации россиянам в связи с запретом на ввоз в ЕС ряда товаров
    18.09.23 Польша закрыла въезд российским легковым автомобилям
    20.07.23 Аномальная жара пришла в страны Южной и Центральной Европы
    17.05.23 Словакия временно вводит контроль на границах
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    11.09.22 Латвия, Литва, Польша и Эстония закрылись от россиян