Одним из самых популярных развлечений на Кипре теперь становится сафари на ослах. Кипрские ослики несколько больше среднеазиатских, поэтому даже рослые мужчины чувствуют себя комфортно верхом на них. Казалось бы, море и пляжи могут предложить самые разнообразные удовольствия, но всегда хочется чего еще... Когда-то на Кипре путешествия верхом на этих вислоухих добродушных животных было обычным делом. Таким способом передвигался в XVIII веке известный русский монах-путешественник Василий Барский. Он объехал на ослике практически весь остров, изучая его природу и культуру. Нам он оставил в наследство свои уникальные путевые заметки, а также зарисовки местности и церквей. По его стопах отправились и мы изучать Кипр.
Но все по порядку. На комфортабельном автобусе компании "Аргонафтис" мы доехали до маленькой деревушки под названием Келокедра, что в переводе с греческого означает - два кедра, которых нам тут же показали. Действительно два реликтовых дерева каким-то чудом уцелели во времена повальной вырубки на нужды разнообразных флотов. На Кипре многие деревни и селения носят названия деревьев или трав, произрастающих в этой местности. Таковы здесь традиции. Пройдясь тихой деревеньке, где живут только пенсионеры, мы пересели на старинный деревенский автобус, из тех, что бороздили эти просторы еще во время бытия Кипра английской колонией. Поездка на таком автобусе была сама по себе приключением, поскольку местность нас окружала гористая и мы все время пробирались вдоль пугающих обрывов.
Но вот мы добрались до ослиной фермы. Здесь нас приветствовали очень дружелюбные жители. Для милых кипрских осликов, как говорят, здесь созданы все условия мирного и приятного существования. Ну, а для того, чтобы у четвероногих не переводились деньги, время от времени им приходится работать - возить на себе туристов. Впрочем, было, похоже, что ослики сами интересуются своим гостями и ждут их с нетерпением. А вдруг, что вкусное привезут?
Перед путешествием нам предложили слегка перекусить. На столе нас встретили домашнее вино, свежие огурчики, традиционный кипрский сыр Халуми и, конечно же, не менее традиционная Зивания - местный крепкий алкогольный напиток. Последнее я сначала не хотела пробовать, но хозяин фермы очень настойчиво сказал: "Немного надо". И впоследствии, я поняла почему. Когда мы ближе познакомились с осликами, началось установление более близких отношений между нами, а точнее.... рассадка по ослам. Работники фермы очень точно на глаз определяли габариты, вес и другие качества туристов, чтобы по этим параметрам подобрать подходящего ослика. Как было нам сказано, в этом вопросе даже цвет глаз имеет значение.
Первые моменты совмещения наездника с транспортным средством были очень сложными. Никто из нас до сих пор верхом не ездил и поэтому, определять свой баланс в седле приходилось опытным путем. Некоторым это удалось не с первой попытки. Впрочем, все обошлось благополучно, никто не поранился и падения оказались не страшными. Я, честно говоря, тоже первое время думала, что упаду - уж слишком шатким казалось мое положение. Но ничего, постепенно освоилась. Когда, наконец, все расселись по ослам, наша группа двинулась в путь. Самыми трудными были первые шаги под гору и при переходе вброд через маленькую речушку. Казалось, падение неизбежно!
На ровной плоскости ослики побежали резвей. Правда периодически их заносило на обочины, туда, где росла сочная трава. На инструктаже нам объяснили, но ослики не голодные, но при виде травы их всегда тянет подкрепиться еще и еще. Поэтому нашей главное задачей было этому воспротивиться и заставить их трусить по дорожке. А это удавалось не всем и не сразу. Понять, как же воздействовать на осла, было не просто, несмотря на все объяснения инструкторов. Похлопывание его по крупу и греческое "Эла, эла!", что в переводе означает "иди, иди", не всегда срабатывало. Ослы чувствовали, что на них сидят не опытные наездники, и потому пытались своевольничать.
Медленно, но верно, вытаскивая осликов из травы, мы приближались старинному монастырю Синди, основанному в XIII веке в честь Девы Марии Элеуса, что означает "Благословляющая людей". Сегодня от него осталась, пожалуй, только церковь и развалины хозяйственных строений. Но и они находятся под патронажем ЮНЕСКО.
История монастыря изобилует легендами, загадками и до сих пор не полностью изучена историками. Во времена францисканцев монастырь процветал, в нем жили несколько десятков монахов. Они возделывали богатые земли, принадлежавшие монастырю, и зарабатывали на жизнь продажей фруктов и овощей. Вторгшиеся в 1571 г. турки разграбили монастырь и продали все земли.
В 1735 году, когда до этих мест добрался Василий Барский, в Синди осталось только три монаха. В путевых заметках Барский упоминает о церкви монастыря Синди как об уникальном строении древней архитектуры. Церковь держится лишь на четырех стенах, там нет ни одной колонны. По мнению Барского, не последнюю роль в архитектуре монастыря сыграло влияние францисканцев. О строительстве церкви святой Синди существует интеренсное предание. Согласно легенде возведение храма было поручено двум архитекторам - старому и молодому. Оба сделали свои проекты, а потом показали их друг другу. Церковь старого архитектора была хороша, но проект молодого - великолепен! Поняв свое поражение, старый мастер затаил обиду. Он заманил юношу и столкнул его в колодец, распложенный напротив того места, где предполагалось строительство храма. По преданию, душа молодого архитектора и сейчас обитает там. Молодые женщины, заглянувшие в колодец, могут увидеть прекрасного юношу.
История умалчивает о том, когда и почему монастырь Синди стал необитаемым. По сведениям монахов монастыря Киккоса, он опустел после 1927 г. В последующие годы здания монастыря наполовину разрушились, осталась лишь церковь, в которой сохранилась копия уникальной иконы Девы Марии Элеуса. Сама икона, датированная XVI веком, передана в монастырь Киккос. Остальные иконы тоже были заменены копиями. Несмотря на все это, в монастырской церкви и сегодня проводятся обряды крещения и венчания. Местные жители верят в намоленность этого места.
Погуляв по старинным развалинам и подкрепившись кипрскими апельсинами, мы отправились в обратный путь. Могу сказать, что только тогда я почувствовала себя уверено в седле. Я уже понимала, когда моего ослика начинало тянуть "налево" к травке, и умело предупреждала его попытки. Команды, отдаваемые мной, воспринимались с покорностью. Так мы не спеша вернулись на ферму, где нас уже ожидал богато накрытый стол. По традиции киприоты ужинают поздно, но плотно и с удовольствием. После еды и активной дегустации национальных алкогольных напитков начались танцы. Следуя движениям организаторов, наша группа училась танцевать сиртаки. А под воздействием вина и зивании народ с удовольствием пустился в пляс. И вскоре, греческие танцы перешли в интернациональные, а всеобщее веселье - в братание.
Домой возвращались уже поздно вечером. Крутые виражи дороги уже больше не пугали, и весь автобус дружно распевал на кипрских просторах русские народные песни.
30/04/2010 20:31
Материалы по теме
- Страны: Кипр
- Отзыв о поездке: Кипр. Пафосский Парк животных и птиц, сентябрь 2009
- Отзыв о поездке: Здравствуй, Северный Кипр, август 2009
- Отзыв о поездке: Почти весь Кипр за 10 дней, сентябрь-октябрь 2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.