Куба: мечты сбываются

Поездка на Кубу была старой мечтой, у меня уже были 2 попытки осуществить её, но обе получились неудачно - первый раз моя бывшая профукала наши заграны, прям перед свадебным путешествием, а второй раз решил поменять работу и перебраться в более спокойное местечко.

Перелёт

После достаточно тщательного шмона в Ш2 следовал Дютик, а затем ожидание когда наконец-то подгонят самолет.

Тут русская душа некоторых товарищей не выдержала и они начали выпивать и вести себя неподобающим образом, а именно орать, хамить итп.

При посадке в самолёт эти же товарищи громко требовали [дословно] бухла и официантов. Когда им отказали, сказав что рейсы 335/334 на Кубу безалкогольные, те стали выражать свои эмоции матом, несмотря на наличие в салоне детей.

Перелёт "туда" [Москва-Гавана] длится 12,5 часов, "обратно" 11 часов.

В процессе половины перелёта один пьяный имбецил вовсю старался сшибить девочек стюардесс, а в итоге специально рассыпал поднос с едой. Мне кажется для таких вот даунов стюардессам необходимы шокеры.

Туда и обратно достался тесный А330 в котором при моем 2-х метровом росте мне было также "удобно" как и в ВаЗовской 9-ке на заднем сидении.

А так перелёт в принципе комфортен, дважды кормят и носят воды/соки. Есть медиацентр, в котором куча фильмов и мультиков и есть примитивные игры.

Прибытие

Аэропорт Хосе Марти очень мал по сравнению с Шариком, и досмотр там происходит довольно быстро, правда необходимо вовремя отслеживать свои сумки, т.к. они могут оказаться в комнатке "Lost and found" как у меня, или нафиг потеряться, о таком кстати писали на форуме Винского...

Во избежание подобного лучше наклеивать Ваши координаты и адрес проживания (на английском ессно), не знаю поможет или нет, но надежда всегда умирает последней.

Также желательно не экономить на упаковке сумок в целофан, во избежания распотрошения сумок(а такое я видел).

Планирование и подготовка

Ещё в самолете, я познакомился с ребятами, которые тоже не хотели сидеть на одном месте в отеле.

У меня было большое желание повидать помимо Гаваны, Сьенфуэгос и Тринидад. Я специально захватил с собой побольше денег, чтобы даже на такси можно было туда доехать из Гаваны(220-280км), а также решил ничего не планировать и пустить всё на самотёк - типа утро вечера мудренее))

День первый

Отель порадовал. Я и не ожидал, что отель окажется больше и красивее Telegrafo, Inglaterra и Parque Central. www.tury.ru/hotel/id/55800.

Затем, постояльцами отеля были такие мафиози как Лаки Лучано, Аль Капоне, Мейер Суховянски, также останавливались куча артистов и несколько президентов и вице президентов. Их список и фотографии можно увидеть в вестибюле отеля. Грамотно, и настраивает на определенный лад. Мой номер был на 7-м этаже, Аль Капоне останавливался на 6-м... До постройки отеля Nacional 5*, на холме, над Малеконом, Sevilla считался самым мафиозным отелем.

После заселения, которое произошло на удивление быстро и прямо с утра(хотя check-in в 14-00), я побежал посмотреть и пофоткать живописные Gran Teatro и Capitolio. Около Telegrafo я увидел пожилую пару с внучками, которые были моими соседями по самолету. Их ещё не заселили, и поэтому они позвонили своему гиду, решив сделать экскурсию по старой Гаване. Я естественно к ним присоединился.

В ходе экскурсии я увидел Сашу и Люду, своих приятелей с самолета, которые тоже решили покататься по стране, мы с ними договорились встретиться позже.

В ходе 4-х часовой экскурсии, я узнал немного нового, т.к. перед поездкой был порядком начитан - мы посетили наверное все музеи и достопримечательности старой Гаваны и зашли в Капитолий. Экскурсовод провела нас в старые отели Florida и Ambos Mundos на Calle Obispo, одной из старейших и известнейших улиц старой Гаваны.

Отель Амбос Мундос 4* примечателен тем, что в нем, в 511-м(или 502, уже непомню) номере долгое время жил Эрнест Хемингуэй. На крыше этого отеля есть замечательная кафешка, из которой открывается отличный вид на всю старую Гавану и крепость Эль Морро.

Там мы покушали больших креветок и запили их мохито.

В настоящий кубинский мохито не льют спрайт, и не кладут нашу мяту. У них есть трава которая как то по особому называется, но это не menta, т.е. не мята в нашем представлении. Вкус похожий, но немного другой. И в настоящий мохито щедро льется Havana Club Anejo 3. Напиток получается более пряной и вкусный.

В баре Хемингуэя, Bodeguita del Medio, мохито сделают прямо при Вас и могут сделать так называемый Мохито Спесьяль с Ромом Anejo 7-ми леткой. Это просто космос.

Кстати я обратил внимание, на то что обычные у нас яблоки, продаются на Calle Obispo как деликатес, и стоят по 45центов(не деревянных!) за штучку!

Гид Людмила, нам объяснила что их сюда завозят из Колумбии и продаются они очень редко и стоят обычно дорого. После экскурсии я пошел в отель немного передохнул. Вечером встретились с Сашей и Людой и начали обсуждать перспективы съема машины.

Выяснилось, что небольшая машинка класса Hyundai Atos, Hyundai i10, Kia Picanto обойдется в 70-75$ в сутки. В принципе нас это устраивало.

День второй

Отдохнув, мы взяли у Капитолия Chevrolet кабриолет 57-го года с белым кожаным салоном, который нас троих за 15$ покатал по Гаване. Пофоткались около памятника Джону Леннону и поехали в мое тур.агенство SolySon, где пообщались с русскоязычным представителем Донной Торриентес. Нам требовался гид с машиной. Донна нашла нам Исабель, бывшую учительцу русского языка в Гаванском университете, а сейчас бабушку, подрабатывавшую на турагенства.

Кстати именно в Кубинском турбизнесе можно довольно быстро и ненапряжно подымать неплохие деньги, по здешним меркам. Исабель оказалась очень веселой и жизнерадостной в общении дамой) в совершенствии знавшей русский. Машину она нам предоставить не смогла, объяснив это тем, что частный извоз на Кубе затруднен, и даже если мы найдем какой нить старенький Москвич, то не факт что он не сломается где нибудь в 200км от ближайшего сервиса. А автосервисов на Кубе очень мало, даже при отделениях Рентакар.

Поняв, что избежать съема машины нам совсем не удастся, мы начали искать недорогие машинки, но в 3-х агенствах нам был дан отказ. Недорогих машин нет - все занято!

Тогда затянув пояса, мы взяли в аренду Пыжик 206 сарайчик, с АКПП, за 100$ в сутки. Выяснилось, что машины с АКПП на Кубе довольно недешевая редкость.

После небольшой экскурсии по Гаване, мы обсудили план нашего путешествия в ресторанчике Zaragozana, за вкусной паэльей спешл из морепродуктов(с омарами и королевскими креветками).

Гавана

Фантастический город. Разруха конечно поначалу угнетает, но оба наших гида в один голос говорили, что из-за природного пофигизма ремонтом своих домов особо никто не занимается, а вот ремонтом исторических строений занимаются гос.службы, деньги на это охотно находятся. Когда я был в марте ремонтировались Gran Teatro, здания на Calle Obispo и здания на Малеконе.

У города свой неповторимый дух, также как и например у Сьенфуэгоса, Тринидада и его невозможно ощутить и оценить за 2 часа экскурсии c Варадеро или даже за сутки. Ночью здесь абсолютно безопасно, даже в самых нищих районах. Наиболее любопытны и красивы: Старая Гавана(Habana vieja), набережная Малекон(достояние человечества по мнению UNESCO и ООН), кладбище Necropolis de Colon, крепость El Morro, 23-х метровая статуя Христа, знаменитая улица Calle Obispo, площадь революции Plaza de la Revolucion со знаменитым зданием МВД с Че Геварой во всю стену, бары Хемингуэя - Floridita(родина Дайкири) и Bodeguita del Medio(родина Мохито), также очень вкусно готовят паэлью из морепродуктов в ресторанчике Zaragozana.

Бодегита, она же B del M, она же дословно "кафешка посреди улицы", мне понравилась больше, там более раскованная и непринужденная обстановка, чем в Флоридите. Живая музыка играет даже в самых забулдыжных кафешках Гаваны. Днем все эти достопримечательности выглядят неплохо, но на закате смотрятся совершенно фантастически. Убирается вся разруха как по мгновению волшебной палочки. В зависимости от фазы заката здания подсвечиваются то розовым, то оранжевым. Если есть хороший фотик, фоткать их и самим на их фоне необходимо только в это время или на рассвете, но это менее впечатляюще.

Например, если быть около Necropolis de Colon во время заката, то белый мрамор надгробий и сами ангелы на них подсвечиваются мягко розовым цветом, в то время как жилые дома напротив кладбища оранжевым и солнце уходит именно в сторону кладбища, где темнеет быстрее. Получается эдакая граница между светом и тьмой - выглядит просто фантастически. При закате на Малеконе, волны становятся зеленоватого цвета, солнце уходит в сторону холма с гостиницей Nacional 5* и его лучи бьют прямо над волнами.

Короче лучше это один раз видеть.

Помимо этого есть много чего ещё, но это находится не впопыпах, по экскурсии, а своим ходом в процессе прогулки.

День третий

Первой целью нашего путешествия стала однодневная поездка в провинцию Пинар дель Рио, долину Виньялес, чей культурный ландшафт долины включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и Старая Гавана.

По дороге, кстати, продают в местных забегаловках при заправках очень вкусный кофе. Также по дороге можно приобрести недорогие бананы и ананасы. В отличии от тех что можно купить у нас в магазинах они более сочные и без посторонних хим. привкусов.

Затем заехали на плантацию апельсинов и набрали их бесплатно целый багажник.

Мы залезли в Пещеру индейца (Cueva del Indio, Куэва-дель-Индио), посмотрели как растет табак на плантациях и как он сушится. Народ в Пинар дель Рио живет по деревням, это вообще имхо большая деревня.

Хотя качество дорого очень неплохое, и машин на дороге, кроме туристических автобусов почти нет.

Кстати о туравтобусах. Носятся они как угорелые и останавливаются в строго отведенных местах. Из автобуса Кубу не увидишь и не поймешь. Туристы буквально вываливаются из них и на заправках в основном заправляются алкоголем.

В Пинар дель Рио очень интересная природа - вокруг пальмы, высокие горы, домики покосившиеся утопающие в густой зелени, с Гаваной, да и как я потом понял, с Тринидадом и Сьенфуэгосом большой контраст. Чем то это все мне напомнило природу Африки.

Заметил, что по обочинам дорог очень много голосующих, буквально десятки или даже сотни, если брать весь путь от Гаваны. С транспортом на Кубе хреново - поезда практически не ходят, а автобусов крайне мало, поэтому на остановках есть специальные люди в желтой униформе, которые тормозят машины с гос.номерами.

Пообедали в кафешке купив в магазинчике мороженое Nestle, местную колу - Tucola и Рома 5-ку или 7-ку(не помню)) и сели в забегаловке El Rapido, в которой купили Bocadito jamon y queso(типа бигмака только ветчиной и сыром). Оказалось все очень вкусно и питательно).

Boca de Guama - Playa Larga - Cienfuegos - El Nicho - Trinidad - Cayo Santa Maria

На 4-й день мы отправились с Сашей, Людой и нашим гидом - Исабель на нашем Пыжике по направлению к городу Сьенфуэгос. Сьенфуэгос с испанского переводится как 100 огней.

Дорога создала дежавю уже виденного по пути к Пинар дель Рио. Те же пальмы, то же пустое шоссе-аутописта, те же голосующие люди вдоль дорого, только нет гор...

Исабель подсказала нам где находятся плантации апельсинов, мы не раздумывая махнули туда. Приехав увидели картину Репина маслом - деревья увешаны крупными апельсинами, под деревьями лежат апельсины и никто не собирает их и нникто не охраняет, нет ни заборов ни проволоки. Просто приезжаешь туда, забиваешь багажник апельсинами и сваливаешь, что мы и сделали.

По дороге мы заехали в Boca de Guama, там была крокодиловая ферма и деревня индейцев. До деревни индейцев мы плыли на моторке по узкому рукаву реки, была сплошная иллюзия дикой природы) Деревня индейцев - это своеобразный парк скульптур на острове, скульптуры изображали жизнь индейцев, в общем как бы ничего особенного. Больше понравилась кркодилловая ферма, очень интересно было увидеть их в живую.

Мне дали на руки одного крокодильчика, думал он будет беспокойным, грязным, липким и холодным. Мысленно я уже попрощался со своей футболкой, т.к. лапы и хвост у него были свободны. Оказалось совсем нет, Фидель оказался очень спокойным крокодилом.

После Boca de Guama мы выехали на побережье Карибского моря - Playa Larga.

Там же мы и попробовали крокодилового мяса. По вкусу оно отличается от курятины, говядины, свинины и баранины и вкусное. Тарелка с гарниром - 10$.

В Плайя Ларга оказался очень неплохой пляж с мелким белым песком, Карибское море оказалось теплее Атлантики, в которой мы плавали потом.

К вечеру, на закате мы приехали в Сьенфуэгос, в котором достаточно быстро нашли Casa Particular - частный домик. Домик оказался очень опрятным и чистым, а хозяева очень милыми.

По Кубинским меркам хозяева жили роскошно - в доме был 40" ЖК ТВ и несколько телефонов, а также очень достойная и со вкусом подобранная мебель.

Мы взяли в ближайшем Mercado - универсаме Рома 7-ку, вытащили фрукты и мило провели вечер. Проснувшись на рассвете, мы побежали с Сашей, на местный Малекон фоткать рассвет, в принципе это почти удалось) После завтрака, простились с хозяевами и поехали смотреть городок.

Сьенфуэгос оставил впечатление чистого, милого, тихого и интеллигентного городка. Нас ни разу не доставали, как в Гаване, предложениями покупки Сигар или чего то ещё.

Туристов по сравнению, с Гаваной и Тринидадом, здесь практически не оказалось. После того как выехали из города, Исабель предложила нам посмотреть водопад в местечке, которое я уже не помню как называется, но приехав туда мы поняли, что уровень воды довольно серьёзно упал, разочаровавшись, поехали в сторону водопада Эль Ничо и не прогадали.

По дороге к водопаду, слева по ходу движения, мы увидели Zona Militar - военную базу, представлявшую собой поле на котором стояли десятки ярко раскрашенных самолетов, по виду похожих на советские МиГ-17/19.

Но как и все остальные военные базы виденные мной она казалось совершенно пустой, без персонала. Фотографировать вроде запрещено, но мы это сделали.

А вот спуститься через колючую проволоку и пробраться через колючий кустарник к полю с самолетами не решились, т.к. это было чревато серьезными неприятностями.

Поехали дальше, дорога к водопаду оказалось сложной, очень узкой с крутыми поворотами и постоянными спусками и подъемами, короче серпантин, тока ещё хуже. Водопад не производил впечатление как Ниагарский или Iguazu, мягко говоря.

Спустились не без труда, т.к. дорога напоминала козью тропу, пофоткали его, правда не обошлось без приключений, т.к. Саша уронил свой фотик - Canon EOS 40D в водопад, а потом искали по дороге симку, мобилу, флешку с фотика по обратной дороге, т.к. когда возвращались он положил их всех на крышу машины.

В итоге уставшие и голодные мы доехали в деревушку Куманаягу и там решили перекусить в местной кафешке где все продавалось за монеда насиональ, а не за местные "чеки" CUC.

[Да, на Кубе имеют хождение 2 Валюты - Peso Nacional, Peso Convertible (CUC). Монеда Насиналь примерно равна нашему Русскому рублю, а 1 КУК стоит чуть больше 1 доллара.]

Что любопытно, когда мы там обедали, двери кафе закрыли и никого не пускали. В итоге мы вчетвером наелись и напились пива до отвала и поехали из кафе. По дороге из этой деревеньки Куманаяги мы увидели очень красивое кладбище - местный некрополис. При входе создаётся ощущение, что дорога от входа, которая уходит вверх на холм, уходит прямо в небо.

Вечером того же дня, опять на закате, мы прибыли в Тринидад. Тринидад был весь наводнен туристами, и приставалами, как в Гаване. Вдобавок булыжная мостовая очень неудобна при ходьбе.

Город оставляет впечатление пришельца из 17-го века главным образом из-за булыжной мостовой и одно-двух этажных домов с вычурными деревянными и железными ставнями, а также видимому отсутствию всяких меркадо(универсамов) и других более-менее современных построек 20-21века.

Город просто волшебно смотрится на закате, также как и Гавана, но в Гаване больше неопрятных и полуразрушенных зданий и бардака, и закат все это маскирует, а в Тринидаде маскировать было нечего.

Город оказался набитым туристами и найти касу партикуляр оказалось непросто, но нам повезло, что с нами была Исабель, которая активно общалась с местными и помогла нам с ночлегом.

С касой Cocodrilo и её хозяйкой нам очень повезло, все оказалось очень опрятно и чисто, также как и в касе Nelly г.Сьенфуэгоса, хотя и не так фешенебельно как там.

Стандарт для всех casa particular, помимо синей буквы Т и надписи Arrendador Divisa, горячая вода, душ, мыло и туалетная бумага, а также чистота и отдельная постель для каждого гостя.

С утра мы ещё до завтрака съездили встретить рассвет на пляж Playa Ancon, находящийся недалеко от Тринидада, но пляж нам не очень понравился - совсем рядом был отель и отсутствовали кабинки и туалет. Это все нас не обрадовало и после долгих дискуссий куда же лучше махнуть на пляж Cayo Coco или пляж Cayo Santa Maria который был чуть хуже(по словам гида), но ближе, мы после завтрака поехали в сторону Cayo Santa Maria.

После довольно муторной поездки и поисками свободного пляжа около фешенебельного отеля Ensenachos 5*, остановившись около рабочих строящих новый отель, наш гид Исабель выяснила как проехать на дикий пляж Cayo Santa Maria. Пляж оказался диким и в длину был, навскидку, километра 3.

Мягкий и очень мелкий песок, ровное дно, никаких бутылок и мусора вокруг. Кучи целых разноцветных ракушек разных форм под ногами и чистая-чистая вода, абсолютно прозрачная у пляжа, зелено-синяя в метрах 5 от меня, и темно-синяя на глубине. Водичка была довольно прохладная, но с нами была литровая бутылка Habana Club Anejo Special 5. Ром имеет одну интересную особенность - после него не бывает похмелья (у нас не было, хотя пили много и часто) и пьется он легко, даже 7-ка 42-43 градусная.

Вечером поехали обратно в Гавану, ехали с превышением на 40км/час, причем нетрезвые.

Кубинские ГАИ-шники кстати не останавливают совсем машины с черными(дипломаты), коричневыми(инофирмы) и красными(рентакары) номерами. Мы как то раз въехали в туннель по встречке(!) на 140 км/ч(!), и нам ничего за это не было. Хотя на выезде был гаишник.

Туристы приносят деньги/валюту, они священная корова для Кубы и ее народа.

Сами по себе Кубинцы народ добродушный, болтливый, веселый и в большинстве своем неплохо воспитанный. Поэтому и туристы не должны забывать волшебные слова: Грасиас(Спасибо), Порфавор(Пожалуйста), Извините(Пардон) и чаще улыбайтесь, короче относитесь к людям так, как хотите чтобы они к Вам относились.

Приехав в Гавану после всех этих передвижений я очень выматался и был так рад, что мне приходится возвращаться в мой тихий и очень уютный отель Mercure Sevilla, где я могу взять бутылочку рома и пойти душевно потрещать за жизнь с сигарой к дону Мануэлю на крыльцо или с секьюрити поболтать, или просто подымить сигарой в вестибюле.

Через день я улетал, все прошло без сучка и задоринки, мой совет - упаковывайте чемоданы в полиэтилен и внимательно считайте сдачу!

Хоть я немного разочарован, но Куба манит меня обратно. Наверное это любовь. Наверное там я по настоящему свободен. Лас Тунас, Ольгин, Сантъяго, Гуантанамо я ещё не видел, но думаю обязательно увижу!

P.S. Было довольно неприятно возвращаться из солнечной и добродушной Гаваны, из ее +32град.С, в сырую и снежную Москву с её -7-9град. С и снова видеть эти безжизненные, бледные лица людей-теней.

Подробная карта Кубы: map.vbgood.com/Cuba_map.jpg

150$ Hyundai Sonata NF/Santa Fe
    220$ Hyundai Grandeur/Azura
    +300$ залог.

Еще дороже премиум - BMW, Mercedes, Audi.

Цены:

Ром 3х летка - от 2.90$ за 0.75л. бутылку, 7.90$ за 5-летку Anejo, 11.50 7-ка Anejo 5-ка и 7-ка коричневые на цвет и имеют более насыщенный и терпкий вкус.

Сигареты - из иностранных только Lucky Strike за 2.50$ пачка, которые я не покупал, предпочитая местные самые дорогие Romeo y Julietta(да да как и марка сигар) за 1.50$ пачка.

Ром и сигареты достать можно везде, а вот зажигалки - дефицит: я свою за 15руб. Cricket где то профукал, пришлось покупать зажигалку за 15$(!!!) - Bic HABANOS в сигарном магазе, дешевле нигде ничего нет, спичек тоже не нашел.

Сигары левые домашние в провинции Пинар дель Рио 15$ за 25штук, курятся ничем не хуже, а даже лучше(ибо свежее) чем родные Romeo y Julietta за 70$ 25штук.

В платных туристических туалетах может не быть совсем туалетной бумаги и мыла, а также воды в бачке и раковине. (Наверное так я подхватил дизентерию)

Кока колы нет, есть местная Сьенфуэгосовская TuCola стоимостью 1.50$ за 1.5литровую бутылку, ничуть не хуже обычной оригинальной, которая хорошо идёт с Ромом.

Большие королевские креветки, омары, лангусты - 10-15$ за приличную порцию.

Пиво в основном можно купить местное Cristal(светлое) 4.5% или более крепкое Bucanero(чуть более темное и терпкое) 5.4%, и то и то стоит от 0.5$ за банку до 1$ за бутылку. Вкусное, хорошо освежает и хорошо идет с морепродуктами. Мохито и Дайкири идут неразбавленными. Особенно Мохито. 4$ за фужер. Только в России в Мохито льют спрайт и кладут еле живую мяту. На Кубе мяту(по исп. menta) в настоящий мохито не кладут, и льют местную минералку стоящую как TuCola. Рома наливают примерно 1/3 фужера. Причем за доплату 1$ нальют 7-ку Anejo, вкус получается более терпким и нёбо немного прижигает. В жару самое то.)

Каса Партикуляр легаль- 15-25$/сутки

Завтрак в Касе Партикуляр - 3-4$

Фотографии: www.flickr.com/photos/41364765@N06/sets/

Дмитрий Костин
    04/04/2010 16:38

Новости с Кубы

21.03.24 На Кубе карты "Мир" будут принимать везде
    08.12.23 На Кубе можно расплачиваться картами "Мир"
    16.08.23 "Россия" будет выполнять рейсы из Москвы в Гавану
    12.06.23 Conviasa будет летать между Москвой и Гаваной
    26.05.23 "Аэрофлот" начал продажу билетов на рейсы из Москвы на Кубу
    14.03.23 Банкоматы в Гаване начали принимать карты "Мир"