В долине Катманду



    Непал - одна из самых колоритных и притягательных стран в мире. Совсем недавно здесь было последнее индуистское королевство, а сегодня это федеральная демократическая республика. Здесь можно созерцать и покорять снежные громады Гималаев, удивляться первозданности сельской жизни, восхищаться богатством животного и растительного мира, приходить в восторг от королевских городов и святынь долины Катманду, вникать в древнюю буддистскую и индуистскую культуру. Тур был индивидуальным и организован через ТО Бамбу Клаб, мая 2010 ...

    Намасте!

    Даже самая длинная дорога, в конце концов, кончается. Вот и я после всех ожиданий и контролей в аэропортах, стыковок авиарейсов и желания хотя бы на час-другой крепко заснуть, наконец, после самого полёта, ступаю на землю Катманду. Поток горячего, сухого воздуха несёт клубы пыли, которая тут же забивает нос, вызывает резь в глазах.

    Но вот уже приветливые местные люди с поклоном, подняв на уровень груди сложенные ладони, с улыбкой произносят: "Намасте!" и водружают мне на шею цветочную гирлянду. Такое "намасте" будет сопровождать меня всю долгую поездку по Непалу. Так непальцы выражают приветствие при встрече или доброе пожелание при расставании, а иногда и просто для того, чтобы выказать доброе расположение. То, что здесь живут доброжелательные и гостеприимные люди, видно сразу по их улыбкам, приветливым лицам.

    Непал - страна, где переплелись, образовав единый народ, различные этнические и религиозные группы. На сегодняшний день этнологи насчитали сто одну такую группу и около девяти десятков языков, которыми они пользуются. Их общий язык - непали, родственный санскриту. При этом большая часть населения сносно говорит по-английски. На юге страны, в её равнинной части, живут народы индийского происхождения - рисоводы, овощеводы и охотники. В Гималаях и их предгорьях - тибето-бирманские этносы, скотоводы, разводящие яков, горных козлов. Наиболее распространенные вероисповедания - индуизм (80,6%), буддизм (10, 7%), ислам (4,2%). Однако, буквально сразу же замечаешь, что практически всё население придерживается некой смешанной веры, вобравшей в себя представления индуизма и буддизма, гармонично сочетающей всех их бесчисленных богов, дополненных анималистскими символами. Они одинаково почитают и Шиву, и Вишну, и Будду, не забывают о дарах Гаруде и Ганеше, одновременно совершая языческие жертвоприношения. Эта переплетение народов и верований придаёт здешней жизни невообразимую пестроту и яркость красок с неповторимым ароматом традиций, что всегда влечёт туристов.

    Новое королевство

    Чаще всего туристы начинают открывать для себя Непал с его столицы - Катманду. Некоторые называют Катманду одним большим базаром, другие - музеем под открытым небом, третьи - волшебным городом королей. Всё верно. Каждый находит в этом столичном конгломерате своё.

    Когда-то в долине, названной по имени столицы Непала, располагалось три княжества - Кантипур, Лалитпур и Бхактапур. Они вели борьбу за единоличное владение долиной. В 1769 году борьба увенчалась успехом, но, благодаря отваге легендарных воинов-гуркхов, победителем оказался король небольшого соседнего княжества Горкха, успешно присоединивший к своим землям все княжества долины. Так образовалось новое объединенное королевство, впоследствии названное Непалом, а на месте Кантипура была основана столица - Катманду.

    Долина Катманду необычайно плодородна. Здесь исстари выращивали, кроме непременного риса, ячмень, кукурузу, всевозможные овощи, фрукты. В настоящее время зелень полей "разнообразят" многочисленные трубы кирпичных заводов и штабеля кирпича возле них. Черный дым труб дополняет мелкая красная пыль, что набивается повсюду, портит оптику и электронику камеры. Кирпич - самый популярный стройматериал в этих краях. Из него не только строят дома, но и мостят им улицы.

    Катманду как раз включает в себя два таких красно-кирпичных древних города - Патан и Бхактапур, где, как и в самой столице, находятся памятники мирового культурного наследства из списка ЮНЕСКО. Всего их семь. Так что, за пару дней всё можно бегло осмотреть. Главные буддистские святыни

    Первый объект осмотра - знаменитый буддистский символ мудрости и просветления ступа Сваямбунатх. Не знаю, правильно ли называть её памятником, так как это вполне действующая святыня, куда приходят тысячи паломников и местных верующих. У её подножия возжигают свечи и ароматные палочки, вертят молитвенные барабаны, рассыпают лепестки цветов, бросают монеты, распыляют порошок кармина, читают мантры в надежде на достижение нирваны или на более благополучную следующую жизнь.

    Ступа расположена на окраине столицы, на холме, высотою 77 м. Склоны холма покрыты лесом, который полюбили обезьяны, из-за них сооружение даже прозвали обезьяним храмом, хотя ступа вовсе не является храмом (храм имеет внутреннее пространство, а ступа нет). Первые буддистские культовые постройки на холме относят к VII веку, когда на этом месте возник крупный религиозный центр.

    Сегодня сооружение имеет вид огромной белой полусферы, увенчанной конусообразным куполом, набранным из золотых колец, символизирующих шаги к просветлению. Сверху купол прикрывает зонтик с колокольчиками, от него тянутся гирлянды молитвенных флажков (лунг та). Самое впечатляющее в ступе - это гигантские, больше человеческого роста, всевидящие очи Будды, изображенные на куполе по четырем странам света. Считается, что взгляд их добрый и светлый. Вокруг основания полусферы, по периметру установлены молитвенные барабаны, чуть в стороне множество ступ и других святилищ поменьше. У подножия главной ступы на каменном постаменте огромная массивная бронзовая ваджра, или доджре (в пер. - скипетр), - символ всемогущества и несокрушимой силы богов. Два названия - одно индуистское, другое буддистское - как раз и воплощают слияние двух религий: это инструмент "управления небесами" одновременно как индусского бога, так и Будды. Молящиеся в знак почитания того и другого устанавливают рядом свечи, кладут цветы. В монастыре по соседству, тут же на холме, творят свои молитвы тибетские монахи, одетые в примечательные терракотовые одежды. Часто служба занимает многие часы. Мальчик-монах разносит и разливает старшим монахам из термоса горячий чай, чтобы те не прерывали молитву.

    Сотни прихожан идут и идут нескончаемым потоком в гору, одолевая под жарким солнцем длинные лестницы. Другие сотни людей, что уже добрались до вершины холма, обходят по часовой стрелке центральную ступу, вращая по пути молитвенные барабаны. Ритуал связан с верой в более удачные и счастливые перерождения в следующих жизнях.

    Вокруг святилищ так много народу, и весь он в непрерывном движении, что бедному туристу, подталкиваемому подобно броуновской частице со всех сторон, трудно разобраться с непривычки в смысле всех действий этих людей. К тому же приходится оберегать свои карманы и рюкзак от мелких воришек, которых, видимо, не заботит светлое будущее потустороннего существования, а хочется уже сегодня досыта поесть. Впрочем, чему тут удивляться? Непал входит в ряд беднейших стран мира.

    Хотя уже отдавили все ноги, а голова переполнена божественными образами и символами, зуд туриста не даёт покоя и гонит к следующей достопримечательности. Передохнув и полюбовавшись с высоты холма на панораму Катманду, отправляюсь на другую окраину столицы - к ступе Боуднатх - главной святыне тибетского буддизма в этой части света. К ней устремляются паломники не только из ближних Гималаев и Тибета, но и из дальних регионов Южной и Восточной Азии.

    Кажется, что людей здесь поменьше, чем у Сваямбунатх, но, скорее всего, просто больше места, где толпа может рассредоточиться. Эта ступа едва не самая большая в Непале и одна из самых крупных в мире. Её окружность свыше 400 м. Первые упоминания относятся к V веку. По архитектуре сооружение похоже на Сваямбунатх: та же полусфера, тот же купол с гигантскими глазами по четырём сторонам, тот же зонтик с колокольчиками, флажки пяти цветов с мантрами. Только вот купол не конусом, а золотой пирамидой венчает строение. Здесь также масса народа совершает культовый обход ступы. Так как в этом месте попросторнее, то некоторые чередуют шаги с укладыванием на землю ниц, вытягивая вперед руки и опуская лицо. И так весь почти полукилометровый путь!

    Колоритные старцы-садху, сидящие в тени святилища, ставят всем желающим после посещения святого места на лоб специальный знак - слепленный из риса, кармина и банана красный комочек (не надо путать его с тикой - красной точкой между бровей, которой отмечают себя индуисты), чтобы все видели: этот человек чтит святые традиции.

    Вокруг несколько нарядных и ярких тибетских монастырей, куда можно зайти, отдать дань буддистским ритуалам или просто поглазеть. Не минуют туристы и множество симпатичных ресторанов и кафе, а также сувенирных магазинчиков. Самые интересные - магазины-мастерские, где художники изготавливают тханки.

    Священные холсты

    Так называют самобытное тибетское искусство живописи на религиозные сюжеты, выполненное по каноническим схемам, разработанным самим далай-ламой. Чаще всего это изображение самого Будды или мандалы - символа буддистской Вселенной, а также ступ, о которых рассказано выше.

    Посетители мастерской могут наблюдать, как пишется картина на особо вытканном и тонко загрунтованном холсте. Используются только натуральные краски, изготовленные тут же самим художником из растений и полудрагоценных минералов. В самых ценных тханках тонкие линии и одежды божества прорисовываются красками из золота. Работа мастера очень кропотливая и длительная, потому что приходится писать слоями, накладывая их один за другим, изящно прорисовывая детали и ни в коем случае не ошибаясь. Ошибки причисляются к отступлению от буддистского канона, что грозит "нехорошими" последствиями живописцу. Изображение считают завершённым после того, как художник "откроет глаза Будды", то есть нарисует зрачки. Интересно, что ни на одной тханке никогда не найти имени автора: его не положено указывать. Труд над некоторыми небольшими холстами занимает месяцы, а над большими даже годы жизни. Отсюда и весьма существенная цена картин. Но так как ничего подобного нигде в мире не найти, то их охотно раскупают не только верующие, но и туристы. Тханки можно увидеть в домах местных жителей, в офисах, в торговых лавочках, отелях, ресторанах и, безусловно, в монастырях. Если тханки не вывешивают на стену, то они хранятся в свитках.

    Моя тханка пока тоже в свитке. Её оказалось трудно вписать в стандартный интерьер городской московской квартиры. Время от времени я разворачиваю свиток, и тогда яркие краски, полные света и радости, напоминают мне о затерянной среди самых высоких гор стране, о её радушных и мудрых людях, об их необычных традициях.

    Лара Крофт
    22/01/2011 20:08


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Непала

    04.03.24 Для восхождения на Эверест альпинистам потребуется специальный чип
    27.02.24 Разрешение на трекинг в Непале можно оформить онлайн
    09.03.23 В Непале запрещают трекинг без гидов и увеличивают плату за восхождение
    10.01.18 Одиночные восхождения на Эверест запретили
    03.03.16 Непал продлевает пропуска на Эверест
    24.08.15 Доступ туристов на Эверест вновь открыт
    19.06.15 Непал открыл для туристов поврежденные землетрясением достопримечательности
    05.05.15 Восхождения на Эверест запрещены из-за последствий землетрясения в Непале
    27.04.15 Памятники Непала разрушены землетрясением
    04.02.15 Магазины Катманду будут открыты круглосуточно