Впервые в Париже: четыре дня разнообразного счастья



    День приезда.

    В Париж я летела из Триеста, где находилась в длительной командировке. Начальство разрешило мне отлучиться на четыре дня и побывать в городе, о котором я столько слышала.

    Самолет приземлился в дальнем терминале аэропорта Шарль де-Голль - огромном, с тучей терминалов. Надо отдать должное: там очень толково организована информация и перемещение пассажиров. Курсируют бесплатные автобусы и всех развозят, я быстро нашла нужный, который привозит к RER - поезду в Париж. Шел он до нужной мне станции Gare du Nord ("Северный вокзал") полчаса. Билет стоит 8,50 евро, он же действителен на метро, и можно сразу пересесть и доехать куда надо.

    На Gare du Nord меня встретила московская подруга, которая на тот момент уже несколько дней жила на съемной квартире, заплатив за неделю пребывания всего 250 евро. Она меня отвела к себе в эти "апартаменты" - крошечную студию, размером примерно 10-12м2, в которой, однако, было все, что нужно: санузел с душем, холодильник, плита, микроволновка, тостер, кофеварка, чайник, телевизор, интернет, и даже фен. Окно во двор, очень тихое место. Совсем недалеко находится канал Сан-Мартен со шлюзами, о котором, говорят, не все туристы знают, но очень стоит туда прогуляться. Вода чистая, утки жирные плавают, вдоль канала тянутся аллеи каштанов и платанов.

    По приезде мы чуть передохнули, попили кофейку и отправились в мою первую ознакомительную прогулку по Парижу. Пошли вдоль канала, по скверам и бульварам, под которыми он в какой-то момент прячется, до самой площади Бастилии, это около 2,5 километров. Облик города вдоль канала меняется, ближе к Бастилии начинается классический Париж с кружевными балконными решетками и несколькими уровнями мансард. Вообще во всей центральной части Парижа фонари, афишные тумбы, питьевые фонтанчики, газетные киоски, входы в метро выдержаны в едином стиле - кружевное чугунное литье, покрашенное темно-зеленой краской, иногда темно-коричневой. Очень хороши входы в метро: кружевная арка в стиле модерн с двумя красными светильниками в виде тюльпанов, а кругом лестницы решетка со стилизованными гербами - нечто среднее между французской лилией и буквой "М".

    Канал Сан-Мартен  / Франция
    Канал Сан-Мартен
    Вход в метро / Франция
    Вход в метро

    От площади Бастилии двинулись по бульвару Генриха IV к Сене и маленькому уютному острову Сен-Луи. Это уже самый центр. Сразу за островом Сен-Луи - остров Сите, с которого и начался Париж, где находится собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам). К этому времени уже совсем стемнело. Мы обошли вокруг собора. Это чудо готической архитектуры, его строительство началось в 12 веке. Он построен из светло-серого камня и выглядит очень легким и воздушным, несмотря на громадный размер. Площадь перед ним была когда-то застроена, но потом дома снесли, так что можно свободно любоваться фасадом с двумя башнями. Дальше мы догуляли до конца острова Сите, но, к сожалению, на самую стрелку дойти в первый вечер не удалось - сквер уже был закрыт по причине позднего времени. Через Новый мост (который на самом деле самый старый из сохранившихся в Париже - 1578 год) перешли на материковую часть города до станции "Шатле". Это огромный центральный пересадочный узел, где сходится чуть ли не десяток линий метро и RER. И поехали оттуда домой, где довершили мой первый вечер бутылочкой французского винца.

    Второй день.

    Встали мы довольно поздно, выпили кофейку и снова двинулись в центр на остров Сите. Там находится много всего разного кроме Нотр-Дам, в частности, Консьержери - древний королевский дворец и бывшая тюрьма. Он выходит фасадом на Сену, архитектура не слишком вычурная - средневековье, но очень гармоничная. Фасад украшают две круглые башни с коническими крышами.

    История Консьержери богата и драматична, во время первой французской революции здесь была тюрьма, в которой провела свои последние дни Мария-Антуанетта. Сейчас в соседнем здании находится дворец правосудия, и ко всему этому примыкает первая цель нашего сегодняшнего похода - часовня Сен-Шапель. Очередь на вход была совсем небольшая, минут на десять, хотя дочь моей подруги, постоянно живущая в Париже, пугала нас парой часов, и к тому же (о радость моей экономной подруге!) мы неожиданно попали в день бесплатного посещения, по 10 евро сэкономили. Впрочем, хватит о мирском, продолжу о высоком. Много я всякого уже видела. Но такого - никогда. Там, собственно, две часовни, одна над другой. Нижняя - это деревянная резьба, цвета - терракота, зеленая морская волна и темное золото, но главное чудо -верхняя часовня. Она не очень большая, по архитектуре классическая готика, единый зал без внутренних колонн и нефов. А каменных стен нет, стены - это сплошные витражи, разделенные тонкими несущими опорами. Все витражи разные, и каждый его фрагмент -библейский сюжет, а не просто набор цветных стеклышек. Построено это чудо в XIII веке.

    Остров Сите / Франция
    Остров Сите
    Часовня Сен-Шапель / Франция
    Часовня Сен-Шапель

    После Сан-Шапель мы зашли в Консьержери, смотреть там внутри особо было нечего, кроме временной фотовыставки, камера Марии-Антуанетты была в этот день недоступна.

    Далее в наших планах был пароходик по Сене, но сначала мы решили попить кофе и зажевать по круассану. Сели в кафешку на площади Дофин. Круассан был правильный, а вот кофе исключительно поганый, особенно после Италии. Потом я поняла, что нам просто не повезло, в других местах кофе был приличный, конечно, не такой как в Италии, где он колеблется от очень хорошего до восхитительного, но вполне съедобный.

    После прошли буквально несколько десятков метров по острову Сите к стрелке, и на этот раз на нее попали.

    А на стрелке того островка,
    Где и я, было дело, сидел,
    Там студенты в обнимку лежат -
    Дети вечных каникул...
    (Дм. Сухарев)

    Все ровно так и есть: чудный зеленый сквер, парочки валяются-целуются, а на самом-самом мысу огромная старая ива. И Сена кругом, вода чистая, зеленая, полупрозрачная. Очень красивая река.

    В Париже масса мостов, кажется, больше сорока, старые и новые, совсем простые и роскошные, пешеходные, метромосты, автомобильные...

    После стрелки прошлись по набережной Латинского квартала, где стоят знаменитые парижские букинисты. Аккордеона только не хватало, но это мне на следующий день в метро довелось послушать. Очень профессионально в моем вагоне дяденька играл, и очень правильные парижские мелодии.

    Наконец пришли к пароходику. Есть в Париже несколько видов туристических пароходов, например, "Бато Паризьен" или "Бато муш", где тебе в течение часа рассказывают о достопримечательностях, мимо которых проплываешь, можно одновременно выпивать и закусывать, сидя там в ресторане. Откатали кружок - и все, до свидания. Или "Катера Нового моста" (Vedettes du Pont-Neuf), где на причале мы взяли бесплатный путеводитель с кратким описанием этих достопримечательностей по-русски. А нашей целью был другой вид пароходика, Batobus, водный автобус, где только называют остановки и говорят о них буквально два слова. Он ходит ровно по тому же маршруту, вокруг островов Сите и Сен-Луи, доходит до Эйфелевой башни и обратно, но можно сколько угодно раз выходить на берег, гулять, а потом плыть дальше. Билет на такой пароход действителен весь день (апропо, опять нам халява случилась: по цене билета 12 евро на один день мы получили билет на два дня, который обычно стоит 16; это точно влияние моей подруги). У него на маршруте 8 остановок, он отплывает от своих причалов каждые 20 минут.

    Сена / Франция
    Сена
    Batobus / Франция
    Batobus

    Есть только один недостаток - все кораблики движутся только в одном направлении. Видимо потому, что правый рукав Сены довольно узкий и возможно только одностороннее движение. Вообще водное движение по Сене довольно оживленное, масса всего кроме туристических пароходиков: грузовые корабли, баржи, полиция, пожарные...

    Будь у меня больше времени в Париже, я бы купила за 43 евро билет Paris à la Carte: он сразу на три дня, и на двухэтажные туристические автобусы, которые ходят по четырем разным маршрутам, и на кораблик - всего 58 остановок и причалов, на которых также можно выходить, а потом снова садиться на любой из этих видов транспорта, даже на другой остановке.

    Ну вот, мы поплыли вокруг островов, мимо Нотр-Дам ...

    Вдоль прекрасных и грязных дворцов,
    Мимо вечных каштанов.
    Мы огнями врезаемся в ночь ....

    И это все необычайно точно. Вдоль бортов всех прогулочных и увеселительных корабликов сплошь навешаны мощнейшие прожектора, которые ночью, действительно, ослепляют людей на берегу. Это зрелище "Сена ночью" впечатляет.

    Мы проплыли почти полный круг и вышли около Эйфелевой башни. Подруга побежала по своим делам, а я пошла дальше самостоятельно. По случаю субботы очередь на башню была изрядная, и я решила отложить мероприятие на потом, просто побродила вокруг, восхищаясь красотой и изяществом металлоконструкций. Башня покрашена довольно светлой краской - кофе с молоком- какао, и на закате кажется розовой. По ночам она вся подсвечена, а каждый час на 5 минут включается специальная сверкающая и переливающаяся иллюминация. Выглядит впечатляюще.

    От Эйфелевой башни я отправилась гулять на Марсово поле, которое сразу же за ней и начинается. Раньше это было поле для военных парадов, отсюда, кажется, и название произошло. Сейчас это парк с аллеями и фонтанами, в конце его дворец, там сейчас находится Военная академия. На площадке перед дворцом стояла сцена, играли латинскую музыку и отплясывали группы черненьких девушек что-то очень зажигательное, вроде самбы.

    Эйфелева башня / Франция
    Эйфелева башня
    Марсово поле / Франция
    Марсово поле

    Я немного поглазела и пошла обратно к Сене. Вдоль берега дошла до моста Александра III , он считается самым красивым мостом в Париже. Это мост подарен городу Александром III в честь заключения военного союза России и Франции. Он почти полная копия Дворцового моста в Петербурге. Против него находится Дом Инвалидов, но туда я не догуляла, так как была уже половина десятого. Села на метро и поехала домой.

    Третий день.

    Планы на воскресенье были большие, поэтому я встала пораньше, часов в восемь, оставив подругу досыпать. К счастью, из квартиры можно бочком выбраться и при разложенной койке. А отправилась я в музей Д'Орсе. Подругино влияние несколько ослабло, но все еще продолжалось: совсем уж халявы не случилось, это бывает в первое воскресенье месяца, однако reduced price - тоже приятно, трешку сэкономила.

    В Д'Орсе представлено французское искусство XIX века, то есть, расцвет импрессионизма. Музей расположен на берегу Сены в бывшем здании вокзала. Здание, несмотря на то что вокзал, очень красивое. На нижнем этаже - скульптура и искусство первой половины века - преимпрессионизм. Скульптура хороша, а живопись особого впечатления не произвела. Собственно импрессионисты на верхнем, пятом этаже. Представлены почти все известные художники понемногу. Поймала себя на мысли, что в основном уже видела все лучшее живьем на выставках в Пушкинском: и "Завтрак на траве" Мане, и "Руанский собор" Моне, и знаменитый автопортрет Ван Гога. Гоген мне больше нравится в нашем Пушкинском. Удовольствие получила от Руссо, которого очень люблю. Конечно коллекция прекрасная, но я, видимо, ожидала большего. С пятого этажа есть выход на открытую террасу, откуда потрясающий вид на Сену, Лувр и холм Монмартр, над которым царит собор Сакре-Кёр.

    Из музея выползла около двух, очень удачно попала на пароходик, билет на который у меня еще был действителен, доплыла две остановки до Нотр-Дам и таким образом замкнула водный круг. Перешла через Сену, через остров Сите, еще раз через второй рукав Сены и вышла к мэрии Парижа Отель де Вилль. Изумительной красоты здание в стиле неоренессанс, перед ним огромная площадь с фонтанами и прочими красотами, где в этот день на специальной площадке был организован баскетбольный матч для инвалидов-колясочников.

    Вообще, хочу сказать, что в Париже, неожиданно для меня, очень много открытого пространства, масса огромных площадей, широких улиц, парков и скверов, и очень много зелени. Все улицы в каштанах и платанах. Здесь я поторопилась нырнуть в метро, поскольку уже опаздывала на торжественный обед. Обед устроили дочь моей подруги и ее муж-француз для приехавших в Париж родственников, а я уж там заодно оказалась. Обед был не какой-нибудь, а с морскими гадами. Я как зашла, как увидела.... Представьте себе огромное овальное блюдо, длиной под метр, а на нем горой лежат огромные омары, крабы, креветки, лангустины (они по форме как омары, а по размеру с большую креветку), устрицы, морские улитки трех видов и еще морские ежи. И все свежайшее, только что бегало (плавало). От одного зрелища можно хлопнуться в обморок. Ну и, конечно, великолепное белое вино и мороженое на десерт.

    Огромная площадь с фонтанами и прочими красотами / Франция
    Огромная площадь с фонтанами и прочими красотами
    Обед с морскими гадами / Франция
    Обед с морскими гадами

    Отобедав таким замечательным образом, мы с подругой отправились на вечерний Монмартр. Приехали на метро на станцию "Анвер" (Anvers) прямо к подножью холма, заглянули в сувенирные лавки на бульваре Де Рошешуар, где купили магниты на холодильник (подруга, заранее сверившая цены в разных местах, сказала, что здесь они чуть ли не самые дешевые в Париже) и начали потихоньку подниматься по знаменитой лестнице (см., например, фильм "Амели") к собору Сакре-Кёр. Этот собор из белого камня, довольно современный, построен в 1876-1910. Сакре-Кёр выглядит очень легким и прекрасно вписан в пейзаж, просто парит над холмом. Поднялись, полюбовались видами Парижа. Собор, несмотря на вечернее время, был еще открыт, и мы смогли зайти вовнутрь. Там очень хорошо, если говорить языком оккультных наук, позитивная энергетика. И художественное оформление прекрасное, не перегруженное и очень гармоничное. А потом мы пошли бродить по улочкам Монмартра, и всюду ощущение праздника. Народ сидит на открытых верандах кафешек, огни, уличные музыканты, художники. Мы спустились с площади Тертр по длинным лестницам и извилистым улицам на Пляс Пигаль, по бульвару Клиши дошли до Мулен Руж и тем закончили наше воскресное путешествие.

    Четвертый день.

    Планов опять громадье. Первый пункт программы - музей "Оранжери". Он находится в самом начале сада Тюильри, около площади Конкорд (Площадь Согласия), одной из самых больших и красивых в Париже. На этой площади стоит Луксорский обелиск (Египет, возраст примерно 3600 лет), квадратного сечения, высечен из гранита. Там же два больших фонтана и еще много памятников. Музей "Оранжери" расположен в бывшем здании оранжереи, и его называют Сикстинской капеллой импрессионизма. Здесь я совершенно согласна - коллекция не такая большая как в Д'Орсе, но исключительная. Ренуар, Моне, Пикассо, Руссо, изумительные монмартрские пейзажи Утрилло, Модильяни, Сутин... На меня этот музей произвел гораздо большее впечатление, чем Д'Орсе. Цена билета - 7,5 евро, и впечатление того стоит.

    Выйдя из музея, я отправилась гулять по саду Тюильри, который тянется до самого Лувра. Фонтаны, скульптуры, дорожки, усыпанные белым песком, стриженые деревья и кусты.

    Дошла до пирамиды Лувра, но в сам музей не пошла, слишком он большой, нужен целый день, а может и не один, чтобы его посмотреть.

    Вернулась к Площади Согласия и двинулась по Елисейским полям. Елисейские поля - широченный проспект под стать Кутузовскому, только весь в зелени. Тянутся они до Триумфальной арки. Побродила вокруг арки по площади Шарль де Голль. На нее можно подняться, но я не стала, у меня в планах был другой подъем, повыше.

    Если продолжить линию Елисейских Полей на северо-восток, то она упрется в район Дефанс, в Большую арку. Этот район был спроектирован в 60-70 годы и отражает тогдашнее представление о городе будущего. Большая арка - это офисное здание, вырезанный кубик высотой 110 метров. Можно подняться наверх, но я опять же не стала.

    Сад Тюильри / Франция
    Сад Тюильри
    Дефанс / Франция
    Дефанс

    Дефанс - это сплошное стекло и бетон, однако здания разнообразные и все вместе выглядит очень интересно, тем более что это место довольно далеко от центральной исторической части Парижа. Весь транспорт упрятан под землю, не только метро, но и автомобили. Единственное, чего моему взгляду здесь не хватает, это зелени. Кругом района она есть, а внутри почти нет. Несмотря на то, что прошло уже 50 лет с того времени, как район был спроектирован, он все равно выглядит каким-то космическим. Хотя такие здания теперь есть во многих местах, и в Москве тоже.

    Из Дефанса я отправилась смотреть на Париж сверху, и, конечно же, с Эйфелевой башни.

    Я рассчитала все правильно, по случаю понедельника народу было гораздо меньше. Не так, чтобы совсем не было, но в разумных пределах. При входе на башню основательный фейс-контроль, каждого посетителя фотографируют. Подъем устроен в два этапа: первый - фуникулер который поднимается по ноге, это две огромных кабины, каждая человек на 40-50. Этот участок можно пройти и пешком, если хочется сэкономить, заплатив 4,5 евро вместо 8: в одной из ног организована лестница. Фуникулер поднимает примерно на треть высоты башни. А дальше обычные вертикальные лифты (четыре штуки) до самого верха. Туда можно добраться только за полную стоимость - 13 евро. Вид, конечно, головокружительный, высота около 300 метров. Хороша Сена с мостами, вид на Марсово поле и парк Трокадеро... И ощущение полета.

    Из бытовых подробностей: на верхнем уровне Эйфелевой башни есть туалет для посетителей. И вообще с этим вопросом в Париже все хорошо организовано, туалеты бесплатные и их много. Спустившись с башни, я перешла на противоположный берег Сены, прошла через парк к дворцу, в котором находится Музей человека, но уже, конечно, ни в какой музей не пошла, а отправилась домой часок передохнуть перед вечерним выходом.

    На вечер у нас был намечен Париж гастрономический. Как же быть в Париже и не попробовать французскую кухню? Знающие люди посоветовали нам Le Gavroche ("Гаврош", в честь того самого, который описан у Гюго) на небольшой улице Сен-Марк, между Большими бульварами и Биржей. Основная направленность заведения - винный бар, но горячая еда там тоже имеется. Меню не очень большое, но все исключительно качественное и классически французское. Очень аутентичное парижское заведение, с хвалебными публикациями о нем газеты "Фигаро" на стене и местной публикой, среди которой много завсегдатаев, судя по тому, как с ними общались официанты. Мы с подругой остановились на утке "магрэ дю канар" в качестве основного блюда. Это свежайшая утиная грудка, слегка обжаренная, немного с кровью, залитая немыслимым соусом на основе горчицы, с какими-то травками и пряностями, и ко всему этому жареная картошка с прованскими травами. Красное вино выше всяких похвал. На десерт сырная тарелка и изумительное мороженое, сделанное на основе живых ягод. И рюмочка коньяка с чашкой кофе, чтобы отполировать все это великолепие.

    Ощущение полета / Франция
    Ощущение полета
    Le Gavroche / Франция
    Le Gavroche

    Затем была небольшая заключительная прогулка по ночному Парижу до Оперы. Здание очень красивое с фасада, а сзади неожиданно многоэтажное и почти без украшений. Внутри на потолке плафон, расписанный Шагалом. Туда днем можно зайти и за небольшую денежку поглядеть. Но, естественно, ночью мы этого сделать не могли. День получился насыщенным, и, как ни удивительно, я успела все, что запланировала.

    День отъезда.

    Мой самолет обратно в Триест вылетал в 15:30, и у меня осталось утро, чтобы выполнить последний намеченный пункт программы - посещение Нотр-Дама. Мимо я неоднократно проходила и проплывала, а теперь пора было зайти внутрь, посмотреть знаменитые витражи. Собор огромный, и можно ходить всюду, кроме алтаря. Кто-то настраивал орган, что тоже создавало настроение. На башню, с которой бросился вниз Квазимодо, я не поднялась - очередь была изрядная, к тому же наверх опять можно было только ножками, а время поджимало.

    Ну вот, уж пора возвращаться.

    Париж - это воистину столица мира, он безумно космополитичен, разноязыкая разноцветная толпа, и европейцы, и арабы, и китайцы, и латинос, и африканцы ... кого только нет. И толпы туристов со всего света, и все это как-то уживается. Агрессии не чувствуется, у города позитивная энергетика. Может, это еще зависит и от настроя наблюдателя, но меня совершенно не смущала цветная толпа в метро и на улицах. Все очень приветливы, несмотря на то, что я по-французски ни бум-бум. Кажется, все повернуто к человеку (ну, в данном случае к туристу): названия улиц, указатели, масса лавочек, где можно посидеть передохнуть даже в самых оживленных местах.

    Очень толковая информация в метро, хотя сеть гораздо более плотная и запутанная, чем в Москве: имея в руках карту и схему, без проблем добираешься куда нужно. Самым удобным и выгодным вариантом оплаты проезда в моем случае оказался сarnet ("карнэ"), это 10 отдельных билетиков, которые сразу покупаешь за 11,6 евро в автомате или у кассира. Перегоны очень маленькие, я думаю, что в центральной части Парижа невозможно найти место, откуда по верху от станции до станции больше 10 минут пешком. Парижское метро сугубо функционально и лишено эстетических изысков московского, максимум украшательства - это сортирная плиточка, да и натурально сортиром кое-где попахивает, так как бомжей на ночь не выгоняют (по разным причинам; в частности, потому что метро в Париже, как нам объяснили, это не стратегический объект). Иногда поезда идут по поверхности, но, конечно, не так уродски, как наша Филевская линия, которая разрезает город пополам, а по эстакаде, стоящей на ножках.

    Линии почти все мелкого заложения, эскалатор - экзотика, в основном лестницы. С погодой мне, конечно, исключительно повезло, сухо, солнечно, днем 22-24, и вечером не холодно,16-18. Просто идеально.

    Пытаюсь оглянуться, что же я успела за 4 дня?

    Музеи: Д'Орсе, "Оранжери", Консьержери.
    Церкви: Сен-Шапель, Сакре-Кёр, Нотр-Дам.
    Пароходик по Сене, Эйфелева башня, Тюильри, Марсово Поле, Трокадеро.
    Площади: Бастилии, Конкорд, Отель де Вилль, Шарль де Голль, Пляс-Пигаль.
    Другие достопримечательности: Елисейские поля, Дефанс, Монмартр, Мулен-Руж, Опера...
    Париж гастрономический...

    Получается не так уж и мало, но бесконечно мало по сравнению с тем, что еще не охвачено: Лувр, Центр Помпиду, Музей Родена, Версаль... Продолжать можно до бесконечности. Опять хочу в Париж!

    Инесса Воробьева
    20/10/2009 19:22


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    04.03.20 "Сибирь" полетит из Москвы в Париж
    01.03.20 Парижский Лувр закрыт из-за коронавируса
    03.02.20 Новые правила выдачи шенгенских виз: что изменилось?
    16.01.20 Air France постепенно сокращает число рейсов Париж - Москва
    05.12.19 Очередные забастовки во Франции привели к отменам рейсов поездов и самолетов
    28.11.19 На французском зимнем курорте открывается роскошный отель
    06.09.19 Aigle Azur обанкротилась и останавливает полеты
    10.07.19 Франция обложит авиапассажиров новым сбором
    21.06.19 В Европе начинаются летние распродажи
    17.06.19 Экспресс-поездов в парижский аэропорт Roissy - Charles de Gaulle не будет еще 6 лет
    [an error occurred while processing this directive]