14 апреля 2009 года во время моей учёбы в Каирском университете в Египте я решил съездить на Средиземное море, только вместо уже привычной Александрии я выбрал Порт-Саид. Да, прошло 5 лет с момента этой поездки, снимки решил выложить в свой блог только сейчас в состоянии охватившей меня лёгкой ностальгии. Да, фотографировать я тогда, мягко говоря, не так хорошо умел, тогда я вовсе не следил за наличием машин и прохожих в кадре.
в этом репортаже будут не столько снимки достопримечательностей, сколько больше упор на текст и бытовые зарисовки.
Итак, айда. начнём с надписи на табличке названия города на центральном вокзале Порт-Саида.
Ехал я тогда поездом Каир-Порт-Саид в местном аналоге "Сидячего вагона". Египетская "Сидячка" отличается от российской постоянно проходящими местными торговцами, предлагавшими купить бананы или хлеб, чтобы червячка заморить во время 4-часовой поездки. не смотря на почти полностью пустой поезд, я сидел вместе с путешественником из Ирландии по имени Кирен. Да уж, так оказались вместе две тёзки, гордостью одного из которых был визит в Северную Корею, штамп визы которой он мне с гордостью показывал:)) По прибытии в Порт-Саид, случайно встреченная мною египетская супружеская чета попросила меня их сфотографировать , заодно узнал у них , как можно пройти к Суэцкому каналу.
начнём с краткой справки о самом городе. Порт-Саид- третий по величине город Египта после Каира (населению Каирской агломерации, включающей число жителей собственно самого Каира, а также Гизы, Шубры, Хелуана, районов Nasr-City, Гелиополис, Мар-Гиргис, которая вместе с мигрантами из сельских районов страны составляет 35-40 млн. человек), Александрии ( 5млн.) с 606000 жителями по оценке 2010 года. Поражает, насколько сильно возросло население города: 449,000 по оценке 1991 года, 529,000- перепись 2009 года. Это второй по величине порт после Александрии в стране.
Название города восходит к 1855 году. Оно было выбрано международным комитетом, состоящего из представителей Англии, Франции, Российской империи, Австрии, Испанией и Сардинского королевства, решивших соединить названия морского порта (Port) и имя правителя Египта в то время (Саид-Баща), предоставившему французскому дипломату, руководителю строительства Суэцкого Канала Фердинанду Мари виконту де Лессепсу концессию на строительство торгового морского пути из Средиземного моря в Красное. Город был основан 25 апреля 1959 года одновременно с началом закладки Суэцкого канала, изначально он и планировал как часть инфраструктуры, затем уже развился как свободный порт.
Здание Администрации Всеобщей компании Суэцкого Канала. Перед ним 17 ноября 1869 года и прошла церемония открытия канала.
Порт-Саид выступал в качестве Глобального мирового города с самого момента основания в середине XIX столетия, особенно сильно он расцвёл в 1 половине XX века, когда он был населён многочисленными представителями различных народов и вероисповеданий, многие из которые были выходцами из Средизерноморского региона, сформировав космополитическое по своему духу сообщество.
Английский писатель Редьярд Киплинг, автор книги о Маугли "Книга джунглей" следующим образом отзывался о Порт-Саиде: " Если вы действительно хотите найти кого-то, кого вы знаете, и которые также путешествует, то тогда есть два места, где вы его непременно рано или поздно встретите: это причалы Лондона и Порта-Саида, остаётся лишь сесть и подождать" ( "If you truly wish to find someone you have known and who travels, there are two points on the globe you have but to sit and wait, sooner or later your man will come there: the docks of London and Port Said").
Морской Марк Порт-Саида стал первой в мире постройкой из железобетона. Вообще в городе сохранились многочисленные старые дома с большими балконами на каждом из этажей, что придаёт городу особый колониальный шарм.
Город занимал 2 позицию среди египетских городов по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 2009 и 2010 гг. благодаря тому, что город помимо особой экономической зоны является одним из центров рыболовства, пищевой промышленности и производства сигарет, а также важным пунктом экспорта египетского хлопка, риса, а также важным пунктом заправки топливом судов, следующих Суэцким Каналом.
Порт-Саид также административный центр одноимённой "Мухафазы" Порт-Саид (арабский вариант административно-территориального деления, соответствующая понятию "провинция"), основной статьёй доходов которой является торговля.
1 января 1976 года во время правления египетского президента Анвара Садата была создана свободная экономическая зона, в которой все импортируемые товары не облагались таможенными платежами, что стало причиной экономического подъёма. Позднее здесь было основано ряд предприятий по производству готовой продукции, которая отправлялась в США и Западную Европу.
надо отметить, что на 600,000 человек стоимость такси по всему городу тогда составляла не более 25 российских рублей независимо от дальности поездки, зато неплохо пообщался народом :)))
Порт-Саид состоит из 2 частей. Одна часть - это собственно Порт-Саид, находящийся на африканском континенте, вторая часть - это город Порт-Фуад, расположенный на территории Азии уже. Между ними пролегает Суэцкий канал, по которому на пароме с автомобилями и пассажирами можно за 10 минут попасть с африканского берега на евроазиатский и обратно.
Этот момент напомнил мне сцену из американской молодёжной мелодрамы "Спеши любить" (англ. A walk to remember), где главный герой пригласил возлюбленную на свидание на границе двух штатов. так и я находился на границе двух материков.
А теперь главный сюрприз...Статую Свободы, которая нынче является символом США, первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием The Light of Asia ("Свет Азии"), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка будут слишком дорогостоящими.
в первой половине XX века там жили выходцы из России. На греческом православном кладбище города похоронены моряки с крейсера "Пересвет", взорвавшегося на выходе из Суэцкого канала 4 января 1917 года во время 1 мировой войны. тогда погибло почти 100 человек из числа членов судна. Одна из улиц города даже называлась "Русской"
Военный музей (1964г.) посвящён памяти о военных конфликтах с участием Египта во время Суэцкого кризиса (1956 года), 6-дневной войны 1967 г. и 1973 года. Порт-Саид прославился во время Суэцкого Кризиса в 1956 года, когда он в течение двух дней (5-6 ноября 1956 года) сопротивлялся англо-французскому морскому десанту, в связи с чем город называют "Египетским Сталинградом".
Надо упомянуть, что причиной Суэцкого кризиса стала национализация канала правительством Гамаля Абдель-Насера в ответ на отказ Англии финансировать строительство Асуанской плотины. Оборона Порт-Саида сорвала планы Англии, Израиля и Франции на быстрый захват Египта. В этой ситуации СССР не только выразил солидарность с Египтом, но и выступил с угрозой применения против агрессоров ракетно-ядерного оружия ("Меморандум Булганина"), что вынудило Англию и Францию отступить.
23 декабря 1956 года Порт-Саид был полностью освобождён. Этот день стал одним из национальных праздников и получил название Национальный день Освобождения Порт-Саида.
Подбитый израильский танк, это обычное явление в Египте, ибо для низ тактический успех в войне 1973 года (война Судного Дня, Октябрьская война), достигнутый ими в результате внезапного нападения на Синай, фактически возместил им моральный ущерб от разгрома в результате 6-дневной войны 1967г.
В 1962 года Волгоград (после его переименования из Сталинграда в 1961 году) и Порт-Саид стали побратимами, в эту честь одна из улиц города и названа "Щариа Сталинград" (улица Сталинградская), а в городе на Волге- улица Порт-Саида P.S. обожаю шрифт Насталик )))
местные спальные районы
пример автомобильных номеров "Свободной экономической зоны Порт-Саид"
Разрушенный дом после бомбёжек от войн 1956, 1967, 1973 гг. невероятно, но факт- город до сих пор восстанавливается от последствий военных конфликтов
Мечеть 1993-1994 гг. постройки
Однако уже смеркалось, поэтому надо было уже возвращаться в Каир. ещё по прибытии я узнал, что последний поезд отправится в столицу в 18.30 по Каирскому времени, поэтому потихоньку стал уже выдвигаться к вокзалу. однако именно в поезде меня ждали новые приключения. Кстати, локомотивы Египетских ЖЖ являются Западногерманского производства 80-х гг.
Вагон был абсолютно пустой, во всём составе было максимум 4 человека, сидевших в других вагонах. Потом неожиданно поезд остановился: за окном ничего не видно, только страшные крики и окрики. как я понял, это была разгрузочно-погрузочная станция. в этот вагон местные крестьяне загрузили несколько десятков мешков то ли с зерном, то ли ещё с чем-то, которые немного попахивали фекалиями. так абсолютно весь вагон был заполнен мешками, свободное пространство только возле меня оставалось. сами рабочие уселись, кто на полу, кто на сиденья, и принялись ужинать, предложили и мне лепёшек. я, честно говоря, был голоден и угостился одним кусочком. потом по прошествии 30 минут поезд прибыл на другую подобную разгрузочную станцию, опять шум и гам, только теперь всё выгрузили и снова остался один. сидел и думал, как герой Булдакова из "особенностей национальной охоты": " Что это было!?". просто неожиданно было ощутить себя в подобие товарняка, всегда, кстати, хотел проехаться в старых стереотипных деревянных грузовых вагонах: )
вот такой был денёк в Порт-Саиде.
Tags: Египет, фото
[There are currently 1 comments]
10/02/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Египет
- Города: Порт-Саид
- Отзыв о поездке: Заповедник Рас-Мохаммед, 2014
- Отзыв о поездке: Транспорт в Египте: такой разный и забавный, осень 2014
- Фоторепортаж: Сочельник в гостях у Сфинкса, 05.01.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.