Из Сингапура до Борнео летают несколько авиакомпаний. В принципе, можно легко найти подходящий рейс. Стоимость билетов - порядка 100-150$ туда-обратно. Из-за традиционной тупочки, с учётом изменения даты вылета на уже купленные билеты до Бали, нам всё обошлось в 5000 руб.
Борнео нас привлёк в первую очередь возможностью посетить дикие племена Ибанов. Уж больно нам запали в душу видеозарисовки Д. Крылова в Непутёвых заметках из Коста Рики, где он живёт в таком племени. По факту путешествия в Коста Рику оказалось, что таких племён нет. Т.е., конечно, за ваши денежки всё племя дружно оденется в традиционные одежды и будет изображать традиционный уклад. Но это, согласитесь, скорее некое театральное представление, чем их реальная жизнь. В реальности же местные индейцы уже далеко не первобытное племя. Может мы, конечно, плохо искали, но факт остаётся фактом. Поэтому решили попытать счастья на Борнео. Особенно будоражили воображение рассказы про то, что Ибаны - охотники за головами. Это придавало путешествию дополнительную пикантность.
За помощью в организации тура мы обратились в местную турфирму BorneoFairyLand. Вполне адекватные ребята. Оперативно отвечают на письма и потребовали всего 20% от стоимости тура при бронировании. Кроме того, у них весьма приятный ценник. Ибо большинство турфирм в интернете не местные (не с Борнео) и попросту перекупают услуги у таких небольших компаний, как BFL. Так, нам 3-х дневный тур к Ибанам обошёлся примерно в 180$. Другие компании за то же самое просили 500$ и больше. Судя по нашим ощущениям, и 180$ - это огромные деньги для Борнео и наверняка на месте всё можно разрулить дешевле. Но для этого нужно иметь некий запас времени. Мы же торопились на Бали, поэтому сочли эту цену вполне приемлемой.
Следует также отметить, что существует 2 типа туров в племена. Тур в деревню к Ибанам и тур "Охотников за головами". Первый тур может 2-4 дневным. Второй - более длительный. Отличить их можно по стартовой точке. К Ибанам ходят из Kuching, а за головами охотятся из Sibu. Как мы потом узнали, второй тур подразумевает большие пешие переходы по джунглям и поэтому немного более экстремален. Однако мы этого не знали и выбрали тур подходящий нам по длительности и подготовились к нему как к высадке на луну.
Были закуплены альпинистские гамаши (в джунглях водятся пиявки, которые сидят даже на растениях, а не в воде, как нормальные пиявки), шапка пасечника и плотная одежда (для спасения от кровососущих насекомых), некоторые, особо трусливые, взяли резиновые сапоги, дабы уберечься от возможных укусов змей, ну и запас влажных салфеток тоже был взят, поскольку гигиенические условия на пути следования обещали быть суровыми. Ну и само собой бутылочка джина для дезинфекции. На самом деле скажу, что ничего из вышеописанного нам не пригодилось. Пиявки водятся только по маршруту "Охотников за головами", насекомых практически не было (может просто не сезон) - я даже репеллентом не мазался, змей мы не видели, а вопросы гигиены в посёлке Ибанов были решены вполне сносно. Единственное, что на самом деле пригодилось бы, но мы этого не имели - гидромешок, чтобы сложить туда вещи на случай тропического ливня. Ну и фотоаппарат, не боящийся воды и грязи (например серия Olymus Tough) - классная штука в подобных условиях.
Итак, мы прилетели вечеров в Кучинг - это столица провинции Sarawak. Кстати Кучинг в переводе означает кошка. Поэтому в городе много памятников этому зверьку. Поскольку нас была группа из 5 человек, турфирма организовала нам трансфер до отеля. Хотя я видел предложения от отелей по доставке из аэропорта до города буквально за 2-3$. Ехать, действительно, не очень далеко. Правда, из-за пробок вы всё равно будете ехать около часа.
Мы заселились в Tune Hotel. Бронировали его через Asia Rooms, ибо выходило немного дешевле, чем на сайте отеля. Обращаю внимание, что это отель бюджетного класса и поэтому все услуги в нём стоят денег. Буквально даже полотенца и туалетные принадлежности стоят денег. Чтобы вы не спёрли полотенце - с вас возьмут залог. Если хотите пользоваться кондиционером в номере - тоже гоните монету. Сам номер достаточно маленький и убогий. Из преимуществ могу отметить прекрасное месторасположение - центр города (напротив Хилтона), 1 минута до набережной, крупного шопинг-центра, ресторанчиков и магазина 7-11. Также радует хороший напор воды в душе (о чём пишут даже в рекламе) - видимо это достаточная редкость в этих местах. В общем, прекрасный выбор, если вам надо просто и без затей переночевать перед экскурсией в джунгли. Стоит, кстати, номер примерно 25$.
Недалеко от отеля находится отличный круглосуточный ресторан. После Сингапура он покажется вам просто чудовищно дешёвым! Поэтому не заказывайте сразу много! Если пройти чуть дальше, к Макдональдсу, то в том же здании можно найти неплохой массаж.
На следующий день, в 7 утра мы выехали к Ибанам. Первым пунктом нашей программы значился парк орангутангов. Дело в том, что в определённом месте в джунглях каждый день в 9 часов подкармливают местных (точнее привезённых) обезьянок. Они к этому привыкли и прекрасно чувствуют себя, когда на них глазеет буквально сотня туристов. Однако, множество предупреждающих фотографий со следами укусов говорит о том, что это всё-таки дикие звери и следует соблюдать осторожность. Сначала из леса выползают молодые орангутанги. Было даже 2 мамаши с маленькими детёнышами. Всё выглядит довольно спокойно. Обезьяны ходят практически между людей. Позже всех переводят на другую смотровую площадку - там кормят взрослых самцов и в частности, вожака стаи. Выглядит он реально устрашающе. Такой запросто может порвать человека как тузик грелку. Или утащить с собой в лес. В общем, смотровая площадка находится на изрядном отдалении от кормёжки. Поэтому подзорные трубы, бинокли и длиннофокусные объективы приветствуются. В общем, орангутанги - не похожи на обычных обезьянок из манки-фореста на Бали. Они не тырят у туристов всё что плохо лежит (висит). Но и единения с природой ощущается меньше. Хотя, сами понимаете, это не зоопарк. Животные живут в настоящем лесу. Это вам не Сингапурский Зоо!
Далее по пути следования мы остановились в небольшой деревушке, где нас отвели на местный рынок. Прежде всего это была экзотика, а уж потом место, где можно что-то купить. В общем, среди всего разнообразия нами были опознаны среди прочего разделанные черепахи, змеи, морские скаты, опарыши и прочие дикие и не очень рыбы. Порадовало также разннобразие перцев чили за смешные деньги. Расстроило то, что мы их так и не смогли их довезти до Питера, поскольку не догадались их высушить и они у нас тупо сгнили на Бали. В общем, походите-посмотрите. Найдёте много интересных и непонятных диковинок. Будет что потом пообсуждать - что же это такое на фото! Спасибо гиду, который как мог объяснял нам назначение тех или иных штук. На третьей остановке нас покормили в местной столовке. В целом, довольно неплохо. Но впечатлительным натурам лучше не смотреть, как происходит процесс готовки. Так же нас попросили купить сувениры для вождя. Поскольку мы должны были посетить 2 племени, то и подарков надо было покупать в двукратном размере. Во время покупки складывается впечатление, что хозяева магазина находятся в доле с вождём. Ибо весь товар в магазине специальный. Все упаковки - нереально огромные. Но в любом случае, это стоит недорого, а ритуал обязывает. Правда, когда мы увидели что подарили голландцы, которые приехали вместе с нами в первое племя, мы немного постыдились за себя. Ибо мы купили реально какой-то ерунды - конфеты, печенье и т.п. А они привезли действительно нужные вещи - верёвки, батарейки, зубную пасту и т.п. В общем, скажем прямо, голландский гид более качественно объяснил своим турикам специфику подарков вождю.
Через пару часов после обеда мы, наконец, прибыли на место. Место было довольно специфичное - спуск к реке, на которой нас ждало несколько длинных и чрезвычайно узких лодок-плоскодонок. Все вещи сгрузили в лодки. Туда же погрузились и сами. Для удобства белых обезьян, в лодках предусмотрены сиденья. Сами же местные управляются почти стоя. Один спереди орудует шестом - для большей манёвренности лодки и при прохождении особо мелких участков реки. Другой сзади управляется с мотором. Движется вся эта конструкция довольно быстро. А если добавить сюда нависающие с берегов деревья и лианы, то скорость вААбще кажется феноменальной. При этом местные знают весь рельеф дня речухи. Ибо успевают вовремя вытащить мотор или резки развернуться где надо. Настоящие профи.
И тут пошёл дождь. Точнее полился ДОЖДЬ! Настоящий! Тропический! Налетел просто из ниоткуда. Тут я лично пожалел, что мы не купили непромокаемый мешок для вещей. В целом, у меня рюкзак вполне неплохой, но всё равно я сильно переживал за документы и прочие фотоаппараты.
Через какое-то время показалась деревня Ибанов. Поскольку деревня была на довольно крутом берегу, то выгрузка заняла довольно продолжительное время. Добавила эмоций адски скользкая глина, которая, разумеется, не помогала карабкаться в гору. А дождь всё не прекращался. Я спросил у гида, как долго еще всё это будет продолжаться, на что получил оптимистичный ответ - а кто ж его знает! Может еще 5 минут, а может еще 5 дней! Это радовало и давало определённый повод для оптимизма. Особенно в свете нашей туристической программы по джунглям. Но делать нечего. Размещаемся согласно купленным билетам. Всех туристов заселяют в огромный барак, в котором оборудованы небольшие отсеки, отгороженные друг от друга только тоненькой картонкой. Внутри отсека лежит матрас с постельными принадлежностями и прикручена противомоскитная сетка. Но в любом случае радует крыша надо головой. Кроме того, несказанно радует (особенно девушек) наличие человеческого туалета с унитазом и душа. Вода в душе только холодная. Точнее она тёплая, ибо она дождевая. Но на фон тех страшилок, которые мы ожидали увидеть, отсутствие горячей воды уже не кажется такой уж проблемой! Также в бараке имеется обширная веранда, на которой стоят столы для приёма пищи и также имеется собственно кухня, на которой наш гид, с помощью подручных индейцев принялся сооружать нам ужин.
На удивление, дождь скоро закончился. Все выползли на улицу осматривать быт индейцев. Вскоре обнаружилось, что индейцы себе неплохо устроились. У них было электричество, в общем доме на стенах висели огнетушители и плакаты футбольных звёзд. Собственно сам лонгхаус представляет собой действительно длинный дом. Каждая семья имеет в нём свою "квартиру". Всё это похоже на наши бараки, с большой открытой верандой. Каждая новая семья, решившая осесть в данном племени попросту пристраивает свою квартирку с краю. То, что дом стоит на сваях - это уже скорее дань традиции. Дело в том, что в начале века японцы пытались захватить эти земли и местным жителям, вооруженными только духовыми трубками с ядовитыми колючками приходилось прятаться от врагов в домах, стоящих довольно высоко. Ну и разумеется, с большой высоты очень легко отстреливаться от нападающих.
Теперь же с японцами мир и дружба, но дома всё равно зачастую стоят на сваях. Хотя на сваях - это в основном старые дома. Там, где старый дом разрушился, племя строит новый дом в обычной манере - с первым этажом. Попасть на ПМЖ в племя довольно просто. Надо просто заручиться поддержкой вождя. В этом случае вы можете поселиться к кому-то в квартиру или пристроить свою. Если мужчина женится, то он обязан привести жену в своё племя и построить с ней квартирку. Если мужчина не местный или у него нет своего лонгхауса (такие индейцы тоже встречаются), то он может на свой выбор поселиться у невесты или уехать с ней куда захочет.
Кстати, у индейцев при построении семьи принят тест-драйв. Обычно парень делает предложение девушке встретиться с ней вечером, часиков в 10 и поговорить. В переводе на русский, это означает, что она ему нравится и он хочет с ней иметь секс. Девушка может послать парня, если он ей не нравится. В этом случае парень делает предложение встретиться другой девушке из своего списка невест. Если девушка даёт согласие, то родители выделяют им комнату, в которой они могут спокойно "поговорить". После нескольких таких встреч, парень может либо позвать девушку в жёны, либо сказать что она всё-таки ему не очень нравится и повторить выбор. Все, включая родителей девушки, смотрят на это вполне спокойно. В общем, отличная система! Вполне можно жить! Тем более, средняя продолжительность жизни индейцев - больше чем у "цивилизованных" людей. Так, нас познакомили с вождём, которому 94 года. В своё время он был охотником за головами, о чём свидетельствуют татуировки на плечах и шее. Ножны его мачете украшены локонами человеческих волос, отстриженных с убитых японцев. Так вот этот, с позволения сказать, милый дедуля вполне еще в трезвом уме, не дурак выпить местной самогонки и потанцевать национальные танцы. Отсутствие стрессов, здоровое питание и экология - что еще надо для счастья?
После ужина нас ждали местные танцы под незатейливые музыкальные инструменты. Всех туристов приглашают активно участвовать в танцах и играх. Весь реквизит можно посмотреть, потрогать и примерить для фото. Индейцы гостеприимно наливают местные напитки. То что послабже - напоминает саке. То что посильнее - самогон. Всё делается из риса и вполне пригодно для употребления. Особенно если учесть, что Малайзия всё-таки мусульманская страна и в городе просто так не купить в магазине даже пиво, не говоря о более крепких напитках.
После представления и танцев мы подарили припасённые заранее сувениры. Местные жители с интересом всё посмотрели и честно разделили всё между семьями. Потом было свободное время, в результате которого соседствующие с нами голландцы дошли до нужной кондиции и всю ночь как дети в пионерлагере бродили по нашему бараку с различными детскими штучками, типа вымазывания друг друга пастой. В общем, будьте готовы, если вы в бараке не одни, к бессонной ночи. На утро нас покормили и мы приступили к программе нашего тура. Поскольку нас было мало, мы смогли посмотреть петушиные бои (без металлических шпор и соответственно смертельного исхода), пострелять из трубки колючками по мишени, добыли немного латекса и узнали особенности производства натуральной резины. Всё это происходило далеко не отходя от деревни. Потом мы двинулись в джунгли. Как выяснилось, никакие гамаши, резиновые сапоги и шляпы с противомоскитными сетками совсем не нужны. Можно идти буквально в шортах и шлёпках. На окраине опушки стоят каменные статуи, которые не дают злым духам из леса приходить в деревню. Несмотря на то, что почти все аборигены приняли христианство, они до сих пор чтут духов. В племени, кстати, есть должность шамана, который по большей части врачует при помощи травок, но и также отгоняет злых духов по необходимости. Выглядит этот человек весьма колоритно!
Дальше, углубившись в лес подходим к индейскому кладбищу. Могилы разбросаны на довольно большой территории. Я так понимаю, специального места для похорон нет. Судя по виду могилок, особой любви к отеческим гробам аборигены не испытывают! Т.е. в момент похорон, они, конечно, по традиции кладут на могилу всё самое ценное что у них есть - обычно это кувшин. Дело в том, что кувшины у них привозные и стоят немало денег. Ну и видимо кувшин привлекает аборигенов как некое вместилище души. Но в дальнейшем живые не особенно заботятся о последнем пристанище мёртвых.
Есть могилки местных олигархов, у которых рядом с кувшином стоит еще и радиоприёмник. Конечно, такое стояние в тропическом лесу не пойдёт на пользу никакой технике, но важен сам факт жертвы, а не то что сможет ли послушать покойник радио или нет. На могилах детей стоят кувшинчики поменьше.
Дальше по ходу тропинки нам показали всякие причудливые растения. Внешне, они не сильно отличаются (по крайней мере для меня), но у одного - очень крепкий ствол и можно делать отличные духовые палки, у другого особые ягодки - подходят для тату, у третьего листья - прямо натуральная наждачная бумага. Причём с разных сторон величина зерна - разная. В общем, не зря местные называют джунгли - супермаркетом. Если обладать знаниями (а аборигены, несомненно, ими обладают) то в лесу можно найти абсолютно всё для жизни. Для европейских же людей джунгли - это скорее источник опасности и угроз. В общем, не совсем понятно, кто из нас дикари.
Далее тропинка вывела на берег реки, где нас уже поджидали пара лодок для дальнейшего путешествия вверх по течению. После получасового трипа, включающего несколько посадок на мель и заправку в совершенно диком месте, мы прибыли в место, где речка слегка изгибалась и на месте изгиба образовалась небольшая банка, на которой мы расположились на пикник. В этом месте река стала уже довольно прозрачная. Дело в том, что в районе деревни, вода очень мутная из-за глины, которую река несёт в себе. Хотя местных это нисколько не парит. Я сам видел, как местные совершенно спокойно совершают вечерние омовения в такой воде. Понятно, что какой-то особой заразы в такой дикой речке нет, но вот гигиеническая целесообразность подобной процедуры осталась под вопросом. В общем, желающие могут освежиться в реке, благо вода в ней относительно прохладная.
На пикнике нам показали, как ибаны питаются в джунглях. Всё оказалось настолько просто и эффективно, что диву даёшься! В качестве кастрюль используются стволы бамбука, толщиной примерно с мужскую руку. Продукты - рис, овощи, мясо (разные продукты - в разные "кастрюли") заворачиваются в какой-то листочек, набирается вода из речки и всё это затыкается листочком-крышкой. Эти с позволения сказать кастрюли выставляются на костёр. По мере прогорания бамбука, он переворачивается другой стороной. Кстати в костёр, чтобы он лучше горел, добавляют семена специальных пальм - они богаты маслом (все слышали про пальмовое масло) и поэтому прекрасно горят даже под дождём. Ибо дождя мы опять не избежали, но на этот раз мы уже не имели с собой кучи вещей, о которых надо заботиться, чтобы они не промокли, поэтому расслабились и получали удовольствие от его освежающего эффекта.
В качестве аперитива нам традиционно предложили местный самогон. Еще раз поразились приятному вкусу этого напитка. А тут как раз и обед подоспел. Листик-крышку извлекли из бамбука и содержимое рассыпали по тарелкам. В оригинале, конечно, должны были быть листики, но нам дали тарелки. Всё получилось великолепно. Отличная здоровая пища. В общем, индейцы - не дураки вкусно и без особых затей поесть.
Потом нас повезли в еще одну деревню. Ничего нового мы там не увидели, но подарки всё равно пришлось задарить. Даже живого вождя нам не показали - сказали он на охоте. Так что нас встречали жена вождя и его сын. Но по сути - всё тоже самое. Длинный дом на кучу семей. Непонятно зачем этот пункт включили в нашу программу. Видимо для того, чтобы несколько семей могли поиметь подарков от "цивилизации".
На этом ибанские достопримечательности закончились. По идее, мы должны были сидеть в нашем доме и наслаждаться природой. Но мы не такие. Мы напрягли нашего гида сгонять куда-нибудь еще. Он предложил озеро, к сожалению я не запомнил название. Но озеро само по себе довольно большое. Выглядит как будто искусственное, но гид заверил, что натуральное. Там ежегодно проходят соревнования на пирогах (на лодках, а не на выпечке). Там даже оборудованы трибуны для зрителей. Но и в целом, место очень красивое. Вода - ядрёно голубая и прохладная. В общем, приятно искупаться, позагорать и пофоткать местные красоты.
На обратной дороге гид нас завёз на плантации пальм, из которых добывают масло и на плантации чёрного перца (горошек). Никогда бы не подумал, что он так растёт. Я всегда думал что его добывают из каких-то стручков. Ан нет. Всё просто. Он прямо так ягодками и растёт на кусте. По мере спелости ягодки становятся красными. А при сушке красный цвет уходит и получается чёрный горошек. Кстати, белый перец делают из чёрного. Причём очень просто. Спелый чёрный горошек помещают на 2 недели в чан с водой. Через это время, кожица легко сходит с горошины. А под кожицей как раз находится белая горошина. Поэтому когда вам в магазине продают смесь чёрного и белого перцев - знайте, вас дурят! По сути - это одно и тоже. Кстати, Малайзия и в частности Борнео являются крупнейшим поставщиком чёрного перца на мировой рынок.
Больше ничего достойного внимания нам не показали. Поэтому чтобы не терять полдня в дороге, мы решили выехать рано утром и без завтраков и обедов поскорее приехать в Кучинг и оттуда сразу же поехать на морское побережье позагорать. Что мы собственно и сделали. Мы приехали в Damai Lagoon и там провели почти весь день загорая и купаясь. Место - просто феерическое. Чудесная лагуна. На заднем плане лес и горы. Очень красиво и на удивление уединённо. Кроме нас там загорала только еще одна парочка. Может не сезон по местным меркам. Хотя нам всё очень понравилось. Только суда по всему, ценник у этого отеля наверняка от 200$ за ночь. На обед сходили в местный фольклорный центр - недорого и вкусно. Есть что посмотреть в самом центре, но у нас было мало времени, чтобы по достоинству всё там оценить.
К вечеру вернулись в наш любимый Tune отель и с утра улетели в Сингапур, чтобы к ночи появиться на Бали.
25/01/2010 21:39
Материалы по теме
- Страны: Малайзия
- Отзыв о поездке: Босиком по Борнео, апрель 2009
- Отзыв о поездке: Мое Борнео, март 2001
- Фоторепортаж: В дебрях острова Борнео, 19.03.2007
- Фоторепортаж: Борнео, 01.08.2005
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.