В Улан-Баторе нам выдалось два дня, не обещающих ничего интересного. За сим, было решено использовать их для достижения части ранее запланированных целей путешествия. Выбрали вариант посещения долины вулканов в самом центре Монголии. Расстояние около 700 км, предполагаемое время в пути – часов эдак 12. Местные нашли нам проводников на микроавтобусе хендай, коий является одним из самых распространенных в городе средств передвижения (маршрутки, минигрузовые перевозки, и т.п.). По сравнению с вариантами типа "комформабельный УАЗ" это было почти VIP-случай. За двое суток поездки с двумя проводниками-водителями было оговорено "аж 200 баксов" за услуги, плюс дизель.
Долго ли, коротко ли – в 8 утра двинулись в путь. Предварительное исследование неплохой карты, приобретенной в Улан-Баторе, показало, что почти половина дороги будет похожа на асфальт. Правда при условии, что придется сделать небольшой крюк, километров эдак в 50-70. Как же мы заблуждались... Местные не ездят по картам. Они ездят по азимуту. Т.е. по наиболее короткой прямой между двумя точками. При этом в расчет не берется математика из принципа – крюк по асфальту даст выигрыш, как по времени, так и по комфорту и даже по горючему. Но объяснить это не удалось, особенно учитывая что общих слов у нас было около пяти, пришлось смириться и пылить по полям все 700 км, за исключением первых, может, 30-ти.
Техника. Вторым сюрпризом оказалась вибрация чудо-автомобиля при скорости более 70 км/ч. По всем признакам – биение кардана. Поведение проводников было в духе местных – на проблему было забито и мы "спокойненько" ползли не более 70 км/ч даже по асфальту и по ровным дорогам, коих некоторая часть все же была.
На привале заехали на эстакаду и обнаружили, что в коробке нету масла… еще не легче.. Масло было за полчаса залито. Проблему биение это решило лишь немного, но вселило надежды, что мы доедем до цели и, может быть, даже вернемся обратно. Все в духе экспедиции.
Дорога. Впрочем, огорчение было недолгим и, напрочь, вытеснилось созерцанием пробегающих мимо пейзажей. Мирно пасущиеся верблюды с интересом изучали нас. Указатели направлений изредка, но все же встречаются.
Всю дорогу была типичная монгольская жара, на высоте она особенно чувствительно печет по всем открытым местам. В тоже время, в любой момент может налететь пыльный ветер или проливной дождь. Часть неба может быть ослепительно яркой, в то время как рядом бродят хмурые грозовые тучи. Пейзажи меняются каждый десяток километров и не перестают поражать своей иноземностью и неповторимостью
Иногда можно ориентироваться по признакам цивилизации
Пустыня далеко на юге, но дюны все же встречаются.
То ли их зовут пески, то ли еще что, но как дюны - так рядом верблюды. Дань традициям.
Знойная жара. Полный штиль. Но тут и там нередко раскручиваются пыльные смерчики. Если такой налетает вне машины - приходится долго отплевываться и отовсюду вытрясать пыль.
По дороге есть немало туристических достопримечательностей. 20-й век и век 15-й соседствуют
Местность тем временем постепенно поднимается над уровнем моря. От 1300 м мы уже добрались до 1700 м.
Довольно часто встречаются туристы с самых разных концов света.
Дорога в один конец с остановками заняла 18 часов, вместо ожидаемых 12ти… Дань неторопливости проводников. В сумерках мы достигли искомой долины. Перед нами Белое озеро, по монгольски "Цагаан Нуур". Это самое сердце Монголии. Темнеет прямо на глазах, звенящая тишина и только утки и бакланы изредка возмущаются потревожившими их дикий покой.
В сумерках оказалось, что сдох генератор. Хорошо, что машина дизельная. На привале машину закатили на пригорок, чтобы утром столкача завести. Поставили палатку, помедитировали над окружающими видами, перекусили и завалились спать, предварительно попытавшись сообразить – где же тут вулкан-то…
Утро. Раннее солнце быстро разогнало ночную прохладу и оповестило о предстоящей жаре.
Сориентировавшись примерно по карте, поехали искать национальный парк и вулкан. Нашли довольно быстро, надо проехать близлежащую деревню насквозь. Для аборигенов 300 тугриков, для иностранцев 3000 тугриков с носа.
Со стороны практически невозможно догадаться, какой из многочисленных холмов является вулканом. Вечерняя догадка оказалась верной – наш лагерь был строго напротив вулкана, на противоположной стороне озера.
По окружной дороге можно проехать почти половину подъема на вершину. Далее машины бросают и идут по тропам. Все усыпано камнями из пемзы размером от ногтя до валуна размером с дом. Подъем тяжеловат, но недолог. Минут 20 и мы на краю кратера. Первое ощущение – какой-то нереальности происходящего, мы попали в картинку передачи "вокруг света", кажется, что где-то за кадром вот-вот послышится голос Сенкевича.
Обойдя вокруг кратера и забив флешки фотоаппаратов мы передохнули и двинули в долгий обратный путь. Дорога заняла снова 18 часов тряски и пыли, с остановками на фотоохоту на яков, перекусы и т.п. Вернулись в Улан-Батор к утру следующего дня.
17/12/2008 09:55
Материалы по теме
- Страны: Монголия
- Отзыв о поездке: Конный переход из Турта в Хатгал, май 2007
- Отзыв о поездке: Дайвинг... в Монголии, август 2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.