Борнео - слово из детства



    Вы, конечно, помните, что государство Малайзия состоит из двух частей: материковой и островной. Материковая расположена на Малаккском полуострове по соседству с Таиландом и Сингапуром, а островная, меньшая, провинция, занимает северную часть огромной территории, которую южная (индонезийская) ветвь населения называет Калимантаном, а северная - малайцы - именуют островом Борнео. Остров этот, кстати говоря, после Гренландии - самый большой в мире.

    Когда в турагентстве мы Людмилой (так зовут мою жену) раздумывали, куда бы поехать на этот раз, как-то неожиданно было произнесено это волшебное слово "Борнео"... Пахнуло детством, дальними странами, книжками Бориса Житкова, какие-то неясные ассоциации зазвучали... Решено. Едем на Борнео. Благо, Новый год скоро и каникулы Рождественские, так что отпуск можно сэкономить.

    Для начала три дня мы провели в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Город весьма странный и необычный, построенный практически за последние тридцать лет; замечательные башни-близнецы Петронас и телевизионная башня во многом определяют гордый профиль его. Очень много народу, Малайзия - страна многонациональная и многоконфессионная, но все люди очень дружелюбны и доброжелательны. Мечеть может соседствовать с православным храмом, а синагога с католическим костелом или протестантской церковью.

    Три дня этих пролетели как один. Мы посмотрели на город с обзорной площадки телебашни, попробовали японскую кухню в Петронас Твин Тауэрс, посетили замечательный парк бабочек и великолепный парк птиц.

    Парк птиц - это очень красивая и благоустроенная территория площадью в восемь гектаров с ручейками, прудиками, водопадами, горками, лесенками, беседками и прочей инфраструктурой, отличающаяся от обычных парков только тем, что сверху накрыта довольно частой сеткой. То есть, по сути дела, парк птиц - это громадный вольер, который населяет огромное количество всяких экзотических птиц, многие из которых совершенно свободно гуляют по дорожкам и газонам парка вместе с любопытным народом, который пришел поглазеть на это орнитологическое изобилие. Среди других птиц (и людей) неспешно разгуливают флегматичные цапли и важно надутые павлины, которые изредка произносят какие-то невнятные междометия и распускают веером свои роскошные хвосты. Соблазненный видом одного такого хвоста, я полез сквозь непроходимые кусты, чтобы снять павлина поближе. Крупным, так сказать планом. Пробравшись кое-как через кустарник, не отрывая взгляда от павлина и непрерывно снимая, не видя ничего вокруг, я довольно резко выпрямился. На беду в этом месте оказался металлический указатель со стрелками, показывающими людям нужные направления. Я со всей дурацкой мóчи шарахнулся об одну из стрелок собственным темечком, но, ничего сразу не почувствовав, продолжал снимать павлиний хвост, чтоб ему провалиться куда-нибудь! Хвостов павлиньих мы не видели!

    В общем, почуял я неладное, только когда закончил съемку, а на рубашку кровь закапала. Точнее, струйкой потекла. Людмила, увидев такую картинку, спокойно, но укоризненно глядя и произнося какие-то слова, отвела меня в сторонку, усадила на скамейку и немедленно приступила к реанимационным мероприятиям с помощью носового платка и бутылочки с водой. Со свертываемостью крови у меня, слава Богу, никогда проблем не было, несмотря на благородное происхождение (смайлик!), поэтому быстро все подсохло, и мы прогулку продолжили. А через некоторое время, на выходе из парка, попросили в администрации аптечку и ранку мне обработали чем-то жидким, щипучим и весьма дурнопахнущим.

    Произошла эта досадная авария в середине дня, где-то часов около трех, после этого мы еще долго гуляли по городу, по-моему, ходили в китайский квартал с красивыми красными фонариками и часами "Роллекс" по десять долларов за штуку, короче, в отель вернулись только около девяти часов вечера. Несмотря на пробитую башку и некоторую усталость, настроение у нас было прекрасное, и я предложил Людмиле заглянуть в бар и выпить по коктейлю. Чтобы спалось лучше. Заказал себе "дайкири", а любимой жене - "мохито", сидим, ждем. Подходит девочка с коктейлями и, глядя на мою испорченную прическу, спрашивает:
    - What is happened to you?
    Сижу, лихорадочно вспоминаю английские слова:
    - Э-э-э... I saw a nice peacock in the bird park, run to him and...
    Тут я соображаю, что не знаю, как будет по-английски "удариться головой", зато из памяти всплывает школьный текст про футбол. Штрафной удар нам называется "penalty kick". И я, ничтоже сумняшеся, произношу:
    - I kick my head about...
    А как будет "указатель"? Вспоминаю: "стрела" будет "arrow". Продолжаю:
    - I kick my head about arrow!

    У девочки брови поднялись выше всякого возможного, я не понял почему, подумаешь, ударился, но она хорошо вышколена, мало ли что гость сказать может, и говорит, что сейчас принесет аптечку и ранку мне обработает. Ну, думаю, что ж такое, сколько же суеты вокруг пустяковой царапины, не насквозь же я себе, в самом деле, башку пробил.

    Девочка принесла аптечку, по телефону пригласила пожилую даму, по-видимому, из местного отельного медпункта, та выслушала мою коронную фразу "I kick my head about arrow", поудивлялась и сказала, что рану она обрабатывать не будет, потому что нужно ехать к профессионалам. На мое скромное блеяние, что это, наверное, будет очень дорого, ответила решительным "free" . Вызвали машину, погрузили нас с Людмилой и повезли по сияющему огнями ночному Куала-Лумпуру в круглосуточную травматологическую поликлинику. Приехали. Заходим в приемную. По стульям вдоль стенок сидит побитый и поломанный народ, меня провели в кабинет, подошел пожилой и очень представительный доктор (с виду - индус) с благородной проседью в черной бороде, посмотрел на мою голову:
    - What is happened to you?
    Отвечаю гордо - уже выучил:
    - I kick my head about metal arrow!

    Доктор как-то очень резко сел. Смотрит на меня, думает. Понимаю, что, по-видимому, со мной совсем плохо. Наконец, доктор поднялся, позвал двух сестричек, одна выстригла у меня часть прически, другая чем-то больно уколола, потом смотрю: нитку в иголку вставляет. Ну, думаю, похоже, трепанации черепа не будет, шитьем только обойдемся. Обошлись. Зашили мне голову, (ранка оказалась длиной около пяти сантиметров и достаточно глубокой) привязали бантик из рыжей марли, сделали еще укол в руку и отправили из кабинета. "Reception", - доктор сказал. Пошел в регистратуру. Тетя в крахмальном голубом халате выписала мне бумажку - направление в то место, где у меня будут снимать швы, насыпала горсть таблеток. Объяснила, как их принимать, на мое недоумение, сказала: "Вы в тропиках. Здесь с ранами не шутят. Тем более, что вы получили травму в птичьем парке, где масса всяких инфекций". Вот так. Не знаю, чем бы все кончилось, не зайди мы выпить перед сном по коктейлю. Слава спиртному!

    Да, еще не все. В конце разговора тетя мне выписала счет на, примерно по-нашему, восемьсот рублей. Ни фига, думаю себе, "free", решил шлангом прикинуться:
    - I have no money, - говорю. И слышу за спиной мощное дыхание - охранник - здоровенный чернокожий малаец:
    - No money??? - звучит достаточно угрожающе.

    Пытаюсь объяснить, что мне в отеле обещали бесплатно, звонят в отель, договариваются, что выставят счет отелю, а отель в свою очередь выставит счет мне. На том и расстались. А "free", как оказалось, относилось только к машине отеля. Так что за лекарства и медицинское обслуживание пришлось платить. Здоровье бесплатным не бывает.

    Когда мы, наконец, добрались до собственного номера, (уже заполночь) я нашел свой англо-русский словарик и посмотрел, чего же я такого наговорил, что они все так удивлялись. Оказалось, что слово "kick" в обычной жизни означает "пнуть" или "лягнуть", а "arrow" - это только такая стрела, которая используется лучниками. Так что моя коронная фраза "I kick my head about arrow" была понята примерно следующим образом: "Я лягнул свою голову с помощью стрелы из лука". То-то они все так изумлялись... Язык надо знать!

    Распрощались мы с Куала-Лумпуром, сожалея, что было мало времени, многого посмотреть не успели, и полетели на Борнео.

    Островная часть Малайзии представлена двумя штатами: Сарвак и Сабах. Расположены они на севере острова, а между ними и Южно-Китайским морем уютно расположилось одно из самых благополучных государств мира - султанат Бруней. В Бруней нужна виза, Сарвак нас как-то не заинтересовал, а вот штат Сабах со своей столицей Кота-Кинабалу и есть место предстоящего нам десятидневного новогоднего отдыха. Во время британского владычества город назывался Джесселтон и был разрушен до основания во время последней мировой войны. Современный город превратился в процветающий торговый центр и место отдыха.

    Недалеко от столицы (десять минут на такси) на берегу моря широко и вольно раскинулись владения нашего отеля с очень сложным названием "Shangri-La's Tanjung Aru Resort & Spa". Во как. Объясняю. Танджунг ару - это самый западный микрорайон города Кота-Кинабалу, Resort & Spa - это понятно, а Шангри-Ла ¬- известная по всему миру сеть отелей. Поселили нас в великолепном номере, из окна которого было видно и море, и пальмы, и песок, и зеленое поле для гольфа. Время, проведенное на острове Борнео, разделилось для нас на несколько частей. По вечерам мы ездили в город. Смотрели местную экзотику, по-мелочи занимались шопингом, заглядывали на невероятные по ассортименту и шумности местные рынки и покупали еду на ужин и завтрашний обед, в стоимость путевки включены у нас были только завтраки.

    Два раза за это время мы ездили на экскурсии. Первая - в окрестности знаменитой здесь горы Кинабалу, а вторая - в дельту речки Клиас, впадающей в Южно-Китайское море. В первой экскурсии мы познакомились с потрясающими тропическими лесами острова Борнео, а во второй - путешествовали на лодках по мангровым зарослям в поисках знаменитых здешних эндемиков - носатых обезьян "пробоскис".

    Полюбовались мы и еще одним эндемиком острова Борнео - замечательным цветком Раффлезия Арнольди. Представляете, среди густого тропического леса, прямо на земле лежит яркое красно-розовое чудо диаметром около восьмидесяти сантиметров с пятью мясистыми лепестками! Раффлезия - необыкновенное растение. У него нет корней, нет и зелёных листьев, где шёл бы процесс фотосинтеза. Раффлезия не способна самостоятельно вырабатывать необходимые органические вещества, поэтому все нужное для своего развития она получает, паразитируя на поврежденных корнях и стеблях лиан. И размер этого выдающегося цветка, по словам местных жителей, может достигать полутора метров.

    Третья и самая главная часть отдыха - снорклинг на островах заповедника Тунку Абдул Рахман. Дело в том, что, хотя отель наш и расположен на берегу моря, водные процедуры там принимать довольно скучно. Убогий песчаный пляжик, отгороженный от моря сеткой с поплавками, да несколько бассейнов, в которых купаются немцы, потому что плавание в море у них не входит в условия страховки. Представляете, идиотизм какой: проехали полмира и купаются в бассейне, в то время как под боком имеется теплое, приветливое море с изумительно прозрачной водой. Как будто дома таких бассейнов мало!

    Мы заплатили немаленькие деньги и пересекли почти полсвета вовсе не для того, чтобы бултыхаться в бассейне, поэтому каждое утро, с первым катером - на острова!

    Недалеко от берега, на котором расположен наш отель, буквально в паре километров, лежат несколько очень живописных островков. Это и есть Национальный парк Тунку Абдул Рахман, названный в честь первого малайзийского премьер-министра, который присоединил Сабах к Малайзии. Самый большой из островов парка - Пулау Гайя с его плавучими деревнями, богатой флорой и фауной, орланами и рептилиями. К сожалению, посетить его не удалось, это все-таки остров аборигенский, и туристов туда пускают неохотно. Зато остальные острова - необитаемы и окружены великолепными рифовыми отмелями, где, на самом деле, есть что посмотреть. Называются они: Сапи, Мамутик, Манукан и Сулуг. Звучит как песня!

    Такого разнообразия кораллов и моллюсков мы не видели даже на Мальдивах. Да, рыб там больше, а вот разновидностей кораллов - именно здесь. А уж моллюсков - вообще изобилие. Но, поскольку не было ни одного, раковины которого не было бы у нас в коллекции, я просто поднимал их со дна, фотографировал и отпускал на волю. Пусть ползают себе. Летать ведь не умеют... И еще: в один из заплывов мы с Людмилой увидели довольно редкую и очень красивую морскую звезду - "Терновый венец". Естественно, к этому моменту сдохла батарейка в фотоаппарате, так и осталась это удивительное животное незапечатленным. В следующие два дня мы безуспешно разыскивали эту звезду, но так и не нашли.

    Еще очень запомнился вечер, когда мы посетили местный СПА-центр. Здесь его, правда, называют ЧИ, по наименованию энергии, которую в нас здесь внедряют посредством массажа и водных процедур.

    Заведение это целиком расположено на небольшом полуострове, выдающемся в море с территории отеля. Несколько маленьких домиков, крытых серой дранкой, соединяются между собой дорожками, укрытыми как бы тоннелями из вьющихся цветущих растений. Красота неописуемая!

    Записались мы заранее, за неделю. Пришли вечером, перед ужином. Встретили нас тихой музыкой и травяным чаем, попросили заполнить анкеты. Как я понял, цель анкет - выяснить в каком состоянии человек, что у него болит, нет ли, случаем, беременности(!), в общем, чтобы не навредить. Это нам очень понравилось, - во всем определенный профессионализм чувствуется, а не просто желание заработать.

    Началось все с того, что две хорошенькие малайки вымыли нам ноги. Посадили нас с Людмилой в разных концах просторной и украшенной в национальном стиле комнаты, погрузили ступни в тазики с теплой водичкой, на поверхности которой плавают лепестки плюмерий и гибискусов. И стали осторожно омывать наши конечности, уделяя отдельное внимание каждому пальчику. Неудобно мне было до невозможности. Всегда полагал, что мытье ног - это чисто гигиеническая, можно сказать, интимная, процедура. Оказалось, нет, это целый ритуал. Но не скажу, что уж очень приятный. Из-за некоторой неловкости, которую, наверное, испытывал бы в такой ситуации любой, не привычный к барству, человек.

    С чистыми ногами нас провели в соседний домик, где погрузили в огромную ванну, наполненную водой с массой плавающих по поверхности различных листьев и цветов, узнал я только листья лимона и лепестки бугенвилии. А перед этим предложили свои купальные костюмы заменить одноразовыми, дабы не портить, по-видимому, бельишка клиентов.

    По окончании этой, уже более приятной, процедуры, нас отвели в третий домик, где в большой светлой комнате, богато украшенной цветами и различными драпировками, стояли два массажных стола. Уложили нас на них и начали тискать. Я в своей жизни всего несколько раз пробовал профессиональный массаж, но это был, наверное, самый лучший. Очень было приятно. И девочки очаровательные, и антураж великолепный, и, вообще, все здорово. Даже такой пустячок, как небольшая ванночка с лепестками роз перед лицом, и тот предусмотрен. Лежишь на животе, мордой в отверстие массажного стола, а перед глазами - розы плавают в водичке, и до тебя, уже совсем слабого и разнеженного, едва ощутимо долетает их ласковый и слегка дурманящий армат. Осталось только рассказать немного о встрече Нового года. Еще когда мы только оформляли договор с турагентством, хозяйка его, Светлана, сказала, что деньги за новогодний ужин с нас не берут, поскольку в отеле Шангри-Ла имеется четыре ресторана с различной кухней, и не известно, какой нам больше понравится. Выберете, дескать, на месте. Мы не возражали, а, когда оформлялись в отель, на ресепшене нам сказали, что туроператор все-таки оплатил новогодний ужин. Это было неожиданным и очень приятным подарком, тем более что, как оказалось, именные билеты были выписаны в самый лучший ресторан отеля.

    Интерьер ресторана - самый простой в обычное время - в новогоднюю ночь был оформлен как кусок джунглей. Со стен свешивались лианы и многочисленные пальмовые ветви, вход в ресторан выполнен в виде грота или, точнее, пещеры. По полу толстым слоем рассыпаны шуршащие под ногами листья разнообразных деревьев, свет - приглушенно-зеленоватый, так что создавалось полное ощущение глухого тропического леса.

    Покормили нас очень вкусно и необычно, и в течение всего ужина слух гостей ублажал замечательный ансамбль "Бонго-Бонго". Не знаю, что это значит, но играли и пели ребята очень здорово. И репертуар был для нашего возраста вполне подходящим. А наутро - опять на острова - маска, ласты, трубка и море удовольствия! Жаль только, что каникулы слишком короткие, а дòма ¬- в России - снег, лед на реках и никаких тебе кораллов.

    Скольцов Виктор
    24/09/2012 10:16


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Малайзии

    15.06.24 Air Asia проводит распродажу авиабилетов
    16.05.24 Uzbekistan Airways объявила распродажу авиабилетов по нескольким направлениям
    14.05.24 Oman Air продает билеты по специальным тарифам
    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    20.02.24 Air Asia объявила масштабную распродажу авиабилетов
    31.01.24 "Туркменские авиалинии" предлагают стыковочные рейсы в Малайзию и Вьетнам
    12.12.23 Для поездки в Малайзию нужно будет заполнить онлайн-анкету
    28.11.23 AirAsia объявила скидки в 22 процента на все рейсы
    27.11.23 Air Asia начнет совершать рейсы между Куала-Лумпуром и Алма-Атой