Черногорская сказка

Бескрайнее море и невыразимо прекрасные горы, утопающие в зелени мощённые камнем узкие улочки уютных городков, залитые солнцем; улыбающиеся люди, готовые всегда помочь; серпантины горных дорог, от одного лишь вида которых захватывает дух, белоснежные яхты и таксисты в галстуках - всё это маленькая, но гордая страна Черногория. Страна-сказка, где праздник каждый день, где, закапывая ноги в горячий песок, а потом с разбегу ныряя в ласковое море, чувствуешь себя ребёнком, где, стоя на вершине горы, ощущаешь за спиной крылья...

Дождливым осенним днём сидя у окна с замотанным шарфом горлом, закутавшись в плед и попивая малиновый чай, я с тоской смотрю, как по стеклу бегут капли, а вижу море, солнце, горы, горячий песок. Черногория - сказочная страна, где хочется всё облазить, потрогать, попробовать. Если и было что-то плохое, то оно быстро забудется, уже забылось, а ощущение сказки и праздника останется.

Итак, возвращаясь почти на полгода назад, я вспоминаю, как всё начиналось.

Готовиться начали в феврале, или даже в январе, ещё снег лежал, а весной и не пахло, когда только замаячила мысль махнуть в Черногорию. И вот, завертелось-закружилось! Форумы, сайты по продаже билетов, турфирмы, снова сайты, билеты, отзывы. С местом отдыха определились сразу - Будва. Ни у кого также не возникло сомнений в том, что едем мы самостоятельно, а не организованно неорганизованной толпой с коллективным заселением в стандартный отель со стандартным завтраком, пляжем и отпуском а-ля Турция - отпуск у бассейна, и из отеля ни ногой (пусть меня простят любители спокойного организованного отдыха без дополнительных материальных и физических затрат, но в данном случае это не про нас). Хотелось всё сделать самостоятельно, а потому наш отпуск просто права не имел не удасться, ведь мы столько для этого приложили усилий! Поначалу рассматривали различные отели, но, наткнувшись на сайт виллы Будванка, сразу остановились на этом варианте - именно то, что надо трём девушкам, которые точно знают, чего хотят. Выбрали себе номер. Списались с хозяином, внесли предоплату. С жильём пока всё. С билетами было немного сложнее. Достать бюджетные билеты из Петербурга до Тивата или Подгорицы оказалось довольно трудной задачей. Турфирмы билеты отдельно от путёвок не продают, по крайней мере за полгода. Либо, как вариант, купить у них же за неделю до вылета, когда у них эти чартеры будут не так востребованы. Но ждать мы не могли. Рассматривали также возможность лететь через Москву - несколько дольше, но мы были готовы к трудностям. Хотя потом, уже когда летели домой, мы не раз похвалили себя за то, что всё-таки сумели найти прямой рейс, хотя и дороже - уж больно чемоданы казались неподъёмными. А учитывая, что одна из нас живёт в Петрозаводске... мы просто умницы! Ну вот вроде и всё, билеты давно нашли, номер забронировали, с экскурсиями определились, страховки купили (пусть будут!), вещи собраны, батарейки заряжены. Наступает долгожданный отпуск!

8 августа. За день до отпуска.

Вот есть же люди, которые начинают чемоданы собирать за неделю до вылета. А есть и те, кто за две! Ну почему я не такая? Хотя чего уж там говорить о чемодане, если я за неделю до вылета обнаружила, что потеряла паспорт, чем потрепала нервы не только себе и девчонкам, с которыми ездила, но и начальнице, которая, кажется, переживала больше меня.

И всё-таки он нашёлся, можно начать собирать вещи! Итак, пятница, 8 августа, 7 часов вечера, до отъезда 13 часов - я ещё на работе. "Ну ладно, у меня ещё вся ночь впереди".

9 августа. День первый. Первая белая куча.

Ну надо же, не проспала, ну ладно, почти не проспала... а-а-а-а-а, чемодан! До встречи час. Кое-как покидав вещи, я выбегаю в сторону аэропорта. Завтрак? А, ничего, в самолёте покормят, наверное... Всё равно опаздываю. На Московской меня уже ждут Юля с родителями и Люся - вот и познакомились. Довольно быстро прошли все формальности и с нетерпением стали ждать объявления о посадке. Напоследок звонки родным и близким с ценными указаниями и просьбой не забывать кормить животных хотя бы через день.

Ну вот мы и в самолёте, хотя ощущения отпуска так и нет, у меня, по крайней мере. Всё кажется, что сейчас зазвонит будильник, и я пойду на работу. Не поверю, пока не окажусь в прозрачных водах Адриатики. А под нами облака... Полёт прошёл хорошо, кормили весьма и весьма на уровне. Спасибо тебе, авиакомпания Россия! Черногория встретила нас раскалённым асфальтом взлётно-посадочной полосы и горячим ветром, а вокруг море и горы, горы, горы. Вот теперь я точно в отпуске . Аэродром Тиват, мой первый кактус, пограничный контроль, получение багажа - вместе со стоянием в очереди на этот самый контроль расстояние от самолёта до машины мы преодолели минут за 5.

У выхода нас уже ждал Юрий, хозяин виллы, о трансфере договаривались заранее. Довольно забавно было слышать разговор с таксистом по-сербски, несколько раз мы совершенно отчётливо услышали "Первая белая куча", смешно, вот что значит, родственные языки. Куча действительно оказалась первой белой на Топлишком пути. Поскольку ожидались ещё постояльцы, Юрий посадил нас в такси, а сам обещал подъехать через полчаса.

У виллы нас встречала его помощница - девушка в смешном розовом платье, которая здорово изъяснялась по-русски (впрочем, найти общий язык с местными жителями - не проблема!). На столе нас ожидала бутылка вина. Мы сразу же начали обустраиваться в номере, который уже через час стал для нас домом. Когда подъехал Юрий, произвели окончательный расчёт, обсудили организационные вопросы, узнали, где рынок, автовокзал, супермаркет и пляж.

Немного о номере. Юрий всё время спрашивал, оправдал ли он ожидания. Оправдал, оказался даже лучше, чем я ожидала. Студия на первом этаже с кухонным уголком, двумя кроватями и диваном; шкаф, зеркало, кондиционер (отлично морозил, кстати, им почти не пользовались, достаточно открытой двери и окна), телевизор с большим выбором наших каналов (не знаю, смотрели его очень редко, всё пытались узнать результаты Олимпиады, а показывали в основном Осетию). Единственное, чего не хватало, как мы решили позже, так это крышки для сковородки. Ну это так, уже придирки, чтоб жизнь мёдом не казалась. На самом деле, сперва хотели бронировать другой номер, восьмой, кажется, наверху, а Юрий предложил этот, сказал, что в нём нам будет удобнее. Я поначалу даже немного расстроилась, как это, номер на первом этаже, а как же терраса и вид на горы и море? Но потом оказалось, что и вид у нас есть, и терраса поболее будет, да ещё и с ёлочками (кипарисы вроде, но уж больно они напоминали родные ёлочки), да и не надо по лестнице карабкаться с бутылками с водой или чемоданами. В общем, всё на уровне. Расположение виллы тоже очень порадовало. Находится она на горке, подняться на которую даже при палящем солнце не составляет особого труда, и откуда открывается незабываемый вид на море и горы, в отдалении от шума набережной, где, кстати, и находятся отели, потому что, как мы успели вскоре убедиться, БУДВА НЕ СПИТ НИКОГДА!!!

Прогулялись по набережной, выбирая место для первого праздничного ужина на Черногорской земле, и пошли на пляж (не городской, где толпы народа, а более спокойный и чистый Могрен). Его, правда, с первого разу сразу найти не удалось, пришлось спрашивать дорогу, хотя мы были недалеки от истины. На обратном пути зашли в МегаМаркет и на рынок, еды набрали - как будто мы сюда есть приехали...

А на ужин мы отправились в Ядран, где как будто именно нас ждал маленький столик у самой кромки воды.

10 августа. День второй. Просто день.

Ещё дома решили, что вставать мы будем рано, чтоб не терять драгоценного времени и весь отпуск не проспать, поэтому встали чуть ли не в 6 часов (да, это очень негуманно), но, учитывая разницу во времени, я убедила себя, что по-нашему это уже восемь, отчего становилось немного легче. Можно было бы, конечно, и раньше, но это было бы уж очень жестоко - отпуск всё-таки!

Тут немного стоит рассказать о пляже. Мы ходили на Могрен (Морген, как я его называла, "Морген - доброе утро, Черногория!") - живописная бухточка, разделённая на две части скалистым выступом. А в этом выступе находится проход на второй Могрен и пещерка, которую мы облюбовали в качестве укрытия от солнца и где без опасения обгореть, можно находиться хоть весь день. Вот только места в пещере надо занимать заранее - в 8 часов там уже всё занято. Но всё-таки когда солнце уже вовсю палит, даже на пляже находиться трудновато, а уж тем более лавировать между загорающими, выискивая узенькую тропинку и прыжками передвигаясь по раскалённому песку к воде. Поэтому к 12 часам мы с пляжа уходили, чтобы вернуться туда вечером.

А в это время... Как приятно посидеть в уютном кафе с видом на море и старый город, потягивая кофе с каким-нибудь вкусным десертиком - мы облюбовали Моцарт! Вообще-то, читая холодными зимними вечерами отзывы, я представляла его себе несколько иначе. Зато десерты там отменные, большие и вкусные, а в горячем шоколаде ложка стоит - надо ещё усилие приложить, чтобы её вытащить.

В этот же день мы выполнили ещё несколько чрезвычайно важных дел:
    Во-первых, нашли автовокзал, где узнали расписание до Бара.
    Во-вторых, прогулялись по старому городу.
    И в-третьих, посетили магазин Месара. Мы долго стояли перед витриной, выбирая, чего бы нам хотелось, а хотелось так многого, что глаза разбегаются.

Вот так и подошёл потихонечку к концу наш второй день отпуска - первый полноценный день пребывания в Черногории. Завершили мы его шикарным ужином на нашей террасе под стрёкот цикад и шум с побережья.

11 августа. День третий. Бар.

Это был, наверное, один из самых наших странных дней в Черногории, потому что мы практически ничего не сделали из того, что задумали и от души над этим повеселились, зато, тем не менее, сделали немало полезного.

Третий день я описываю уже спустя довольно много времени со дня поездки, поэтому в дымке памяти всплывает самое запомнившееся, а подробности, к сожалению, уже стёрлись.

С утра отправились в Бар, где хотели посмотреть старый город и оливу, которой 2000 лет. Но не тут-то было... Путешествие в этот день сразу пошло как-то наперекосяк. И хотя билеты до Бара мы купили без проблем, автобус нашли не сразу, а дальше... Дальше был Бар. По нашим представлениям старый город должен был находиться на берегу моря, и мы пошли в сторону моря - хорошо хоть с направлением не напутали. По дороге встретили местных, поинтересовались, как добраться до старого города. Из разговора стало лишь понятно, что нам куда-то не туда, а куда конкретно, не поняли.

Как настоящие русские, мы попытались тормознуть автобус. На мой вопрос водитель пробормотал что-то невразумительное, махнул рукой на противоположную сторону улицы и уехал. Перешли на другую сторону и опять попробовали остановить автобус с надписью "Старый город". И опять неудача, водитель так же махнул на другую сторону улицы и оставил нас троих в недоумении посреди дороги. Видимо, всё-таки сказывается языковой барьер. Ну что ж, раз нам не попасть в старый город, будем гулять по новому, ведь до обратного автобуса ещё так много времени.

Новый город как-то не особо впечатлил. Отдалённо напоминает наши "новые/спальные" районы, такой же скучный и унылый, только солнца больше и улицы пустыннее. Лишь изредка встречаются одинокие прохожие, даже машины ездят как-то лениво, а море голубое-голубое, узкая полоска галечного пляжа и водоросли, сохнущие на берегу под нещадно палящим солнцем. Даже море в этом городе пахнет по-особенному, не располагающе к купанию...

Одна милая девушка на берегу подсказала, что нам нужно к рынку, оттуда мы доберёмся до старого города. Ещё некоторое время мы плутали в поисках рынка. Измученные и голодные мы познакомились со всеми "достопримечательностями" города, зашли в супермаркет, ещё в парочку магазинов и, устроившись на обед в кафе, решили всё же вернуться домой. Сегодня Бар нам не покорился.

В Баре у меня возникло впечатление, о котором многие рассказывают. Что люди тут никуда не торопятся, мужчины неспешно за чашкой кофе читают газету в кафане, а женщины занимаются детьми. Похожее ощущение позже возникло в Цетинье, но там всё более оптимистично.

Скорее всего, я чересчур сгустила краски, сама себя так настроив и выражая своё субъективное отношение к Бару, но на самом деле, это город-порт, и для туристов здесь и правда не много развлечений. Вечер провели на пляже под впечатлением от утренней поездки, а потом мы пошли покупать экскурсии. Ещё дома, начитавшись отзывов, я узнала много хорошего о Бранко, и хотела купить экскурсию именно у него. Но как в таком изобилии отыскать то, что нужно?

А искать, в общем-то, и не пришлось. На набережной этих агентств полно, и их работники бросаются на туристов в борьбе за клиентуру. А мы от них отмахивались как от мошек, уж больно навязчивая у них политика. В конце набережной мы наткнулись на домик, где на нас никто не накинулся, милая девушка нам всё объяснила, посоветовала, с чего начать, чем закончить - нам понравилось. Появилась ещё одна девушка, в которой мы узнали Милу, горничную виллы Будванка (так что нам ещё и скидку сделали), а она нас познакомила с Ниной (с которой мы и общались) и легендарным Бранко - всё, решено, экскурсии берём только у него, а начнём мы с Острога...

12 августа. День четвёртый. Остог, или летающий автобус.

Сегодня у нас по расписанию экскурсия в Острог. На самом деле, людям, которые к религии относятся прохладно, она не очень будет интересно, большую часть времени занимает дорога, причём весьма утомительная. Но оказаться в Черногории и не посетить Острог я не могла. Это монастырь, высеченный в скале высоко в горах. Издалека кажется, что белый храм парит на фоне серых скал. Вблизи же он не производит такого впечатления, поскольку, как известно, большое видится на расстоянии.

Дорога. Ощущения от поездки по этой дороге не поддаются описанию. Но меня поймут люди, которые боятся летать. Я не удивлюсь, если некоторые пассажиры запаслись всё-таки коньячком.

Поворот следует за поворотом, но совершенно не укачивает, наверное потому, что сердце давно уже ушло в пятки, а от видов захватывает дух. Порой, когда автобус входит в крутой поворот над обрывом, причём эти участки ничем не огорожены (как нам потом сказал один таксист, а зачем, их же постоянно заново ставить придётся), выглядывая из окна и не видя ни дороги, ни даже травы у обочины, кажется, что автобус парит над пропастью.

Народ визжал и прижимался к окнам, чтобы получше рассмотреть пропасть, в которую будем падать. А нога тем временем отчаянно искала педаль тормоза.

Вот так мы и добрались до Острога, точнее до того места, откуда нам предстояло преодолеть пешком ещё два километра вверх. На самом деле можно было воспользоваться такси, но мы лёгких путей не ищем! Когда мы всё-таки преодолели этот путь, монастырь уже не парил, парил асфальт... Вид сверху открывается нереальный!

Пара слов о гидах. В России мне с ними всегда не везёт, обычно они что-то монотонно-неинтересно бормочут себе под нос, с единственным желанием, поскорее бы наконец отделаться от этих туристов, либо наоборот, настолько углубляются в любимое занятие, что простым обывателям становится просто скучно. В этом плане гиды в Черногории мне попадались сплошь замечательные. В основном это были молодые люди (и не стоит меня обвинять в излишней любви к противоположному полу) из Сербии и Хорватии, с отличным чувством юмора, умеющие заинтересовать туриста, даже в автобусе как-то развлечь, рассказать что-то интересное.

13 августа. День пятый.

После насыщенного впечатлениями дня пришлось взять тайм-аут, дабы привести в порядок несколько расшатанные экстремальной поездкой нервы. Так и провели этот день в сладком ничегонеделании, греясь на пляже, уплетая пирожные и запечатлевая в цифре красоты старой Будвы.

14 августа. День шестой. Морские просторы

Мы снова погружаемся в автобус, чтобы уже через 20 минут продолжить путь по воде. Ещё ласковое утреннее солнце начинает накалять воздух, но свежий ветерок и брызги волн создают ощущение прохлады, по палубе разносят местное вино. Кружат чайки. Мы посещаем крепость в Херцег-Нови, проплываем Петровац и заходим в несколько церквей. Солнце тем временем делает своё дело, и вот уже плечи и носы дают о себе знать. Среди пунктов поездки числятся посещение пляжа в Жанице и купание в Плава Шпиле (Голубой пещере) - на самом деле, либо то, либо другое. На маленьком катере мы направляемся в пещеру с прозрачнейшей голубой водой и подсветкой. Количество человек на квадратный метр поверхности местами достигает трёх-четырёх. Когда мимо проплывает очередной катер, в пещере поднимаются волны, люди прыгают с бортов и радостно визжат, как дети. А если выплыть из пещеры, то ощущаешь себя в открытом море, вода теплее, но на солнце она не кажется такой голубой.

Экскурсия заканчивается под вечер в Которе, наверх, в крепость, нас не повели, но мы обязательно поднимемся самостоятельно. Все старые прибрежные городки похожи друг на друга и меж тем, различны. Милый и уютный Котор показался мне наиболее близким.

15 августа. День седьмой. А город-то у нас маленький.

Ещё вчера, когда ездили на кораблике, мы обратили внимание на афиши, расклеенные по Словенской Плазе: в середине августа в Будве проходит фестиваль кино - событие, которое мы никак не могли пропустить. Даже сеанс себе выбрали, "Секс в большом городе", обещавший массу новых впечатлений, поскольку ни одна из нас на родине этот фильм так и не видела. В программе, кстати, была ещё пара мультиков, но к моему великому сожалению их показывали буквально на днях. Жаль, а то бы я оторвалась не по-детски.

Осталось дело за малым - найти кино. За советом мы отправились к Миле и Нине. Для местных, между прочим, фестиваль оказался открытием. Ну да, впрочем, откуда им знать, если у них сезон с мая по сентябрь, и работают они с семи утра до часу ночи - всё время задавалась вопросом, когда они при этом успевают спать, и как им удаётся так здорово выглядеть. Тем не менее, Бранко удивил ещё больше:
    - Бранко, а Вы не знаете, где тут кино?
    - Кино?
    - Да, на территории Словенской Плазы (то есть, совсем рядом). - Девочки, а что, у нас тут есть кино? Эх, я совсем остановился в развитии.
    - Мы вчера афишу видели, хотим пойти на "Секс в большом городе"...
    - А город-то у нас маленький...

Простите, так и подмывало добавить "и вообще, в СССР секса нет", еле сдержалась.

В общем, на поиски кино есть ещё 4 дня.

16 августа. День восьмой. Экватор.

Верится как-то с трудом, но уже прошла половина нашей черногорской сказки, и сегодня мы с полным правом отмечаем экватор. Сегодня мы отправились в Хорватию, в Дубровник, благо ехать всего ничего. Туристов запугивают, что попасть туда без экскурсии и туристического ваучера невозможно, однако, этот факт вызывает у меня большие сомнения.

Тем не менее, мы поехали в Хорватию. День поначалу выдался довольно пасмурный, если так можно выразиться о стране, где почти всегда светит солнце, по крайней мере, это было единственное пасмурное утро в Черногории, но уже на границе вовсю светило солнце. По количеству машин граница сильно отличается от нашей с Финляндией.

Хорватия значительно дороже Черногории, и люди здесь не так охотно идут на контакт, повсюду ощущается, что это больше Европа, чем Балканы. В Дубровнике принимают и евро, однако цены округляют не в пользу покупателей.

Залитые солнце, отполированные тысячами ног, камни мостовой, роскошные церкви и бесчисленные ступеньки, ведущие в небо, белоснежные кружевные скатерти с вышивкой и вкуснейшее мороженое - таким мне запомнится Дубровник. А ещё в нём всё дышит Италией - маленький средиземноморский городок, затерявшийся по другую сторону Адриатики.

Странности начались на обратном пути. Это один из тех моментов, которые быстро забылись, но оставили после себя неприятный осадок. На таможне нам отказались ставить в паспорта печати, подтверждающие выезд из Хорватии, но предложили сделать это за определённую сумму... и несколько человек согласились...

Экватор отмечали на Вилле Балкан, это оказался наш самый дорогой по местным меркам ужин, 50 евро на троих! Но после того, как нам принесли этот "тазик" салата, есть дальше расхотелось...

17 августа. День девятый. Хладолед.

Сегодня девочки поехали на Скадарское озеро, а мне не хочется, ну совсем не хочется, поэтому я буду купаться и лопать мороженое.

Днём пришла Мила, делать уборку. Не знаю, у кого как, а я себя не очень уютно чувствую, когда кто-то рядом со мной убирается или занимается ещё чем-то таким же значительным, а я сижу без дела. Дабы не сидеть в качестве мебели, завязала страноведческий разговор. Оказывается, местная молодёжь активно слушает русскую музыку, читает русские книги, но мыслит гораздо меньшими масштабами, нежели мы. Хотя нет, наоборот, это у нас гигантомания, особенно по сравнению с Будвой с её 3000 жителей (правда на каждого из них приходится аж 8 зарегистрированных туристов - чего уж тогда говорить о незарегистрированных) и Черногорией, где всего 600000 жителей. Для нас это смешные цифры.

- Мила, а где здесь продают вкусное мороженое? Вот там и там мы уже пробовали...
    Похоже, мой вопрос попал в точку, он даже заставил Милу отвлечься от швабры.
    - А мне вот всегда хотелось спросить, почему вы, русские, так любите мороженое?
    А действительно, почему?
    - Не знаю, ответила я, снимая с сушилки купальник с... мороженым.
    А ещё сегодня я осуществила наконец свою давнюю подростковую мечту - сделала татуировку - дельфина, выпрыгивающего из воды, на... впрочем, неважно где.

Кстати, местный гастрономический казус. На набережной стоят ларьки, где продают блины - палачинки с нуттеллой и плазмой (печеньем), которые пользуются огромной популярностью. Купишь одну такую палачинку за 2 евро - и полдня никакого голода!

18 августа. День десятый. Вдоль и поперёк за 15 часов.

Вот и настал черёд нашей последней, самой трудной, организованной экскурсии. За 15 часов нам предстоит проехать 80 % территории страны. Но, как оказалось, самое трудное, это не 15 часов в пути, а подъём в 4.30 утра! Ещё чуть-чуть, и мы бы опоздали.

От дороги дух уже не захватывает, кажется, привыкаешь, от высоты больше не кружится голова.

Сегодня было всё! И мимоходом заснятое Скадарское озело, и едва различимый через километры горного серпантина Острог, и катание на детских качелях у Биоградского озера. И обед на берегу великолепного Чёрного озера - вот где хотелось бы побыть подольше, провести пару дней в великолепном заповеднике, покорить заснеженный Боботов Кук, искупаться в горном озере. И монастырь Морача, где монахи выращивают шикарные розы, и каньоны Тары и Морачи. И мост Джурджевича, ажурная конструкция которого раскинулась между двух вершин, где стоя у края моста, ощущаешь вибрацию под ногами от проезжающих мимо, к счастью, нечастых машин; с петляющей где-то внизу меж зелёных гор голубой нитью Тарой. И горы, великолепные серые горы, покрытые зелёными лесами, расчерченные серпантинами дорог, пронзённые насквозь десятками тоннелей. От одного воспоминания сердце начинает колотиться громче и рискует выпрыгнуть из груди.

19-20 августа. Покорители крепости.

До конца отпуска остаётся совсем немного времени, и так многое хочется посмотреть, за оставшиеся несколько дней нам предстояло это сделать по-максимуму. Мы доехали-таки до Святого Стефана, искупались у острова, погуляли по Оливковой роще, а на следующий день отправились в Котор.

Специально отправились туда с утра, чтобы подъём был не таким мучительным, как это описывалось во многих отзывах. Я сперва думала, ну поднимусь до церкви Богородицы Здоровья, и хватит. Однако, когда мы поднялись на самую вершину крепости, где развивается Черногорский флаг, усталости так и не было. Мы как маленькие носились по отвесным стенам, фотографировали бабочек и пытались залезть на шест, то есть на флагшток.

Ну а вечером мы всё-таки попали в кино. "Секс в большом городе" в Черногории на английском с сербскими субтитрами на берегу бассейна - что может быть необычнее?

21 августа. День тринадцатый. Боевое крещение.

Как выяснилось, дорога к Острогу оказалась лишь детской игрушкой по сравнению с тем, что пришлось испытать легкоукачиваемому человеку по дороге на Ловчен.

Итак, эпизод первый. Без малейших трудностей мы купили билеты до Цетиньи и отправились в путь (экскурсию решили не брать, а справиться своими силами, поскольку стала ощущаться нехватка средств, тем более, что Нина объяснила нам дорогу). Никакого подобия автовокзала, отсутствие вменяемой карты и каких-либо указателей - всё это вкупе с получасовым бесцельным хождением по городу заставило нас взять такси. Если память мне не изменяет, то вышло около 25 евро за троих в оба конца. Эпизод второй - в горы. Эту дорогу я не забуду никогда: всё время вверх, всё выше и выше, то вправо, то влево, и снова вверх, вверх. От красоты захватывает дух, от высоты закладывает уши. И ни одного прямого участка... Ну хоть 100 метров - нет, вверх по серпантину, и никаких гвоздей! За те 30 минут, что мы поднимались, у меня перед глазами пронеслась вся моя ненасыщенная подобными подъёмами жизнь. Когда мы наконец доехали, я села на камень, не имея ни малейшего желания вставать, с одной лишь мыслью: "второй раз я подобного не перенесу, обратно пойду пешком".

Однако же, в очередной раз не перестаю восхищаться местными таксистами, мало того, что наш таксист был при белой рубашке и галстуке, притормаживал, когда наименее измученные из нас пытались фотографировать, так он ещё водил, как Шумахер. Он дал нам час, по-моему...

Эпизод третий - Ловчен. Слегка набравшись сил, мы поползли вверх, громко распевая "и снится нам не рокот космодрома-а-а-а...". В 11 часов утра было ещё не так жарко, зато из-за дымки нам так и не удалось разглядеть Италию... Обратный путь оказался всё-таки не таким изнурительным, как наверх, и сидя уже внизу, в кафе, попивая вкуснейший кофе с пирожными, мы строили глазки нашему красавцу-таксисту, а он с милой улыбкой проезжал мимо нас раз пять, объезжая квартал и возвращаясь обратно.

Домой мы добирались на такси, вскладчину с мужчиной из соседнего города, потому что автовокзала мы так и не нашли (как потом сказала Мила, его просто там нет), а расписания мы не знали. Этот таксист, к сожалению, сильно отличался от предыдущего, не носил ни белой рубашки, ни галстука, заблудился в Будве, проехал против потока по улице с односторонним движением и, выкрикивая что-то в наш адрес, высадил нас в другом конце города. Что ж, тоже повод для смеха!

...А Будву тем временем затянуло дымом, сезон пожаров выпал как раз на последние деньки нашего отпуска. Над городом летали вертолёты, черпавшие воду в море и улетавшие с ней в горы. От спускающегося всё ниже и ниже к городу всепоглощающего огня становилось немного страшно, захотелось быть как-то поближе к родным и друзьям. Закрались мысли, а не стоит ли собрать вещи, паспорта и билеты, и приготовиться к эвакуации? Даже на пляже находиться было трудно, солнце уже ушло с нашего места, зато остался запах костра и клубы пепла, летящие с утёса и укрывающие воду и песок тонким серым покрывалом. Стало совсем неуютно. Впрочем, вечером нам удалось несколько отвлечься от пожара.

Пришёл Юрий и позвал нас троих в гости к своему другу, не знаю, случалось ли подобное с другими постояльцами, но мы согласились... и продегустировали едва ли не все напитки Черногории... надо будет как-то утром встать.

22 августа. День последний.

Встать, впрочем, на следующее утро удалось только мне, и на пляж я отправилась в одиночку. Зато девочки, в отличие от меня, успели собрать чемоданы. Эх, если бы я знала это ещё вчера, согласилась бы с Дмитрием на поездку на Яз. А вечером мы опять пошли в Ядран на наш последний черногорский ужин, было грустно, и даже полюбившийся в первый день волшебный соус с горячим хлебом не мог поднять настроения.

На набережной в это время вовсю кипит жизнь, а вот на пляже почти никого, и мне наконец-то удалось воплотить в жизнь ещё одно маленькое желание - искупаться в лунной дорожке. На самом деле это оказалось не так просто, как я думала, карабкаться по горной тропе на Могрен мы не рискнули, пошли на городской пляж, но и там освещения недостаточно, а вход в воду галечный, и идти пришлось на ощупь.

23 авуста. Заключение.

Совсем чуть-чуть осталось до вылета, а так не хочется уезжать. Чтобы немного скрасить последние часы, мы провели их в тихих волнах Адриатического моря на ставшем родным и уныло засыпанном пеплом пляже Могрен и отправились на прощальный завтрак в Моцарт.

А у меня ведь опять чемодан ещё не собран, вся какая-то несобранная и неорганизованная. Кое-как покидав вещи, мы погрузились в Юрину машину, так торопились, что я на тумбочке забыла "Мастера и Маргариту", так что, наслаждайся, Мила!

Вот и подошёл к концу наш отпуск. Очень грустно уезжать отсюда. Прощайте, величественные горы, приветливые люди, яркое солнце, ласковое море. До свидания, Будва! Мы будем скучать, но нашего отъезда никто не заметит. Мы уедем, а праздник продолжится. Будва - праздник каждый день!

Пусть сказка останется сказкой. Она немного подзабудется и от этого станет только лучше, а потом мы вернёмся и будем вспоминать, а сейчас нас ждут новые приключения!

Olga_Laz
    31/08/2009 00:19

Новости из Черногории

07.03.24 FlyOne начнет совершать рейсы из Еревана в Тиват
    21.07.23 Pegasus начал летать из Стамбула в Подгорицу
    26.10.21 Куда поехать в ноябре 2021
    22.08.21 Черногория вводит ограничения на въезд, но делает это максимально гуманно